Народный календарь 11 - 17 марта

МАСЛЕНИЦА
   
   Масленица! Масленица!
   По России катится!
   Широкая, разгульная,
   По-российски буйная!
  По всей широкой и разнообразной Руси. По избам и хоромам, по улочкам и проспектам, от бедных до богатых, от щедрых до чреватых! Всюду! Хоть как-то. Но обязательно: блин и сани, обжорство и загул, сжигание чучела и «прощение».

  Масленица!
  С языческих времен, чуя и зная время весеннего равноденствия, радуясь и подталкивая уходящую зиму, предки устраивали встречу бесповоротному теплу и животворящему солнцу. А потому — и блин, символ солнца, и сжигание чучела Мары (Морены) — злого духа тьмы, холода и смерти, и потому — ликования.
  Не сумев сломать языческого корня в народном празднике, церковь приноровилась к нему, пополнив (обогатив?) его дополнитель¬ным содержанием.

  Масленица!
  Целую неделю. Неделя называлась мясопустной или сырной. Неделя без мяса — полупост. С маслом, сырами, блинами. Чтобы постепенно перейти к посту. Но, где там! Если вся неделя гостевая, а значит – изобильная. Крестьянская семья среднего достатка из 5-6 человек «тратила от 5 до 10 рублей на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости» (С.В.Максимов). Это просто громадные деньги для середины XIX века. А если учесть, что покупались ещё и обновки семье, то станет понятно, почему Масленица называлась «разорительницей».

  Ни одна неделя в году не была столь насыщена происшествиями и дебошами, как неделя Масленицы. Тоже штрих.
  Каждый день Масленицы имел своё название и сопровождался определёнными действиями людей.


  ПОНЕДЕЛЬНИК — «встреча».
  К этому дню устраивались общественные горы, качели, балаганы. Дети с утра выходили строить «свои» горы и снежные городки. С утра свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером и сами являлись к сватам. В понедельник же богатые люди начинали печь блины. А бедные — с четверга или с пятницы. Первый блин всегда отдавался нищим на помин усопших.

 ВТОРНИК — «заигрыш».
 С утра из богатых домов посылались гонцы («позыватки») по родным и знакомым дочек и сынков: «У нас горы готовы и блины испечены — просим пожаловать». По прибытии гостей и после угощения катались с гор и высматривали себе невест и суженых.

  СРЕДА — «лакомка».
  Тёщи приглашали зятьёв на блины. Чаще всего зять с женой приезжал вместе с родителями. Попировав до позднего вечера, ложились спать, а утром, забрав с собою тёщу и тестя, отправлялись пировать к себе домой.
Но бывало и так, что зять считал себя обманутым (невесту ему «подсунули») и вел себя грубо и дерзко. А войдя в раж и гнев, мог поколотить молодуху и даже тёщу.

  ЧЕТВЕРГ — «разгул», «перелом».      
  Празднование Масленицы почти всюду начиналось с четверга. С утра катались с гор дети, их сменяла молодёжь, затем — молодожёны, бабы и даже мужики.
  На «корёжках», «катульках», «ледянках» «кожурах», санках и санях скатывались с гор все — от мала до велика. Бабы подвертывали сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевали варежек или перчаток: пусть все видят, сколько у них колец. Но это — чаще в городах.

  А деревенские запрягали лошадей, надевали лучшую сбрую и отправлялись на санях в ближайшую деревню, где назначался съезд саней. Там во второй половине дня устраивались катания-соревнования. Съезжались сотни саней. До 600-800 лошадей! Это — зрелище! Катали молодых девушек, угощались по поводу и без повода, подтрунивали над «новожёнами» — молодыми парами, у которых эта Масленица — первая. «Солили рыжики на пост», заставляя их целоваться по многу раз; молодые пары выстраивались вдоль улицы, и любой прохожий мог крикнуть: «Порох на губах!» — и молодые целовались. Песни, хороводы, гармошки!

  ПЯТНИЦА - «тёщины вечёрки».
  Зятья угощали своих тёщ блинами. Зять сам был обязан с вечера пригласить тёщу. Потом утром посылал гонцов. И чем большее их количество было, тем почетнее приглашение.
  На неделе же родители новорождённых детей ходили в гости к кумовьям с хлебом - «прощенником». Те, в свою очередь, отдавали визит крестнику, оделяя его подарками: чашкой с ложкой или ситцем, а более богатые — овцой и даже жеребёнком.

  СУББОТА - «золовкины посиделки».
  Молодая невестка приглашала своих родных к себе или подруг-девиц и на своём санном поезде развозила гостей по золовкам — сёстрам мужа. Невестка обязана была приезжать к золовкам с подарками.

  ВОСКРЕСЕНЬЕ - «проводы Масленицы» и «прощение».
  По-разному на Руси проходил этот день. Где-то во главе санного поезда сани с чучелом Масленицы-Морены и с девушкой-красавицей; где-то вместо девушки — ряженый мужик с водкой, а бывает на передних санях и ель, украшенная лентами, или колесо. Иногда Масленицу начинают возить с четверга до воскресенья, впрягая в сани вместо лошадей молодых парней. Но, что безусловно и повсеместно, так это сжигание Масленицы-Морены.

За околицей заранее готовился большой костёр из старых плетней, заборов, саней и бочек. К вечеру туда направляется печальная санная процессия. Девушки жалобно поют: «Сударыня Масленица, потянися!», т.е. — продлися. Устанавливают чучело, поют масленичные песни. Затем костёр поджигают. Туда летят остатки масленичного обжорства: блины, яйца, лепёшки.

