Восточная философия жизни человека
О знании и учении
О мудрости
О семье
О власти
О богатстве
О добродетели
О порочности
О взаимодействии
О святости
О ЖИЗНИ И СМЕРТИ
1. Смысл человеческой жизни – самосовершенствование и продолжение рода.
2. Человек рождается и умирает в одиночку, в одиночку он пожинает плоды своих благочестивых и неблагочестивых поступков.
3. Продолжительность жизни, разумность, вид деятельности, уровень богатства и время смерти человека во многом определяются ещё в утробе матери.
4. Разве виноват кто-то в том, что предначертано нам в момент рождения?
5. Не стоит сожалеть о прошлом, следует жить настоящим и творить будущее.
6. Сколько бы человек не жил, всё отпущенное ему время он должен тратить на учение и добрые дела, – глупо приносить окружающим лишь беспокойства.
7. Происхождение человека можно определить по его манерам, дружелюбие – по сердечной теплоте и отзывчивости.
8. Человека оценивают по нормам его поведения, характеру и поступкам.
9. Дела и поступки человека (дурные и достойные) всегда следуют за ним.
10. Любое важное дело стоит делать от всего сердца и напрягая все силы.
11. Счастлив, кто не боится трудностей и поступает разумно.
12. Счастлив тот, кто добр к обычным людям, безразличен к порочным, осторожен с подлецами, честен с мудрецами, правдив с царями, отважен с врагами, смирен со старшими, любим супругой, детьми и друзьями.
13. Вряд ли можно обрести желанное счастье в полной мере, поэтому учись радоваться тому, что есть.
14. Красоту молодого человека хорошо дополняет добротное образование.
15. Культура украшает человека, получение знаний ведёт к успеху, правильное использование денег – к богатству.
16. Кто избавляется от стеснительности в деловых отношениях, учёбе, питании и важных делах, обычно становится успешным.
17. Кто ест свою пищу молча (сосредотачиваясь на самой пище), живёт дольше болтуна.
18. Человек должен быть удовлетворён тремя вещами: женой, пищей и богатством, нажитым честным трудом; но не следует удовлетворяться: образованием, духовной практикой и милосердием.
19. Не будь слишком прямолинеен с другими людьми, прямые деревья срубают, в то время как кривые продолжают стоять.
20. Человеку следует идти туда, где он может реализовать себя и ему хорошо, и уходить оттуда, где ему плохо и реализовать себя он не может.
21. Не следует работать там, где невозможно честно, по своей совести заработать средства для жизни, обрести знания, уважение и друзей.
22. Человеку ради спасения души можно пожертвовать местом и даже страной пребывания, но не в ущерб родителям и Родине, которые его взрастили.
23. Нужно проверять место, куда ступить, пить чистую воду, говорить чистую правду, совершать поступки после их обдумывания.
24. Есть ли кто-то в этом мире, кто свободен от болезней и горя?
25. Есть ли кто-то в этом мире, кто вечно счастлив?
26. Разве есть тот, кто мог бы противостоять разрушительной силе времени?
27. Человек старится от непрерывных скитаний, лошадь – от долгого стояния на месте, женщина – от недостатка внимания мужа.
28. Лучше не иметь царства, чем править безумцами; лучше не иметь друзей, чем дружить с негодяем; лучше не иметь учеников, чем обучать дураков; лучше не иметь жены, чем жениться на нерадивой.
29. Когда человека оставляют силы, он становится отшельником; теряя богатство – он становится послушником; теряя здоровье – он становится набожным; с потерей молодости ранее гулящая женщина становится верной мужу.
30. Пока ваша смерть далека, тело здорово и подчиняется вам – старайтесь наполнять свою душу добром и оберегать её от зла. Ибо когда смерть будет близка, разве вы успеете это сделать?
31. Славные и добрые дела – опора душе человека после его смерти.
32. Неблагочестивый мёртв ещё при жизни, а кто поступает благородно – жив даже после смерти.
