Его душа и сейчас летает...

Друзья!
Из Сети.

9 марта 2024 года  исполнилось бы 90 лет первому человеку в космосе - Юрию Гагарину. "Но много ли вы знаете об этом герое, изменившем историю человечества? Итак, кто такой Юрий Гагарин? В курсе ли вы, что он родился в семье крестьян? А знаете, что его хотели отчислить из авиационного училища? Из-за маленького роста... Знаете, что тот же маленький рост (всего 165 см) позволил ему войти в отряд первых космонавтов? Что Гагарин не конкурировал, а дружил с Титовым? Что первым Гагарин стал благодаря своей честности? А помните ли из школьной программы, почему Юрий Алексеевич Гагарин произнёс своё знаменитое Поехали ? А что увидел Гагарин в космосе? Как приземлялся? И как переживал испытание славой после полёта? А как Гагарин умер? Биография Юрия Гагарина - точнее самое важное и интересное из неё - это вы найдёте в нашем комиксе правды . А кто для вас Юрий Гагарин? И что в его биографии для вас самое удивительное?".https://www.kp.ru/daily/author/18
...Други!
Мы с Юрием Гагариным-мартовские, по гороскопу-Рыбы. Ему бы ныне стукнуло 90(мне 81).
12 апреля 1961 года мы жили на маленькой ж.д.станции  Сотрино, Свердловской области.
Помню, с отцом Поликарпом Фёдоровичем Назаровым возвращались  тёплым апрельским днём с работы. Кругом текли весенние ручьи, настроение у нас - до небес!
Чудо свершилось- наш  русский человек впервые в истории мира оторвался от родной Земли.
И ЕГО ПОМНИТ И ЧТИТ СЕГОДНЯ  ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО!
Вл.Назаров
**************

90 лет со дня рождения Юрия Гагарина. Как он стал первым в космосе и погиб в небе

