Масленница-комоедица по-славянски и по-русски

  1.МАСЛЕННИЦА у СЛАВЯН. "Когда-то на Руси,как и в Берендеевом княжестве,к медве-дям относились по-особому.Их образ был тесно связан с культом бога Велеса(покро-вителя скота,плодородия и богатства– в узком понимании,а в широком смысле– покро-вителя всей Вселенной),поскольку являлся 1 из его ипостасей и пользовался всеобщим уважением.По весне,когда день становился длиннее ночи,природа пробуждалась от зим-него сна,просыпались медведи.В стародавние времена на Руси(а у берендеев– до сих пор)в это время отмечался праздник Комоедица: народ пёк блины; самый 1-й относили в чащу,чтобы угостить хозяина леса– кома.Возможно,лесного хозяина прозвали так из-за сходства с большим шерстяным комком,клубком.Вошла в обиход пословица "Первый блин– комам".Впрочем,другие считают,что "медведь" образовано от слов тот,кто знает,что делать с мёдом.По 3-й версии– если разделить слово "берлога",получится "логово бера(медведя)".Истинное же имя зверя,к большому сожалению,до наших дней не дошло.Возможно,люди просто боялись произносить его вслух,чтобы невзначай не призвать его самого.Ругать или пренебре-жительно отзываться о медведе вслух строго запрещалось из-за поверья,что он услы-шит,обязательно придет отплатить обидчику.Так/иначе,но в нашем лексиконе прочно утвердилось слово "медведь".Хотя в разных областях России медведя называют по-раз-ному: косолапый,хозяин,дедушка,топтыгин,но обязательно– уважительно."(ст."Маслянница- славянская Комоедица,где 1-й блин отдавали комАм(лесным мишкам).Славянское фэнтези",Татьяна Супельняк,2024)

  ВОЛХА: МАСЛЯННИЦА- 

  1Б."Существуют гипотезы и о мистич.связи человека/медведя: до сих пор сохрани-лись легенды о способности некоторых людей превращаться в этих могучих зверей. "комы",друзья мои,– медведи,а вовсе не комки сырого теста,прилипшие к дну сково-родки!Лично знакома с оборотнем,способным по собств.желанию превращаться в косо-лапого мишку,являющимся по совместительству моим старшим братом,я скромно умол-чала.Обычная российская старшеклассница Елена отправляется на поиски пропавшего старшего брата; неожиданно попадает в параллельный мир- Берендеево княжество,где ,как в наших народных сказках,водятся оборотни,русалки,болотница,леший,на лесных дорогах путников поджидают разбойники атамана Кудеяра.В параллельн.мире все на-оборот: Кощей- привлекательный,образованный молодой мужчина,Баба Яга- добрая,ее кот- говорящий Баюн по кличке Соломон.Попав в другой мир,Елена неожиданно сама превращается в ведьму,влюбляется в..Кощея Бессмертного.Узнав,что у берендеев то-лько 1 враг,мечтающий поработить их мир,- коварный/изворотливый Чернобог,которо-му помогает злая волшебница Елена.Ее друзья принимают решение использовать про-тив завоевателей страшную чёрную магию Вуду.Кто же победит в схватке света/тьмы, какую сторону выберет Кощей- добра/зла?"(ст."Маслянница- славянская Комоедица, где 1-й блин отдавали комАм(лесным мишкам).Славянское фэнтези",Татьяна Супель-няк,2024)
  ВОЛХА:

  ВЫВОДЫ Волхи:

  2а.