33. Лучше умереть, чем жить в позоре, ведь смерть тяготит лишь мгновение, а позор приносит разочарование всю оставшуюся жизнь. А если человеку исправляться?
34. Можно вернуть многое, но тело, если оно оставлено, уже не вернуть.
35. Во все времена люди умирали чем-то неудовлетворённые.
О ЗНАНИИ И УЧЕНИИ
36. Даже из «яда» извлекай «нектар», отмывай и подбирай «золото», если оно упало в грязь; и посредством невежественного человека получай знания.
37. Как копающий землю добирается до подземной воды с помощью лопаты, так и постигающий знание добирается до сути перекапыванием множества информации. Имеет значение что, как, чем и для чего это делается.
38. Если человек приобретает соответствующие знания и постигает своё предназначение, то освобождается от материального рабства.
39. Не позволяй себе лениться, даже день прожить без учёбы и участия в другой благочестивой деятельности.
40. Освобождение от пут жизни достигается постижением практичных знаний.
41. Настоящие-практичные знания накормят вас на жизненном пути.
42. Плохая пища – отрава для желудка, непрактичное знание – отрава для многих. Неверные знания не позволяют добиваться определённых целей.
43. Знание проверяется посредством применения на практике. Усердная практика сохраняет полученные знания.
44. Чье образование ограничено книгами и чьё богатство находится в чужих руках, не может воспользоваться ни знаниями, ни богатством, когда в них возникает потребность.
45. Обретший знания из множества книг без непосредственного общения с наставником, не будет сиять своим разумом в обществе мудрецов.
46. Знание увядает без применения на практике, человек увядает из-за невежества, армия увядает без командира – носителя знаний и воли, а женщина – без мужа.
47. Не в любом месте можно найти святых людей, но везде можно учиться.
48. Верность супруге, накопление полезных вещей, смелость, осторожность и недоверчивость – вот чему можно научиться у вороны.
49. Удовлетворённость малым, постоянная бдительность, преданность хозяину и храбрость – вот чему можно научиться у собаки.
50. Нектар знаний – лучшее лекарство, хорошая пища – важнейший вид материального счастья, глаза – важнее любых других органов чувств, а голова – важнее любых других частей тела.
51. Научиться вежливости можно у аристократов, искусству беседы – у мудрецов, лжи – у игроков в азартные игры, а интригам – у женщин.
52. Знания, благочестие и богатство наполняют человека; злость, зависть и праздность его опустошают.
53. Собственноручно переписывая священные тексты, можно получить в награду неисчислимое богатство.
54. Настоящее понимание даже одной буквы по-настоящему стоит очень дорого.
55. Священные писания беспредельны, искусства многочисленны, но жизнь слишком коротка, чтобы изучить их полностью. Поэтому выбирай для изучения наиболее важное.
56. Человек может досконально изучить все священные тексты, но если он не понимает своей внутренней природы, то они ему бесполезны.
57. Ученику нужно отказаться от похоти, сладострастия, гнева, жадности, стремления украшать своё тело, праздного любопытства, чрезмерного сна и чрезмерных усилий по содержанию своего тела.
58. Кто стремится к чувственным наслаждениям, может не надеяться получить знания, а кто имеет знания и не хочет их потерять, должен знать меру в чувственных наслаждениях.
59. Знание является поддержкой на жизненном пути, жена – в семье, лекарство – в болезни, а благочестие – после смерти.
60. Что могут дать книги человеку, если он не умеет читать или просто не понимает прочитанного?
61. Жизнь необразованного малополезна обществу, да и самому человеку.
62. Какая польза от образования, если человек не воспитан, не понимает смысла жизни?
63. Дом, в котором не читаются священные тексты, подобен могиле.
О МУДРОСТИ
64. Мудрецу присущи: добродетельность, приятная речь, желание заниматься благотворительностью, простодушие с друзьями, смирение в присутствии наставника, умиротворение, благородные манеры, различение добра и зла, знание священных текстов и красоты.