Юрий Гагарин — человек, не нуждающийся в представлении. Первый космонавт СССР и мира погиб молодым, но вполне мог бы дожить до наших дней: 9 марта 2024 года исполняется 90 лет со дня его рождения. Вспоминаем, как простой советский парень стал особенным для миллионов людей на всей планете и подарил им мечту о космосе.
© Секрет Фирмы
Биография Юрия Гагарина
Детство и образование
Видео дня
Юра Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (сейчас — Гагаринский район Смоленской области). Отец, Алексей Гагарин, был плотником, мать, Анна Тимофеевна — работницей молочной фермы. Будущий космонавт был третьим из четырёх детей, помимо него в семье было два брата и сестра.
Гагарины жили зажиточно — крепкий дом, скотный двор, большой сад, огород, свои холсты и пряжа. Алексей Иванович Гагарин был из местных крестьян, а вот Анна Тимофеевна окончила начальную школу в Петербурге. В гимназию не пошла, не хватило средств, но была очень начитанной и прививала детям любовь к учёбе.
В 1941 году, когда настало время Юре пойти наконец в школу, Клушино оказалось под оккупацией немецких захватчиков. Учёба прервалась, из дома семью выгнали фашисты, так что родители Гагарина с детьми ютились в выкопанной на замену землянке.
Деревня оставалась в оккупации тяжёлые полтора года, а в 1942 году, незадолго до отступления, немцы угнали на работы в Германию старшего брата Юры — Валентина (18 лет) и сестру Зою (14 лет).
Чудом Валентину, а затем и Зое удалось бежать из колонны. Валентин наткнулся на советскую танковую часть и примкнул к Красной Армии, а Зоя с её опытом ухода за деревенскими животными стала ветеринаром в кавалерийской части. В Клушино они вернулись уже после окончания Великой Отечественной.
Родную деревню Гагарина освободили 9 апреля 1943 года. Только после этого Юрий с братом смогли продолжить учёбу. Учителя его отмечали как очень способного ученика, который так часто поднимал руку, что его даже приходилось окорачивать.
По воспоминаниям односельчан, Юра с детства отличался требовательностью к себе, целеустремлённостью, но «ботаником» не был, про него говорили: «живой, как ртуть».
Он имел много интересов: занимался фотографией, играл на всех подвернувшихся музыкальных инструментах, пусть и не всё удавалось освоить.
После окончания войны в мае 1945 года Гагарины переехали в Гжатск (ныне Гагарин), где было проще прокормить семью — хозяйство разорили захватчики. Там в 1949 году Юра закончил шестой класс (тогда учились семилетками) и высказал желание продолжить учёбу в Москве, где у них жили родственники. Он планировал поступить в ремесленное училище и с раннего возраста приобщиться к какой-нибудь профессии.
Набор в московские училища закончился раньше, чем он с родителями смог приехать в Москву. Тогда Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище и параллельно пошёл в вечернюю школу рабочей молодёжи, где в 1951 году окончил седьмой класс. Параллельно он с отличием окончил училище по специальности формовщик-литейщик. Но дальнейшая его жизнь оказалась связана отнюдь не с литьём.
Всё изменилось, когда он поступил в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение, желая повысить свою квалификацию и разряд.
Там молодого студента заметили как хорошего физкультурника — он ещё с училища, несмотря на небольшой рост (165 см, по другим данным, даже меньше),
занимался баскетболом. А ещё — заинтересовали авиацией.
В 1954 году Юрий впервые пришёл в Саратовский аэроклуб ДОСААФ, а в 1955 году на спортивном аэродроме Дубки совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.
Открыв для себя небо, он уже не останавливался. Всего за то время, что Гагарин состоял в аэроклубе, он совершил 196 полётов общей продолжительностью 42 часа 23 минуты.
По его собственным воспоминаниям, именно с доклада о работах Циолковского для этого клуба началась его «космическая биография». Слова о том, что человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство, поразили его воображение.
В итоге, когда в 1955 году он окончил техникум и был призван в армию, его дальнейшая судьба оказалась предопределена — Гагарина распределили в 1-е военное авиационное училище имени Ворошилова и приписали к воздушным войскам.
Начало карьеры Гагарина в авиации
В военном училище Юрий Гагарин обучался у известного лётчика-инструктора Якова Акбулатова.
Перспективного юношу назначили помощником командира взвода, но его сослуживцы не оценили это решение: Гагарин оказался весьма строгим и требовательным сержантом.
Несогласные с его решениями подчинённые однажды даже сильно избили Юрия, так что он месяц провалялся на больничной койке, но высоких требований он не снизил и тогда.
За штурвалом Гагарину удавалось всё, кроме посадки. Самолёт под его управлением вечно клевал носом и садился жёстко, так что в какой-то момент даже встал вопрос об отчислении его из авиационного училища.
Гагарин едва не плакал и умолял оставить его, утверждая, что не может жить без неба.
Всё решила наблюдательность начальника училища генерал-майора Василия Макарова: в какой-то момент он заметил, что Гагарин из-за невысокого роста просто не видит нос самолёта и землю под нужным углом. Как только ему подложили на сиденье толстую подушку, ситуация резко выправилась. И в 1957 году Гагарин окончил училище с отличием.
К октябрю 1959 года за спиной Юрия Гагарина было в общей сложности 265 часов налёта. Он служил в истребительной авиации в звании старшего лейтенанта и имел квалификацию «Военный лётчик 3-го класса».
Семья Юрия Гагарина
Между тем ещё в 1957 году молодой лётчик обзавёлся собственной семьёй. Его избранницей стала Валентина Ивановна Горячева.
Юра и Валя познакомились и расписались ещё в Оренбурге, где Гагарин учился в Чкаловском военном авиационном училище лётчиков, а его будущая жена — в медучилище. В дальнейшем Валентина Гагарина работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полётами.
17 апреля 1959 года у четы появилась первая дочка — Леночка. Вторая — Галя — родилась незадолго до знаменательного полёта отца в 1961 году. После того как на Гагарина обрушилась слава, часто проводить время с женой и детьми стало затруднительно, но известно, что он использовал любую возможность, чтобы побыть с семьёй.
Хотя в советское время об этом не было принято говорить, Юрий Гагарин по обычаям крестьянских семей был крещён. Своих дочерей он также тайно крестил в Смоленской области, подальше от Москвы, где к ним было приковано слишком много глаз.

Как Юрий Гагарин попал в космонавты.
5 января 1959 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение начать отбор космонавтов для первого полёта в космос на корабле
«Восток-1». 20 кандидатов должны были выбрать и предоставить Военно-воздушные силы СССР.
Узнав об отборе, 9 декабря того же года Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Через неделю Гагарина вызвали в Москву для прохождения обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. Медкомиссия признала его годным для космических полётов — Юрий был здоров, физически развит, уверен в себе и обладал нужным набором психологических качеств.
«Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды, <... > есть воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — "работать". На собраниях вносит дельные предложения. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. <.> Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, знает жизнь больше, чем некоторые его друзья. Отношения с женой нежные, товарищеские», — заключили медицинские психологи.
Невысокий рост Гагарина, из-за которого чуть не прервалась на взлёте его авиационная карьера, здесь оказался только плюсом. Требования к первым космонавтам были такие: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг.
Главный конструктор Сергей Королёв, проектировавший «Восток-1», был вынужден поставить ограничения по росту и весу, так как не был уверен, что более тяжёлого пилота без проблем выведет в космос ракета-носитель.
Подготовка Юрия Гагарина к полёту в космос
11 января 1960 года по приказу главнокомандующего ВВС была организована специальная войсковая часть, куда вошла группа отобранных для полёта в космос лётчиков (Первый отряд космонавтов СССР). Зачисленный в эту группу Гагарин 11 марта вместе с семьёй выехал к новому месту военной службы. Уже с 25 марта начались регулярные занятия и интенсивные тренировки будущих космонавтов.
Отобранные кандидаты должны были сдать множество тестов и пройти множество тренировок на способность к высотной и стратосферной адаптации, быстроту реакции, физическую выносливость, психическую уравновешенность.
Космос был неосвоенной территорией, и к первому полёту за пределы земной атмосферы готовились буквально как к прыжку в неизведанное: нужно было предусмотреть любую внештатную экстремальную ситуацию.
Космонавтов готовили к посадке на воду, на землю, на деревья и — что страшнее всего — на территорию потенциального противника (а в разгаре была холодная война с США). На этот случай в набор советского космонавта входил пистолет — бесполезный в невесомости, он мог оказаться незаменимым в случае необходимости защиты военных секретов от вражеских агентов. Или обороны от принявших его за инопланетян
соотечественников.
Зачем пистолет космонавту?
Когда ему вручили пистолет Макарова, Гагарин был очень удивлён.
Он спросил: «Неужели я должен иметь при себе пистолет, потому что мне угрожают инопланетные существа?»
Ему ответили: «Нет, но он может понадобиться для защиты от существ земных, когда вы приземлитесь. Мы будем ждать вас в одном месте, но вы можете приземлиться в другом».
Тренеры пояснили, что корабль может отклониться от курса и приземлиться в лесу, полном хищников, например, или в местности, где Гагарину никто не поверит, посчитав существом, прибывшим с другой планеты и очень опасным.