  Но только раздастся с колокольни великопостный благовест к вечерне, загулявшие истово крестятся и во всю мочь мчатся по домам.
  Начинают ходить друг к другу родственники и соседи. «Прости, Христа ради, в чём я перед тобой согрешил» — «Прости и ты меня».
  Стихло праздничное веселье. Прекратились катанья, игры, драки.
  Начинается Великий пост.
 
11 – 17 марта 
11 МАРТА – НАЧАЛО МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ.
12 МАРТА. ПРОКОП-ДОРОГОРУШИТЕЛЬ.
   «Прокоп-дорогорушитель  дорогу ПРОКОПает». «У воды нос остёр – пробивается всюду». Пора! Пора! Ручьи звенят! Тепла и солнца сердце просит. Но не везде и не всегда силён Прокоп. И Россия велика, и год на год не приходится. Так что: телегу готовь, но сани – ещё главный транспорт.

  13 МАРТА. ВАСИЛИЙ-КАПЕЛЬНИК, ДРОВОРУБ.
  Считалось, что в этот день всегда бывает оттепель. И если с крыши капало, то охотники собирались на охоту на зайцев. А в Сибири Василий назывался дроворубом. Где-то в это время, пока ещё твёрд снежный наст, пилили в лесу деревья и вывозили их к берегам рек, для лесосплава.

  14 МАРТА. ЕВДОКИЯ-ПЛЮЩИХА, ВЕСНОВКА, ЗАМОЧИ ПОДОЛ.  По старому стилю Евдокия попадала на 1 марта и до 1492 года считалась первым новогодним днём (началом «новолетия»). А потому и примет этот день имел много, как всякий рубежный день. «Авдотья красна и весна красна». Но большинство примет было о лете. «Какова Евдокея – таково и лето». «Если на Евдокию ясно – год прекрасный, если пасмурно – год плохой». Но с другой стороны, были и противоположные прогнозы: «На Евдокию снег – к урожаю». Велика Россия…
  Начинались первые весенние заботы. «Пришли Евдокеи – мужику затеи»: соху точить, борону чинить.

  В некоторых областях России ещё в 19 веке на Евдокию не работали: в память о прежнем новогоднем дне.
  С кровель сбрасывали снег, а к вечеру по длине сосулек рядили о будущем льне: «длинные сосульки – лён долгий».
  А женщины, если до Евдокии в основном пряли, то с этого дня по-настоящему, вплотную начинали заниматься ткачеством. Верили, что с Евдокии «все подземные ключи закипают», а поэтому начинали белить холсты.
 Пожилые женщины следили за выпадением первого мартовского снега; собирали его и держали талую воду впрок, до случая: эта вода – от всех недугов.
15 МАРТА. ФЕДОТ.
  Ожидалась последняя оттепель. Могла быть резкой перемена погоды. Говорили: «На Федота занос (снег, метель) – всё сено снесёшь ( долго не будет травы).
    Дуют тёплые ветры. В серых сухих проталинах зарождается жизнь и зелень. Лесные ключи и ручьи черными тропинками выбегают к солнцу. Весна бесповоротна. Только не хватает точки в этой природном документе. Крестьянин ждёт её. Грач. Первая весенняя птица.

  17 МАРТА. ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК. МАСЛЕНИЦА.
  К этому дню обычно появляется на Руси грач. И крестьянин его не спутает ни с галкой, ни с вороной, ни с вороном. Посол хороших вестей всегда прекрасен, даже если чёрен и носат, как грач. Его ждут, этого посла весны, пекут хлебы в его честь, следят за его интимной жизнью: коли сразу на гнездо летит — будет дружная весна. А уж если сели грачи в "гнёзда", то через три недели можно выходить на посев: трава быстрее пронзит влажную тёплую землю — кончится бескормица для скота. Вот какая важная        птица — грач!

Радость встречи грачей не застит крестьянину ежедневных забот и напастей: кумаха, «овечья одышка», кикимора, бой с которой мужик отложил до 17 марта. Помнит, про всё он помнит. Помнит, какие неприятности доставляет эта паршивая, неряшливая баба: разбивает горшки, стучит вьюшкой, ощипывает кур, путает пряжу, бросается луковицами из подполья. Сколько можно терпеть!

  Крестьянин достает клок верблюжьей шерсти. Где, у кого — неважно. Может, у знакомого колдуна, а может, впрок запасся на одной из ярмарок, увидев диковинное животное. Чем труднее добывать средство, тем действеннее оно кажется. Кладёт этот клочок шерсти под шесток русской печи - и всё. Конец кикиморе. Но если нет шерсти, тогда заговаривай:  «Ах, ты гой  еси,  кикимора домовая, выходи из горюнина  дома скорее!». Может, поможет.

  Я поздравляю именинников масленичной недели:.
12 марта: Василий, Кира, Марина, Николай.
13 марта: Василий. 
14 марта: Антонина, Евдокия.
15 марта: Арсений, Федот.
17 марта: Василий. Вячеслав. Герасим. Даниил. Ульяна, Яков.

Я поздравляю всех читателей с новой весной, со старинным новым годом, новолетием! Пусть перемены будут светлыми, дни ясными, а жизнь – нужной и не в тягость.


Рецензии