Вернисаж

В один из погожих осенних дней в субботу, я решил побродить в Измайловском парке. Сама погода золотой осени располагала к умиротворению и созерцанию.
Иду по главной аллее, вспоминаю: здесь наше студенческое братство устраивало кроссы на первенство родной Бауманки, здесь назначали свидания, только после сдачи сопрамата, а раньше, ни-ни, учеба, на первом месте... 
Опавшая листва шуршала под ногами, солнышко, не по-осеннему припекало, и воробьи в луже наслаждались водными процедурами...
Прохожие, одни куда-то спешили, а немолодые пары получали удовольствие от прогулки и доверительной беседы, наверное, в своих воспоминаниях о молодости, о своей первой любви и конечно о внуках...
Я вспомнил историю из своей студенческой жизни, она произошла на этой главной аллее...
«Меня обогнал мужчина с завернутой в ткань картиной ...
Длинный волос его и белый плащ развивались от быстрой ходьбы, и я сообразил, что это художник, который несет картину на продажу.
Обычно художники бедствовали, проданная картина была единственным средством на хлеб насущный и сто грамм для вдохновения.
Я пошел за ним. На главной алее расположились творческие люди и просто продавцы.
Если внимательно к ним присмотреться, то можно понять, кто есть, кто.
К примеру; небольшая группа людей чья жизнь без искусства, это не жизнь...
Они оживленно обсуждала новости культуры.
Диспуты были так оживленны, что покупателей просто игнорировали...
 Они им мешали вести беседы о вечном и прекрасном... 



Среди продавцов ходила байка: к прилавку с деревянными фигурками подошла женщина и стесняясь перед представителем прикладного искусства, спросила—«мужчина, сколько стоит ваше удовольствие» ...
 Естественно, она имела ввиду, этих слоников и лошадок.
Продавец, лицо которого выражало, что он выпил больше чем мог, но меньше чем хотел, от такого вопроса опешил и его качнуло.
 Он сел на стульчик и сказал даме по секрету, при всем народе, что свое удовольствие он не продает и никогда не платит за чужое.
 Дама быстро исчезла, а хозяин деревянных лошадок так разволновался, что ему сосед накапал в бумажный стаканчик сто грамм коньяка, это успокаивает, в зависимости от дозы принятой микстуры.
Была еще одна группа «коллекционеров». Они выбирали товар и громко обсуждали его ценность и уникальность. Потом просили его придержать на час, два и уходили...
Конечно товар они не покупали, пришли сюда для самоутверждения, проще говоря-потрепаться, покрасоваться, показать какие они крутые...
А вот и наш художник!
На асфальте расстелена старая скатерть...
На ней стоит картина в простой деревянной раме, приставленная к раскладному стульчику.
В пространстве за рамой уместилась часть рубленной деревенской избы с раскрытым окном...
Часть сруба хорошо видна, а по краям он переходит в темный непрозрачной фон...
В левом углу избы –икона, украшенная рушником, лик спасителя смотрит на нас с укоризной-не по заповедям живете христиане...
Четко просматривается лампадка, подвешенная перед иконой.
Справа от окна часть зеркала на простенке. В центре горницы стол, и женская фигура, сидящая спиной к нам...   
Занавесочки на окне, вышитые крестиком, раздвинуты на веревочке, и в свободном пространстве раскрытого окна, вместилось  поле ржи с извилистой проселочной дорогой, до края горизонта и несколько березок, а в глубине стояла одинокая сосна.
Большая часть картины, это голубое небо с белыми облаками, дорога у края горизонта упирается в небо, а начинается прямо за окном...
Это извилистый путь от земли к небу, длинною в жизнь, на который мы ступили.
Художник приглашает зрителя в это путешествие. Золотые колосья ржи склонились до самой земли, кучевые облака предвещают летний дождь, небольшие островки белых ромашек дополняют и без того колоритную картину на желто-золотом поле колосьев.
Пространство внутри помещения освещалось светом от окна, контровый свет.
 Вся композиция была настолько цельная, что я ощутил свое присутствие в этой избе, вместе с художником.