Конкуренция в Первом отряде была нешуточная. Ведь речь шла ни много ни мало о том, кто войдёт в историю. Будущие космонавты должны были проявить себя во множестве областей, и далеко не все осилили эту гонку. Из двадцати претендентов в 1960 году отобрали шестерых, ими стали:
Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский.
Их тренировками занялся знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай.
Именно от него, кстати, его подопечные переняли манеру говорить «Поехали!» — эта фраза в исполнении руководителя звучала на каждой тренировке, к ней привыкли.
Юрий Гагарин не выделялся ничем особенным, про него никогда не говорили, что ему в чём-то «не было равных». Но он обладал дисциплиной, выдержкой, никогда не опаздывал и на длинной дистанции по сумме дисциплин оставил многих товарищей позади.
Герман Титов, второй космонавт планеты, говорил: «Когда Юру отобрали для полёта, я ему очень завидовал. И никак не мог понять, почему он? Мы все были тренированы и психологически, и физически. Но потом понял: только Гагарин обладал отличным качеством — у него не было чувства зависти!»
На выбор первого космонавта, естественно, повлияло не только это.
Знаменитая история о том, что Королёв выбрал Гагарина за улыбку — не более чем красивый миф. Гораздо большее значение имела его сила, надёжность, образованность и психологическая устойчивость: даже когда космонавты проходили самое тяжёлое испытание, 15 дней в изолированной комнате, где у нормального человека могут возникнуть галлюцинации из-за тишины, Гагарин стойко пережил эти две недели и — эти аудиозаписи сохранились — развлекая себя, пел песни.
Перед полётом в отряде было проведено тайное голосование среди космонавтов, где им предлагалось самим ответить на вопрос, кто из них больше подходит на роль первого человека в космосе.
Большинство, хотя они были конкурентами, первым номером назвали Гагарина.
23 марта 1961 он был назначен командиром отряда. А в апреле перед самым полётом на Государственной комиссии его утвердили в качестве первого космонавта. Его дублёром должен был стать Герман Титов. Вторым дублёром — Григорий Нелюбов.
Ходит версия, что первоначально на роль первого космонавта рассматривали Нелюбова. Но в последний момент отказались от этой мысли — якобы высокому руководству не понравилась его фамилия и неславянская внешность лётчика. Гагарин же удовлетворил советскую номенклатуру по всем параметрам.

Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблём «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска.
В тот день главный конструктор Сергей Королёв встретился с шестью претендентами и показал им разные типы космических кораблей, в конце остановившись около «Востока». Он предложил будущим космонавтам посидеть в кресле пилота, и Гагарин вызвался первым. Причём в кабину он забрался, предварительно сняв ботинки, чем приятно впечатлил Королёва. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым».
При строительстве «Востока-1» конструкторы часто вынуждены были выбирать неоптимальные, но простые и быстрые решения, потому что СССР пытался выиграть у США в космической гонке и отправить человека в космос первым любой ценой. Чтобы не задерживать пуск, решили отказаться от систем аварийного спасения на старте и от мягкой посадки корабля.
Также из конструкции убрали дублирующую тормозную установку, поскольку корабль, если бы его не удалось посадить сразу, всё равно в течение десяти суток сошёл бы с орбиты и затормозился об атмосферу. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
И даже с миниатюрным Гагариным всё оказалось не так гладко: суммарный вес космонавта, его скафандра и кресла превысил максимально допустимую нагрузку на 13,6 кг, поэтому инженеры демонтировали часть внутренней аппаратуры «Востока-1», чтобы сократить вес.
Первый полёт человека в космос: как это было
Корабль «Восток-1» с пилотом Юрием Гагариным на борту стартовал 12 апреля 1961 года в 09:07 утра по московскому времени. В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу «Поехали!», которая моментально стала крылатой.
Ракета-носитель отработала без замечаний и вывела корабль на орбиту, но не обошлось без накладок. На завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени, и они отключились немного позже по таймеру, но в итоге корабль поднялся на 100 км выше расчётной точки орбиты.
Это ставило под угрозу сценарий аэродинамического торможения, если бы механизмы посадки тоже отказали: по разным оценкам, сход с такой орбиты мог занять от 20 до 50 дней, что не гарантировало выживание Гагарина.