65. «Истина – моя мать, духовное знание – отец, праведное поведение – брат, милосердие – друг, умиротворённость – жена, а доброжелательность – сын. Такова моя семья». – сказал мудрец.
66. Мудрецы находят удовлетворение в созерцании, учении и общении.
67. Мудрецы обсуждают идеи, средние умы – события, а мелкие – людей.
68. Мудрецы утром обсуждают текущие вопросы, днём – жизненные, а перед сном – вечные.
69. Мудрый человек сдерживает свои чувства и добивается своей цели с должным пониманием времени, места и обстоятельств.
70. Мудрый человек подобен дереву: его намерения – корни, молитвы – ветви, поступки – листья. Нужно стараться сохранить корни, ибо если корни разрушены, не будет ни ветвей, ни листьев.
71. Мудрец удовлетворён одним приёмом пищи в день, очищается и сходится со своей супругой раз в месяц в благоприятный день после её месячных.
72. Мудрец относится к чужой жене как к своей матери, к чужому богатству – как к комку грязи, а к знаниям – как к источнику мудрости.
73. Мудрец не беспокоится о пропитании, его заботят лишь знания и честь.
74. Что отдано мудрецу и учителю, возвращается многократно.
75. Мудреца можно удовлетворить разговорами на духовные темы.
76. Мудрец (обладающий практическими знаниями) легко обретает богатство, но разбогатев, сгибается под этой ношей.
77. Чтобы стать мудрецом, нужно избегать привязанности, за исключением привязанности к познанию мироздания.
78. Мудрецом является тот, кто говорит по делу тому, кому можно и может контролировать свои чувства и особенно гнев.
79. Мудрый человек не должен раскрывать своих потерь, раздражения, подлых слов завистников и позора, обрушившегося на него.
80. Мудрец не рассказывает о добрых делах, которые совершил, умалчивает о домашних конфликтах, не возмущается по поводу плохо приготовленной пищи и не пересказывает услышанные глупости.
81. Ищущий мудрость должен быть наблюдательным, постоянно анализировать увиденное, услышанное, прочувствованное и прочитанное.
82. Как может мудрый удовлетворяться тем, чем удовлетворяются животные?
83. Без поддержки страдает даже мудрец, поскольку любой драгоценности нужна достойная оправа.
84. Человек, который погряз в мирских делах, занимается торговлей в любой форме или преимущественно физическим трудом – не мудрец.
85. Мудрые люди ведут себя очень осмотрительно и не совершают грехов.
86. Чего только не подметит ищущий и проницательный поэт!
87. Разве нужна аскеза мудрому?
О СЕМЬЕ
88. Счастливый семьянин тот, в чьём доме благоприятная, гостеприимная атмосфера, дети талантливы, жена приветлива, слуги послушны, кому достаточно богатства, чтобы удовлетворить свои желания, и кто находит радость в общении с единомышленниками.
89. Семья наполняется счастьем благодаря добродетельности каждого в ней.
90. Богиня процветания приходит в семью, где муж с женой не ссорятся.
91. В хорошей семье родители заботятся о воспитании и образовании детей, подавая собственный пример праведной жизни.
92. У кого послушные дети, верная жена и кто довольствуется тем богатством, которое имеет – живёт на Земле словно в раю.
93. Репутация семьи поддерживается нравственным поведением её членов.
94. Эти пятеро должны почитаться как отцы: тот, кто дал рождение, воспитал, обучил, накормил и защитил от опасности.
95. Эти пятеро должны почитаться как матери: жена царя, жена наставника, жена друга, тёща и родная мать.
96. Люди обычно оставляют после себя потомство с соответствующими качествами, которые наполовину зависят от родителей.
97. Тот является настоящим отцом, кто заботится о своих жене и детях, показывая им пример добродетельности.
98. Мужчине стоит жениться на девушке, если она обладает нравственностью (культурой), близка по душе (энергетике) и духу (интересам).
99. Женщина – это не мужчина, пусть они и похожи, но их функции в доме разные.