  (ст."Масленица: почему сегодня в России её празднуют неправильно",Кириллица, 2024) "Масленица — наверное, единственный праздник в России, когда большинство населения целую неделю дружно ест блины. Среди празднующих много тех, кто был крещен в детстве или даже во взрослом возрасте, но теперь даже не помнит, что во время Таинства Крещения трижды отрекался от сатаны и даже плевал на него, обещая никогда не следовать языческим традициям.Масленица — не безобидный праздник. Самое распространенное заблуждение,которое можно услышать из уст таких «креще-ных», что Масленица — это исконно «наш», древний «народный» обычай, а церковники лишь приспособили его под свои нужды,приурочив к «проводам зимы» «свои» праздни-ки — Сыропустную седмицу, Прощеное воскресенье и начало Великого поста.Обычай встречать весну, праздновать возрождение жизни, славить солнце и приносить ему жертву, сжигая ее в костре как залог будущего урожая — древний и совершенно точно языческий.В календаре древних славян он был приурочен к весеннему равно-денствию и назывался Комоедицей.Но и Прощеное воскресенье,которое церковь празд-нует в этот день,появилось почти 2000 лет назад в Египте,где монахи-христиане отправлялись на время поста в пустыню. Там не было ни воды, ни еды, там обитали разбойники и звери,и никто не знал,доживет ли до Пасхи.Поэтому монахи прощались с товарищами, быть может, навсегда.Дата у Прощенного воскресенья всегда была другой — она рассчитывалась от Светлой Пасхи и почти никогда не совпадала с равноденствием. Поэтому логически более правильно предположить,что это именно язычники использовали христианский праздник для того, чтобы внедрить в сознание христиан языческие идеи.Церковь всегда была против: по правилам Шестого Вселен-ского собора она карала празднующих Масленицу отлучением или извержением из сана.И действительно, игрища на Масленицу совсем не так безобидны, как кажется. Во-первых, обычай сжигать чучело и печь блины связан с желанием древних славян разбудить покойников, дремлющих в земле, чтобы они летом дали зерну вырасти и принести урожай — об этом филолог Пoлинa Дeмчeнкo пишет в статье «Пoминoвeниe ycoпшиx, pяжeниe и oбильнaя eдa кaк aкциoнaльныe блoки Macлeницы». Во-вторых, в древние времена, скорее всего, сжигали не чучело, а человека, принося его в жертву богам.В-третьих, с Масленицей связаны обычаи «беснования» у славян — на Комоедице они предавались пьянству, блуду и ходили «стыдить» девушек, отказавших сватам, мазали им ворота нечистотами, а если под руку пьяной толпе попадались «виновницы», то их били, мазали дегтем и возили по деревне, издеваясь, — о таком поведении наших предков упоминал этнограф Сергей Васильевич Максимов.Достава-лось и родителям разборчивой невесты: толпа ломала телеги,сани,выламывала заборы и двери и крушила все на своем пути.Поэтому главная ошибка современного человека — это считать Масленицу милым,старым и совершенно безобидным праздником.Ошибка — следовать суевериям Еще одна ошибка — следовать на Масленичной неделе языческим обычаям и верить в суеверия: непременно объедаться блинами, в определенный день недели ходить «на блины к теще» или наоборот, обязательно в определенный день звать ее с подругами на блины к себе, считая, что если этого не выполнить, то случится несчастье. Верить, что если в это время не отнесешь на могилку предков кучку горячих блинов, то они «обидятся», «не поймут», «навредят». Ошибкой будет и обильное мясное питание, которое некоторые позволяют себе накануне поста.Мясо в эту неделю уже не едят.У нас тихо и радостно.Православная церковь называет Масленичную неделю сплошной, Сырной.В эту неделю подготовки к посту все еще разрешена рыба и молочные продукты.Церковь призывает к сдержанности и вспоминает грехопадение Адама, его изгнание из рая. История это невеселая,настраивающая на философские размышления.Авторы В.В.Канафьева и П.Н.Демченко в статье «Взаимосвя-зь народной и христианской традиции в Масленице» приводят мнение православных священников из газеты «Калужские епархиальные ведомости»,где написано,что «неде-ля эта совсем не праздник,а скорее,приготовление к посту,и праздником ее никто из Святых отцов никогда не называл».Еще менее веселым становится осознание соб-ственных грехов перед Прощеным воскресением и необходимость просить прощения у всех,кого обидел в жизни.Однако не стоит впадать и в другую крайность— в скорбь .Если хочется напечь блинов— их надо напечь и съесть,благодаря Бога за дарован-ную вам пищу— хоть с маслом,хоть с икоркой.Если хочется перед постом навестить старых друзей,посидеть за столом и выпить чарку вина— следует их навестить.Если нужно попросить прощения у человека,которого вы обидели— надо так и сделать.А хотите угостить его блинами— так и угостите,греха в этом нет.Священник Игорь Фомин считает, что самое главное в эти дни помнить, что скоро Великий пост, в который следует входить чистым. Христианину тоже можно радоваться, но радоваться светлой,тихой радостью о том,что после тяжелых испытаний поста наступит Христова Пасха.На Сырной неделе церковь призывает делать добрые дела— подавать нищим,пом-огать родным и незнакомым,молиться в храме за христиан— и живых,и почивших.А в воскресенье христианину лучше быть не на гуляньях,а в храме,где будут читать чин прощения.Следует помнить,что простить— не просто сказать «я тебя прощаю».Прости-ть— значит в день Страшного суда встать перед Богом и сказать ему— «Господи,я его простил,не осуди этого человека!».Обычаи Прощеного воскресенья.В этот день православные поминают усопших,молятся за них в храме.Следует исповедаться и причаститься Святых Даров.Прощеное воскресение до революции называли «целоваль-ником»,потому что при встрече православные просили друг у друга прощения,проща-ли обиды и трижды целовались.В доме младшие должны были первыми попросить прощ-ения у старших.А в некоторых семьях сохранился обычай,по которому каждый из де-тей должен был подойти к отцу с просьбой о прощении,а тот должен был перекре-стить и благословить детей."