Однако после полёт пошёл штатно.
С орбиты поддерживалась связь с командным центром, которому Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он сообщил, что ему очень нравится вид Земли из космоса, в частности, произнёс следующее:
«Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!.. Внимание! Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!»
Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, пытался делать записи. Это может показаться странным, но до него в космосе никто этого не делал, поэтому все
данные о том, что происходило с человеком во время полёта, были чрезвычайно важны для науки.
В конце полёта тормозная двигательная установка успешно отработала, но из-за недобора импульса автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду.
Гагарин решил не пугать руководителей полёта и расплывчато сообщил о нештатной ситуации на борту корабля.
Когда отсеки наконец разделились из-за сгорания разделяющих кабелей в плотных слоях атмосферы, спуск «Востока» происходил по баллистической траектории с 8-10-кратными перегрузками, к которым заранее готовили космонавтов.
Но всё равно спуск был испытанием не для слабонервных: из-за трения воздушных масс температура снаружи корабля достигала 3000-5000 градусов Цельсия, так что обшивка загорелась, а по стёклам иллюминаторов потекли струйки расплавленного металла.
Кабина выдержала.

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался и спустился на парашюте, в то время как капсула тоже начала спускаться на парашюте отдельно от пилота.
Затруднения возникли уже на земле — в герметичном скафандре Гагарина заело клапан, через который должен был поступать наружный воздух, так что космонавт едва не задохнулся.
К счастью, проблему удалось решить, он избежал посадки в ледяную воду Волги и приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. Это было далековато от запланированного места посадки под Сталинградом, но руководство было готово к такому развитию событий. Зенитчиков ПВО предупредили заранее, чтобы они следили за спускающимися с неба «контейнерами» и передавали данные в командный центр.
Первыми человека, побывавшего в космосе, встретили местные жители: жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия).
Впоследствии Рита вспоминала, что человек в громоздком оранжевом скафандре очень напугал их с мамой, но Гагарин криком «Мамаша, стойте, свои!» успокоил женщин и даже показал корабль, тоже севший неподалёку.
Вскоре на место приземления прибыл майор Гассиев, который доставил Юрия Гагарина в расположение местной воинской части, где он по телефону отрапортовался о
выполнении поставленной задачи. А уже оттуда его — уже в статусе героя Советского Союза и первого в мире лётчика-космонавта — повезли в Энгельс, Куйбышев и наконец в Москву докладывать и принимать награды и поздравления.
Тем временем знаменитый советский диктор Юрий Левитан объявил по радио:
«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, лётчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич».
«Рабочий день был "испорчен": он превратился в праздник, люди были охвачены эйфорией, со всех сторон слышалось неизвестное до сего момента имя — Юрий Гагарин», — из воспоминаний инженера Льва Музурова, сотрудника ОКБ-1.
Весь полёт занял 108 минут (по другим данным, 106 минут), за это время «Восток-1» сделал один полный оборот вокруг Земли и приземлился на территории СССР, как и было запланировано.
Когда принималось решение о полёте, многие, включая Гагарина, хотели сделать его более продолжительным. Но в ходе тестовых полётов собак было замечено, что на третьем-четвёртом витке их самочувствие ухудшалось, так что во избежание этого решили ограничиться одним витком.

Слава первого космонавта
В Москве 14 апреля героя по настоянию генерального секретаря Никиты Хрущёва встречали грандиозным торжеством.
На подлёте самолёта с Гагариным к Москве к нему присоединилась воздушная эскадрилья из семи истребителей МиГ-17. Во Внуково, где села эта воздушная колонна, уже был подготовлен грандиозный приём: ликующая толпа, журналисты и кинооператоры, руководство страны, красная ковровая дорожка и оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
После того как Гагарин под всеми этими взглядами прошёл к Хрущёву и отрапортовал о выполнении задачи, ему предстояла поездка по Москве в открытом автомобиле, чтобы
все советские граждане могли видеть «первого человека в космосе».
Несмотря на обрушившуюся на него славу, Юрий Гагарин не страдал от «звёздной болезни». Крестьянский сын, росший в военное время, он держался с достоинством на высоких приёмах и приветливо, по-простому — с рабочим людом.
Образ Гагарина широко тиражировался и использовался.С ним выпускали марки, монеты, плакаты, а его улыбка стала самой известной на Земле после разве что Моны Лизы. Сам Гагарин достаточно сдержанно относился к своей популярности.
«У меня, как и у других людей, много ошибок. Есть у меня и свои слабости. Не надо идеализировать человека. Надо брать его таким, как он есть в жизни. А то неприятно получается, как будто бы я такой паинька, такой хорошенький, что тошно становится», — писал он в своём дневнике.

