Литературная медитация 12

(продолжаем свободные размышления на заданную тему по повести В.Пелевина "Желтая стрела")


Семья, брак, дети


"     - Мама, - спросила вдруг она, - а что там?
     - Где там? - спросила мама. - Там, - сказала девочка и ткнула кулаком
в окно.
     - Там там, - с ясной улыбкой сказала мама.
     - А кто там живет?
     - Там животные, - сказала мама.
     - А еще кто там?
     - Еще там боги и духи, - сказала мама, - но их там никто не видел.
     - А люди там не живут? - спросила девочка.
     - Нет, - ответила мама, - люди там не живут. Люди там едут в поезде.
     - А где лучше, - спросила девочка, - в поезде или там?
     - Не знаю, - сказала мама, - там я не была.
     - Я хочу туда, - сказала девочка и постучала пальцем по стеклу окна.
     - Подожди, - горько вздохнула мать, - еще попадешь." (Виктор Пелевин "Желтая стрела")


Итак, герой невольно становится свидетелем диалога между мамой и дочкой. Ребёнок задает правильные вопросы, но мама просто не может на них ответить.
К описанию сцены как нельзя лучше подходит контркультурный слоган: всё что ты знаешь - ложь. Вот и выходит, что маленький человечек обречён на "незнание", взрослые ничему не могут его научить (ведь если они едут в поезде, значит они не смогли его остановить!;;;!)
Правда, интересно а как бы поговорил со своим ребёнком Хан  в таком случае? Но он холост, одинок, бездетен. Он как бы целиком и полностью посвятил себя делу спасения. Монах в миру?
В довесок к этой сцене, Андрей встречается с одним из своих бывших друзей. Это - Антон, художник, представитель творческой интеллигенации, вроде как наиболее положительный персонаж, который вроде даже как врубается в проблему остановки поезда.
Но он женат. И она беременна.
И тут дорожки Андрея и Антона расходятся. Правда, наш герой ещё пытается "мирянину" что-то проповедовать, но тот сам читает ему отповедь в духе "ты уже не маленький, пора браться за ум" и т.д.. Мягко "ставит на место", мол, у меня жена, ребенок скоро будет, вот это всерьёз. И дальше - мол, я поезд только в своем творчестве останавливаю, а моему ребенку вот в этом надо будет дальше ехать. Под конец, Антон ещё раз, вскольз, постебется  над Ханом - как он там поживает, всё ещё ищет себя? Ну да, когда у тебя жена, ребенок - по крыше так просто не погуляешь.
Прав, конечно, наш герой,  да и сам автор за него горой, женатика тут размазали по первое число. Кроме как сумасшедшим он в этом раскладе не выглядит. Да Пелевин про него так и говорит, чуть ли не прямым текстом: " А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всем, что они говорят, я слышу  только стук колес..."
В целом, вроде всё как и правильно. Но поезд надо останавливать, и желательно побыстрее. А то придется потом ещё лет десять-двадцать себя искать, пока не станешь мужичком в брезентовой курточке, что время от времени на крышу заныривает. И осознание этого, конечно же может давить, поддавливать на нашего героя, ведь где-то на горизонте маячит призрак одиночества, покинутости, что сидит в пустом купе одного из дальних, заброшенных вагонов. Это ещё пока Хан есть, к нему можно сходить, правда изредка.  А потом?
Тут поневоле задумаешься о том, как хорошо было бы идти к прекрасной цели вместе с любимой женщиной...
Но позиция автора однозначна, без вариантов. Сказал монах, значит монах. Да и как тут синхронизироваться со столь загадочным существом противоположного пола, а если ещё и младенец окажется на руках? В поле ночью не выйдешь, куда глаза глядят не побредешь.


Вопросы для ЛМ№12


1. Можно ли останавливать "Стрелу" , находясь в романтических отношениях?
2. Что делать тем, кто уже в них находится (и уже достаточно давно)? 
3. Есть ли какие-либо исключения из пелевинского правила "одиночной остановки поезда" (или "остановки поезда в полном одиночестве")?
4. Можно ли назвать "нормальных пассажиров" сумасшедшими?


(телеграм-канал и чат для общения https://t.me/litrue)


Рецензии
Очень точно, тут или брак и быт затягивающий или духовные искания, совместить никак. Не понятно, как Антон ещё творчество и жену совмещает? С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   10.03.2024 19:09     Заявить о нарушении
Тут по-разному, у Цоя вон было: "я хотел быть один, но не смог быть один..." А в другом месте: "Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой, но высокая в небе звезда зовёт меня в путь..."

Ястребов   12.03.2024 01:39   Заявить о нарушении