  (ст."Для чего на Комоедицу пекли блины,да еще на масле?",Б.Новицкий,2024)
"Комоедица- что за слово такое,которое исходит ещё с дохристианских времён? И для чего на комоедицу пекли блины?Оказывается,что это исконное название Маслени-цы– Комоедица.По форме слова видим в его составе корень "еда".А по смыслу- время поедания блинов.К слову,известная поговорка «первый блин комом» совсем не озна-чает неудачную выпечку.В старину на Руси блины пекли в печи,не переворачивая,и ком никак получиться не мог.Теперь же,когда что-то не получается с первого раза, в ходу поговорка «первый блин комом».На самом же деле,это выражение изначально звучало по-другому:«Первый блин комам».А сам праздник Масленицы был посвящен пробуждению медведей,которых представляли прародителями людей.Впрочем,и того, кто поедал блины после зимней спячки вполне можно было назвать Комо.Полагают, что так на Руси звали медведя,который реально впадал зимой в спячку(явление само по себе удивительное).Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное сос-тояние» или «Впасть в Кому»,то есть в спячку.Чтобы, проснувшись голодным, он не стал нападать на людей, его и кормили блинами. Отсюда и поговорка: "Первый блин комам". Уже затем ее перефразировали в современное - "первый блин комом". Тем русский язык и удивителен.И дело не в неудачной выпечке, как выясняется. Блин, который пекли в печи,в ком не сворачивался.С чего бы это вдруг.Это было угощение для медведя, с глубокой древности являющегося прообразом бога Велеса, такого же лохматого (волосатого) и загадочного, как этот житель берлоги. Поэтому выражение «первый блин комом» на самом деле изначально звучало: «Первый блин комам».И сам языческий праздник по времени был приурочен не только восходящему весеннему сол-нцу,а также к пробуждению медведя после зимней спячки.Кстати,только в белорус-ском сохранилось полное слово "Камаедзіца".Смотрим этимологический словарь англ-ийского языка.Находим там слово coma(кома):"состояние длительного бессознате-льного состояния",1640 гг.,от латинизированной формы греческого слова.k;ma.(род-ительный падеж k;matos)«глубокий сон» неопределенного происхождения.Термин «ко-ма» на среднеанглийском языке был false sleep("ложный сон",конец 14 в.)».Очень познавательно! Видимо,этот глубокий сон в зимней спячке и был присущ исключи-тельно жителю северных регионов Руси бурому медведю.Оттуда и повелось и обозна-чение,связанного с зимней спячкой сна, как Кома.Медведя иногда называли Бурый. Что,к слову,в германоязычной среде преобразовалось в Bear(Бер).Берлога- логово Бера.Истоки такого странного сна у некоторых животных– в определенной биологии их организма,сложившейся за миллионы лет эволюции.К подобному результату чело-века может привести только медикаментозное влияние.Но медицине известно и такое явление,как летаргический сон.Что касается лингвистики,то западные лингвисты, как видим выше,отмахнулись от объяснений "неопределенным происхождением" слова кома.И действительно в языках славянской группы языков такого объяснения нет. Но ведь слово это когда-то появилось в нашем языке, а затем уже мы так уверенно перевели его в разряд "кома,глыбы".