Казачество на белорусских землях

                Исторические вехи в древний и средневековый периоды
 
     Этническая история всего Поднепровского региона начинается с момента появления на этой территории первых людей и формирования этнических сообществ. У наших истоков были восточно-славянские племена, которые заселяли Восточно-Европейскую равнину в VI-VII веках. К началу XIII века на землях древней Литвы, которые сейчас входят в состав не только Беларуси, но и Литвы, Латвии, Белостокского и Люблинского воеводств Польши, Псковской, Тверской (Калининской), Смоленской и Брянской областей России, украинской части Полесья, жили несколько десятков славянских и балтских племен. Известны названия наиболее крупных славянских племенных союзов того времени, которые считаются предками современных белорусов - это: радимичи, кривичи и дреговичи. Балты, называя себя, говорили, что они — жемойты или аукшайты. Они были предками теперешних литовцев.
     Вся территория Литвы в те времена представляла собой нескончаемый лес, исполосованный множеством больших и малых рек, украшенный тысячами озер, а местами переходивший в болота. Редкое население (в X веке здесь проживало, по оценкам ученых, не более 800—900 тысяч человек), разрабатывало небольшие участки земли, как правило, по берегам рек и озер. Там же находились почти все деревни и первые города («грады», от скандинавского «горд» — укрепленное место). Дорог, доступных для гужевого транспорта, долгое время не было, их заменяли лесные тропы. 
     В 862 году новгородцы пригласили на княжение князя Рюрика из Скандинавии (из варягов). С этого периода стало собираться русское государство как централизованное, именуемое ранее Русью. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Этот год считается годом создания Российского государства и в Новгороде стоит памятник, посвящённый 1000-летию страны. Обширные пространства к западу от Волги до Днестра и Вислы, и на юг от Северного Кавказа до океана на севере, были заняты русскими княжествами, составлявшими владения князей рода Рюрика, между которыми постоянно велись междоусобные войны за наследство.
     Первым государственным образованием на территории будущего Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) стало Полоцкое княжество. Скандинавские саги упоминают Полоцк уже в VI веке. Первое упоминание о нем в киевской летописи датировано 862 годом. Там сказано, что новгородский князь Рюрик направил в Полоцк своего наместника.
     В 882 году преемник Рюрика, князь Олег, который выполнял, по сути, функции регента при малолетнем сыне Рюрика после смерти князя, пришёл в Киев. Он отстранил от власти двух братьев, которые, судя по всему, были когда-то членами дружины Рюрика, и, таким образом, Русь начала развиваться, имея два центра: в Киеве и в Новгороде.
     В 988 году князь Владимир, правнук Рюрика, крестил Русь и принял православие – восточное христианство. С этого времени начало укрепляться централизованное русское государство, имевшее единую территорию, единые хозяйственные связи, один язык и после крещения Руси – одну веру и власть князя.
     Великое княжество Литовское, по мнению белорусских историков,  создавалось как полиэтническая страна. На протяжении столетий продолжались процессы сближения и взаимной ассимиляции племен и народов, одновременно ускорялся этногенез новой нации. Балтский этнос на территории современной Беларуси постепенно славянизировался, сначала знать, а потом и простой люд переняли славянский язык, крестились по православному или католическому обряду. Вместе со славянами центральной и западной частей ВКЛ они идентифицировались под общим наименованием литвины. Литвины  являются историческими предками белорусов. Белорусский народ пронес свою идентичность через литовскую и польско-католическую эпохи. 
     Московское княжество в силу разных причин, ослаблявших его, в числе которых были раздробленность на ряд мелких, независимых и враждебных друг другу удельных княжеств и усложнение престолонаследия, не смогло противостоять нашествию монгол (1237-1241 годы). В течение двух столетий Русь подвергалась нападению, вела против них войны, но очистить от них свои земли была бессильной.
     В состав владений Батыя, хана Улуса, вошли земли от реки Оби на востоке и до Новгорода и Галича на западе. Власть татаро-монголов (1243-1480) была распространена на все русские княжества (за исключением полоцко-минских и новгородско-псковских земель). Северным городам удалось сохранить часть своего суверенитета, но они платили дань в Орду. 
     Золотая Орда или Улус Джучи была в составе огромной монгольской империи до 1269 года, а затем обрела самостоятельность. Датой  свержения ордынского ига принято считать 1480 год – стояние на реке Угре, после которого ханы Большой Орды больше не претендовали на власть над Москвой.  Окончательный конец ему положило правление великого князя Ивана III (1462-1505гг.). Именно Иван III разбил татар в сражении под Алексином в 1472 году и первым из русских князей отказался выплачивать дань.   Он вел последовательную политику объединения русских земель вокруг Москвы и образования Российского государства.  В 1477 году в результате военного похода Иван III ликвидировал политическую самостоятельность Новгородской республики и присоединил ее обширные земли к Московскому княжеству. После этого он принял титул великого князя “всея Руси”. Место Московского княжества заняло Русское государство. Россия окончательно вышла из-под контроля Орды в начале XVIII века, когда Пётр I прекратил выплату дани Крымскому ханству. 
     На западе обширная монгольская империя граничила с Польшей, Литвой и Венгрией. Для защиты границ Орды с запада, Батыем по линии правого берега реки  Днепр было образовано военное поселение из населения, выведенного из русских княжеств, к которому было присоединено уцелевшее от погрома население «черных клобуков». Источники подтверждают, что  в Орде, для защиты от Литвы, существовала засека у днепровских порогов с мощным казачьим гарнизоном. Организационно этот укрепрайон входил в Улус с названием Едисанская Орда, которую некоторые историки называют предшественницей Запорожской Сечи.
     Состав Золотой Орды состоял на 3/4 из покоренных народов. Вооруженные силы формировались по национальному отбору, во главе каждой части ставились начальники той же национальности, но высшими начальниками были монголы. Вооруженные силы монгол делились на основную часть тяжеловооруженных войск и легковооруженные. Несмотря на численное превосходство русских в войске Орды они представляли неполноценные вспомогательные войска.
     Легкая конница формировалась из состава покоренных народов, отличавшихся свойствами степняков – подвижных, ловких, физически выносливых и привычных к верховой езде. Средства их вооружения были те же, что и у монгольской легкой конницы: лук, пика, ножи. Одежда сохранялась русская: кафтан, кожаные или меховые сапоги, восточного типа меховая шапка, что мало отличало их от монгол.
