А. С. Пушкин и куряне
Но данный пробел в обширной биографии поэта в определенной мере был компенсирован его общением (порой тесным и плодотворным) с земляками курян, имевшими отношение как к литературной, так и к издательской деятельности. И правильно будет, чтобы в 225-ю годовщину со дня рождения поэта, об этом вспомнить еще раз.
Так, будучи в ссылке в Бессарабии (современной Молдавии), Александр Сергеевич в Кишиневе познакомился со штабс-капитаном 32-го егерского полка 16-й дивизии Владимиром Федосеевичем Раевским (1795–1872), уроженцем слободки Хворостянка Старооскольского уезда Курской губернии. (Ныне это Черемисиновский район Курской области.) В данное время В.Ф. Раевский не только участник Отечественной войны 1812 года и герой Бородинского сражения, награжденный за храбрость золотой шпагой, но и поэт, и член тайных сообществ молодых офицеров «Дружеский лист» и «Союз благоденствия», единомышленник и сподвижник П.И. Пестеля.
Насколько тесными сложились взаимоотношения Пушкина и Раевского, трудно сказать, но именно Александр Сергеевич 5 февраля 1822 года, случайно узнав о готовившемся аресте Раевского, лично предупреждает его об этом. И Владимир Федосеевич, вняв словам поэта, успевает уничтожить все компрометирующие как его самого, так и его товарищей по тайному обществу документы. Поэтому, когда 6 февраля агенты тайной полиции арестовывают В.Ф. Раевского, то улик против него во время обыска не находят. Впрочем, факт отсутствия улик не мешает им отдать вольнодумца под следствие и суд.
Находясь в заключении, Раевский пишет стихотворение «Певец в темнице», на которое Пушкин откликнулся стихотворением «Узник». После этого общение А.С. Пушкина и В.Ф. Раевского прервалось. (Следствие в отношении В.Ф. Раевского длилось пять лет и закончилось тем, что Владимир Федосеевич лишенный воинского звания, наград и дворянства, был сослан в Сибирь.)
Среди других известных курян, с которыми А.С. Пушкин был знаком лично и имел довольно тесные взаимоотношения на почве творческой деятельности, стоит назвать поэта, прозаика, драматурга, журналиста, публициста, переводчика, издателя, автора нескольких десятков статей, рассказов, повестей, романов, пьес Николая Алексеевича Полевого (1796–1846). А еще – его брата Ксенофонта Алексеевича Полевого (1801–1867) – публициста, литературного критика и издателя.
Несмотря на то, что братья Полевые родились в Иркутске, они имеют непосредственное отношение к Курску и Курскому краю. Дело в том, что они появились в семье курского купца Алексея Евсеевича Полевого (1759–1822), а в начале 1813 года вместе с отцом прибыли в Курск. Здесь Николай Алексеевич и его брат Ксенофонт фактически завершили процесс самообразования, в том числе изучение иностранных языков – французского, немецкого, английского и польского. Здесь же в 1816 года двадцатилетний Николай Полевой вступил на литературную стезю и в период с 1817 по 1819 год опубликовал в популярных журналах Вестник Европы» и «Русский вестник» свои первые стихотворные, публицистические и литературоведческие произведения. Эти публикации сыскали ему славу у жителей Курска и дали свободный доступ в дом и канцелярию губернатора А.С. Кожухова (1786–1854), а также способствовали его знакомству с литератором Андреем Федосеевичем Раевским (1794–1822), родным братом В.Ф. Раевского, астрономом-самоучкой Федором Алексеевичем Семеновым (1794–1860). Кроме того, Н.А. Полевой был знаком с архиепископом Курским и Рыльским Феоктистом Мочульским (1729–1818), возглавлявшим Курское Библейское общество, князем-поэтом Прокопием Васильевичем Мещерским (1746–1818) и рядом других видных деятелей общественной и культурной жизни Курска.