Но в глазах всего мира он был, конечно, небожителем.
Рутина военной службы была на время забыта. В рамках двухгодичного международного турне, которое иногда называют «Миссией мира», Гагарин посетил свыше десятка стран, от Чехословакии до Японии, где его встречали на самом высоком уровне.

«Завтракал у королевы в Букингемском дворце. Вот как! Королева приняла хорошо. Была обходительной, корректной. Побеседовали с ней о погоде, о космосе, о впечатлениях. С принцем говорил о лётчиках, полётах, новых
машинах... Подарил королеве книгу. Она очень обрадовалась. В ответ преподнесла семейную фотографию», — из дневников Гагарина.

Помимо этого, Гагарин стал депутатом Верховного Совета СССР, президентом общества «СССР — Куба», представителем многих комиссий, инструктором по полётам для новых космонавтов, участвовал в совещаниях конструкторских бюро, посещал заводы и больницы, учился, проводил время с семьёй. Современники удивлялись, как много он успевал.

Как погиб Юрий Гагарин
Несмотря на то, что Гагарин неоднократно просил снова отправить его в космос, вновь отправиться на орбиту ему так и не удалось.
Советское руководство не хотело рисковать главным символом победы в космическом противостоянии на новых опасных миссиях. Но от судьбы это героя не уберегло.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15 УТИ. Несмотря на знакомую машину и руководство опытного инструктора Владимира Серёгина на соседнем кресле, полёт закончился крушением вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.
Тела лётчиков были кремированы, прощание прошло 30 марта в Центральном Доме Советской Армии, а на Красной площади состоялся траурный митинг. По всей стране объявили минуту молчания.
Расследование причин катастрофы на долгие годы было засекречено.
Специальная государственная комиссия сделала вывод, что из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки экипаж вошёл в вертикальное пике, из которого самолёт не смог выйти, и погиб, столкнувшись с землёй.
Наиболее вероятной причиной для такого странного поведения названа попытка уклонения от воздушного шара-зонда или другого самолёта с попаданием в вихревой след.
Возможно, пилоты рассчитывали успеть вывести самолёт из падения, но из-за неточных метеорологических данных или показаний приборов неверно оценили запас высоты. Технической неисправности самолёта не выявили.

Юрий оказался единственным мужчиной в жизни Валентины.
После его гибели она практически перестала участвовать в официальных мероприятиях, замкнулась. Жила в Звёздном городке в Щёлковском районе Московской области, в квартире, которую получил Гагарин незадолго до смерти. Периодически участвовала в памятных мероприятиях, сотрудничала с музеями, выпускала мемуары о первом космонавте. Как его жена, была награждена Орденом Гагарина и Орденом Ленина, имела статус почётного гражданина Московской области.
Валентина Ивановна скончалась в 2020 году. Старшая дочь Елена работает гендиректором музея-заповедника «Московский Кремль». Младшая, Галина — преподаватель Государственной академии им. Плеханова.
Награды и звания
Как первый космонавт СССР и мира Юрий Гагарин имеет множество званий, орденов и наград — как прижизненных, так и посмертных. Приведём лишь некоторые из них. Звания:
Сразу после полёта в 1961 году был произведён в звании от старшего лейтенанта до майора, через год и два месяца подняли до подполковника, а в 1963 году дали полковника;
Герой Советского Союза (14 апреля 1961 года);
Герой Социалистического Труда СССР;
Герой труда;
Лётчик-космонавт СССР;
Заслуженный мастер спорта СССР;
Почётный гражданин 14 городов СССР и двух городов России (в том числе Калуга, Гагарин, Байконур, Смоленск), почётный гражданин Афин (Греция), Софии, Перника
и Пловдива (Болгария), Лимасола и Фамагусты (Кипр), Сен-Дени (Франция), Тренчьянске Теплице (Словакия).
Ордена и медали:
Орден Ленина (СССР);
Орден Карла Маркса (ГДР);
Орден за заслуги в воздухоплавании (Бразилия);
Орден Звезды Индонезии II класса; - Крест Грюнвальда I степени (Польша);
«Ожерелье Нила» (Египет);
Медаль «40 лет СССР»
Медаль «За освоение целинных земель» (где неосвоенными землями был объявлен космос);
Медаль «Золотая Звезда СССР»;
Золотая авиационная медаль ФАИ (высшая награда международной федерации аэронавтики);
Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» и др.
Кроме того, за первый полёт от руководства СССР Гагарин в награду получил автомобиль «Волга», четырёхкомнатную квартиру с меблировкой и премию 15 000 рублей, не считая более мелких подарков.
Памятники и мемориалы Гагарину
В России и за её пределами множество памятников, посвящённых первому человеку в космосе. Один из самых известных — 42-метровый памятник Гагарину в Москве на площади Гагарина (скульптор Бондаренко).
Не обходится без памятников и бюстов во всех городах России, связанных с космосом и названных в честь его первопроходцев: Гагарине, Циолковском, Королёве.
Также известны монументы в Гринвиче (Великобритания), в Хьюстоне (космический центр США), Монпелье (Франция) и многих других городах мира. Именем Гагарина названы также многие культурные и образовательные учреждения России, парки, станции метро, аэропорты.
Наконец, именем Гагарина назван один из лунных кратеров и астероид.
Кроме того, он увековечен в единственной пока художественной инсталляции на земном спутнике под названием «Павший астронавт». Американские астронавты, побывавшие на Луне, оставили там табличку и памятные медали с изображением людей, отдавших жизнь освоению космоса — Юрия Гагарина, Владимира Комарова, Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи.
https://weekend.rambler.ru/people/
*******
2.Почему в СССР скрывали, что Гагарин приземлился на парашюте?
"Комсомолка" выяснила, как на самом деле возвращался первый космонавт.