     Военная организация, обучение и ведение боя осуществлялись монгольскими военачальниками. Основу легкой монгольской конницы составляли «казачьи» войска, состоявшие из сибирских орд «касахов» и Средней Азии – узбеков, покоренных ранее племен, которые были кочевниками или полукочевниками. Племена казаков во внутренней жизни хранили обычаи, полученные от своих предков, времен греческого эпоса: смелость, лихость и особые свойства наездников, отличавших их от других народов. В записках Тамерлана сообщается: «Усвоивши манеру сражаться по-казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в распоряжение своих врагов». Французский историк писал, что после свидания императора Александра I c Наполеоном в Тильзите «Наполеон сел на коня и с места понесся карьером по-казачьи». Таким образом, вооруженные силы Золотой Орды, ее внутренняя организация, внешние и внутренние войны были «школой», в которой выработались свойства и навыки «степной-казачьей» конницы.
     В 1316 году в Литве стал  правителем энергичный и талантливый князь Гедимин, который правильно учел положение русского народа и Золотой Орды и стал строить политику объединения Литвы и Руси. Присоединяя к своим владениям русские земли, он сохранял внутреннее устройство и порядки русских, язык и письменность, русскую культуру и службы в соборах, равноправие русских в литовском королевстве. Благодаря разумной политике русское население охотно шло под его власть. Он без сопротивления подчинил русские земли от Полоцка до Киева, на востоке расширил границы своих владений до границ Смоленского, Черниговского и Волынского княжеств.
     После смерти Гедимина в 1341 году Литва была разделена между его сыновьями. Восточной частью Литвы со столицей в Вильно, состоявшей из русских земель, стал управлять Ольгерд, который продолжал политику отца и расширил владения более, чем в 2 раза. Им были заняты Чернигово-Северская область, Брянск, Киев и Волынь. Литовский князь Ольгерд разгромил Едисанскую Орду и включил ее  в состав своих владений уже в 14 веке. Впоследствии границы литовского княжества достигли Черного моря, Московского княжества и включало Рязанское княжество.
     Очень значима роль Ольгерда в истории днепровского казачества,  которое поступило к нему на службу в качестве служилого войска. Под властью литовского князя оказалось все днепровское казачество и их поселения. Днепровские казаки составляли вооружённые силы до четырёх тем (туменов) или 40000 хорошо обученного и подготовленного войска. Они были весомой поддержкой политики литовского князя Ольгерда, который поставил себе широкие цели: покончить с Москвой и Золотой Ордой.
     Мощь литовского княжества стала рушиться в 1430 году после смерти великого князя литовского Витовта. В Литве под властью короля Казимира усилилось польское влияние: католицизм был признан господствующей религией, католики начали занимать господствующее положение, русские обычаи заменяться польскими. Русские князья и бояре ставились в положение гонимых. Они должны были или принимать католичество, или начинать борьбу против Польши. Начался их переход на службу к московскому князю  со своими   волостями, что привело к ослаблению Литвы. Кроме этого церковная нетерпимость к православным создала внутреннее напряжение и привела к религиозным войнам.
     Польский король Казимир IV потребовал от великого князя владимирского и московского Ивана III , чтобы он не принимал на службу литовских князей, но в связи с отказом требования перешли в войны Москвы с Литвой и Польшей. Войны закончились мирным договором на 6 лет. Границы Московского государства были установлены на линии: Дорогобуж -  Гомель – Чернигов.
     Однако в Литве продолжилась окатоличивание  русского населения, православные лишались гражданских прав и права государственной службы, что вновь потребовало вмешательства Москвы.  Это стало причиной новых длительных войн между Москвой и литовско-польскими княжествами. В 1514 году московские войска подошли к Смоленску и после месячной осады взяли его. Дальше войска двинулись к Орше, где им было нанесено поражение. Война длилась несколько лет, и после перемирия Смоленск остался за Москвой.
     Крепнущее католическое польско-литовское королевство противоречило религии казаков, они, чувствуя себя защитниками христианского и русского народа, вступали в конфликт с правительством. Религиозная война становилась неизбежной, а поддержку они могли получить только от московских князей.  Кроме этого они не переставали вести войны против общего врага – крымских ханов. Донские казаки, размещаясь по окраинам московского княжества,  защищали страну от извечного южного врага - турков и татар. Днепровские казаки, несмотря на их статус служилый войск литовских королей, исторически ставились в положение союзников Москвы.
     В начале второго тысячелетия в условиях существования раздельных княжеств на землях современной Беларуси, междоусобной борьбы между ними обнищание крестьян и мелкой шляхты вынуждало их искать свободы и лучшей доли. Не имея возможности бороться с магнатами - шляхтой, владевшими землей и привилегиями в Польском королевстве и ВКЛ, мужик убегал от них туда, куда не могла дотянуться панская рука - в широкие днепровские степи, к притокам рек Сожа и Припяти, где находились этнические казаки. Там беглый становился вольным человеком, казаком. И это был один из путей увеличения казацкого народа.
     В ХIV веке в степях бассейна Днепра собралось много казаков из числа людей, искавших спасения от преследований. Как утверждают источники, 25 процентов из них были выходцами из земель современной Беларуси, 10 - представителями земли современной России и 65 процентов – современной Украины. Это воинство составило Днепровское, или Запорожское, казачество, то есть находящееся «за порогами Днепра».  У истоков запорожского казачества стояли представители русской знати, а казаками становились и бояре, и православные шляхтичи, и горожане, и крестьяне, т.е. все те, кому были нетерпимы польские законы с их католическим магнатско-шляхетским гнетом.
     Несмотря на непростые отношения с казаками в 1506 году польский король Сигизмунд I законодательно закрепил за казачьим сообществом все занимаемые казаками при власти Орды земли в низовьях Днепра и по правому берегу реки.
     Историк А.А. Гордеев в своей книге «История казаков» отметил, что «территория днепровских казаков составляла окраины литовско-польского королевства, а на территории казаков жило крестьянство и городское население – составляющее слободское население. Рекой Днепром территория делилась на право- и левобережную. Слободское население занимало и прилегающие к приднепровью области бывшего киевского княжества, Червоной Русси, с Львовом, Белоруссией и полоцким краем, заселенным  русскими православного исповедования, которые во время монгольского господства попали под власть Литвы, а затем Польши».