Но есть у этого слова и второе значение.Цити-рую тот же словарь:""туманная,похожая на волосы оболочка,окружающая голову коме-ты»,1765 г., от лат. coma, с греческого kom; «волосы на голове» неизвестного происхождения. Ранее на английском языке как ботанический термин для обозначения пучка волос (1660-е гг.).Очевидно, что донесенные до латинян и греков древние смыслы бессознательного сна,спячки и всклокоченный шерсти на голове пробужда-ющегося медведя не сохранили память о носителе этих смыслов. Потому эти смыслы разделились и затуманились на чуждой почве Средиземноморья. На русской же почве сохранились в образе медведя, который и в спячку, как по команде, зимой впадает, и к тому же, и лохмат и волосат сверх меры. Осталось от этой памяти на Руси и странное имя Кома, этимологию которого ещё надо поискать.Для этого надо учесть, что Русская равнина,как минимум,5 тысяч лет назад была населена носителями языка древнеарийской общности. Там и произошло разделение этой общности на ариев и на предков русов. Может быть, там и зародилось наше искомое слово? К слову,древно-сть его вполне сопоставима с древностью верований в древнейшего дохристианского бога Руси Велеса.Тому в мифологии присущ был медвежий образ и заметная волоса-тость.Трудно представить, что архаичные волхвы не искали и не нашли растительные снадобья не только для своих мистических мистерий,но и для погружения в сон,под-обный медвежьему.Возможно,и назвали его Кома.Иначе,отчего бы это арии понесли отсюда же,видимо,этот,созданный волхвами, риши,брахманами,известный по Ригведе галлюциногенный ритуальный напиток Кома-Сома? Сома– это в ведийской культуре галлюциногенный ритуальный напиток,персонифицируемый как божество.К слову, у индусов было два понятия для Луны.Так физическая Луна на санскрите значит– Инду. Для духовной,невидимой Луны у ариев было свое имя– Сома,она божественный напи-ток. Сыном невидимой Луны, Сомы, был мудрый Будха.С лингвистической точки зрения такая замена, смягчение передней согласной k-s равнозначна второй палатализации в славянских,но возможно случилось ещё до образования славянских языков и связ-ано по времени с таким разделением языков по принципу кентум- сатем.Интересно в этом плане,что,например,в авестийском языке сома- haoma.В их языке прошло изве-стное изменение k-h. Что указывает на обособленность движения ариев на юг.Как полагают,оба слова имеют одно происхождение и восходят к общему периоду индоир-анской истории[1].Напиток употреблялся индоиранцами во время религиозных обрядов для стимуляции видений.Выходит,исходя из названия дохристианского праздника Комоедицы,можно увидеть архаичные истоки не только названий священных напитков индусов и авестийцев,но и место их зарождения.Это там,где первые выпеченные бли-ны,относились к берлоге медведей,которые просыпались от зимней спячки и были очень голодными.До нас же дошла только частью пословицы,которая полностью звуч-ала:«Первый блин комам,блин второй— знакомым,третий блин— дальней родне,а четве-ртый— мне».Вся масленичная неделя– это дни благословений.Все благословения,кото-рые мы даем сегодня,вернутся к нам,и принесут нам пользу."

