Матвей Филаретович Мартынов, генерал-лейтенант

Родившийся 16 мая 1881 года, Матвей Филаретович Мартынов, будущий герой русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, был членом семьи зажиточного уральского казака-старообрядца Филарета Андреевича Мартынова. Воспитываясь в духовной среде и стиле жизни казаков-старообрядцев, Матвей Мартынов развил сильный и бескомпромиссный характер, который сопровождал его на протяжении всей жизни. В начальные годы образования Матвей получил образование в своем родном доме, а затем продолжил обучение в Уральском войсковом реальном училище.

После окончания Уральского войскового реального училища в августе 1902 года, Матвей Филаретович вступил в военную службу в Московское военное училище в качестве юнкера. Показав хорошие результаты в службе и учебе, в сентябре 1903 года ему был присвоен чин унтер-офицера, а в декабре он был назначен младшим портупей-юнкером. Это звание присуждалось только юнкерам, обладавшим безупречным поведением, успехами, отличной подготовкой и дисциплиной.

По окончании полного курса Московского военного училища в августе 1904 года, Матвей был произведен в чин хорунжего и отправлен в 3-й Уральский казачий полк, который находился в Царстве Польском. В то время продолжалась кровопролитная война России с Японией на Дальнем Востоке, и юный хорунжий отправил прошение на имя императора Николая II о переводе его в уральские казачьи части, которые сражались на фронте. Прошение было одобрено, и в сентябре 1904 года Матвей был переведен в 5-й Уральский льготный казачий полк, где стал младшим офицером в 4-й сотне.

4-й и 5-й Уральские казачьи полки были частью Уральско-Забайкальской дивизии генерала Павла Ивановича Мищенко и славились дерзкими рейдами по тылам противника. Матвей Мартынов сразу после приезда выделялся своей инициативностью и храбростью, часто выполнял ответственные и опасные задания. Он был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью на оружии "За храбрость" за свои заслуги в битве с японцами 7 апреля 1905 года. Также он был удостоен ордена Святого Станислава III степени с мечами и бантом, а также ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом за свои отличительные заслуги против японцев.

Матвей Филаретович также проявил себя в мае 1905 года в набеге на тылы армии японского генерала Марэсукэ Ноги, проведенном отрядом генерала Мищенко. За участие в этом рейде он был представлен к награждению орденом Святой Анны II степени "за отличия в делах против японцев с 7 мая по 19 июня 1905 года". Однако это награждение было утверждено только в 1911 году. Последней наградой Матвея Филаретовича в русско-японской войне стал орден Святого Равноапостольного князя Владимира IV степени с мечами и бантом "за разновременные отличия в битвах против японцев".
После окончания русско-японской войны, молодой казачий офицер, который уже имел опыт боевых действий, вернулся на родину - в столицу Уральского казачьего войска - город Уральск. Там он был прикомандирован и затем присоединился к Уральской отдельной сотне, которая выполняла служебные обязанности в городе. В 1907 году он женился на дочери казачьей семьи, и у них родился сын Евгений в 1908 году. В 1908 году Матвей Филаретович получил звание сотника.

В 1910 году Мартынов был назначен помощником заведующего сборным пунктом Быковского. Сборные пункты были основаны для формирования команд казаков, которые отправлялись на службу, а также для обучения и проверки состояния казаков на льготе. Эта служба позволила Мартынову лучше познакомиться с казачьим войском и понять повседневную жизнь в нем.

Через полгода Мартынов был переведен в 3-й Уральский казачий полк, входивший в 15-ю кавалерийскую дивизию. Полк был размещен в городе Липно, который позже был заменен на Плоцк и Влоцлавек. Полком командовал полковник Логинов, известный офицер Уральского казачьего войска. В 1911 году Мартынов был награжден орденом Святой Анны II степени и повышен в звании.

В 1912 году Мартынов был направлен в Николаевскую академию Генерального Штаба. Успешно прошедший экзамен, он был зачислен в младший класс академии. Однако, в связи с началом Первой мировой войны, Мартынов был отчислен из академии и вернулся в свою часть, где стал командиром 2-й сотни.

С самого начала войны, сотня Мартынова использовалась для выполнения сложных и ответственных боевых задач. Его отвага и подготовка привели к награждению его орденом Святого Георгия Победоносца IV степени - первого уральца, получившего это высокое отличие во время Первой мировой войны.
Мартынов выполнил несколько подвигов, за которые был отмечен приказами и наградами. В одном из приказов отмечалось, что он успешно проник в расположение врага, взорвал железную дорогу и отбил атаку противника, доставив огнестрельные припасы и автомобили в штаб дивизии. В другом приказе говорилось, что Мартынов расстроил батальон Германской пехоты, взял его командира в плен и схватил всю роту. Он также был ранен в бою, но продолжал сражаться до конца. В результате своих заслуг Мартынов был повышен в должности и утвержден в командирском положении.
К к концу октября 1917 года, 15-я кавалерийская дивизия, подчиненная 14-му армейскому корпусу, занимала стратегически важные позиции у города Двинска на рижском направлении. Командир корпуса, генерал-лейтенант барон Алексей Павлович Будберг, сообщил, что на этом участке фронта больше не было ни одной части, за исключением нескольких ударных батальонов и Уральских казаков, которые остались под контролем большевиков.