     Имея одни истоки происхождения, формируясь в тех же исторических условиях, днепровские казаки сохранили свою независимость от власти литовских и польских королей, как  и донские - от московских царей, которым они служили, но не избежали влияния государственных порядков, установленных ими.
     Между казаками и представителями польской власти стали возникать всякого рода неурядицы: по поводу права пользования землей, хозяевами которой они были при литовской власти, по поводу стремления старост обратить всю неслужилую часть казачьего населения в податное и тягловое сословие, а больше всего на почве нарушения старых прав и оскорбленной национальной гордости вольных людей.
     Непринятие днепровскими казаками католичества вылилось в конфликты с польской властью, после чего казаки, сохраняя православие, искали убежище под властью Москвы. Переходя под власть московского царя, они сталкивались с твердой властью не только царя, но и воевод. Они попадали в худшие условия, чем донские казаки и вновь возвращались под власть польских королей. Их непостоянство в отношениях с верховной властью Литвы, Польши и Москвы  вызывало к ним недоверие.
     В 1575 году после смерти короля Сигизмунда II на польском престоле прервалась династия Ягеллонов. Королём был избран воинственный трансильванский князь Иштван Баторий, более известный в нашей и польской истории как Стефан Баторий, который вступив на престол, приступил к реорганизации армии.  В 1576 году, согласно  грамоте, приведённой в одном из универсалов Богдана Хмельницкого, он впервые ввел казачий реестр  (6000 человек) и пригласил днепровцев на королевскую службу, обещая им независимость и привилегии во внутренней организации.  Служба реестровых казаков была организована в Его Королевской Милости Войске Запорожском,  в шести полках, делившихся на сотни, околицы и роты для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах, которые вела Речь Посполитая. Во главе полков был поставлен старшина, ему были дарованы знамя, бунчук, печать и герб. Назначен обозный, два судьи, писарь, два есаула, войсковые хорунжий и бунчужный, полковники, полковые старшины, сотники и атаманы.  Реестровые казаки имели привилегии безгербовой шляхты (без политических прав) и право избирать своих командиров. Позднее во главе реестровых полков стал выбираться казачий начальник - гетман его королевского величества Войска Запорожского и обеих сторон Днепра. Было назначено жалованье, при полках была земельная собственность, которая давалась на ранг или чин. Запорожцам король учредил Кошевого атамана. Среди реестровых казаков выделялись панцирные казаки, занимавшие нишу средней кавалерии - легче Крылатых Гусар, но тяжелее обычных реестровых казачьих войск. Все остальное казачество относилось к нереестровому. После восстания Хмельницкого Его Королевской Милости Войско Запорожское с его землями в полном составе, с сохранением привилегий, было принято в русское подданство, и перешло на военную службу к русскому царю.
     Таким образом, реформой Стефана Батория в 1583 году было произведено разделение казаков на реестровых и нереестровых, что привело к расколу казачества. Находясь на королевской службе, кроме военных обязанностей, казаки должны были выполнять полицейские функции и, прежде всего, по отношению к остальным казакам. Не вошедшие в реестр казаки превращались в податное сословие Речи Посполитой и лишались казачьего положения. Часть этих казаков не подчинилась Универсалу и ушла в Запорожскую Сечь, где составили вольное Низовое войско, которое старшине не подчинялось, выбирало своих атаманов и стало прообразом Запорожской Сечи. Низовые казаки пытались любой ценой получить права реестровых. Польские власти не стремились увеличивать число последних, но в то же время в случае ухудшения отношений с соседями часто привлекали низовых на службу. Эти противоречия вышли наружу и в конце XVI века привели к  казацкому восстанию, в котором ключевую роль сыграл гетман Криштоф Косинский.
     В этот исторический период  государство впервые стало нанимать и использовать в военных целях запорожских казаков. Они участвовали во взятии Полоцка, замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами у них были Франциск Сука, Микита, Бируль. Ходили казаки походами к Велижу у Двины и особенно отличились у Стародуба. В 1577 году казаки воевали против Гданьска, который не хотел признавать Стефана Батория своим королем. В битве под Тщевом казаки разбили гданьщан, 4527 человек убили, 1000 человек полонили, взяли шесть знамен и большую добычу.
     В XVI веке гетманом Войска Запорожского был западно - русский князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, потомок князей Гедеминовичей,   сторонник русско-литовского сближения. Он первым сделал попытку организовать и объединить ватаги низовых казаков. После удачного похода черкасско-каневских и путивльских казаков на Такар в 1556 году Вишневецкий на острове Хортица построил земляной город. В этот год часть днепровских казаков, не желавших подчиниться Литве и Польше, образовала на Днепре на острове Хортица общество холостых вольных казаков под названием «Запорожская  Сечь». Хортица была удобной базой для контроля судоходства по Днепру и набегов на Крым, Турцию, Прикарпатье и придунайские княжества. Позднее Вишневецкий послал послов в Москву с грамотой, в которой просил принять его с землями от Киева до Дикого поля и подначальными казаками в подданство Царя Русского. Однако царь Иван IV отказал, не воспользовавшись возможностью уже в XVI веке воссоединить Малую и Великую Русь.
     Белорусскими историками первой половины ХХ века, особенно в трудах Владимира Пичеты подчеркивается особая роль выходцев из белорусских земель в образовании Запорожской сечи. Он был убеждён, что именно белорусы положили начало Запорожью при этом приток населения из белорусских земель на Запорожье не прекращался вплоть до первой половины  ХVII века. (Пичета В. И. Белоруссия и Литва в XV-XVI вв. 1961. С. 574)
     Украинский историк Михайло Грушевский отмечал очень высокий процент казаков – выходцев с территории современной Беларуси – в реестре казачьего полка 1581 года, принимавшего участие в Инфлянтской (Ливонской) войне. (Iсторiя Украiни –Руси. Т. 7. Киiв-Львiв, 1909. С 156).
     Украинская историография также отмечала особо важную роль белорусов в создании украинского казачества. Труды украинских историков, таких как Плохий С., Михайлюк Ю. и в первую очередь Лепьявко С., свидетельствуют, что актовые документы с упоминанием казачьих подразделений, принимавших участие в боевых действиях на первом этапе Инфлянтской войны, показывают основные места сосредоточения казачества в 60-х годах XVI века. Это было левобережье Днепра  от  Орши до Остра  и бассейн Припяти (Полесье и Волынь).