100. Настоящая жена создаёт для мужа приятную и доброжелательную атмосферу.
101. Женщина становится святой не от раздачи милостыни, соблюдения постов или питья святой воды, а от уважения к своему мужу.
102. Хорошая жена чиста, искусна, ласкова с мужем и правдива.
103. Доброе поведение детей украшает нравственных родителей, красят всю семью.
104. Со взрослым, самостоятельным ребёнком следует общаться как с другом.
105. Судьбы двух плодов одного дерева, как и судьбы детей одних родителей, могут сильно отличаться.
106. Как одно загоревшееся сухое дерево может сжечь весь лес, так и один непутёвый член семьи может погубить всю семью.
107. Пороки детей развиваются из-за потакания неразумным поступкам без наказания, а добродетели – благодаря поддержке хороших начинаний.
108. Сердитая жена, глупый сын и овдовевшая дочь сжигают отца семейства.
109. Кто живёт в нашем сердце – близок, хотя на самом деле может находиться далеко, но тот, кому нет места внутри нас – далёк, хотя может находиться рядом.
110. Несчастлив человек в старости, когда: хоронит супруга, наблюдает драку между родственниками за наследство и зависим от других в пропитании.
111. Следует сохранять своё богатство в трудные времена, спасать своего супруга даже ценой утраты богатства, но неизменно следует сохранять свою душу даже ценой своего супруга (но не его жизни) и богатства.
112. Есть ли семья в этом мире, что лишена проблем?
О ВЛАСТИ
113. Человек становится великим благодаря своим достижениям, а не потому, что занимает высокий пост.
114. Воля человека проявляется в отношениях, когда он может спокойно изложить свою точку зрения, услышать и понять собеседника.
115. Если нужно одним махом покорить весь мир – обуздай себя.
116. Государству не страшны враги, если народ страны накормлен, доволен и обеспечен.
117. Страна рушится в руках неразумного царя, армия погибает в отсутствие толкового генерала.
118. При принятии решения всегда учитывайте время, место и обстоятельства.
119. Держите в тайне то, что задумали сделать, до тех пор, пока не осуществите свои замыслы или не понадобится помощь других людей.
120. Могуч тот, кто концентрирует силы, а не обладает огромной массой.
121. Сила учёного – в его знаниях, сила царя – в его армии, сила купца – в его богатстве, сила работника – в его служении, а сила женщины – в красоте, молодости и чарующих словах.
122. Царь, не вызывающий трепет свои гневом или расположение своей щедростью, не способен ни контролировать, ни защищать.
123. Царю следует окружать себя людьми, которые его не подведут.
124. Общайтесь с теми, кто делает вас сильнее.
125. Кто разумен, тот силён, а неразумный или теряющий рассудок – слаб.
126. Поскольку слуга берёт пример с господина, то – каков царь, таковы и подданные.
127. Царь принимает на себя грехи подданных, жрец – грехи царя, муж – грехи жены, наставник – грехи своих учеников.
128. Дурной поступок, совершённый царём, как правило, не осуждают, а достойный поступок, совершённый человеком низкого положения, осуждают все, кому не лень (ибо кто его уважает?).
129. Разве есть такой человек, к кому царь был бы всегда благосклонен?
130. Царь отдаёт распоряжение один раз, мудрец говорит один раз и дочь выдают замуж тоже один раз.
131. Чисты благодетельный царь и верная жена, обречены на гибель самодовольный царь и бесстыдная домохозяйка.
132. Событие может напугать вас, но как только оно свершится, постарайтесь избавиться от своего страха без колебаний.
133. Воспевание гимнов и проведение положенных ритуалов без преданности бесполезно, поскольку преданность – основа любого успеха.
134. Подобно тому, как охотник сладко поёт, чтобы приманить оленя, нужно говорить приятные слова тому, от кого мы ждём благосклонности.
135. Губительно быть фамильярным с царём, огнём, наставником и женщиной. Но быть безразличным по отношению к ним – значит лишиться возможности извлечь для себя какую-то пользу.