В начале января 1918 года 3-й Уральский казачий полк открыто отказался подчиняться Советской власти. Они покинули фронт и двинулись домой на Урал по железной дороге. Последним препятствием на их пути стал город Саратов, где большевики уже прорвались на восток с помощью 1-го и 8-го Уральских казачьих полков, под командованием генерал-майора Михаила Никоноровича Бородина и войскового старшины Сергея Гурьевича Курина. В Саратове большевистский гарнизон был готов к бою. Однако полк Матвея Филаретовича Мартынова обошел город с севера, захватил железнодорожные поезда в районе Урбаха и благополучно вернулся в Уральск.

После этого Мартынов сформировал добровольческую сотню из уральских казаков и отправился в Астрахань на помощь восставшим астраханским казакам против большевиков. Однако восстание было подавлено 25 января 1918 года, и добровольческая сотня вернулась в Уральск, попутно присоединив к себе астраханских повстанцев.

В Уральске ситуация была сложной. Хотя Уральский совдеп провозгласил установление Советской власти, реальная власть находилась в руках Войскового Съезда и правительства во главе с Гурьяном Макаровичем Фомичевым. Возвращение казачьих полков из фронта еще больше укрепило военную власть, и их офицеры полностью поддерживали Съезд и правительство. Была создана офицерская организация под председательством Михаила Никоноровича Бородина, в которой полковник Мартынов командовал офицерским отрядом.

Начиная с февраля 1918 года политическая напряженность в Уральске только нарастала. Военное казачье ведомство не было готово к открытой борьбе. Многие фронтовики, уставшие от мировой войны, стремились избежать конфликта с Советской властью любой ценой, надеясь на компромиссное решение, при сохранении казачьего самоуправления и хозяйственной системы. Тем не менее, наиболее активные офицерские круги начали готовиться к возможному вооруженному противостоянию под руководством генерала Бородина и полковника Мартынова.
Вскоре после этого события полковник Мартынов стал главой всех вооруженных сил Уральского казачьего войска. По решению Войскового Съезда 6 февраля он был назначен командующим войсками Уральского казачьего войска и Уральской области. В марте 1918 года Уральский совдеп организовал экономическую блокаду в попытке полностью захватить власть в Уральском казачьем войске. Оренбургский совдеп также присоединился к Уральскому совдепу и ввел отряд Красной гвардии в Илецкий городок казачьего региона. Однако казаки и прилегающие окрестности противостояли этим действиям, произошло восстание, и городок был освобожден от красногвардейцев. Это выступление илецких казаков привело к тому, что надежда на мирное «сосуществование» с Советской властью стала невозможной. В ответ на действия советской Особой армии, полковник Мартынов принял на себя общее командование и организовал успешную оборону против большевиков. Благодаря его энергии и решительности казакам удалось совершить рейд по тылам Красной гвардии и остановить их наступление. Операция под командованием полковника Мартынова продемонстрировала успех уральским казакам в отражении атаки большевиков.
После победы над частями Красной гвардии, представлявшими угрозу для Уральского казачьего войска, полковник Мартынов и полковник Щепихин решив использовать общественную поддержку, начали реструктурирование вооруженных сил данного войска. Были введены строгие дисциплинарные меры, станичные дружины были ликвидированы, а вместо них путем мобилизации и с использованием трофейного оружия было создано еще 12 казачьих полков.

23 мая 1918 года полковник Мартынов был назначен командующим Шиповским фронтом и заместителем командующего войсками Уральской области. Затем его отправили в рейд на Самару, чтобы установить контакт с командованием Чехословацкого корпуса и Комучем, после чего успел принять участие во взятии города Бузулука 13 июня 1918 года. Он также организовал доставку оружия и боеприпасов из освобожденной от большевиков Самары и Иващенского завода в Уральское казачье войско, что помогло отразить наступление Красной армии в конце июня 1918 года.

За отличие в обороне Уральска полковник Мартынов был повышен до генерал-майора и награжден Крестом Святого Архистратига Михаила по указу Войскового Съезда от 7 июля 1918 года.

С 12 июля 1918 года генерал-майор Мартынов возглавлял Саратовский фронт. Он был ранен в бою при взятии железнодорожной станции Чалыкла 25 июля 1918 года. Вторичное ранение в левую руку он получил близ деревни Николаевской 9 сентября, после чего отдал должность полковнику Николаю Бородину.

С сентября 1918 года Мартынов стал командовать Соболевским фронтом и в октябре того же года разгромил 2-ю Николаевскую дивизию Чапаева в боях под Таловой. В бою 3 ноября под селом Красным он был третий раз ранен.

За победы на Шиповском и Соболевском фронтах генерал-лейтенант Мартынов был повышен в чине Войсковым Съездом 6 ноября 1918 года. Его отметили за то, что он принял командование над частями Соболевского фронта в трудный для Войска момент, проявив выдающуюся доблесть, хладнокровие, самопожертвование и умелое руководство боевыми операциями.

С ноября 1918 года генерал-лейтенант Мартынов стал командующим Саратовским фронтом, а также временно исполнял обязанности командующего Уральской армией с 12 по 27 ноября.

В январе 1919 года фронтовая линия приблизилась к городу Уральску, и генерал Мартынов был назначен главой его обороны. Несмотря на превосходящие силы противника, он разработал план активной обороны города.

Во время отражения штурма города Уральска 23 января 1919 года генерал-лейтенант Мартынов получил серьезное ранение в живот и спустя два месяца борьбы за жизнь скончался 18 марта 1919 года. Его могила до сих пор не найдена.


Рецензии