Из-за того, что руководство Советского Союза очень хотело зафиксировать мировые рекорды на долгие годы были засекречены подробности очень рискованного возвращения Гагарина на землю
- А ты знаешь, что в СССР почти двадцать лет скрывали о том, что Гагарин не приземлялся в корабле «Восток»? - спросил я более юного коллегу, когда готовил этот материал.
- Зачем? - поползли у него брови вверх. - Что плохого в том, что он возвращался на парашюте?
Плохого, конечно же, абсолютно ничего. Но вот что было - то было.
Спускаемый аппарат - за высоким забором
После 12 апреля 1961 года два десятилетия в книгах о последнем этапе полета космонавта писали уклончиво - мол, приземлился у деревни Смеловка Саратовской области. Вышел к людям. Первыми его увидели жена лесничего Анна Тахтарова. Они с шестилетней внучкой Ритой сажали картошку.
 Юрий прокричал:
- Не бойтесь! Я свой, советский!
Ну и дальше в общем-то вся история расписана по часам и минутам. А что было за несколько минут до того?
На послеполетной пресс-конференции на вопрос одного из журналистов о том, как проходило приземление - в кабине или вне ее Гагарин уклончиво ответил:
- Главный конструктор предусмотрел оба способа посадки: как внутри, так и вне корабля.
А сам спускаемый аппарат корабля «Восток» завезли на режимную территорию ОКБ-1 Сергея Павловича Королева в Подлипках (позже оно стало называться ракетно-космическая корпорация «Энергия») и чтобы увидеть знаменитую капсулу, нужно было получить особый допуск. Я сам впервые попал в музей «Энергии» много лет назад по строго согласованному списку. Почему? Да потому, что пытливый посетитель, заглянув внутрь корабля, мог увидеть направляющие катапультного кресла.
Впервые гагаринский корабль вывезли за территорию космического предприятия и показали публике только пару лет назад!
Мы должны всем рекордам...
Что же произошло? Почему решили соврать? Разве то, что Гагарин приземлялся на парашюте, хоть на йоту приуменьшает подвиг первого человека, рискнувшего отправиться в космос? Конечно же нет! Мало того, спроси сегодняшних космонавтов готовы ли они повторить 108 минут Юрий Алексеевича, думаю, многие покачают головой - слишком опасно. А уж с отстрелом на катапульте на высоте 7 километров... Ох... (см. главку «Как на самом деле приземлялся первый космонавт»).
И ради чего же тогда все затеяли?
Всего-навсего ради международного рекорда.
Дальше я буду цитировать книгу спортивного комиссара Ивана Борисенко «На космических стартах и финишах», учитывая, впрочем, что первая ее редакция была издана в 1975 году и в ней, опять же, история с приземлением описана не так, как было на самом деле. Но зато подробно рассказывается то, что ей предшествовало:
«Это было в начале февраля 1961 года. В федерацию авиационного спорта, где я работал, позвонил помощник Сергея Павловича Королева и сказал, что Главный конструктор хотел бы встретиться со спортивным комиссаром. Я лишних вопросов не задавал: надо, — значит, надо, не станет Главный конструктор тратить свое время на пустые беседы.

— Существует кодекс авиационных рекордов, достижений. Так, Иван Григорьевич?
—Так точно!
— Имеются ли официальные правила или положения спортивного кодекса о регистрации космических рекордов?
Я ответил, что да, на 53-я Генеральная конференция ФАИ... в качестве абсолютных мировых рекордов полета человека в космос [решено] признавать и регистрировать следующие рекорды:
— продолжительность полета;
— высоты в неорбитальном (баллистическом) полете;
— высоты в орбитальном полете (полет вокруг Земли);
— наибольшей массы (веса) космического корабля, поднятого на высоту 100 и более километров от Земли.
Затем достал положение: «Рекордным признается такой полет, при котором экипаж космического корабля, достигнув максимального результата, возвратится благополучно на Землю. Для официального признания необходимо после полета представить на утверждение ФАИ (Международная авиационная федерация - А.М.) дело о рекордном полете...»
Борисенко перечисли все подробности, которые нужно сообщить для регистрации рекорда.
Дальше спортивный комиссар пишет:
«Сергей Павлович слушал очень внимательно, делал какие-то пометки. Когда я закончил, он подвел итог:
хорошо знать все положения и правила спортивного кодекса ФАИ. Будем изучать...»
Особенно серьезно Королев отнесся к пункту - космонавт должен в момент приземления находиться внутри корабля.

