Синдром сдавления
Вечером Татьяна, наскоро доделав домашние дела, устроилась перед телевизором.
- Наконец – то, я увижу новый сезон любимого сериала «Склифосовский»! Я так долго его ждала! И пусть только кто – нибудь попробует мне помешать! - грозно предупредила она мужа. - Саш, ты слышишь: меня ни для кого нет!».
Укрывшись лёгким пледом и удобно усевшись в кресле, Татьяна с сердечным трепетом ждала начала фильма. Вот оно, волшебное воздействие искусства! Как будто она сама участвовала во всех происходящих событиях, всей душой полюбила героев сериала, но особенно доктора Брагина! Он был, по мнению Тани, воплощением настоящего Доктора и настоящего мужчины. Она не переставала им любоваться и восхищаться. Всё шло, как обычно. Вот Костя с сыном пошли на футбол, активно «болели» за любимую команду и вдруг… Вдруг какой – то идиот крикнул на весь стадион: «Бомба!» И случилась паника! Люди в исступлении кинулись к выходу, началась давка. Обезумевший народ лез буквально по головам. Татьяна при виде этих кадров испытала физическую боль. Вдруг учащенно забилось сердце, казалось, оно готово было покинуть бренное Танино тело, подскочило давление. Женщина побледнела, и начала ртом хватать воздух, чувствуя, как реально она не может дышать. « Господи! Да что же это такое со мною? Я же сижу дома, в безопасности, мне ничего не угрожает, а это - просто кино»…
И вспомнилось подобное происшествие. Когда – то, в своё студенчество Татьяна изучала медицину. Помнится, студенты проходили тему « Синдром сдавления». Преподавательница приводила в пример случаи из похорон Сталина И.В. «Давка была страшная. Жители нижних этажей слышали не только крики задавленных, но и какой - то скрежет, хруст костей, от которого волосы вставали дыбом. Когда толпа начала редеть, из гущи стали вывозить на тачках кучи одежды, чьих - то галош и, что самое страшное, куски людей. Дворники трудились все ночи напролет. Еще один москвич, политолог Юрий Бартко лично участвовал в оцеплении Трубной. Впоследствии он рассказал, что там происходило, и как обеспечивалась безопасность в эти дни. 6 марта в давке погиб его родственник Анатолий. Крепкого 30-летнего мужчину так сильно придавили грудью к прутьям чугунной решетки, что кости не выдержали. Грудная клетка была буквально раскрошена. Родные узнали о его смерти 7 марта. Когда они пришли в морг за телом, под дверями этого учреждения уже стояло в ожидании несколько десятков людей. Чтобы не афишировать количество погибших, власти дали приказ моргам выдавать фальшивые справки, в которых были указаны ненастоящие причины гибели». В институте, конечно, изучали синдромы, причины появления и методику лечения синдрома сдавления. Татьяна вспомнила, как тогда она с мольбой к Богу подумала: «Господи, не приведи и мне испытать такое в жизни!» Но нечто подобное всё – таки случилось…
Много лет назад в их городок приехал с концертом известный вокально – инструментальный ансамбль. Концерт проходил на стадионе, а попасть туда можно было только по пригласительным билетам. Таня уже и не надеялась побывать на концерте своих кумиров, высокопоставленных знакомых у неё нет, а простым смертным билеты не выдавали. И вдруг накануне концерта муж принёс пригласительный: « Танюшка, хочешь посетить концерт? Сходи с подружкой, мне дали билет, но я не смогу пойти». Таня от радости захлопала в ладоши и как ребёнок громко засмеялась от счастья. Побывать на таком концерте - верх мечтаний! Это же её любимый ансамбль! В спутники она никого не нашла, у подруг были веские причины для отказа. Пришлось идти одной. Народу вокруг стадиона собралось много: огромная толпа. А открыли для входа только одну калитку. Народ не спеша продвигался, периодически возмущаясь «пробкой», то и дело появляющейся в узкой двери. Татьяне оставалось метра два до входа, как сзади неожиданно толпа надавила, и от этого затор в калитке стал ещё больше. Её сдавило так, что, казалось, грудная клетка лопнет. Женщина беспомощно смотрела испуганными глазами на милиционера, стоящего у входа, моля его о спасении, а он, в свою очередь, сочувственно смотрел на неё. Что он мог сделать и чем бы мог помочь ей? Кто – то неудачно или специально «пошутил», начав сзади давить на людей, будто бы это ускорило прохождение народа? Вот тут - то и вспомнились Тане давние уроки про синдром сдавления. Тогда она не понимала, как можно задохнуться, находясь в толпе, но всё же на свежем воздухе? А сейчас, поднимая глаза к небу, она отчётливо поняла, как это страшно. « Вот оно - небо! Вот тебе - свежий воздух! А вздохнуть не можешь, не можешь пошевелить ни рукой, ни ногой, только глаза испуганно смотрят по сторонам. Неужели этот концерт станет для меня последним в жизни? - с тоской думала Таня. - Лучше бы я осталась дома! Господи, помоги! А ведь я ни одной молитвы не знаю, к своему стыду!» Мысленно Татьяна попрощалась с родителями, мужем, подругами. Надежды на спасение, казалось, уже не было. « Ещё чуть – чуть, и я потеряю сознание, - промелькнула мысль. – Самое обидное, что никто не может мне сейчас помочь». Но, видно, не выполнила молодая женщина свою земную миссию, Господь не оставил её.
Устроители решили открыть ворота. Тут же желающие попасть на концерт хлынули через них на стадион. Татьяна, бледная, напуганная, с испорченным настроением, прошла на своё место. Но должного удовольствия от представления не получила. И зареклась на будущее ходить по таким массовым зрелищам. Теперь страх от синдрома сдавления останется у неё на всю жизнь.
Свидетельство о публикации №224031100925