В зеркале размытое отражение женского лица...
Известная всем фраза "самого главного глазами не увидишь" как нельзя лучше подходит к живописи - искусству, предназначенному именно для глаз.
 Живопись смотрят глазами, а "самого главного глазами не увидишь". Как быть? Художник должен найти в реальном мире то, что главное и что действительно не увидишь глазами, и подать его таким способом, через такие художественные приёмы, чтобы зритель, увидев изображённое этим художником необычное "нечто", смог увидеть через него и это невидимое "главное" чувством.
Сразу возникает вопрос, кого автор изобразил?
Вспоминаю, как я спросил об этом художника...
Он внимательно посмотрел на меня, и убедившись, что не праздности ради интересуюсь замыслом художника ответил:
Его ответ вывел меня из праздного состояния, с которым я пришел тогда на вернисаж.
«Я выполняю его последнюю волю, после сороковин, он мне завещал продать эту картину».
Это его последняя картина и он её писал прикованный к своему предсмертному ложу.
Он ушел и спросить, кого он изобразил, не у кого и продавец указал на голубой кусочек осеннего неба» ...
Я спросил, сколько стоит полотно.
Он улыбнулся и просто ответил-
«Вы все равно её не купите».
Мой студенческий вид точно копировал Шурика из комедии Эльдара Рязанова.
Короткие студенческие брюки и пиджак из которого я уже вырос, изношенные ботинки и коротко стриженная голова на длиной шеи.

Поблагодарив продавца, я долго бродил по аллеям парка, осмысливая эту встречу и разговор с продавцом, возможно другом автора этой картины
Картина завещание, нам живым...
Что он вложил в свое творение, каждый должен чувствовать по-своему...
«ЧТО ХУДОЖНИК ХОТЕЛ ИЗОБРАЗИТЬ НА ПОСЛЕДНЕЙ СВОЕЙ КАРТИНЕ, КОГДА ЗНАЛ, ЧТО ДНИ ЕГО СОЧТЕНЫ?
 ЧТО ОН ВСПОМИНАЛ ПО НОЧАМ, КОГДА БОЛЬ ОТСТУПАЛА И ОН БРАЛСЯ ЗА КИСТИ».
Наверное, детство, оно было такое солнечное, как и залитый солнечным светом вид из окна. Родительский дом, в котором он родился. Извилистая дорога его жизни, которая начиналась у порога.
Присутствие в его жизни Создателя, которого он изобразил на иконе.
И Маму, она привела его в этот мир.
 Ему много лет, и он забыл до мелочей, как она выглядела, лик создателя смотрит на него с укором...
Голубые небеса призывают жить и любить, зелень листочков берез и зеленые ветви сосны заставляют нас верить, что жизнь прекрасна, но это удовольствие, одноразовое, а золотой и зелёный цвета –это цвета рая...
 Спешите жить, спешите делать добро, любите жизнь!!!!! 
Будьте добрыми к ближнему — и добро вернётся к Вам!
 Люди, будьте Людьми!
Вас послал на землю Господь, жить по его заповедям!
Март 2024, родительская суббота. Деревня Охотино.
P.S.
Вот такие воспоминания навеяла прогулка по Измайловскому парку, вернисаж после перестройки и пожара, переехал в Кремль.
Но старого Вернисажа уже не было, он ушел, увы навсегда...
 


Рецензии
Виктор! Вы так подробно описали картину ушедшего художника, что мне и нечего
добавить. Может быть художник рисовал её с точки своего забвения, с места,
откуда он уже не сможет отойти физически. Но душа ещё жива и нужно смотреть
в прекрасную даль....
С теплом и благодарностью,

Галина Поливанова   08.05.2025 11:08     Заявить о нарушении
Галина, здесь не все так просто... Чувства всегда субъективны... Картина мне часто снилась в её первозданном виде... Возможно она обладала магическим свойством.
Художник на пределе физических и духовных сил стремился написать послание потомкам. Это желание давало силы для работы...
Его духовной энергией, картина была заряжена...
Когда «Вернисаж» опубликовал в Проза РУ, эти видения прекратились...

Виктор Девицын   08.05.2025 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.