136. Нужно быть предельно осторожным с огнём, водой, женщиной, дураком, змеёй и родственниками царя, ибо при первой же неосторожности они могут стать причиной вашей гибели.
137. Есть множество способов порабощения в этом мире, но узы привязанности самые сильные.
138. Оскорбляя людей – потеряешь здоровье и друзей, оскорбляя царя – потеряешь всё.
139. Служение безнравственному царю сжигает человека.
О БОГАТСТВЕ
140. Богат не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть знания, семья и друзья.
141. Есть три драгоценности на этой Земле: свежая пища, чистая вода и приятные слова; глупцы же считают драгоценностями камни.
142. Потерявший деньги если разумен не становится бедным, но потерявший разум беден во всех отношениях.
143. Деньги позволяют человеку улучшить отношения, а кто их теряет – лишается благосклонности родственников и слуг; снова богатея, человек возвращает себе благосклонность окружающих.
144. Честно зарабатывайте средства к существованию, разумно их расходуйте и сможете стать счастливым.
145. Накопленное богатство сохраняется разумными тратами, подобно тому, как проточная вода сохраняется, когда утекает застоявшаяся.
146. Порочные люди желают богатства, обычные люди – богатства и уважения, добродетельным достаточно уважения их труда.
147. Нужно ли богатство, которое достигается большими страданиями, подлыми поступками или заискиванием перед врагами?
148. Украденное богатство может сохраняться десять лет, но на одиннадцатый год оно уходит вместе с честно заработанным.
149. Стремящиеся к богатству «по трупам» не видят греха в своих поступках.
150. Если ты богат и добр, то отдавай своё богатство только достойным.
151. Доверчивость зачастую приводит к потере власти и богатства.
152. Легкомысленность в своих поступках ведёт к нищете.
153. Неправильное использование денег ведёт к нищете.
154. Разве разбогатев, человек не становится гордым?
155. Богатства лишними не бывают.
О ДОБРОДЕТЕЛИ
156. Нет света ценнее сияния глаз, творящих добро.
157. Правдивый человек обладает великой силой.
158. Кто говорит ясно, как правило, не обманщик.
159. Чьи руки чисты – не держится за свою должность.
160. Храни и защищай идею развития, истинные знания, природу, – без них жизнь невозможна.
161. Продолжительность жизни непредсказуема, незыблемо благочестие.
162. Четыре добродетели полезны человеку: милосердие, приятная речь, поклонение Всевышнему и удовлетворение нужд мудрецов.
163. Пробуждаться в положенное время и добывать хлеб собственными усилиями – признак достойного человека.
164. Благочестивый и на неправедной войне ведёт себя достойно.
165. Хвала тем, кто передаёт нуждающимся то, что у него в избытке, но ещё большая хвала тем, сотворяет условия для улучшения жизни.
166. Благотворительность, совершённая с корыстными целями, даёт лишь временный результат, но дары, сделанные бескорыстно достойным людям – бессмертны.
167. Общайся с мудрыми людьми, избегай дурной компании, совершай добро, размышляй о вечном и не путай его с временным.
168. Следует уважать того, что понял глубинный смысл чего-то важного, но ещё больше того, кто этот смысл может донести другим.
169. Заслуживай уважение более сильного подчинением, порочного – сопротивлением, а равного тебе – вежливостью или могуществом.
170. Кто отрекся от чувственных удовольствий – не носит украшений.
171. Разум компенсирует бедность, чистота одежды – компенсирует её потёртость, а добродетельность – внешнюю неприглядность.
172. Чистота речи, помыслов, чувств и сострадательное сердце необходимы тому, кто желает подняться духовно.
173. Нравственный человек не станет негодяем в обществе порочных людей.
174. Нравственность бережёт богатство, доброжелательность – власть царя, заботливость хозяйки оберегает домашний уют.
175. Нравственность избавляет от страданий, благоразумие – от невежества, а понимание – от страха.
