Амфилохий реконьский шапошников, схимонах. родом ф

АМФИЛОХИЙ Реконьский (Шапошников), схимонах, родился в Риге, где его отец занимал должность в церкви при лютеранской кирхе. В зрелом возрасте он конвертировался в православие и принял имя Андрея. Он прошел различные работы, служил в армии, был крестьянским работником, а затем стал странником и получил обморожение правой ступни на озере Ильмен. В городе Тихвине он встретил старого уважаемого старца Бориса, который направил его в пустынь реконскую, находящуюся в новгородской губернии, в 45 верстах от города Тихвина и в 100 верстах от станции Чудово николаевской железной дороги. В пустыне остался только старый деревянный храм, окруженный могилами, где жил один пономарь со своей семьей. Странник в 1813 году, когда ему уже было 70 лет, поселился у пономаря и работал для него. Однако, из-за отсутствия разрешения на проживание и частых неприятностей с полицией, пономарь выгнал его из дома и запретил ему оставаться поблизости. Странник взял свой посох и сумку и отправился в путь. Однако, местные крестьяне, которые уже уважали его благочестивый образ жизни, остановили его и предложили поселиться в лесу на возвышенности, известной как крестовая сопка, немного удаленной от церкви. Он вернулся, поставил крест в этом месте и вскоре, с помощью крестьян, построил себе землянку для жилья. Пономарь скоро умер, его семья разбрелась, и в 1816 году преосвященный Амвросий назначил странника пономарем в реконской церкви на место умершего. Бывая часто в Тихвине, странник, принимая имя Адриана, стал монахом в Тихвинском монастыре в 1822 году, а в 1832 году принял схиму и имя Амфилохий. Как пономарь при реконской церкви, он решил вернуть древний монастырь посредством судебного иска, чтобы вернуть лесную землю, которая прежде принадлежала пустыне, но была передана в казну.
Около сорока лет длилось удивительное дело, которое прошло через все судебные инстанции, включая сенат и государственный совет, и в итоге было разрешено в 1860 году высокой резолюцией. В результате этого было принято решение предоставить деньги взамен земли за пустыни, которая уже была продана третьим лицам. Все это время о. Амфилохий, который был нерегистрированным монахом, был ответственен за весь процесс. Из-за этого он дважды оказался в тюрьме на полгода, а в конце концов ему было назначено наказание - побои и ссылка в Сибирь. Однако обер-прокурор, граф Протасов, благодаря своему вмешательству удалось получить отмену такого судебного решения. Таким образом, усилия о. Амфилохия привели к успеху, и в 1860 году была открыта реконская общежительная пустынь, которая была организована по примеру монашеского общежития Валаама.

На протяжении полувека, от момента поселения в Реконе до открытия пустыни, о. Амфилохий провел много времени в трудах и испытаниях. В периоды, когда ему не нужно было заниматься делами пустыни, он уединялся от людей, меняя место жительства до девяти раз в лесу и на болотах. Он испытывал голод, холод и нападения диких зверей и грабителей. Многие люди насмехались над ним и грабили его из-за передаваемых им пожертвований для пустыни. Однажды его келью даже сожгли. Но народ всегда находил его, где бы он ни уединялся, и окружал его заслуженными почестями и вниманием. Люди уверены в его справедливости и просили его совета, наставлений и благословения. Люди различных социальных слоев и возрастов, включая знатных и незнатных, стремились обратиться к нему, чтобы облегчить свою душевную скорбь или физическую слабость. Московский митрополит Филарет прислал ему изображение ангела, который возвещал воскресение Христово. Открытая грудь в холод, одетый только в плохое платье и с почти отсутствующей обувью, о. Амфилохий всегда был на свежем воздухе.
В Реконской пустыне произошло несколько удивительных случаев, связанных со смертью о. Амфилохия. Когда Свято-Троицкая обитель в Реконе была восстановлена и в нее собралось духовное братство, Сама Царица Небесная неуловимо просила о благословении для этого места перед престолом Божиим. В этом же духе нещадно отдавался избранный Ею пришелец, позже ставший схимонахом о. Амфилохием. Их постоянное участие во всей работе обители и в объединении всех братьев и других людей в духе Христовом было очевидным. Этот особый покров от Царицы Небесной и забота о. Амфилохия проявлялись в нескольких случаях:

1) В деревне Руслина, Кременецкой волости, Тихвинского уезда, Новгородской губернии, крестьянка Федора Пименова изначально хотела пожертвовать двух коров и лошадь в новую обитель, но затем изменила свое решение и решила отдать только коровы, а лошадь продать. Она заключила сделку на продажу лошади и получила задаток в 5 рублей от одного из крестьян. Эта неразумная поступка не понравилась Царице Небесной, и она сама явилась женщине в ночь перед Спасо-Преображенским днем. Она предстала перед ней в сиянии, с книгой в руке, и сказала, что коровы будут записаны, а лошадь исключена из жертвы из-за продажи и получения задатка. Это видение сильно поразило простую деревенскую женщину, и на следующий день она вернула задаток и забрала лошадь назад. В день Успения она привела коров в Реконскую пустыню вместе с лошадью. Этот удивительный случай является одним из многих, когда Царица Небесная заботилась о благосостоянии обители. После Пименовой были множество подобных жертвований, но не все раскрывали сверхъестественные случаи, опасаясь осуждения неверующих или обвинения в мечтательности или лживости. Мы верим в эти случаи и свидетельствуем о них перед всеми.
2) Очевидно, О. Амфилохий внимательно следит за происходящими в монастыре делами. В одно время был представлен иск против пустыни, но старец мгновенно принес приятную весть о решении и сообщил ее одному из монастырских братьев. В день решения дела, после выполнения различных работ, М. М. устал и лег на постель, заснул сразу же. Во время сна он почувствовал, как кто-то прикоснулся к его плечу и сказал: "Почему ты лежишь? Нужно молиться Богу, твое дело окончилось благополучно". М. М. спросил без оглядки: "Кто ты такой?", и услышал в ответ: "Я здешний, живу здесь уже очень давно". М. М. оглянулся и увидел о. Амфилохия в монашеском одеянии, который вдруг исчез.

3) О. Амфилохий, как живой, заботится о хозяйственной части восстановленной обители. Однажды он поручил Василию Иванову, ответственному за эту часть, купить две хомутины в Тихвине. Когда Василий искал магазин, где можно было бы их приобрести, один торговец подошел к нему и спросил, откуда он. Узнав, что Василий из Рекони, торговец даром отдал ему обе хомутины и объяснил, что старец явился ему во сне недавно и приказал пожертвовать хомутины в Реконь, и поэтому торговец даже ждал к себе кого-нибудь из пустыни за ними.
После всех описанных событий можно сказать, что благосклонность Царицы Небесной Троице-Реконскому монастырю явно проявилась благодаря молитвенному предстательству старца о. Амфилохия. В 1868 году, в то время, когда разразились мощные пожары из-за сильной засухи, монастырь был избавлен от огня. Рябины вокруг обители горели, особенно 8 и 12 июля. Казалось, что ничего нельзя сделать, чтобы спасти храмы и другие монастырские постройки, так как они были деревянными и окружены лесом. Однако благодаря молитвам и вере, обитель была спасена от стихии. Иноки постоянно молились Богу, Царице Небесной и всем святым, прося помощи и заступничества у о. Амфилохия. Их молитвы были услышаны, и над монастырём появилось густое облако, из которого пошел сильный дождь, который потушил огонь и очистил воздух от дыма. После этого монахи выразили свою глубокую благодарность Богу и всем святым за спасение. Кроме этого, о. Амфилохий являлся во сне разным людям, рассказывая им о чудесных видениях. Эти сны были очень ясными и реалистичными, и люди, которым были переданы эти сообщения, уверены в их подлинности.
Источник: Местныя предания о Троице-Реконском подвижнике схимонахе О. Амфилохие и некоторыя другия достопримечательности той обители : иноческий труд иеромонаха Иосифа, бывшаго Н.И. С-скаго, составителя изданнаго в 1870 и 1872 годах, описание пустыни с несколькими биографическими сведениями об О. Амфилохие. - Санкт-Петербург : Тип. Дома Призрения Малол. Бедных, 1876. - 48 с.


Рецензии
Здравствуйте, Григорий Петрович Новосельцев !

На этот текст о Монахе (с большой буквы) Амфилохии откликнусь :
нынешний статус монаха : местночтимый святой. Это значит, что он ещё не канонизирован (что жаль) в перечне святых всей Русской Церкви. Таких местночтимых достаточно много - в т.ч. и тех, кого принимают за кононизированных, - например очень известный Нил Сорский - офицыально не канонизирован. Что в общем то свидетельствует о ненадлежащей работе чиновников Патриархии - не составляют для обозрения список дат канонизацый.

Сам монастырь, где жыл святой Амфилохий - правильно писать Рекомский, а не Реконский. Это исследовано в архивах, где есть связка с названием древним :
Реком - как Слово, как "прорёк", рёкшы.
Связывать название со словом "конь" извинительно лишь неведающим. А уж если извещён и продолжаешь упрямо писать "реконь" - то это надругательство.