  (ст."МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ МАСЛЕНИЦА.- ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ ТАКОЙ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ?", Сказки Дядюшки Спаса,2024) "Исконно русский праздник встречи весны, теперь объявлен общей тусовкой для жителей Челябинска.И мигрантам тем,кто вряд ли пони-мает смысл древнего русского народного праздника, чиновники рады.Организатором народного праздника выступает Дом дружбы народов Челябинской области.Чиновники, в угоду мигрантам,подменяют смыслы,размывая традиции и культуру русского народа. Почему же чиновники так стараются угодить мигрантам? Как сказал мэр Магнитогор-ска Сергей Бердников: мигранты ведут себя лучше, чем русские, и к тому же рожают много детей. У мусульман в марте начался рамадан – это когда нельзя пить и есть в дневное время.Но почему то чиновники и дом дружбы народов Челябинска не объя-вили о том, что рамадан, например,объединяется с масленицей и мусульмане,напле-вав на свои традиции,будут праздновать и есть русские блины.Нет,к мусульманам чиновники не лезут и не стараются размывать мусульманские традиции.Сначала хрис-тиане опошлили ВЕЛИКИЙ СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК- ПРАЗДНИК ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ, превратив его в нечто предваряющее великий пост,хотя ничего общего с нашей мас-леницей христианская масленица,или как ее называют– сырная седмица,не имеет.Чин-овники же пошли дальше,превратив это в фарс.Про сырную седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния,предпразднство воздержания,светлое предчувствие поста, седмица предочистительная».Масленица или Комоедица- светлая встреча с Богиней Весны Лелей и Богом Весеннего Солнца Ярило.Христианская Масленица каждый год сдвигается и выпадает на неделю перед постом,её дату высчитывают в зависимо-сти от других христианских праздников,а именно пасхи или воскресение ИисусаХрис-та.Он,почему то,воскресает каждый год в разное время.Масленица же у древних сла-вян всегда приходилась на день весеннего равноденствия,это время считалось нача-лом весны.День весеннего равноденствия в 2024 г.наступит 20 марта.Христианскую масленицу,хотя лучше ее называть сырной седмицей,чиновники Челябинска уже прев-ратили в балаган,ну так и флаг им в руки.ГЛАВНОЕ,ЧТОБЫ СЛАВЯНСКУЮ МАСЛЕНИЦУ НЕ ТРОГАЛИ.

  (ст."Поздравляю с первым днём Масленичной седмицы! 18-24 Березеня",Ворон, СлавКрасота,2020) "Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и много-составной и восходит к глубокой древности.Она включает обряды,относящиеся и к началу нового цикла,и к стимуляции плодородия,и к культу предков.В дохристи-анскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года.(типичный пример— Навруз).
В данном случае к обрядам начала нового цикла относится проводы одряхлевшей Зимы (Мораны) и встреча весны (Юнной Живы).Сопровождается сожжением,старого и отслу-жившего свой срок,и чучела Мораны как уничтожение всего дряхлого и освобождение места для нового,молодого,лучшего.С борьбой двух Богинь,связана и обрядовая бор-ьба(кулачные бои,взятие снежного городка),направленная на помощь неокрепшей Ве-сне в преодолении зимней силы.С символикой весеннего возрождения,непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли,плодовитости людей и скота.Главной героиней праздника- Масленица,воплощённая в чучеле.Масленица сама по себе божес-твом не является,однако представляет собой архаичный этап развития Уходящего и приходящего(умирающего и воскресающего)божества.Со стимуляцией плодородия связа-на ещё одна сторона Масленицы— поминальная.Ушедшие Предки,по представлениям Славян,находятся в Навьем мире,но могут приходить и в Явь,а значит,могут влиять на на процветание и благополучие Родичей-потомков.Поэтому крайне важным было не гневить Предков и почтить их своим вниманием.Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: Тризна(кулачные бои,скачки и т.д.),иногда — посещение кладбищ,всегда — обильные трапезы обязательно включавшие блины—глав-ный атрибут Масленицы.С 18 по 24 Березеня(марта)на славянской земле проходитМас-леничная седмица(неделя),которая разделяет два главных сезона в славянском наро-дном календаре- зиму и весну.Это весёлые проводы,озарённые радостным ожиданием близкого тепла,весеннего обновления природы.В старину в эти дни начинались улич-ные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы.Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота (солнцестояния),но с приня-тием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают,что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса,покровителя скотоводства и земледелия.В христи-анскую эпоху Велесов день (11 февраля),приходившийся на 24 февраля по новому (христианскому) стилю,стал днём святого Власия.В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию:"У Власия и борода в мас-ле".Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу- Медвежий праздник. По поверьям,о сию пору Медведь(Лесной Хозяин,воплощение самого Велеса)просыпа-ется в своей берлоге после долгой зимней спячки.Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой(борьбой).Комы,которые пекутся ста-ршими в семье женщинами на Комоедицу,суть обрядовые хлебы,сделанные из смеси му-ки овса,гороха и ячменя.Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду,призы-вая на трапезу самого Лесного Хозяина,которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года.Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось,удлиняя дни.Возможно,блины были и частью поминаль-ного обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков.Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение(на Руси ряженые сопровождали чучело Масленицы),вождение "козы" или "козла" (Восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее.Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами.Публику веселили скоморохи и любимый народный герой- Петрушка.Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы,в которых выступали акробаты и жонглёры,показывали дрессирован-ных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников,а так же цирковые артисты. Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях. Выезжали все,у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой,а вслед неуклюже скакали крестьянские лошад-ёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки,выводя птичьи трели и даже не подозревая,что подражание голосам птиц- древнейший языческий обряд зазывания Весны-Красны.Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и навещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новожёнов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лён и конопля выросли "долгими" (высокими), на Руси женщины катались с горок, стараясь съехать как можно дальше.Ни одна масленичная неделя на Руси прошлых веков не обходилась без медвежьего представления. С учёными медведями ходили по всей стране с незапамятных времён,этот промысел был занятием древним и традици-онным. В народе медведь ассоциируется с Богом Велесом, поэтому считалось,что он обладает магический целебной силой.В глазах крестьян он был сильным и мог отвес-ти беду: если спляшет около дома и обойдёт вокруг него, то не случится пожара.
Ещё одной масленичной потехой были кулачные бои, которые представляют собой остаток древней военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину было три вида кулачных боёв. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. До нас дошла игра "в Калашникова" - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Или - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. Можно бить в живот если договорятся. Вперёд шагать тоже нельзя. Ещё одну забаву мы тоже хорошо знаем. С каждой стороны по двое - "Конь" и "Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Практиковались и бои "стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.Реже всего допускался бой "сцеплялка- свалка",который обыкновенно возникал из-за того,что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться.Молодые переходили с вестями из двора во двор,дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".Масленичная седмица:Понедельник (Косой или Кривой понедельник) - Встреча, начало Узкой Масленицы.В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину- жить в горькой беде,а на старости лет лежать на смертном одре,сидеть калекой без ноги.В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор.Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься,в блинах поваляться,сердцем потешиться".После этих зазываний дети начинали кричать:"Масленица приехала, Масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери,а вечером сами приходили к сватам в гости.Тут за круглой чаркой и уста-навливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости,когда кататься по улицам.Богатые люди с понедельника начинали печь блины,а бедные- с четверга или пятницы.В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших,либо его клали на слуховое окошко для душ родителей.Кладя этот блин на окно,приговари-вали:"Честные наши родители,вот для вашей души блинок".Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами.Одни опару готовили из снега,на дворе,когда выйдет месяц, приговаривая:"Месяц,ты месяц,золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару".Считалось,что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми.Другие выходили вечером готовить опару на речку,колодец или озеро, когда появятся звёзды.Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тос-ку на всю Масленицу.Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тёщи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь. Званная тёща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.Вторник - Заигрыш.С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, весёлые и разудальные игры, народные гуляния и забавы, представления. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости- покататься на горах,поесть блинов.В больших деревянных балаганах(помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами)давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом.На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу,на тройках и на простых розвальнях.Было в почёте и другое нехитрое развлечение- катание с обледенелых гор.В богатых домах к этому дню братья строи-ли во дворах домов горки для сестёр,а от дома к дому ходили "позыватки"- люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости.Позы-ваток встречали с почётом, угощали блинами и напитками, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всем домочадцам. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены".Соседи толковали отказы по-своему :"здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились,по сути дела,к сватовству,чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.Гостей принимали-встречали у ворот,у крыльца.По-сле угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест,а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.Среда - Лакомка.На Лакомку тёщи приним-али зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось тёще всех привечать и угощать, да так, чтобы не один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи!" В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или как говорили в народе: "сколько раз собака хвостом махнёт".Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и сёлам отдельно от мужчин и распевали весёлые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла,как у тёщи головушка болит,как зятёк-то тёще спасибо сказал.Четверг(Шир-окий четверг)- Разгул- Начало Широкой Масленицы.В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды, ведущие своё начало из Древней Руси. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника со сбитнем или квасом и калачами, а вслед за этим "поездом" тянулся народ. Кулачные бои проходили по своим строгим правилам. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение грозило наказание. А ещё начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.