В 1820 году Николай и Ксенофонт уезжают в Москву, где в 1825 году Николай Алексеевич учреждает журнал «Московский телеграф». Стоит отметить, что одним из первых произведений, опубликованных в 1825 году в «Московском телеграфе» стала поэма А.С. Пушкина «Цыгане». А в 5-м номере журнала Николай Полевой печатает свою статью «Евгений Онегин», роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина», в которой дает жесткий отпор критикам поэта. С этого времени между А.С. Пушкиным и Н.А. Полевым, несмотря на социальные различия: первый – дворянин, второй – купеческий сын, – складываются добрые взаимоотношения. Они встречаются, обсуждают вопросы литературы, планируют очередность издания произведений в журнале. На этих встречах присутствует и Ксенофонт Полевой. Вскоре Александр Сергеевич даже входит в редакционный совет журнала. Причем не один, а со своими друзьями П.А. Вяземским и Е.А. Баратынским. Правда, в 1826 году Пушкин и его друзья покидают этот совет из-за несогласия с критикой Н.А. Полевым «Истории государства Российского Н.М. Карамзина. А в 1830 году, когда вышел первый том «Истории русского народа» Н.. Полевого, Александр Сергеевич написал весьма негативную рецензию на этот труд. «Помягче» он отнесся и к выходу второго тома «Истории русского народа», однако отметил, что данная работа требует «серьезных критических исследований». Впрочем, уже в 1830 и 1831 годах литературные пристрастия и разногласия не мешали им быть весьма вежливыми друг к другу в деловой переписке.
29 января 1837 года не стало А.С. Пушкина. 1 февраля Осип Иванович Сенковский (1800-1858), редактор журнала «Библиотека для чтения», обращается к Николаю Алексеевичу с просьбой дать для журнала развернутую статью о Пушкине. Отвечая ему, Н.А. Полевой 8 февраля пишет: «Вы возлагаете на меня тяжелую обязанность – написать о Пушкине. Мы пишем хорошо, когда искренние чувства уже укладутся в глубине души, тяготят ее там и требуют исхода. Но пока они безотчетно тревожат нас – работе еще не время, и человек тогда молчит. Таково мое положение теперь в отношении к покойному поэту. Смерть его поразила меня. Давно не плакал я так горько, как услышавши о его смерти. Ваше письмо умножило грусть мою. Но – я хочу писать и исполню ваше требование… Немедленно принимаюсь я и тотчас пошлю к вам, что напишется».
Николай Полевой исполнил свое обещание, статья была написана и опубликована, дополнив перечень работ автора о жизни и творчестве великого поэта. Прежние разногласия лишь придали ей остроту, искренность и душевность. По большому счету, Николай Алексеевич данной статьей продолжил некогда начатую им биографию поэта, став «одним из первых биографов Пушкина».
По следам братьев Полевых плане общения и творческого взаимодействия на стезе литературы и издательства пошел курянин Егор Васильевич Аладьин (1796–1860). Поэт, прозаик, переводчик и издатель Е.Д. Аладьин родился в Курске в семье дворян Щигровского уезда. Юношей участвовал в Отечественной войне 1812 года, но в 1816 году в звании поручика уволился из армии. Служил в Курской казенной палате. В 1820 году переехал в С.-Петербург, где пристрастился к литературной деятельности, опубликовав пьесу в стихах «Быль, в баснословном рассказе – союз любви и славы», а следом – повесть «Кум Иван», исторические повести «Владислав и Александра», «Кочубей» и ряд других прозаических произведений.
С 1825 по 1833 год Е.Д. Аладьин являлся издателем «Невского альманаха», в котором печатал произведения известных русских поэтов, прозаиков и драматургов, в том числе Н.М. Языкова, А.Е. Измайлова, С.Н. Глинки, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, А.А Бестужева-Марлинского, Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина и Н.А. Полевого.
Что же касается взаимодействия Аладьина с Александром Пушкиным, то оно началось в 1826 году, причем, как отмечают литературоведы, началось с конфуза: Аладьин в афишах указал имя поэта, но его произведений в первом выпуске не опубликовал. Пушкин был раздражён этим фактом, обозвал Аладьина «канальей и вруном». Мало того, одной из своих знакомых барышень (предположительно Анне Николаевне Вульф), отправил саркастическое стихотворение на первый номер «Невского альманаха»:
Примите Невский Альманах.