Лайка - не в счет
Незадолго до старта спортивные комиссары Иван Борисенко и Владимир Плаксин встречались с Юрием Алексеевичем:
«Короткие встречи с командиром «Востока» Гагариным носили деловой, официальный характер. Мы его ознакомили с кодексом ФАИ, объяснили суть нашей работы, рассказали, что требуется от него.
—А почему раньше не регистрировались космические рекорды? — заинтересовался Гагарин.
— и Наш спутник тоже был первым, — не отступал Юрий. — И лунная ракета, фотографирование Луны...
—То были автоматы, — ответил я.
—А Лайка? — не унимался Гагарин.—Живое существо. За ней летали и другие собачки. А космический манекен «Иван Иванович»?..
— «Иван Иванович» тоже своего рода автомат, — заметил я. — Первым будете вы, Юрий Алексеевич.
— Всю эту документацию в Париж повезете? — спросил Юрий.
— Обязательно повезем, — поспешил заверить Плаксин.
— Счастливчики. А я вот ни разу в Париже не бывал, — пошутил Гагарин и добавил—А без меня все это утвердят? Может быть, с собой возьмете?.»

То, что было не со мной помню
12 апреля 1961 года Владимир Плаксин стоял, сжав в руке секундомер, на космодроме.
9 часов 7 минут. Есть старт!
Именно там, по расчетам баллистиков, должен был раскрыться парашют космического корабля.
Дальше в своей книге Борисенко описывает того, чего в его жизни не было и быть не могло:
«...Скорость снижения 220 метров в секунду. До Земли оставалось еще около 7000 метров. Вот-вот откроется первый тормозной парашют, а за ним начнет работу основная парашютная система. Мы не отрывали глаз от неба, где с секунды на секунду должна была появиться оранжевая точка—купол гигантского парашюта. А вот и он... Все ниже, ниже... Наш вертолет поспешил к месту посадки...»
Понятно, что видеть приземления он видеть не мог. «Восток» отклонился от расчетного места посадки на 180 километров. Никаких вертолетов поблизости от места приземления не было. Гагарин еще дожидался спасателей в военной части под Энгельсом. И пойди пойми из этого описания, чтобы же приземлялось - корабль? космонавт? Но именно так уклончиво описывали момент приземления первого космонавта в советское время все газеты и приводили «свидетельства» очевидцев в книгах.
12 апреля 1961 года Борисенко оформил то, ради чего была на долгие годы устроена вся коллизия. Гагарин установил три первых абсолютных мировых космических рекорда:
- рекорд продолжительности полета (108 минут),
- рекорд высоты полета (327,7 километра)
- рекорд максимального груза, поднятого на эту высоту (4725 килограммов).

Но с рекордами все оказалось не так просто. Борисенко их зарегистрировал, но нужно было, чтобы их согласовала ФАИ. Примерно через три месяца после полета Гагарина в Париже состоялось заседание федерации. Ее руководители попросили членов советской делегации
почти пять часов. В конце концов согласились зарегистрировать рекорды без соответствующих бумаг: факт то был на лицо - Гагарин - первый человек, побывавший в космосе. И уж это-то отрицать было никак невозможно.
А спустя семь лет ФАИ учредила специальную золотую медаль в честь первого космонавта...
Вроде бы рекорд зарегистрировали и теперь-то чего темнить? Но раз уж начали...
Через год уже Павел Попович (он летал на двое суток на корабле «Восток-4») на послеполетной пресс-конференции вынужден был сказать:
- Подобно Титову и Гагарину, я приземлился внутри корабля...
Но сложнее всего космической цензуре пришлось в 1964 году, когда стартовал первый «Восход» с экипажем из трех человек. Этот корабль впервые был снабжен двигателями мягкой посадки и космонавты действительно приземлялись в спускаемой капсуле. Серьезное достижения для тех лет. Но как теперь это подчеркнуть? Пришлось выкручиваться, опять сочиняя туманные фразы.

Но вот в чем дело - Гагарин никогда спортивной авиацией не занимался. После окончания аэроклуба в Саратове в октябре 1955 года он в спортивных соревнованиях не участвовал. Потому что сразу был направлен в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков. А после его окончания в ноябре 1957 года отправился служить в ВВС Северного флота.
- По всей видимости, логика была такая: поскольку рекорды утверждались спортивной комиссией ФАИ, наверняка нужен был документ, подтверждающий статус Юрия Гагарина-спортсмена, - объясняет сотрудник историк, сотрудник Мемориального музея космонавтики Виктор Таран. - Вот и выписали удостоверение задним числом. Причем, сделано это было либо до полета, либо в первые дни после возвращения. Поначалу в летящей подписи «Гагарин» под перекладиной первой буквы фамилии Юрий Алексеевич ставил маленькое «Ю». Но вскоре после полета подпись изменилась. Скорее всего, потому, что ему приходилось часто давать автографы и некогда было писать эту милую характерную букву «Ю».
Автограф Гагарина. До полета в космос под перекладиной первой буквы фамилии Юрий Алексеевич ставил маленькое «Ю».
Также «Комсомолка» впервые публикует Акты «О производстве взвешивания космического корабля-спутника «Восток» и «О приземлении корабля-спутника «Восток»» с той самой «дипломатической» формулировкой из которой нельзя было понять каким именно образом вернулся на землю Юрий Гагарин. Все эти документы теперь в музее. Но сохранились они случайно.