     В люстрации Черкасского замка 1552 года указано, как мозырцы, петриковцы и быховцы получали днепровские «уходы» от черкасского старосты наравне с киевлянами и чернобыльцами. Там же упоминается «пушкаръ на имя Ворона, родом з Менсъку».  Реестр казачьего полка, составленный в 1581 году, показывает, что 82% идентифицированных (356 из 530) казаков были выходцы из Беларуси и Украины, 8% – из Московии, 8,4% – из Польши, 4,8% – из Литвы. Русины среди казаков распределялись следующим образом: 26% происходили из Волыни и Подолья, 22,8% – из верховий Днепра, Беларуси, 15,7% – из бассейна Припяти (с её притоками Горынью и Случью), Березины и Сожи.

                Историография о казачестве на белорусских землях
 
     Прежде чем углубиться в историю казачества на белорусской земле необходимо  определиться с пониманием и значением слов «казаки» и «казачество». Историки, основываясь на своих теориях, дают разные формулировки, что усложняет понимание и определение их роли и места, приводит к спорам, а порой и к отрицанию их присутствия.
     В Казачьем словаре – справочнике  (автор  Г.В.Губарев, издатель А.И. Скрылов ,  изданном в Сан. Ансельмо, Калифорния, США,1966-1970), дается наиболее реальная формулировка: «Казачество - особая форма нашего имени, возникшая, по видимому у Зап. Славян и пришедшая к нам через Украинцев и Белорусов. В старых актах его нет. По аналогии с определениями «Славянство», «Еврейство», слово К. можно относить только ко всем Казакам взятым вместе, с их духовной сущностью, с их бытом, диалектами и другими нац. свойствами. В этом значении его употребляли вначале и русские авторы. Классовый же смысл ему стали придавать только в XIX веке».  Синонимом  слову казачество является  сословие. Исходя из этого казачество - это военное сословие в 18 - начале 20 веках, в 14-17 веках - вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах.
     Приведенный в книге анализ основывается на том, что казаки – это был народ, который имел свои культуру,  духовность,  язык общения,  быт,  историю, свое государство, а казачество являлось казачьим формированием.
     Изучая историю края и белорусского народа, мы не можем говорить о  проживании на белорусских землях белорусских этнических казаков, так как на Поднепровье не было  казачьего присуда,  их государственных образований,  структур и органов управления, собственных законов и многого другого. До настоящего времени не только в Беларуси, но и в России не найдено  источников подтверждающих это.
     Вместе с тем, анализ данных, содержащихся в исторических документах и выполненный в разное время белорусскими, украинскими, польскими и российскими представителями исторической науки, подтверждает факт нахождения на территории современной Беларуси формирований Запорожского казачества. Эти же исторические данные свидетельствуют о казачьих формированиях чисто белорусских.
     Значит белорусское казачество – это «козакованные» белорусские  жители, а также казаки или предки казаков, приехавшие в разные годы из казачьих областей  России или Украины.  «Белорусскими» они называются только по месту жительства, а не этнически. Источники свидетельствуют о том, что белорусское казачество  существовало на белорусских землях  южной и восточной современной Беларуси, особенно в 16 и 17 веках. Это дает основание говорить о том, что  казачество является неотъемлемой частью истории и культуры белорусского  народа.
     Исследованные источники  подтверждают, что наши предки казаки-белорусы несли казачью службу и жили на территории нашей родной земли, о чем свидетельствуют и сохранившиеся названия населенных пунктов: Казакове, Атаманская, Казачья протока и др. Источники сохранили нам имена казаков - белорусов, мужественно сражавшихся за независимость и православную веру.
     Первым историческим документом, свидетельствующим о казачьей службе государству на территории ВКЛ (в том числе и на территории современной Беларуси), была грамота Великого князя Витовта, в которой шла речь о казаках   еще в 1395 году. Таким образом, можно предположить, что казаки начинают играть важную роль в истории Литвы, а по мере объединения Литвы с Польшей и в истории Речи Посполитой с 14 века.
     Первые упоминания о казаках на Случчине относятся  к периоду, когда Слуцкий князь Александр (Олелько Владимирович), получив с 1443 года в удельное владение от великого князя литовского Казимира Киевское княжество, пригласил в свою дружину вольных запорожцев.  Его по праву можно считаться одним из отцов-основателей белорусского казачества. Олелько Владимирович, заняв киевский княжеский престол, назначил своих сыновей Семёна и Михаила князьями в Слуцке и Копыле. Его наследник  Михаил Олелькович, будучи владельцем, Слуцкого княжества также приглашал к себе на службу полк запорожских казаков, о которых упоминает и Николай Гордеев  в книге «Казаки на Белой Руси». При внуке князя Александра, Юрии Слуцком, казаки уже составляли большую часть княжеского войска и приняли участие в походе на Ливонию в XVI веке. С тех пор казаки из века в век постоянно оседали в Слуцком регионе и в XIX веке в городе даже появилась улица Казачья, переименованная большевиками после Октябрьской революции в Красноармейскую.   
     В источниках упоминается, что в 1489 году во время преследования татар, ворвавшихся в княжество, сыном Короля Казимира IV, Яном Альбрехтом, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знавшие местность Побужья. Документально сохранившееся свидетельство о существовании казаков встречается в уставной грамоте великого литовского князя Александра 1499 года.
     В числе основателей  казачества в Литовской Руси был князь Богдан Федорович Глинский, который выступал против унии с Польшей. Являясь в 1488 -1495 годах великокняжеским наместником в Черкассах, занимался формированием вооруженных отрядов, которые впервые в турецких, польских и литово-русских документах именовались казаками. В 1492 году казаки под началом Глинского, который имел казацкое прозвище «Мамай», совершили успешный поход на крымских татар, а в 1493 году ими была взята и разрушена крепость Очаков.
     Согласно исследованиям Марзалюка И.А. белорусского историка,  доктора исторических наук, профессора,  найдены упоминания в письменных источниках о «белорусских» русинах казаках, «козаковании» жителей белорусского Поднепровья и Посожья, относящиеся к 16 столетию.
     Имеются сведения, что в 1503 году  казаки князя Дмитрия  составляли  ирегулярное войско в Литве и защищали границы Литвы от набегов татар. Они подчинялись старостам областей, городов или замков.