176. Посредством аскезы (добровольного отказа от благ) можно обрести способность довольствоваться небольшим количеством пищи, быть надёжным и мужественным с женой, совершать благотворительность.
177. Что кажется труднодостижимым, невозможным и нереальным, легко достичь с помощью аскезы, ибо ничто не может её превзойти.
178. Добрые слова приятны всем, поэтому их нужно говорить как можно чаще, ибо их на всех хватит.
179. Найдётся ли кто-то, кто будет враждебным к тому, чьи речи приятны?
180. Есть два нектарных плода, свисающих с дерева этого мира: один – это добрые слова, а другой – общество единомышленников.
181. Благородный человек не теряет своих качеств, оказываясь в полной нищете.
182. Одно-единственное достоинство может затмить многие недостатки.
183. Кто благочестив – по-настоящему жив, а кто лишён добродетелей – мёртв, даже если выглядит живым.
184. Чтобы стать счастливым – принимай нектар терпеливости, достойного поведения, милосердия, чистоплотности и правдивости.
185. Благотворительностью является любой бескорыстный поступок.
186. Кто погружён в молчание, обычно не ссорятся с другими.
187. Ничто так не украшает так руки, как раздача милостыни.
188. Лучшая любовь – любовь к другим, а не к самому себе.
189. Нет счастья, равного удовлетворённости.
190. Нет аскетизма, равного усмирению ума.
191. Нет добродетели, равной милосердию.
О ПОРОЧНОСТИ
192. Нищета, болезни, сожаления, тюремное заключение и прочие трудности – это следствия собственных решений человека.
193. Пять пороков делают из человека демона: гнев, грубая речь, вражда со своими родственниками, общение с подлецами и служение недостойным.
194. Нет врага более страшного, чем безрассудство; нет огня более гибельного, чем гнев, который распознаётся по взгляду.
195. Чьи поступки непорядочны, не может быть счастлив ни среди людей, ни в одиночестве. Среди людей его сердце может истязать страх, а в одиночестве – беспомощность и совесть. Такие люди часто забивают сознание бестолковой информацией, а разум алкоголем и наркотиками.
196. Кто носит грязную одежду, не чистит зубы, сквернословит и спит после восхода солнца – теряет милость богини процветания.
197. Порочному человеку следует омывать своё тело от грязи, очищать молитвами душу от скверны и пытаться делать добро.
198. Человек, который дожил до преклонного возраста и остался глупцом, уже не станет разумным, – горький плод никогда не станет сладким.
199. Глупцы завидуют мудрецам, нищие – богатым, неверные жёны – целомудренным, уродливые женщины – красавицам.
200. Погрязший в мелочах семейной жизни не обретёт знания, мясоед не станет милосердным, жадный – правдивым, а распутник – верным.
201. Нет болезни, равной жадности. А есть ли порок хуже жадности?
202. Жадные и беспокойные не могут получить счастья и умиротворённости, которые имеет носитель духовных знаний.
203. Жадный человек опасается, что нищий будет просить у него милостыню, богач не опасается потому, что не даст.
204. Жадный не терпит попрошаек, глупый – мудрых советников, распутная жена – мужа, а вор – луну.
205. Неправдивость, безрассудность, лукавство, глупость, жадность, нечистоплотность и бессердечность – семь изъянов пьяницы.
206. Пьянство и злоба губит душу человека. Что только не болтает пьяный или дурак.
207. Сердце злого, как и дом без детей, пуст. Опустошение приходит и к пьянице.
208. Кто высмеивает добродетельный образ жизни, осуждает доброжелательных людей – неизбежно погубит себя.
209. Недоброго человека, учителя без духовных знаний, сердитую жену и неприветливых родственников следует отвергнуть.
210. Избегайте того, кто льстит вам в глаза, но за спиной критикует, ибо он подобен кувшину с ядом, наполненным сверху молоком.
211. Избегай общения с порочным человеком, даже если для этого придётся уйти.