Как на самом деле возвращался первый космонавт
Из-за того, что руководство Советского Союза очень хотело зафиксировать мировые рекорды (хотя, если честно, сегодня не очень понятно зачем - главное ведь не в рекорде, а в том, что первый человек побывал в космосе) на долгие годы были засекречены и подробности очень рискованного возвращения Гагарина на землю. А ведь два происшествия были критичными и едва не стоили жизни космонавту.
Понятно, что Юрий Алексеевич рисковал. Но риск первопроходца во много раз больше, чем риск того, кто идет следом. Гагарин справился. Он выжил и на самом деле проложил человечеству дорогу в космос. Поэтому и чтит его весь мир как героя.
Итак, 12 апреля в 10:42 на высоте 7 километров крышка люка корабля «Восток» отстрелилась и кресло с космонавтом катапульта выдернула из спускаемого аппарата. Через полсекунды раскрылся тормозной парашют, затем - основной парашют. Он выдернул космонавта с кресла.

В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания — его скафандр не был снабжен запасом кислорода в баллонах. Вот только шарик клапана оказался затянут той самой ярко-оранжевой оболочкой скафандра. В докладе потом Юрий Алексеевич рассказывал, что потратил около шести минут: «потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально». А если бы открыть клапан не удалось?

А на высоте 3 километров раскрылся запасной парашют. Таким образом, Гагарин спускался под двумя куполами с вертикальной скоростью 4-5 м/с. Лететь на двух парашютах опасно и неприятно. Тем более, что управлять ими космонавт не мог. Почти до самой земли он летел спиной вперед,... не представлял себе, куда приземлится. Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом по сносу и он увидел, что ветер отнес его от разлившейся весенней Волги и он будет приземляться на сушу.
4 августа 2021 г.
https://www.kp.ru/daily/
************
3.ВОСПОМИНАНИЯ О ГАГАРИНЕ

Данные фотографии были сделаны офицером, начальником станции слежения, тов. Смирновым. Естественно, рядом находился особист, съёмка была запрещена. Примерные настройки фотоаппарата, вешание на шею и незаметная съёмка на свой страх и риск. Времена суровые, ещё не прошёл год, как сбили ин.шпиона.
"Это было 12 апреля ...в 10-55 "метал. шар", в котором был Ю.Г., треснулся о землю в 150 км от заданного квадрата... Ближе всего оказалась часть дальнего слежения за спускаемым аппаратом, в 12-13 км. На грузовой машине отправились 3 офицера - политрук, особист, нач.станции слежения (мой отец) и 6 солдат.
Отец захватил с собой фотик Kodak Retina (жива ещё.), и правильно сделал. Но особист сразу же запретил что-либо снимать. Тогда отец повесил его на шею, выставив заранее примерно диафрагму и глубину резкости...и пробовал снимать не глядя. Более-менее фотографии Юры получились, а вот сам спускаемый аппарат - увы и ах, увы :(
Ю.Г. откинул уже крышку до их приезда??? (она была открыта.) - они выставили оцепление и помогли Ю.Г. выбраться. Первые слова после откидывания стекла скафандра были. «Что вы, мать вашу, так долго..», затем попросил пить.. По словам отца, Ю.Г. выглядел очень плохо, он всё время мелко дрожал и его рвало..
Оставив охрану, на этом же грузовике вернулись в часть, связались с поисковиками. Они дали указания, что дальше делать. В части помогли снять его скафандр, дали помыться.
Он сел отдохнуть. Принесли поесть. тут кто-то предложил водочки за такое событие. Ю.Г. не отказался. Дальше прилетел отряд поисковиков и первая встреча с Королёвым. Затем разрешили поснимать.. У отца и прилетевшего офицера были фотоаппараты и они начали снимать.
Ю.Г. выступил перед солдатами и офицерами и рассказал, как там в космосе замечательно. Потом привезли каких-то колхозниц и Ю.Г. с ними обнимался, все фотографировали и фотографировали. Ну, перед отлётом - фоты с личным составом на память.
отволок её в школьный музей. Остались кучи негативов."
P.S.
Этот автор допустил явную неточность: Юрий Гагарин спустился на Землю на парашюте, а не в капсуле корабля.
В.Н.
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
10 марта 2024 года


Рецензии
Интересные, часто новые(для меня...) подробности полёта в космос и возвращения на землю Ю.Гагарина...
Весну 1961 года(заканчивал 1 класс школы №66 г. Горького) помню как очень раннюю в сравнении с последующими...
Благодарность автору за такую подробную, во многом с новыми подробностями, публикацию...

Владимир Казаков Нн   10.03.2024 15:04     Заявить о нарушении