Зачем бить жен по пятницам

К спорам  о блинах  и праздниках, об изгнании Адама и Евы из Рая, о человеческих земных немощах и - об истинной Христовой любви
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Не успели утихнуть дебаты по поводу празднования или не празднования женского дня 8 марта (горячие, надо сказать, порой язвительные, местами резкие и даже словоуничижительные), как вспыхнули с новой силой споры вокруг... блинов.
Русская масленица, - веселый, бытовой, давно уже ни капли не религиозный праздник, длинной чуть ли не в полную предпостовую седмицу, завлек в горячие споры жующих и не жующих, катающихся на лихих тройках с бубенцами по снежку русскому и не катающихся, чавкающих огненными блинами с икрой или осетриной и не чавкающих блинками со шпротиками из балтийской кильки со сметанкой с загустителями из порошкового молока и маслицем, которое лучше не растапливать, а то в нем случится такое разделение овец от козлищ, что и на блин не польешь. На одну получахлую "овечку" в том масле - девяносто девять "козлищ" из незнамо чего - нефти, неизвестного происхождения растительных жиров, пальмового масла и прочив креативных средств, спасающих нас в  XXI  веке от смертельных страстей гастробесия и чревоугодия.

В чем же подоплека этих зажигательно-обвинительных споров? Религиозная? Бытовая? У всех на слуху шмелевские, бунинские описания старинных праздников, в кои, как минимум, три раза в год (вообще-то  побольше - свадьбы а Покров как не вспомнить!) гуляла Русь - Святки, которые нынче вовсе не празднуются в обычной жизни даже нашего "сильно воцерковленного" народа. Вместо них - и не только по историческим причинам, а по нужде жизни, - новогодние каникулы, занятые не только отпаиваниями рассолом, но и ремонтами, починками домашних нестроений. Другого времени у простого народа совсем нет. Особенно для людей воцерковленных. Они не отсыпаются по субботам и воскресеньям, не сидят субботними вечерам в уютном семейном кругу, они ходят к службам, часто - не близко. Придя домой, аще мужья за отдых, то жены, увы, после магазинов,  - к "мартену" - готовить, подавать, убирать, стирать (прости нас Господи!)...
Где-то так, не правда ли? Особенно в Пост, когда церковные праздники зовут в храм и утром, и вечером...  Не потому ли у многих прихожанок в сумках всегда припрятан спасительный "нашатырь"?  Особенно у женщин семейных, не для себя живущих...
И молодухи тоже не отстают   - всем известно, что не той крепости нынче народ пошел.  Скорей иная старуха всю службу может "на своем горбу" девчонок придерживать...
Так не просто достается счастье исправно пребывать в храмах в церковные праздники...

Какой уж этим женам-горемыкам светский женский праздник! Да им давно никто ни в метро, ни в автобусе места не уступит. Словно все в народе просветились Священной историей.  Окаянная Ева! С тебя ведь все беды пошли. "Жену по пятницам бьешь?" - не случайно в полуштку и всерьез вопрошал наш Наместник ошарашенного мужа - доктора наук, в присутствии потерявшей дар речи жены. Понимать надо (по преданию Ева согрешила в пятницу. И в Пятницу, как все мы знаем, умер за нас на Кресте Господь).

И все-таки, как не сказать? Устал человек. Работает на износ - теперь везде в мало-мальски уважающих себя фирмах действует "фордовская система". Выжимают людей как лимоны. Совсем нет в масштабах страны праздных женщин, а у них - горничных (речь идет о наиболее массовой частии населения), чтобы готовить разносолы, убираться в домашних завалах ( на неделе-то времени нет), потчевать гостей, самим ходить в гости в периоды церковных праздничным дней... Короче: все переделать, чтобы затем " упасть на дно колодца"©.

Конечно, надо знать и глубоко понимать последствия грехопадения прародителей. И, к сожалению, об этом важнейшем основании христианского миросозерцания нынче мало учат, мало вспоминают.   А это ведь фундамент правильного христианского воспитания и в первую очередь детей (о том часто напоминает митрополит Афанасий Лимассольский).

