экзамен ставший уроком

Заочная форма обучения для получения высшего образования была вполне себе удобной и востребованной для очень многих людей, и мне кажется, и сегодня могла бы вносить свой вклад в повышение общего уровня образованности нашего общества,что безусловно является одним из главным приоритетов государства, по крайней мере, должно являться.
   Был в те годы, у меня сосед, с которым мы были дружны и когда к нему приехал его друг, который учился в институте по этой самой заочной системе, он пригласил меня на чай, так тогда называлась дружеское, непринужденное застолье.
  То да се, пообсуждав все возможные при таких встречах темы, которые как правило начинались со спорта, политики и заканчивались некоторыми пикантностями, мы принялись обсуждать и предстоящий назавтра моему новому знакомому экзамен по высшей математике.  Учился он в техническом Вузе на первом курсе и ему предстояла первая его сессия, в ходе которой ему надо было  сдать четыре экзамена.
  В один момент, студент-заочник внимательно посмотрел на меня и о чем-то ненадолго задумался. Затем он встал из-за стола и вышел в соседнюю комнату. Вскоре он вернулся, держа в руках зачетную книжку и открыв первую страницу, стал пристально вглядываться в мое, ставшего от этого недоуменным, лицо и затем переводил взгляд,как я понял, на свою фотографию, на первой странице сего документа.
- Слушай, а ведь мы с тобою похожи, ну я имею ввиду на этой маленькой фотке, вполне можно нас перепутать, вернее тебя можно принять за меня, по крайней мере никто ничего не заметит,- гость радостно потер руки и продолжил.
- Ты же совсем недавно закончил институт, наверное, тебе будет легко сдать этот экзамен вместо меня. Давай, выручай, а то я ничего не понимаю в этой математике.
- Я опешил. Как это, сдать экзамен за другого.
- Они же, преподы, никого не знают в лицо, тем более, мы же в первый раз приехали на сессию. Ну что, договорились? - он вскочил и довольный своим решением,обнял меня за плечи.
- А что, давай! - внезапно ответил я и почувствовал приятное возбужлене от предстоящего преключения.
- То, что я смогу сдать экзамен я не сомневался, а предстоящее события, действиткльно показалось мне очень интересным, да и помочь моему новому другу, казалось правильным и вполне приемлимым.

     Преподаватель, почтенного возроста женщина, в уютной вязанной кофте, в очках восседавших на кончике носа, не взглянув на предьявленную мною зачетную книжку и лишь слегка кивнув в ответ на  мое приветствие, положила документ рядос с такими же и легким жестом руки, как дирижер, предложила мне взять билет.
  Три вопроса были мне знакомы и никакого труда подготовиться к ответу не вызвали. И когда назвали фамилию, которую я тщательно запоминал со вчерашнего вечера, я бодро прошогал к столу экзаменатора и положив исписанные листочки перед собой,протянул  ей билет.  Взгянув на вопросы, она чуть откинулась на спинку стула, сняла очки и предложила мне начать. Я лихо затораторил несложный для меня текст, в предвкушении того момента, когда я предьявлю зачетную книжкц ее владельцу с несомненной пятеркой за первый экзамен.
  Вскоре, преподователь прервала меня и предложила перейти ко второму и через еще пару минут и к третьему вопросу. Я ликовал и еще бодрее излогал то, чему меня три года учили в одном из лучших технических институтов страны. Я приводил формулы с докозательствовами, рисовал графики , высчитывал результаты задач.
  И вдруг… я осекся, запнулся от того, что почувствовал на себе пристальный взгляд учителя. Я оторвал взгляд от написанного и взглянул на нее.
  Чуть наклонив голову на бок, она смотрела прямо мне в глаза взглядом удава, почувствовавшего страх беззашитного кролика. Именно так я себя и ощутил. Мне стало очень нетерпимо жарко, я провел ладонью по лбу и почувствовал , что покрылся липким потом. Кровь прильнула к лицу. Я отвел глаза и уставился вниз. Свинцовая тяжесть наполнила мою, стремящуюся упасть на грудь голову. Лежащие на столе руки начали предательски подергиваться и я сцепил их между собой и принялся мять пальцы на коленях.
  Водрузив очки в роговой оправе опять на место,  преподователь, чуть наклонившись вперед, взяла “мою” зачетку и прочитала вслух указанную там фамилию. Повторив ее еще раз громко она спросила:
- Вы где раньше учились?
- В Талгарском механическом техникуме, - ответил я так, как наставлял меня вчера настоящий студент, стараясь наконец взять себя в руки и приподнять  глаза.
- В Талгарском  механическом техникуме такого не проходят, - произнесла она, как произносят, видимо, приговор.

    Я отбросил попытки посмотреть на нее и тупо уставился в пол. Лицо мое пылало, вероятно, я был краснее самого красного арбуза.

   - Безсовестный, - донеслось до меня, как будто откуда то издалека.
  - Уходи.
Я встал, взял протянутую мне зачетку и уныло поплелся к выходу. Так стыдно мне никогда еще не было.

  В те годы, при провале на экзамене, оценка в зачетной книжке не поостовлялась и соответствующая графа просто не заполнялась. Увидев это, ожидающий меня заказчик моего позора воскликнул:
 - Завалил?! Ты что? Ты же говорил что знаешь математику на пять! Как же так? Я же на тебя понадеялся!!
 Я молчал и просто быстро шел, как будто зотел быстпее уйти от этого страшного для меня места. Спустя минут десять я наконец стал способен говорить и остановился. Взяв незадачливого локкача за руку я сказал:
  - Слушай, это правда, я хорошо знаю математику, настолько хорошо, что стало понятно, что я это не ты. Понимаешь?
  - Нет, как это? - мой друг не мог понять того, что произошло.
   - Вообщем, мы с тобой провалили не экзамен по математике, мы оступились и очень сильно на проверке нашей совести!
 - Она все поняла? - наконец прозрел студент.
  - А теперь , все равно тебе придется идти на перездачу. Другого у нас нет. Ты представляешь что будет, если теперь я заявлюсь перед нею?
  Мы долго обсуждали, что же теперь делать, я упорно отказывался опять идти на экзамен, но все же, после долгих размышлений, я понял, что придется мне еще раз испить эту горькую чашу, наполненную нами ядом обмана собственоручно.

  В этот раз она, вообще не поздоровалась и просто кивнула в сторону  лежаших  на столе билетов. Едва я сел за стол и принялся изучать вопросы, она назвала уже привычную для меня фамилию и сказала, чтобы я шел отвечать.
 - Я еще не готов,- попытался по сопротивляться я, но она иронично настояла;
 - А вам этого и не нужно. Подойдите ко мне.
 Я подошел. Она протянула мне зачетку и сказала, глядя прямо мне в глаза:
 - Безсовестный. Никогда больше не обманывай людей. Это , ко всему еще и глупо.
  Сказать что мне было плохо, стыдно и противно от своей ничтожности, это не сказать ничего.
  Она поставила оценку “три». А я себя выставил самую жирную двойку, за экзамен, ставший для нас уроком, итоги которого остались в моем сердце навсегда. Обман и ложь унижают человеческую суть и не так важно, удастся ли достичь этим низменной своей цели или нет, не в этом дело. А дело в том, что это несвойственно Человеку, если он действительно тот, кого создал Великий, а не тот запутавшийся в ложных стереотипах и мнимых ценностях двуногий субъект мироздания.


Рецензии