Пятница- Тещины вечерни.Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси,было посещение тёщи зятьями,для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду(на Лакомки),но обычно приу-рочивались к пятнице.Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки"- приглашали на блины.Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же,что и на свадьбе,и получал за свои хлопоты подарок.Тёща обя-зана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку,поло-вник и прочее,а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной враж-де между ним и тёщей.Суббота- Золовкины посиделки.В субботу,на Золовкины посиде-лки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сёстры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.Новобрачная нев-естка должна была одарить своих золовок подарками.Интересно,что само слово "зо-ловка",как считалось,происходит от слова "зло",так как сёстры мужа относились к невестке("пришедшей невесть откуда")недоверчиво и настороженно- вспомним,хотя бы русские народные сказки.Последний день масленичной недели называется Прощённым днём, когда люди просят друг у друга прощения.Если в течение года Славяне чем-то оскорбили друг друга,то,встретившись в "прощённый день",они непременно приветст-вовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня,пожалуй".Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта. С той же целью в прощёное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. В этот день сжигалось чучело как символ зимы, которая закончилась. А пепел развеивали над полями - "на богатый урожай".Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду,несли через всю деревню,иногда посадив чучело на колесо,воткн-утое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби,либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу":нарядно одетую девушку,женщину или старуху.Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег("проводили Масленицу").Там же,где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов" состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старьё - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне,а иногда и специально для этого украденные.
По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом - то в облике любвеобильной девочки (аналоге Амура), то ликом бледным - нежной девушки,а на весеннее равноденствие- в пышном теле с румяными щеками(Масленицы).Сама же Масленица,как гласит Традиция- сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца (Мороза), до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей,явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир.Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.На столы,покрытые скатертью,ставят печенье,горячие блины и пироги,овсяный кисель, меды,квасы и закуски.Угощение делится на пять частей,и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая:"Честные наши родители! Вот для вашей души блинок."Торжественно везут к капищу на соломенной "кобыле" куклу Марены (куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины).Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню:"Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,В блинах поваляться, сердцем потешиться.Масленица - красная краса, русая коса,Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка".Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" (бог огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). "Честной Семик" зовёт её "во тесовый терем" (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в "блинах повалялась" (блин - поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин.Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь (то есть по Солнцу, по часовой стрелке) закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды.
"Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои...
И сыр, и творог, всё летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои..."
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена."Уходи, Зима холодная! Приходи,Лето жаркое!Со страдной порой,с цветами,с травой!"Вот уже первый снежок летит в чучело, вызывая за собой целый залп. "Марена" падает, что должно означать её "смерть". "Усопшую" со всеми почестями возлагают на погребальную краду, читая погребальные молитвы. Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:"Марена загорела,всему миру надоела!"Заводят хоровод противосолонь (против Солнца,против часовой стрелки)и провожают сгорающую Зиму песней:
"Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладьями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом."
Прыгают через небольшой костёр, сложенный "шалашиком", обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: "С горы катились, с весной воротились!"С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге.Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" (или "поедающий комы"), особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался "комедиа" (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным ("настоящее" имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): "медведь" - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став "настоящим". После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.п. "Ком", возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога - "логово бера", отсюда берендеи?.. Начинается обряд "Пробуди". Люди, вооружившись горящими головнями, идут "будить медведя". В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). "Медведь" не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда "медведь" начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью "ногу". Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая "медвежью" песню:
"Скрипи, нога, скрипи, липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит,
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, да на шкуре сидит,
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит,
Мою кожу сушит."