212. Порочный человек не станет святым даже после сотни мудрых поучений.
213. Пустоголовому не помогут наставления, а будут его только раздражать.
214. Не поддерживай общения с глупцом, который жалит колкими словами.
215. Лень разрушает разум, а лентяй, полагающийся на удачу, гибнет.
216. Кто избегает компании порочных людей, будет в безопасности.
217. Кто поносит других без суровой необходимости – хуже всех.
218. Необдуманные поступки губят репутацию человека.
219. Ослеплён и тот, кто находится в объятиях похоти.
220. Гордецы не замечают зла, что творят.
221. Человек, который разрушает пруды, колодцы, источники, портит воду, сады и храмы, ворует чужое, сожительствует с чужой женой – мерзавец.
222. Мерзавец может спокойно есть свой обед, не делясь с уставшим путником, случайно забредшим к его дому.
223. Человек, который мешает жить другим, лицемерит, зазнаётся, лукавит и скрывает свою жестокость сладкой речью – негодяй.
224. Сердца негодяев завистливо славе других, и они клевещут на таких от неспособности подняться на их высокий уровень.
225. Негодяй хуже змеи, ибо змея жалит один раз, тогда как негодяй – на каждом шагу.
226. Негодяй не может стать достойным человеком, сколько его не наставляй.
227. Негодяя можно держать в повиновении демонстрацией оружия.
228. Негодяи удовлетворяются чужими страданиями.
229. Недалёк тот, кто сам себе на уме, кто не терпит славы других людей, чьи уши не готовы слушать наставления мудрых.
230. Чем только не кормится ворон, как и опустившийся человек!
231. Когда человека прославляют другие, он остаётся уважаемым, даже если лишён всех достоинств. Но если человек прославляет себя сам, он теряет уважение, даже если обладает всеми достоинствами.
232. Кто лишён воспитания, образования, искренности, порядочности и доброжелательности – животное, бродящее по земле в человеческом теле.
233. Земля обременена тяжестью мясоедов, пьяниц, дураков и бездельников, которые есть животные в телах людей.
234. Отойди от тела человека, чьи руки никому не давали милостыни, чьи уши были глухи к мудрости, чьи глаза не замечали нравственных людей, чьи стопы не ступали в святые места, чей живот наполнялся несвойственной человеку пищей, и чья голова была высоко задрана от гордыни.
235. Кто не стремится ни к нравственности, ни к богатству, ни к удовлетворению желаний, ни к освобождению от привязанностей, тот ведёт бесполезную жизнь.
236. Не стоит жить в одном доме со змеёй, это приводит к быстрой смерти.
237. У змеи яд – в зубах, у мухи – во рту, у скорпиона – в жале, а порочный человек насквозь пропитан им.
238. Скверные мысли не отмыть и сотней омовений в священных водах, подобно тому, как винный горшок не очистить даже выпариванием на открытом огне.
239. Неблагоразумные, недобрые, не обучающиеся люди не лучше животных.
240. Разве можно стать счастливым с нерадивой женой?
241. Порочен, кто зарабатывает на священных текстах.
242. Разве может принести счастье дружба с негодяем?
243. Разве распущенный человек живёт спокойно?
244. Разве могут люди быть счастливы в злости?
245. Разве может порочный стать счастливым?
246. Что может быть греховнее клеветы?
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
247. Не становитесь между двумя мудрецами, мудрецом и его огнём, мужем и женой, хозяином и его слугой, быком и плугом.
248. Войти в доверие к жадному можно с помощью подарков, к дураку – угождая ему, к мудрецу – говоря правду.
249. Дружба с порочным, корыстным и изворотливым человеком грозит бедой.
250. Дружба между равными людьми обычно является крепкой. Друг не подведёт.
251. Познавайте супруга, родственника, друга в трудностях, бедах, несчастьях; настоящий из них тот, кто не оставит вас в трудную минуту.
