Штрафной летчик

Решение записать этот рассказ было для меня не простым. Много времени ушло. Память стирает некоторые моменты, о которых стоило бы вспомнить и рассказать. Очень долго ковырялся в различных архивах... Видимо, это будет бесконечно!
Самое главное, - не могу найти сейчас и родственников по дядиной линии, чтобы хоть немного попробовать опереться на какие-то факты и события, которые они должны помнить. Нет уже в живых наверняка, и дочери его, - Беллы.

Еще одно заставляет писать об этом именно сейчас.
 
В апреле прошлого года погиб в зоне СВО мой внучатый племянник, полный тезка моего отца, внук моего родного брата. Весь ужас этой смерти состоит в том, что погиб он, воюя на стороне бандеровских фашистов…
Это он! Плоть от русской крови нашей! Двоюродный внук того, о ком я хочу сегодня рассказать!... За что? Зачем?.. У меня нет ответа!

***
 Мой рассказ о Федоре Павловиче (или просто дяде Феде), будет, наверное, неполным, потому что мои воспоминания и сведения о нем достаточно отрывисты и малы. Но, все же, - постараюсь держаться фактов.

Он был братом моего отца. Как и мой отец, жили они с матерью в детстве в с. Кудинцево Курской губернии. Федор был на 2 года младше моего отца.
Не буду много писать о его детстве.
Примерно в 1929 году мой отец Андрей, переехал жить в Днепропетровск, куда его распределили на строительство Днепрогэса.
Отец забрал тогда из деревни и брата, Федора, и мать Анисью Васильевну, мою бабушку.
Жили в строительных бараках, как все, кто работал на большой стройке.

Федор, окончив 7 классов школы, тоже пошел работать. Работал каменщиком где-то на стройке.
Но у Федора была мечта!
Когда он видел в вышине неба, пролетавшие тогда очень редко самолеты, его душа летела за ними…
 - Я буду летчиком! – как-то сказал он брату.
 - Не бузи, брат! Чтобы стать летчиком нужно учиться. Куда ты со своими семью классами полезешь?!! – ответил он Федору, - Да и к тому же, ты разгильдяй и хулиган!
 - Все равно стану! – надув губы ответил Федор.
… Было в его характере такое, что делало его непреклонным на пути к своей цели… Наверное, это досталось ему от отца. Но братья его почти не знали. Отец их, Павел, не вернулся с 1-й Мировой.

И мечта сбылась! Упорство и стремление к цели своей позволили ему поступить, пройдя курсы школы Осоавиахима, в 9-ю Военную Школу Лётчиков и Лётчиков-Наблюдателей в Харькове, затем его перевели в Чугуев. Он поступил туда уже на пределе возраста для поступавших слушателей. Ему было 24.

Война для Федора началась в Белоруссии, куда он попал служить в состав одного из авиаполков.
Мало у меня знаний об этом периоде! Знаю только, по его скудным рассказам, что у него было 4 боевых вылета. Сколько он сам сбил самолетов фашистских, - не знаю.

Я был мал в те годы и встречи, а приезды его были так мимолетны. Отец мой, когда говорил с братом о войне, отсылал меня всегда гулять или играть в сторонке.
Но как-то дядя Федя немного проговорился… Я накрепко, почему то запомнил этот короткий наш разговор.

Это было, скорее всего, в канун 9-го мая. Родители, с приехавшим к нам дядей Федей собирались куда-то на праздник. Выходные пиджаки обоих братьев были украшены боевыми наградами, в которых я тогда еще ничего не понимал.
Я обратил внимание на то что, у дяди Феди еще и медалей больше, чем  у моего отца.
Детское любопытство?.. Зависть?... Конечно да!
 - Дядя Федя! А почему у тебя больше медалек, чем у моего папы? – спросил я его.
 - Так получилось! – как-то особенно тихо сказал он. Обычно он всегда говорил очень громко… А тут!
 Тогда я спросил:
 - А ты тоже на войне из пушек стрелял, как мой папа?
 - Нет!... Сначала летчиком был… Потом сапером… - опять тихо ответил он, и ушел в сторону.

Этот разговор тогда засел у меня в голове.
И только когда я был уже, наверное, в классе 8-9-м, я напомнил о тех словах, услышанных тогда от дяди Феди своему отцу…
 - Давай как-нибудь потом об этом, - сказал отец.
Я часто просил отца рассказать о войне… То, что он мне рассказывал и легло в основу моих воспоминаний о нем в рассказе «Батя» - http://proza.ru/2023/12/12/1536.

