Кино артхаус
В психоаналитической теории считается, что жанр кинокомедии позволяет зрителю разряжать антисоциальность ранних стадий развития, триллеры дают разрядку агрессивных импульсов конца оральной стадии, а фильмы ужасов — пренатальным переживаниям. Артхаус же может включать элементы любого жанра, удовлетворять множество влечений.
Артхаусный фильм автор делает больше для себя, чем для массового зрителя. Его неосознанная цель — воплотить в фильме свои переживания и неразрешенные конфликты. Поэтому зритель не всегда может идентифицироваться с проблемами автора, а в его бессознательном мало что откликается на сюжет и образы авторского фильма. Такой фильм — это иллюстрация симптома автора и людей, психологически подобных ему. Психоаналитику такой фильм интересен как способ тренировки интерпретационных способностей при реконструкции патобиографии автора фильма, не более того.
Если в структуре бессознательного вы в чём-то сходны с автором, то его фильмы подойдут и для вас — смотрите и наслаждайтесь! Если нет — ищите другого режиссера или смотрите культовые, массовые фильмы. Однако если вам понравился артхаусный фильм, то возможно стоит разобраться в том, что в вас откликается на киновоплощение чужих фантазий, почему такой сюжет вызывает эмоциональную разрядку.
Для интеллигентного зрителя быть в курсе новинок артхаусных фильмов — это повод для демонстрации своей принадлежности к категории мыслящих людей. Знать фамилии Линча, Китано, Малика и других — значит принадлежать не к массе, а к категории избранных, имеющих специфические взгляды в искусстве.
Конечно, артхаус — это канал нарциссических проявлений и удовлетворения таких потребностей. Не все довольствуются внутренним ощущением сильного отличия от других, иногда нарциссизм требует внешнего одобрения и подтверждения своей уникальности. Раньше показателем избранности было прочтение недоступных авторов (Кортасар, Борхес, Набоков...), сейчас же таким показателем стало «понимание» артхаусного кино.
Фильмы «не для всех» не помогают взаимной идентификации, наоборот, они служат подчеркиванию различий. Поэтому если вы видите очередь в кинотеатре, то вряд ли речь пойдет об артхаусном фильме, «ублажающем» наши патологии, скорее, очередь это на фильм, удовлетворяющий влечения коллективного бессознательного, который не позволяет уходить в одиночество и копить у себя симптомы. Быть «здоровым», но в массе или быть «свободным», но «одиноким и больным». Грустная дилемма!
Свидетельство о публикации №224031100677