     В 1508 году отряд казаков под начальством брацлавского и виленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромил загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси, другой отряд под командованием «славного казака Полюса - русака» разбил другой загон татар. В 1512 году казаки под командованием князя Острожского и каменецкого старосты Предслава Ляндскоронского выдворяли за пределы Руси ворвавшуюся с юга татарскую орду. В 1516 году казаки под начальством Ляндскоронского ходили в поход под турецкий город Белгород, где наголову разбили татар и турок, и вернулись домой с большой добычей. В 1528 году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-каневским старостой привлек к себе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект на сейм об организации особой казачьей стражи в 2000 человек на одном из островов Днепра (прообраз Запорожской сечи).
     В это время казачество увеличивалось в численности и осваивало Южные пограничные земли (современнойУкраины). Казаки начали делиться на городовых и низовых.
     Имеется документальное упоминание о казаках, непосредственно проживавших в Смоленске, Полоцке и Орше, которое датируется 1530 годом. В тот период казаки в основном выполняли роль пограничников на литовско-московском порубежье. Источники отмечают, что большинство казаков, живших в то время в Оршанском повете, были представителями «показаченного» панцерного боярства, которые жили отдельными компактными поселениями. Среди оршанских казаков было также много выходцев из Смоленских земель, не пожелавших принять Московское подданство после утраты Смоленска Великим Княжеством Литовским. (П-ка (Подалка Лев). Происхождение запорожского казачества // Киевская старина. Т. 9. Киев, 1884. С. 581).
     Они составляли внушительную силу. В 1580 году у Филона Кмиты Чернобыльского во время боевых действий с «Москвой» было около двух тысяч казаков с Оршанско-Смоленского порубежья. 
     Дошедшие до нас отрывочные сведения в период русско-литовского противостояния позволяют утверждать, что пограничным литовским старостам и державцам (не всем, конечно, но некоторым совершенно точно: например, Филону Кмите, сидевшему в Орше, и Станиславу Пацу из Витебска) удалось организовать достаточно эффективную разведывательную сеть по ту сторону границы. Агенты исправно снабжали их сведениями о намерениях московитов и передвижениях царских ратей подтверждающих подготовку к  войне Полоцкой (1562–1570).
     Почти два столетия (XVI-XVIII) была порубежной территорией Рогачёвщина. Многие годы населенный пункт рассматривался как стратегический форпост Речи Посполитой против России. Удобное местоположение, при слиянии рек Друти и Днепра, позволяло здесь создать значимый рубеж обороны. Однако на протяжение XVII-XVIII веков, в связи с тяжелым политическим и экономическим положением, Речь Посполитая не смогла создать здесь значимых оборонительных сооружений, и даже не смогла восстановить крепостные сооружения, уничтоженные в Рогачёве в 1654 году в ходе Русско-Польской войны. К концу XVIII века укрепления Рогачёва состояли только из земляного вала.
     Начиная с 1579 года казаки участвовали в   самой затяжной, в то время изнурительной Ливонской войне (1558-1583 гг.), но  что интересно - они были в войсках и Польши, и Московского государства. В польском войске они участвовали во взятии Полоцка, Замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами у них были Франциск Сука, Микита Бируль. Ходили казаки походами к Велижу у Двины и особенно отличились у Стародуба.
     В некоторых донесениях   королю Речи Посполитой  Стефану Баторию отражались сведения о составе московских войск, в том числе казачьих войск и их атаманов. Так, воевода Стравинский подойдя к Могилеву, доносил королю: «Во главе московских войск были старшие воеводы: Михайло Кайтаров, Андрей Хворостин, Измайлов, Иван Бутурлин, князь Михаил Васильевич Ноздреватый, кн. Волконский, Щербатый и другие. В сторожевом полку татарин Иван Куланчук, Владимир Головин, воевода донских казаков Василий Янов, атаман казачий Ермак Тимофеевич. С ними было русских и татар 45.000 человек стрельцов, донских казаков и московских людей на лошадях 1000 человек». (Дневник короля Батория. Перевод проф. Каяловича,сир 766, изд. Петербург 1867 года).
     В русском войске, выступившем на Полоцк в 1563 году, из 43 тысяч человек было более 5 тысяч донских казаков. Особо отличился в боях отряд атамана Михаила Черкашенина. В дальнейшем, когда русским пришлось перейти к обороне, казаки Черкашенина мужественно защищали древний русский город Псков. Главные усилия направлялись против Риги. Авангардом в сторону Риги были высланы части легкой конницы казаков и татар, задачей которых было наблюдать за войсками Ливонского ордена и не допускать соединения их с войсками литовцев. Была взята крепость Сыренск, после чего началось наступление на Дерпт, Ригу и Псков. Осада Дерпта велась войсками князя Андрея Курбского, по запискам которого у Дерпта к его корпусу в числе других войск присоединилось 10 000 казаков.  Русскими войсками была занята вся южная часть Ливонии, в том числе Дерпта, крепость Нейхаузен и 20 замков. Литовцы предложили мирные переговоры, и был заключен мир до конца 1569 года.   
     Произведя реформы вооружённых сил, Стефан Баторий в 1578 году возобновил военные действия против Москвы. 26 июня 1579 года он направил московскому царю гонца Вацлава Лопатинского, доставившего Ивану IV королевскую «разметную» грамоту с объявлением войны Московскому государству.  В этой войне Польши с Россией днепровские и запорожские казаки были на стороне Польши, находились в составе польских войск, совершали набеги и производили разрушения и погромы не менее жестокие, чем крымские татары. Польско-литовские войска Речи Посполитой начали успешную кампанию и глубоко вторглись на белорусские земли,  вернули Полоцк,  разорили значительные части Северо-Западной Руси, но не сумели взять осаждённый Псков.  Защита Пскова в 1581 году была поручена Шуйскому, под началом которого было семь воевод. В обороне города принимали участие 10000 донских казаков под началом атамана Михаила Черкашенина, которые в сражениях отличались удалью. Многолетняя война истощила силы обеих сторон, и в 1583 год был заключён Ям-Запольский мир.
