Деструкция идеальности фактором любви

Спектакль «СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ. С ПРОЛОГОМ И ЭПИЛОГОМ»
Постановка - Лали Модебадзе, Звук - Филипп Черневич, Свет - Александр Петров. Бутафор - Александр Ермаков, Видео - Влад Гришин, Звукозапись - Александр Дударев
Актеры: Катя Решетникова (МДТ - Театр Европы), Антон Шварц (БДТ им. Товстоногова)
Премьера: Театральная Долина АРТМУЗЫ (13 линия В.О. д.70), Театр «ПАРНАС», Арт-подвал «Бродячая Собака».
В спектакле «Сцены из супружеской жизни» Лали Модебадзе предлагает зрителю сфокусировать внимание на изучении человеческих отношений, для познания этих глубин она создаёт особую выделенную плоскость познания. В ней она фокусирует зрительское внимания на реальную проекцию сегмента человеческого общества, в центр которого она помещает двух личностей - сюжетообразующих персонажа, супружескую пару. В истории под названием «Сцены из супружеской жизни» через историю их взаимоотношений мы получаем возможность прикладного изучения тенденций и поведенческих паттернов, определяющих общественного восприятия различных аспектов человеческой жизни и взаимоотношений. Супружеская пара, помещённая в фокус зрительского внимания, представляет некий условный, фрагмент человеческого общества, он показательный своей типичностью, люди образующие легко узнаваемы и каждый может в них увидеть кого-то из ближнего круга общения, родственников и т.д. Все они в спектакле, со своими историями и жизненным опытом образуют эту выделенную плоскость, в которой происходит процесс нашего изучения тенденций и паттернов человеческого общества.
Здесь пространство этого объекта нашего онтологического познания своими внешними чертами, формой и содержанием максимально приближено к реалиям повседневной благополучной, размеренной жизни. Это педантично детализированная проекция очень иллюстративна, она представляет нам возможность проникнуть в неё и изучить детально общепринятую концепцию благополучной и счастливой семьи. В её рамках люди, образующие этот семейный союз неслучайны, они состоявшие личности, за их плечами солидный профессиональный опыт, эмоционально зрелые, каждый из них обогащён опытом неудач ошибок выбора. Их лавирование среди рифов неудач прошлого не привело к сокрушительному разочарованию, на этих ухабах судьбы, каждый из них укрепился в желании обрести счастливую, благополучную семейную жизнь. В желании воплотить эту мечту они поверили в идею панацеи – идеального, универсального решения, в общественное понимание счастливого брака и семейного благополучия. Эта формула показалось им оптимальной и легко реализуемой, формула предложила им простые и понятные ответы на все вопросы и легкое решение всех проблем.
В общественном понимании семейное счастье и благополучие основывалось на простой формуле, суммирующей успешную профессиональную карьеру и достаток, покрывает повседневные нужды, предоставляла возможность социализации в кругу им подобных. Эмоциональная зрелость, основанная на опыте прошлых ошибок, дополняет финансовое благополучие и создаёт позитивную среду для гармоничного и комфортного сосуществования в рамках семьи.  Идеалистическая концепция семьи и брака её реальная проекция открывается нам в словесных скетч портретах персонажей, которыми они раскрывают к нашему обозрению в первых картинах. В них они говорят об идеальности их брака, в их видении в нём всё гармонично, почти без изъянов и недостатков.  Их отсылки к прошлой, до брачной жизни ироничны, все эти казусы прошлого с непониманием и неудач для них в прошлом, в сегодняшнем дне всё практически идеально.
В изучении картины этой идеальности отчётливо наблюдается момент недостаточности, в их счастливой жизни им не хватает чего-то для достижения высшей точки абсолюта.  В идиллически- пасторальных картинах семейной жизни за силуэтами счастья и благополучия постепенно и фрагментарно проявляются контурные очертания этой недостаточности и незавершенности картины счастья. В начальной точке нашего познания, эта недостаточность осознаётся ими подсознательно, тревожит их мысли, но у них нет конкретное понимание природы этого явления. Это психо - эмоциональное состояние создаёт у них первоначальные предпосылки возникновения когнитивного диссонанса, на начальном этапе он имеет не явный характер. В равномерном течении семейной жизни время благоденствия сопровождается мелкими разногласиями и раздорами, но они незначительны, но количество их нарастает и происходит особое событие, создающее эмоциональный излом – разрыв в картине их идеальности.