А теперь то, что мне удалось допытаться о дяде Феде из рассказов отца, да еще и от тем малых фраз, которые я услышал все-таки в их диалогах с моим папой. Сам дядя Федя об этом наотрез отказывался говорить, хотя я у него пытался все выпытать...

1942 год. Белоруссия. Не могу точно сказать, когда это произошло…

… Столовая летной части. Офицеров обслуживают девочки-официантки, набранные видимо из близлежащих сел. Идут бои. Потери. Фашист прет.
… У летчиков есть время немного расслабиться. На ужин один из старших офицеров приносит спиртное. Выпили. Один из майоров начинает приставать к девочке-официантке.
Сами понимаете, ситуация – непростая.
Девочка начинает рыдать и отбиваться от приставалы… Он напирает.
… И тут какой-то лейтенант вскакивает, и бьет майора наотмашь кулаком в морду…
Удар у Федора был мощный. Еще в Кудинцево, пацанами, по рассказам отца, они выходили на лед реки Сейм, близ села, и дрались там кулачным боем с соседскими из другой деревни.
 - Лед на реке, бывало, после таких боев, становился весь красный от крови! – рассказывал мне об этих потасовках отец. 

Майору был сломан нос и выбиты два зуба…

Таким образом, мой дядя Федя из летчиков стал штрафником…

Готовя этот рассказ, я много времени провел в архивах, чтобы отыскать хоть какие-то документы о моем дяде…
Это очень непростая работа! Поверьте мне!
Казалось бы, хоть списки выпускников довоенных летных училищ найти!... Не тут то было!

***
Дальше, все обрывочно…
В архиве Министерства Обороны нашел документ.
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА на моего дядю Федю. Из этой маленькой, но ценной для меня бумажки читаю:
«Откуда и куда прибыл: ШТ 255 СИ 20.10.41г. (это я расшифровал как штрафной следственный изолятор);
Когда и куда выбыл: Бит. Ли «А» 31.10.41 г. (что это значит, - не знаю)»
Дальше, по-видимому, статьи. Насколько понимаю,  - причинение тяжкого вреда здоровью… ст. 118/X.

Кончился бравый летчик!
Судя по времени, - тогда только начинали свой «славный путь» штрафные роты, а затем уже и батальоны. Но не нам судить то время!
Мне лишь удалось установить, что почти до конца 1943-го года он и провоевал в 255-й отдельной армейской штрафной роте, которая в июне 1943 г. была переименована (ил переформирована?) из 13-й отдельной штрафной роты 60-й армии.
Что это было и как?... Об этом ничего рассказать не могу. Я видел, как больно Федору и Андрею даются эти разговоры и воспоминания. Наверное, потому они и говорили об этом «Рубиконе» в жизни дяди Феди без свидетелей… только с глазу на глаз.

Мне доподлинно неизвестно об этом. Хотя боевой путь 13-й и 255-й роты можно отследить по архивным документам. Знаю точно, что у него было ранение, а затем реабилитация.

… Передо мной еще несколько документов о дяде.
Это выписка из приказа 1942 года о награждении… уже младшего лейтенанта Белова Федора Павловича, командира отдельного саперного взвода, медалью « За отвагу»…
 
Нестыковка получается!
Неужели его представили к боевой награде во время службы в штрафной роте?.. Наверное, что-то не так… Буду еще раз проверять все!
Но в графе наградного листа «Краткое и конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг», подробно все изложено про него, - моего дядю.

Может дальше чуть легче будет восстановить?...

Опять наградной. Капитан Белов Ф.П. 5.04.44 за обеспечение форсирования реки Нарев представлен к  награде орден "Красного знамени». На оборотной стороне наградного листа, вполне разборчиво красным карандашом написано большими буквами: «Достоин награждения орденом Богдана Хмельницкого 3-ст», и стоят подписи двух генералов:  Командующий 65-й армией генерал-полковник Батов и Член военного совета генерал-майор Радецкий…
Вот это поворот в судьбе и военной истории! Летчик организовал сложнейшую переправу! Ведь к такому высокому ордену просто так не представляли!.. Хотя и рядовые солдаты могли получить такую награду.