Однако можно ли игнорировать при этом реальность жизни? Святые отцы всегда напоминали о том, с какой Божественной щепетильностью будет Господь судить людей на Страшном Суде - ничто из условий нашего земного бытия и всех внутренних движений наших сердец, наших намерений не пройдет мимо Очей Божиих!
Святые отцы учили, что надо разумно и осторожно натягивать тетиву лука, чтобы не треснул - великое слово "по силам!" пытались они внушать особоревностным чадам, оберегая и их жизненные силы, и их души от лезущих во все щели соблазнов возгордения человека.  Особенно в новоначалии.  У нас этот период в отличие от подвижников древней Нитрийской пустыни, затягивается нередко на всю жизнь, потому что и отцы и дети пренебрегают законами аскетики - сами не проходили опытно и другим ничего передать не могут. Учит только опытное знание. Книжное скорее калечит.

Нынешние сражения вокруг блина в церковных кругах заставляют припомнить некоторые духовные аксиомы. И про тетиву лука, и про ревность не по разуму (то есть не по духовному опыту, не по силам): если увидишь ученика-послушника-чадо, лезущего на Небо, скорее стащи его на землю за ноги... И про иную, нежели на земле, ценностную систему "мер и весов". Вот замечательный пример...

Дело было в первые дни Великого Поста в знаменитой "женской Оптине", как часто именовали Аносино-Борисоглебский монастырь, что под Москвой. Приняли в него в начале 20 века очень ревностную, горящую жаждой скорее стать истинной подвижницей молоденькую девушку. Подошел Чистый Понедельник. День сугубого воздержания от пищи (монастырская практика предписывала, как минимум, не вкушать ничего до окончания Преждеосвященной литургии в среду). Девчушка решила поститься так, как многие вокруг мантийные монахини, старицы. Но благословения ни у кого не взяла. Она выдержала и понедельник, и вторник, а в среду за литургией потеряла сознание. Когда ее привели к игумении, та велела принести ей белых булок и сладкого чаю. И пока та помаленьку оживала, сказала: "Сестры монастырские - уже давно идут путем очищения от греховности -  и потому могут крепко поститься, а ты - грешница, жить настоящей духовной жизнью и не начинала. Потому ты должна и будешь есть!"

Вот так.  По силам. Не только физическим, и не столько по ним, а по духовному возрасту. В миру чем выше статус и биологический возраст человека, тем больше ему дозволено. А у Бога наоборот: чем меньше духовный возраст или, даже его отсутствие, тем больше ограничений тому, что именуется в миру "подвигами".  Не заслужил и, главное, не сможет понести без физического и духовного - главным образом! - вреда таковой человек эти "подвиги".

Упомянутые и многие другие аксиомы святого духовного опыта нынче в забвении. И даже если пытаются их вспомнить и применить, то выходит полная ерунда и духовный вред. Потому-то самая распространенная болезнь новоначалия (это состояние нынче у большинства длинною в жизнь) - возношение, фарисейство, ханжество, надмение, ранние поползновения к учительству и, само собой, во всем этом - цветущее пышным цветом лицемерие, ложь и самость.

Жалеть и беречь надо немощного человека, как малое дитя, пьющее из соски молоко, вникать в его жизнь, памятуя и апостольское драгоценное наставление: "Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:19).
Помнить это и держаться с людьми и церковным народом Царского пути (не перегибая палку ни в какую сторону, не заземляя горения Духа, которое многих приводит в Церковь) требует  не только великого духовного опыта, но и великой, мудрой, рассудительной, духовно чистой любви к человеку.
Можно и нужно сдерживать неуемную плотяность ныряний в прорубь, играний в молитвенный магизм, в  "вымаливания и отмаливания", в маслиничное залихватсво не в ногу с Церковью, но чуя святую меру по благодати, по любви, по рассуждению.


Рецензии
На сердце легли ваши отеческие наставления. Слава Господу за всё.

Собственная Тень   02.04.2024 04:43     Заявить о нарушении
Благодарю Вас. Доброго здоровья.

Екатерина Домбровская   02.04.2024 07:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.