В этой точке излома персонажи оказываются перед делимой выбора, у них возникает конфликт восприятия события, разногласия понимания самой ситуации и путей выхода из неё.  Это событие катализирует прогрессирование и расширение пространства когнитивного диссонанса, в начальной точке был явен и тогда он был легко нивелирован. Каждый из них самостоятельно, обособленно, по своему собственному видению пытается найти решение и выход из сложившейся ситуации, но все их попытки производят обратный эффект, проблемы множиться и усложняются. Причиной эффекта обратного действия заключается в том, что каждый из них обособлен в своём поиске и не пытается установить искренний диалог взаимопонимания, совместно найти обоюдовыгодное решение.
 Каждый персонаж этой конфликтной ситуации в своём опыте решения апеллирует к общепринятым шаблонам и паттернам, но они бесполезны здесь, так как их унифицированность обезличена и не может быть идеальным решением-панацеей этой ситуации. В пламенеющем конфликте вектор деструкции направлен на демонтаж конструкции идеального брака, но он полностью не разрушает идеальную картину счастья, его процессы не доходит до его логического финала, так как это было в их прошлой жизни, до брака. Персонажи осознают наличие неких невидимых, но прочных узы, удерживающих их от полной деструкции и распада отношений. Эти силы вопреки всем непримиримым разногласиям и суровым раздорам удерживают их вместе, этот опыт и новые ощущения им непонятны и необъяснимы. В спектакле «Сцены из супружеской жизни» эти узы выявляются в их взаимоотношениях, они главный объект исследования человеческих отношений. Их неявное присутствие и влияние на взаимоотношение персонажей можно условно обозначить силой любви, которая управляет действиями героев этой истории вне их воли и желания.
Реальная проекции любви в истории персонажей кардинально отличается от общего принятого её понимания, здесь она лишена яркой оболочки романтического флёра и чувственности, воспетых в мириадах произведений. В этом видении она сила не подвластная героям истории, обладающая собственной логикой и видением, эта сила притягивает персонажей вопреки всем раздорам и невзгодам их жизни. Персонажи управляемы ей, под её влиянием в них пробуждается искренность и становиться стержневой основой их отношений. Это неведомое до толи чувство подобно острому хирургическому скальпелю, прорезается через плотные одежды и покровы общественных шаблонов и паттернов, прокладывает путь в глубины, к взаимопониманию. Она извлекает из этих глубин из под покровов предубеждений, морали и штампов любовь, которая переформирует всю жизнь и существование героев. В финальной точке нашего пути нашего познания в героях этой истории видим иных людей, для них искренность - это главным инструмент взаимопонимания, у них иная концепция отношений и это определяет финальную картину их конфликта и отношений в целом.
В этом сценическом опыте познания человеческих отношений Лали Модебадзе представляет многомерную сценическую проекцию. В ней всё происходит в трехмерном пространстве, в котором публичная оболочка жизни мужчины и женщин открывается нам в первых картинах, она рамочно-вынесена на первый план. В сценическом воплощении это большая рамка, обрамляющая глянцевое полотно семейной жизни персонажей, на этом сценическом полотне их жизнь рисуется в обезличенно - унифицированных интерьерах в стиле сетевых магазинов ИКЕЯ. Эта визуализация жизненного пространства героев подчёркивает принцип типичности этой истории. Витринность и глянец этой картинки теряет свою насыщенность красок, он ослабевает и окончательно исчезает в их истории и наше внимание фокусируется на реальной истории трагедии мужчины и женщины. В ней её создатель Ингмар Бергман завуалировал свою собственную историю с Лив Ульман и реальные проекции этой истории создают своеобразную сценическую обложку персонажей. В ней образы Лив Ульман и Ингрид Бергмана присутствуют в фрагментах их переписки, высказываниях, черно-белых кадров кинохроники, в музыке, голосах. Все они оформляют «Сцены из супружеской жизни» прологом и эпилогом и расширяют пространство нашего познания неведомых глубин человеческих отношений. Спектакль Лали Модебадзе «Сцены из супружеской жизни» создаёт для каждого из нас невероятно бесценные уроки познания человеческих отношений, в них мы смотрим на окружающих нас людей и на самих себя через призму этой истории и таким образом проходим уроки гуманизма и человечности, который всем нам жизненно необходимо познать и пройти до конца  хотя бы раз в своей жизни.
Вы можете посмотреть видео фрагмент спектакля и его краткий разбор на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляда»: https://youtu.be/Y8CxMnuCrqI
 


Рецензии