     После Люблинской унии в 1569 году, в соответствии с которой было подписано соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство - Речь Посполитую, началось административное, юридическое и экономическое перекраивание  земель на польский лад. Проводником этой политики была польская шляхта, которая с энтузиазмом двинулась в богатые новые восточные земли, получив право приобретать владения в любых территориях Речи Посполитой. Люблинская уния помогла феодалам  укрепить свои позиции на белорусских землях, где насаждался католицизм,  формировались феодально-крепостнические отношения, усилилось  открытое презрение, с коим они относились к населению восточных земель и их исконной культуре. Началось слияние католической и восточной церквей, в результате которой духовенство и церкви восточного исповедования должны были признать власть папы  и подчиняться его администрации. Несогласное духовенство отрешалось от исполнения церковных служб и церкви закрывались. Население, не признавшее Унию, лишалось права на занятие служебных положений в Польском государстве.
     Вольных крестьян превращали в крепостных. В этот период было юридически оформлено крепостное право, путем закрепления крестьян за землей и превращением их в один класс-сословие – крепостных крестьян. Это нашло отражение во Втором Статуте ВКЛ (1566г.) и Третьем Литовском Статуте (1588г.), которыми устанавливался соответственно 10-ти и 20-ти летний срок  сыска беглых крестьян. С оформлением крепостного права положение крестьян значительно ухудшилось. Оно сопровождалось резким увеличением феодальных повинностей и усилением своеволия феодалов. Феодалы получили даже право наказывать крестьян смертью, что не допускалось ни в одной стране Западной Европы.
     Вот что писал по этому поводу польский гуманист 16 века Анджей Моджевский: «Шляхтичи считают крестьян рабами или скотиной. Ни один тиран не имеет большей силы над жизнью и смертью простых людей, чем та сила, которую дают шляхтичам законы. Шляхтичи бесчинствуют, убивают горожан и крестьян, относятся к ним как к собакам».
     В «Баркулабовской летописи» автор пишет: «было жалосно и страшно гледети и выповедити уздыхання и плачу людей убогих, пашников немаетных», которые по причине постигшего их голода вынуждены были оставить свои обжитые места в бассейнах верховья Днепра и Западной Двины, а нередко даже и семьями и в студёную даже снежную зиму отправиться на север в поисках куска хлеба и тарелки теплого супа. Обессиленные, посинелые от лютых морозов, опухшие от голода люди обмораживались, замерзали и умирали. Умирали в одиночку и группами, умирали на улицах, на дорогах, в поле, ярах, в пустых домах и гумнах. Умирало так много людей, что всех их не успевали закапывать, а поэтому бывали случаи, когда «во рвах псы мертвых многих тела ели».
     В феодальном обществе  обострились классовые противоречия, и  усилилась классовая борьба эксплуатируемого крестьянства и городских низов, которые  вели к  освободительной войне белорусского народа.  Немало людей уходило из родных мест в Россию и Запорожскую сечь. О том, что бегство крестьян в Россию носило массовый характер, свидетельствует то, что начиная с конца XVI века Дипломаты Речи Посполитой на всех переговорах с Россией ставили вопрос о возвращении беглых крестьян. После оформления крепостного права и в России (1649г.) этот вопрос сам собой отпал. Пожив вольной жизнью на Малой Руси, «показаковав» несколько лет и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами.
     Постоянные гонения на Православную веру и меры Сигизмунда против казаков привели к тому, что в 1591 году казаки восстали против Польши.  В составе казацких загонов, начиная с 90-х годов XVI века, они часто приходили в южные районы Белой Руси громили имения светских и церковных феодалов. Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое вступало в казацкие полки. Об этом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл: "Не только казаки подняли бунт, но и все наши крепостные на Руси к ним присоединились и войско казакам увеличили".
     На виленском съезде шляхты в 1593 года мозырские шляхтичи просили короля защитить их имения от набегов казацких отрядов, которые на протяжении долгого времени подвергали их разорению.

                Национально - освободительная борьба

     У истоков народно-освободительной войны Западной Руси против польского владычества стоит историческая личность, герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий. Он прекрасно понимал, что уния Литвы и Польши обернется для литовско-русского государства утратой независимости, а для русского народа неисчислимыми бедами. Поэтому когда великий литовский князь Ягайло, прельстившийся польской королевской короной, изменил православию и втянул Литовско-Русское государство в унию с Польшей, то против этого и за независимость Полоцкой Руси осенью 1385 года выступил князь Андрей Ольгердович. Весной 1387 года при осаде Полоцка польскими войсками Андрей Полоцкий обманом был захвачен в плен и сослан в польский Хенчинский замок.
     В 30-х годах XIV века русской знатью была предпринята попытка освободить западнорусские земли от нарастающей зависимости от Польши. В 1430 году государем литовско-русского государства стал Свидригайло Ольгердович, который был противником унии. В новейшем Большом белорусском энциклопедическом словаре (ББЭС) в статье «Великое княжество русское» об этих событиях сказано:
«ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО РУССКОЕ (ВКР), государственное образование с центром в Полоцке. Возникло на части восточнославянских земель, входивших в состав Великого княжество Литовского (ВКЛ). После смерти Витовта в 1430 г. великим князем ВКЛ был избран Свидригайло Ольгердович, который объявил о независимости и разрыве унии с Польшей. В 1432 г. князь Сигизмунд Кейстутович с помощью польских войск осуществил государственный переворот. Православные князья съехались а Полоцк и посадили Свидригайло на «Великое княжение Русское», которое отделилось от ВКЛ. В битве у Вилькомира (1435) Свидригайло потерпел поражение от польско-литовских войск. В 1440 г. православные князья в результате заговора убили в Тракайском замке великого князя Сигизмунда Кейстутовича. Идею ВКР использовал в 1508 г. князь Михаил Глинский. Также ВКР упоминается в 17 в. в Гадячском договоре между Войском Запорожским и Речью Посполитой».
     Через 50 лет после войны князя Свидригайло в 1481 году в связи с непрекращающимися ущемлениями прав православных русских  был задуман «заговор русских князей», который возглавили князья Федор Бельский, Михаил Олелькович и Иван Гольшанский. Его целью был захват короля и великого князя Казимира (в Кобрине на свадьбе Федора Бельского и княжны Анны Кобринской), восстановление Великого княжества Русского, союзные отношения с Московским государством или подданство московским государям. Но заговор из-за предательства был раскрыт. Федору Бельскому удалось уйти в Москву, а  Михаил Олелькович и Иван Гольшанский были схвачены и тайно казнены в киевском замке.