252. Справедливо отплатить добром за добрые дела, а злом – за злые; в этом нет греха, ибо порочный человек должен получить то, что сам посеял.
253. Не стоит скорбеть, если от вас уходит кто нам дорог, – и птицы разлетаются.
254. Слуга покидает царя, у которого закончились деньги, ученики покидают своих учителей, получив образование, дети покидают родителей, чтобы начать свою жизнь, животные покидают лес, выгоревший дотла.
255. Не стоит давать наставления глупцу, но иногда есть смысл постараться научить его их понимать, и тогда быть может он поумнеет.
256. Не стоит высказывать свои мысли тем, кто к их принятию не готов, кто тебя об этом не просит, и тем более, если они от этого раздражаются.
257. Не стоит сотрудничать с людьми, не имеющими разума, чувства стыда и склонности к благотворительности.
258. Не позволяйте своим стопам прикасаться к коровам, женщинам, старикам, детям и огню духовного наставника или мудреца.
259. Ученик, слуга, путешественник, голодный, испуганный человек, казначей и распорядитель – этих семерых нужно будить, если они засыпают.
260. Змею, царя, тигра, жалящую осу, маленького ребёнка, чужую собаку и дурака – этих семерых будить от сна не нужно.
261. Потакание чувствам ведёт к привязанности, привязанность и освобождение от неё зависит от наших собственных решений.
262. Царь, проститутка, бог смерти, огонь, вор, малыш, нищий и сборщик налогов не в состоянии понять страдания других.
263. Гостя можно удовлетворить, если радушно принять, накормить и дать ему отдохнуть.
264. Секрет, поведанный подлецу и наставления, данные разумному человеку, распространяются без усилий.
265. Каждому своё: мудрец находит удовольствие в общении, корова – в свежей траве, жена – в обществе своего мужа, а воина радует битва.
266. Аскезы следует практиковать в одиночку, а воевать – всем вместе.
267. Ничего нельзя получить в этой жизни, ничего не отдав взамен.
268. Одно и то же для каждого человека выглядит по-разному.
269. Врага можно одолеть, если действовать сообща.
270. Разве можно обрести славу, наставляя дураков?
О СВЯТОСТИ
271. Святой человек никогда не меняется, даже если рушится Вселенная.
272. Может случиться что угодно, но разум святого останется непоколебим.
273. Святость присутствует не в определённом месте, а в конкретном человеке.
274. Нравственные люди обладают способностью очищать всё, с чем соприкасаются.
275. Возвышенные души подобны прочной лодке. Они не похожи на обычных людей, барахтающихся и тонущих в океане жизни.
276. Чистым становятся не от церемоний и омовений, а от искренней молитвы и добрых поступков.
277. Богатство непостоянно, наши тела смертны, смерть крадётся по пятам, поэтому мы должны немедленно начать делать добрые дела.
278. Мудрые наставления, посещение крематория, недомогания и болезни способствуют освобождению человека от всего наносного.
279. Если бы человек ощущал раскаяние до совершения греха так же, как он ощущает его после, – разве не достиг бы он совершенства?
280. Не стоит кичиться своим милосердием, аскетизмом, доблестью, разумом, скромностью, нравственностью, ибо всегда найдётся, кто превосходит в этом.
281. Если сердце человека наполнено состраданием ко всем живым существам, то ему нет нужды в знании, освобождении и спутанных волосах на голове.
282. Для мудреца Всевышний предстаёт в образе огня, для глупца – это идол на алтаре, а для верующего Всевышний становится другом и поселяется в его сердце, в результате чего он созерцает Его повсюду.
283. Грех не привязывается к человеку, устремлённому ко Всевышнему.
284. Нет счастья более сильного, чем владение духовными знаниями.
285. Зачем паломничество тому, чьи намерения всегда чисты?
286. Зачем аскеза правдивому и добродетельному?
Прим. Работа выполнена на основе: http://samlib.ru/l/lawrow_w_s/pouchenijamudrecachanakxi.shtml
Свидетельство о публикации №224031101538