Август 1944-го. Капитан Белов Ф.П. награжден орденом « Отечественная война 2-й степени». Это за участие в боях у города Ляховичи в июле 1944-го. И опять строка из наградного: «… находясь непосредственно в боевых порядках батальона,… лично учувствовал в отражении многократных контратак противника…».
Помня об участии в тех кулачных боях моего отца и дяди Феди у деревни Кудинцево в юности, я могу себе только представить то, что происходило в этих контратаках… А Вы представляете?...

Май 1945-го.
Уже все почти знают, что главный Урод проглотил свой яд в своей берлоге…
Но осталась еще Прага…

В архивах я разыскал боевые документы того периода с подписью командующего 4-м Украинским фронтом, генерала армии Еременко А. И., и его заместителя, - генерал-полковника Мехлиса Л. З…
Знаете, что меня в этих документах поразило?...
Посмотрите!
Они все набраны на печатной машинке,… но красными буквами… Можно это конечно принять и за стиль подачи письма просто. Особенно если учесть саму личность Л.З. Мехлиса… Но у меня появилось ощущение особого отношения к тем кровавым событиям 45-го, которые… были написаны той последней кровью, как всем казалось,.. последней войны.
Штурм Праги в такой окраске боевых приказов и распоряжений.

***

 … В справке о ранении дяди Феди написано: « На фронте Отечественной войны 11 мая 1945 года получил множественные пулевые ранения обеих ног»…

… Как-то он в очередной раз приехал к нам в гости из Днепропетровска. Летал всегда самолетом. Поездом, - было трудно с его ногами.
Вечером застолье. Родители выпили. Дядю Федю разморило. Он разделся, и лег в одних трусах на диван отдыхать…
Я смотрел неотрывно на ноги своего дяди. Девять черных дырок наискось от правого бедра до левой стопы, смотрелись страшно…
Мне родители уже тогда рассказали, что ноги дяде Феде в 45-м прострелил в той последней победной атаке 11 мая какой-то недобитый фашист... Уже после Победы!
Мне стало жалко его.
Я снял с украшенной уже новогодней елочки стеклянную игрушку-огурец, толкнул его чуть и сказал:
 - Смотри, дядя Федя! У меня огурчик есть!...
 - Хорошо! – ответил он сквозь хмельной сон, и, выхватив игрушку у меня из рук, положил ее в рот… Раздался хруст стекла… И он проглотил огурчик!...
Я остолбенел! Начал звать родителей. Они тут же вызвали скорую помощь.
Врач, осмотрев пациента, сказал, что с таким ничего страшного не будет, и уехал.

Я вспомнил об этом случае не случайно.
Помню я его всегда улыбчивым, шутником, умеющим перевернуть любую ситуацию юморным оборотом.
После войны дядя Федя так и жил в Днепропетровске. Было время, когда работал где-то строителем, болел.
Но была еще и огромная психологическая травма. Человек, мечтавший о полетах, уже никогда больше не сел в кресло пилота, и прошел столько испытаний и лишений, что и представить себе даже сложно…
К нам приходили слухи и пересуды, что когда дядя Федя бывал во хмеле,… а бывал он в этом состоянии довольно часто из-за постоянных психологических травм и ран, которыми его «наградила» война и судьба, он хватал топор и гонял по кварталу всех соседей… Приходилось милицию вызывать… Ему наверное было еще обидно за то, что некоторые соседи по двору, знавшие о его военной карьере иногда звали его: «ШТРАФНОЙ ЛЕТЧИК»…
Мне непросто судить его за это… Как и понять!...

Осталось только вспомнить несколько строк от Е. Евтушенко…

… Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Они  не понимают этого?... Рассчитывают, что их не коснется, если что?..
Коснется! И память о моем дяде, - Белове Федоре Павловиче, моем отце, - Белове Андрее Павловиче, как и память обо всех тех, кто побеждал во все времена во всех войнах, тому порукой. Побеждали во имя мира, а не рабства над чужой страной и свободой!

Она в нас, - наша Победа и Свобода!
   
… Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

ВСЕХ И ВСЕГДА МЫ ПОБЕЖДАЛИ! И ПОБЕДИМ!


Рецензии
Владимир, большое спасибо за эти мемуары.
Как мне кажется, Вам удалось передать дух того времени.
Светлая память героям Великой Отечественной и низкий поклон Вашему дяде Фёдору и многим славным воинам - таким как он.

Сергей Ключников   26.04.2024 07:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей за внимание и прочтение.
Жаль только, что мало пока материала удалось собрать.

Белов Владимир   26.04.2024 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.