     В 1508 году началось восстание Глинских, которое возглавил Михаил Львович Глинский. Во главе нескольких сотен воинов Михаил внезапно атаковал имение личного врага под Гродно. Заберезинский был схвачен и убит, а войско Глинского, прирастая родственниками и клиентами, двинулось на Ковно, но его захватить не удалось. Затем были попытки взять города  от Вильно до Житомира. Глинский пытался сделать знаменем своего движения защиту православной веры, но население восточных земель княжества, в подавляющем большинстве русское и православное, его выступление не поддержало. Закончилось все подписанием договора с великим князем Московским Василием III. Глинские принесли присягу русскому государю, а тот пообещал оставить за ними все города, которые они сумеют захватить в ходе войны. Однако удача ему не сопутствовала, да и поддержка русских была незначительна. Итогом восстания князей Глинских стал выгодный для Василия III мирный договор с Литвой, согласно которому были признаны русскими территориальные приобретения двух предыдущих войн. 
     Говоря о национально освободительной борьбе знати в Великом княжестве Литовском необходимо понимать, что в ее основе лежала борьба между группировками за свое влияние и привилегии. 
     После этого наступил этап, когда главной организующей силой, ядром народных восстаний и освободительных войн выступало казачество, в первую очередь запорожское. Сформировавшееся на протяжении XVI века украинское казачество к концу столетия превратилось в грозную силу. Первое выступление низовых казаков на белорусской земле произошло в 1590 году. Отряд под началом Матюши Федоровича, пополненный показачившимися местными кре¬стьянами и мещанами, разорял поместья ополячившихся магнатов Ходкевичей и даже взял крепость Старый Быхов. Однако  с целью сбора с мещан «стации» (побор для содержания войск за счёт населения по пути их следования и в пунктах дислокации) они разграбили город.  И только под давлением польско-литовских войск отряд Матюши отступил с Белой на Малую Русь.
     Первым гетманом приднепровских казаков, поднявшим восстание против Польши(1591-1593 годы) был Криштов  Косинский, полковник Войска Запорожского реестрового, гетман казаков-низовиков. Основной причиной восстания историки называют недовольство большей части казачества отказом польских властей увеличить количество реестровых казаков, а также отказ приравнять привилегии казаков к шляхетскому сословию.  Однако у истоков недовольства было присвоение князем Александром Вишневецким, пожалованных  монархом  Сигизмундом III Косинскому имений Рокитное и Ольшаница на Киевщине с целью привлечения его на государственную службу, которые впоследствии были проданы князю Янушу Острожскому. Тогда Косинский решил восстановить справедливость с помощью казаков, у которых пользовался большим уважением. У него было 5000 казаков, к которым присоединились «негербованные» и бездомные шляхтичи, панские поданные и оседлые холопы. Казаки напали на владения князя Острожского, потом заняли Белую Церковь и другие города Киевщины. Затем казаки и примкнувших к ним селяне и мещане начали опустошать владения Острожских на Волыни.
     Восстание под руководством Криштофа Косинского  нашло отклик преимущественно в Минском и  Могилевском воеводствах. Однако в это время действия запорожских казаков ознаменовались неблаговидными разбойными фактами. В районе Слуцка,  «низовыми казаками»  в окрестных сёлах и в городе  была собрана «стация», были отняты  запасы зерна, в результате чего население оказалось на грани голода. Недалеко от  Быхова пострадало село Холостово. 
     Польским королём и городскими магнатами против повстанцев были мобилизованы значительные военные силы под командованием киевского воеводы Константина Острожского. В первых боях со шляхетским войском повстанцы  были успешными, но 23 января 1593 года под селом Пятки потерпели поражение. Косинский был вынужден от имени казачества подписать с Острожским соглашение, по которому казаки подчинялись королю. Однако, отступив с казацкими отрядами на Запорожскую Сечь, Косинский начал готовиться к новому походу и обратился к правительству Русского государства с просьбой о принятии в подданство. Однако в 1593 году в сражении за Черкассы  Вишневецкий  погиб, и поэтому это начинание не получило дальнейшего развития. Выступление казаков прекратилось со смертью их вождя. Отсутствие авторитетного лидера на время отложило решение казацкого вопроса.
     После гибели Косинского гетманом приднепровских казаков стал Северин Наливайко, который происходил из мелкой польской шляхты, который, кстати, был сотником у князя Острожского и принимал участие в подавлении восстания Коссинского. Насильственная смерть отца, погибшего от произвола владетеля местечка Гусятина, оттолкнула Наливайко от шляхты и заставила его примкнуть к казакам. После битвы на р. Пятке он бросает службу и организовывает отряд нереестровых казаков для походов на татар.  Воюя то на стороне Польши, то против нее, вторгаясь в Молдавию, основным интересом его были разбой и грабеж. К этому времени относится начало религиозной войны русского населения и днепровских казаков против применения церковной Унии папы Клемента VII.
     5 октября 1594 года, отряд Наливайко разбил под городом Баром ополчение местной шляхты. Это событие историками принято считать началом «национально-освободительного восстания Северина Наливайко». Однако мотивы этого исторического персонажа и его соратников не так однозначны.  Захватив много добычи, Наливайко посылает гонцов на Сечь с призывом развернуть антипольскую борьбу. Отряды Григория Лободы и полковника Матвея Шаулы  выступили в поддержку, и уже к началу І596 года восстание охватило Киевщину,  Брацлавщину, Волынь, Подолье.   
     Григорий Лобода и Матвей Шаула прямо объявили, что они идут на Белую Русь добыть «хлеба-соли», а Северин Наливайко собирал вокруг себя «панских подданных», добивался везде «стаций», трусил панские «шкатулки» и норовил отобрать у панов все то, что нажито ими через хлопов и придворных слуг. Выступление под руководством Наливайко в народе воспринималось как восстание против феодального гнета, которое массово было поддержано белорусским крестьянством. Вспыхнувшее  на Малой Руси, оно в октябре 1595 года охватило южные районы Белой Руси. К украинским казакам присоединились (показачились) сотни крестьян, мещан и мелкой шляхты. В ноябре-декабре отрядами Наливайко были взяты города Петриков, Слуцк, Могилев, Давид-Городок, Туров, Лахва, Пинск. В это же время на юго-востоке Белой Руси действовал отряд реестровых казаков под началом Матвея Шаулы. 