Поймав свою обидчицу, "медведь" пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни "на коняшках" пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк."Кулачки", как и "городок", олице-творяют победу весны над зимою, масленичный столб является земным воплощением столба небесного, "мирового дерева", на котором находится Ирий, попасть туда не просто. "Ручеёк" это отголосок тех давних времён, когда, по мнению учёных мужей, в первобытном племени каждый мужчина был мужем каждой женщины, а каждая женщина была женою каждого мужчины. Как видно, время было непростое, тяжёлое. О нём монах-летописец, не разбиравшийся в таких тонкостях,написал "аки скотъ блудяху". По прошествии тысячелетий порядок восторжествовал,обычай переродился в обрядовую игру,с которой начинались первые весенние попытки найти суженных.Кроме того, "ручеёк" служил ещё одной цели- отбору молодых людей с девиантным(отклоняющимся от нормы)половым поведением,с последующей выбраковкой.Вообще все игры,с виду напоминающие обычные забавы,были важными средствами социального(естественного) отбора, подготовки будущих воинов и охотников.Это сейчас мы не видим смысла в качании на качелях(народный обряд,призванный придать силу пробудившейся расти-тельности),но более 300 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший такое качание запретил.Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:
"И Сварог Небесный промолвит:
Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слёзы они,
А теперь они могут возрадоваться
О твоей вечной жизни до конца веков!"
При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: "Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой". Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Фальсификация религии: Русская Масленица.В 2011 году,как и в прошлом, православ-ная церковь совершила незаконный акт - в очередной раз сфальсифицировала историю Руси и руського народа.Это преступление касается праздника «Масленица».Христи-ане сфальсифицировали положение о Масленице- будто бы она является переходящим праздником,привязанным к посту.И поэтому,по лживому утверждению христиан,русь-кая масленица,якобы,уже окончилась 6-го марта.Однако руський праздник Масленица никоим образом не связан с иудейской религией, практикуемой в христианской секте, поэтому никакого отношения к иудейскому посту этот праздник не имеет. Рассмотрим историю Масленицы.Вот что пишет Большая советская энциклопедия (БСЭ): «Масленица, название (с 16 века) древнеславянского языческого многодневного праздника «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам». Ту же дату - 16 век - называют и Брокгауз и Ефрон в своём словаре. С этого времени христианство уже достаточно закрепилось на русской земли и своей жестокостью и прессингом сумело занять лидирующие позиции среди властных «умов».
Та же БСЭ в статье «Масленица» сообщает: «Христианская православная церковь включила Масленицу в число своих праздников («масляная неделя» накануне великого поста)», а в статье «Язычество» говорит напрямую: «Церковь включила в число христианских главные языческие праздники,чтобы подчинить своему влиянию общинные культы(см.,например,Масленица,Карнавал)».В статье «Русские» БСЭ сообщает:«В нар-оде вплоть до Октябрьской революции 1917 отчасти сохранялись верования в духов, связанных с домом(домовой,гуменник),природой(леший,водяной,русалки),ведьм и пр. Официальная церковь вынуждена была приспосабливаться к древним верованиям,допус-кая наделение христианских «святых» функциями древнеславянских божеств(например , Илья-пророк- Перун,Власий- Велес) и соединение с христианскими празднествами и обрядами(рождество Христово,пасха)дохристианских(зимний цикл: рождество- масле-ница;весенне-летний цикл: семик- троица- Купало)».В статье «Язычество»:«Сложив-шееся таким образом «двоеверие» сохранялось до начала 20 века»,то есть только Октябрьская революция смогла полностью подчинить руський народ христианской рел-игии.О существе праздника Масленица, в частности. БСЭ сообщает: «В древности он заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, которые перешли затем в традиционные народные обычаи и обряды(сожжение соломен-ного чучела,печение жертвенного хлеба- блинов,переряживание и т.д.).На протяже-нии многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья,сопровождав-шегося пиршествами,играми,катаньем на санях с гор,быстрой ездой на лошадях».
Настоящая масленица.Настоящая Масленица- обрядово-астрономический праздник.Он отмечается строго в весеннее равноденствие.До прихода христиан и насильственного крещения Русь являлась сильным светским (по современным меркам) государством. Никаких молитв, никакой религии на нашей Родине было. Было почитание живой Земли с её стихийными Элементалами и своих великих предков, которые являлись детьми богов. Такими же детьми являемся и мы - современные Русы. Нам нет нужды ходить в церкви, мечети и синагоги. У каждого из нас есть дома семейные фотографии: наши предки - это и есть наши настоящие боги."


Рецензии