Многих церковных чинов об этом даже я извещал. И, если не исправляют - то занимаются порчей. И истории, и языка. Да, и такие тоже есть в церкви. Аналогично тому, что человека (Амфилохия), 40 лет трудящегося добиться судебного решения и били и приговорили на каторгу - именно чиновники.

В Вашем цытируемом тексте немного заметно, что, мягко говоря, Амфилохий всё время "жыл на свежем воздухе". И зимой.
Т.е. - как тот, кто и среди снегов, как это часто ставят в восхищение - и среди снегов не замерзает, бодр. Что говорит о многих умениях владеть собою, своим телом, ну никак не меньшем, чем у прославляемых гуру Тибета, сидящих в горах, медитирующих "среди снегов". Амфилохию было, как и из этого текста видно - не до медитацый.
Но, считаю, дело вовсе не в этом умении как бы йоги. И не в чудесах от Амфилохия, указанных и в этом тексте.
А более - в ясно занимаемой им позицыи к соблюдению договоров, принятых правил.
Он - именно великолепный пример труда ПРАВОЗАЩИТНИКА. Правоверный.
ПРАВО-СЛАВИТ. А таких, к сожалению, и в Церкви - ой как немного.
Но ничего страшного -всему своё время, причислят и пока местно чтимого святого Амыилохия в ряд канонизированных всей Церкви. Как только и церковь оздоровится, так, дай Бог, и причислят.

По телевидению в 1990-х показали небольшой ролик от Невзорова со съёмкой с вертолёта лесов и болот той местности, где стоит монастырь. Здание храма большущее.(рядом развитое своё сельхоз хозяйство, пруд) А не доедешь, не дойдёшь - окружают болота. Интригующие слова Невзорова что сделали : привлекли массу мародёров. С кирками, с металлоискателями -
понаехали, рушыли стены, подвалы, печи в подвалах. Клады искали. Как бы.
А здание даже и к тому времени - было в достаточно хорошем состоянии. Печи в подвалах необычные : длинные, для топки брёвнами, а не поленьями. Дымоходы внутри стен, всё как и положено. Разломали. -
вот вам и реклама от Невзорова. Что, скажете - он не этого хотел ?
А хотел, чтоб "хорошо" ?

Нет. Он, как и выше помянутые чины - без пакостей уже не могут. Работа такая. Рекламная как бы.

Наилучшые подробные (по моему мнению) тексты об Амфилохии выложены на сайте
http://vitalii-tixvin.narod.ru
Дай Бог здравия создателю сайта Виталию !
На сайте не только об Амфилохии, о Рекомском монастыре, но и в том числе - о важном для той местности времени Великой Отечественной войны.
.
предидущая рец(ензия) о доблестном муже хозяйственно-церковном - о А.Т.Болотове

http://proza.ru/rec.html?2024/03/29/749
.

Георгий Сотула   21.04.2024 00:47     Заявить о нарушении
Канонизация нужна не им, святым, они и без этого святы и творят чудеса, а нам. Конечно нам хочется узнать больше о полюбившимся нам святым и что бы о них узнали больше людей. Но подавлчяющему числу наших эителей страны это не нужно. Всем управляет Бог, а нам надо делать то что нам по силам.

Новосельцев Григорий Петрович   14.04.2024 13:14   Заявить о нарушении
Информацию об Амфилохии я разместил в раздел собор святых воинов. Там я собираю тех святых кто имел отношение к военной службе. И там две трети святые почитаемые местно в епархиях, поместных церквях. Я решил собьрать в одну книгу. Пока на этом портале и в такой фрме. А Бог даст будет бумажная версия.

Новосельцев Григорий Петрович   14.04.2024 13:18   Заявить о нарушении
Успешности в Вашых трудах, Григорий !
М.б. нужно в такой книге отметить для читателя много смвсленность слова "святой" :
1. Принадлежность к определённому обществу - пример в письмах начала христианства, где "святой" - это и обращение к сотоварищу.
2. Как оценка праведности кого-то, вне зависимости оценки этого кого-то от иных : "местночтимый" - может быть чтимый небольшым количеством людей, в т.ч. одним человеком.
3. Офицыально-административное признание от общественного органа церкви (канонизацыя) кого-то для обязательного включения в список святых. Такого рода святые в перечне становятся и обязанными быть представителями к иному миру от молитв жывущих, получают должность (обязанность) как дополнительные права.
.

Георгий Сотула   15.04.2024 10:35   Заявить о нарушении
Спаси Бог за внимание. Я все это указал во вступительной части книги.

Новосельцев Григорий Петрович   15.04.2024 13:51   Заявить о нарушении