Он мил и в прозе, и в стихах:
Вы тут найдете Полевова,
Василья Пушкина, Маркова;
Княжевич – дальный ваш родня
Украсил также книжку эту;
Но не найдете вы меня:
Мои стихи скользнули в Лету…
Однако Аладьин, прослышав про едкую эпиграмму, не смутился, а стал «выпрашивать» у Пушкина стихи для следующего сборника на 1826 год. В ответ Пушкин отправил ему лишь эту ехидную миниатюру. Тогда Егор Васильевич Аладьин поместил её на «наиболее почетное», открывающее стихотворный отдел, место и заплатил за неё столько, что «вся годовая сумма Николая Полевого, издателя «Московского телеграфа», равняется с платой, которую предлагает Аладьин за одну пьесу». Александр Сергеевич простил «каналью» и, помирившись, стал одним из участников «Невского альманаха».
В последующие несколько лет Пушкин сотрудничал с «Невским альманахом» весьма активно. В 1827–1828 годах в нем появилось много небольших стихотворений поэта, были перепечатаны отрывки из «Бориса Годунова» и «Бахчисарайского фонтана». Сотрудничество А.С. Пушкина и Е.В. Аладьина обещало быть долгим и плодотворным…
Но в выпуске «Невского альманаха за 1829 год были напечатаны фрагменты «Евгения Онегина» с первыми иллюстрациями к роману. Однако иллюстрации оказались неудачными. И князь Петр Вяземский, как отмечают литературоведы, не без сарказма писал о них Пушкину: «Какова твоя Татьяна пьяная в «Невском альманахе» с титькою навыкате и с пупком, который сквозит из-под рубашки? Если видаешь Аладьина (хотя на блинной неделе), скажи ему, чтобы он мне прислал свой «Невский альманах» в Пензу: мне хочется вводить им в краску наших пензенских барышень. В Москве твоя Татьяна всех пугала».
Естественно, А.С. Пушкин был возмущен и тут же отреагировал на выход иллюстраций очередными едкими эпиграммами. После этого взаимоотношения великого поэта и издателя-курянина прекратились.
Известно, что А.С. Пушкин был заядлым театралом. И на этом поприще он познакомился с Михаилом Семеновичем Щепкиным (1788–1863), талантливым актером Московского Императорского (Малого) театра. Михаил Щепкин родился в селе Красном Обоянского уезда (ныне Суджанского района Курской области) в семье крепостного графа Г.С. Волькенштейна. Но судьба распорядилась так, что он окончил сначала Суджанское, а затем и Курское губернское училище. Параллельно с этим в домашнем театре графа Волькенштейна исполнял свои первые роли. С 1805 по 1816 год играл на курской сцене. С 1816 по 1818 – на подмостках Харьковского театра, а с 1818 по 1822 год – на сцене Полтавского театра. В 1821 году вместе с супругой и дочерьми был освобожден от крепостной зависимости. С 1822 года М.С. Щепкин в Москве, где с 1823 года служил в Императорском театре.
Во время одной из встреч с актером М.С. Щепкиным (17 мая 1836 года) А.С. Пушкин, послушав его рассказ о былой жизни, посоветовал написать мемуары и собственноручно вывел на листе бумаги первое предложение: «Я родился в Курской Губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке». Эта строка поэта послужила началом «Записок актера Щепкина», ставших для потомков, особенно курян, не только книгой воспоминаний, но и документальным свидетельством о временах и нравах людей конца XVII – первой половины XIX веков. Стоит заметить, что, кроме данной книги мемуаров, актер М.С. Щепкин писал и другие литературные произведения, которые публиковал в московских журналах.
Вот такими были встречи А.С. Пушкина с известными людьми – представителями творческих профессий, – имевшими курские корни в своей родословной и оставившими о себе память в отечественной истории.
Свидетельство о публикации №224031000776
Зато ножки у его избушки — «курьи». Как прикажете сие понимать? Я думаю, что слово «куриные» просто не вмещалось в размер строки, и пришлось ножкам стать «курьими». У Пушкина сплошь и рядом халтура на халтуре сидит и халтурой погоняет. Например, слово «бОрозды» пиит, ничтоже сумняшеся, превращает в «бразды». Ай, да Пушкин! То, что и в первом и во втором случае получилась бессмыслица никого не интересует. Он же — «наше всё». Вот только чьё это — «наше»? Мое? Нет.
Валентин Великий 10.03.2024 14:19 Заявить о нарушении