     Подобно украинским отрядам стали возникать отряды повстанцев из местного населения, которые называли себя казаками, выбирали командиров-сотников и полковников. Они напа¬дали на поместья, уничтожали документы, отнимали у панов захвачен¬ные ими у крестьян земли. Восстания носили крестьянско-казацкий характер.
     На собранном по этому поводу сейме поляки учинили постановление, по которому было положено истребить всех казаков, а данные им земли приобщить к доходам, определенным на содержание королевского стола. Казаки, узнав об этом постановлении, еще больше сплотились против поляков, и вышли навстречу многочисленной армии, шедшей на них под предводительством Коронного польского гетмана Станислава Жолкевского. Под давлением польско-литовских войск к весне 1596 года Наливайко отошел на Волынь, а Шаула – на Черниговщину. С войском Наливайко ушли на Малую Русь более 1000 показачившихся жителей Белой Руси.
     Под Белой Церковью отряды казаков вновь соединились и в ожесточенном бою одержали победу.  Разбив польские построения, казаки бросились грабить их обозы, а иные рассеялись по близлежащим селениям. В это время гетман Жолкевский собрал рассыпанные свои войска, привел их в порядок и ударил по разбежавшимся за добычей казакам. В результате последние были вынуждены бежать за Днепр. Но поляки настигли их недалеко от Лубен, окружили и после двухнедельной осады принудили в июле 1595 года выдать гетмана Наливайко с тремя главными полковниками. Смутьяны были отосланы в Варшаву, где Наливайко отрубили голову во время сейма в Варшаве, тело четвертовали и каждую отсеченную часть развесили по разным местам.  После этого у днепровских казаков  долгое время была дезорганизованность и раскол.
     А на Белой Руси продолжали действовать повстанческие отряды из местного населения, совершавшие многочисленные нападения на панские поместья и католические монастыри. В 1602 году отряд атамана Дубины предпринял попытку взятия Витебского замка. Штурм для казаков оказался неудачным, атаман попал в плен и был казнен, но его отряд вел повстанческие действия в окрестностях Витебска до 1620 года.
     Реестровые казаки, воевавшие на стороне Речи Посполитой в Лифляндии против Швеции в 1602-1603 гг., также грабили северо-восточные земли  – Витебск и Полоцк,  «великую шкоду чинили» и в других городах и сёлах. 
     Казачьи отряды с Малой Руси неоднократно приходили в Белую Русь и в последующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. Известны казачьи выступления в 1613 году на Пинщине и в других восточных волостях. На крестьянские выступления, поддержанные казаками, жаловалась шляхта на литовских сеймиках в 1615—1617 годах.
     В начале 1615 года отряд казаков, пополненный крестьянами и беглыми солдатами во главе с Челяткой, Коробкой и Каменовским, действовал в Слониме и его окрестности.
     Для территории современной Беларуси это время было ознаменовано неблаговидными фактами разбойных действий запорожских казаков, поэтому   в период конца XVI – начала XVII века казачество не могло однозначно положительно или отрицательно восприниматься местным населением. Оно представляло собой различные формы – от служивого сословья и реестра до грабителей и насильников. Несмотря на то, что бесчинства запорожцев были вызваны обманом и неуплатой денег со стороны Польской Короны (в чём не последнюю роль сыграл, присягнувший короне Радзивилл), насилие с их стороны на северо-востоке Белой Руси, конечно, нанесло великую обиду местному населению и врезалось в память нескольких поколений. Вместе с тем, приходившие на Белую Русь казацкие отряды, становились ядром национальных восстаний и освободительных войн против польско-шляхетского господства.
     Но негативное отношение к казакам кардинально изменилось в полном трагизма XVII веке. После заключения в 1596 году Брестской унии, явившейся попыткой объединения католической и православной церквей, в обществе усилилась религиозная борьба. Несмотря на верную службу русских подданных от них требовали отказа от православной веры, русского языка и вообще от русскости и, в конечном итоге, стать поляками. Православные люди оказались фактически вне закона и подвергались жесточайшим гонениям. На Белой Руси гнет польских панов и ксендзов был выражен сильнее, чем на Малой Руси, поэтому многие из них бежали в Запорожскую Сечь и показачивались, но и там вскоре их достала папская ненависть. 
     Польская шляхта, используя армию Речи Посполитой, развернула настоящий геноцид казачества. Казаков истребляли физически за отказ окатоличиваться, их поселения сжигались, храмы осквернялись, а земли, рыбные промыслы и пастбища переходили в руки захватчиков. Репрессиям подвергались не только горожане, крестьяне и простые казаки, но даже и знатная казачья старшина. Казачество ответило на бесчинства католиков вооружённым восстанием, а Запорожская Сечь стала Православным рыцарским орденом. Православное казачество встало на защиту интересов православного населения. Они взяли на себя роль защитников веры и отечества и стали в глазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды и чести, и с этим именем вышли на страницы славянской истории.
     В условиях острых противоречий особенно мощное казацкое движение на Малой Руси разгорелось под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось с восстания и переросло в крестьянско-казацкую войну 1648-1651 годов. Некоторые историки считают войну антифеодальной, некоторые - освободительной, так как основной целью ее было освобождение всей Руси, находившейся в то время под владычеством Речи Посполитой. Ответ на это дают слова, сказанные Хмельницким 6 августа 1657 года: «Братья, время и болезнь торопят меня. Не буду повторять вам того, что хорошо знаете, - беды и несчастья, которые вытерпел русский народ под польской шляхтой, и страдания нашей православной церкви, преследуемой папежниками… Жалею братья, что не мог закончить все войны так, как этого мне хотелось. Тешил себя надеждой, что навсегда обеспечу вам свободу и независимость, освобожу все русские земли».
     Казачья - крестьянская война началась весной 1648 на Украине. Известия о восстании во главе с Богданом Хмельницком очень быстро докатились до Белой Руси.  Изгнав польских панов из Малой Руси, Хмельницкий направил, на помощь восставшим в Белой Руси  несколько казачьих отрядов, состоявших, как из родовых казаков, так и из показаченных белорусов.
     Желание казаковать, то есть вольно жить без господ и налогов, проявлялось у белорусов не слабее, чем в украинском народе. Поэтому, когда преследуя польское войско, на территорию  Великого княжества Литовского  пришли запорожские казаки гетмана Хмельницкого, то для местных крестьян это стало сигналом к восстанию. Большинство «оказачивалось» прямо на месте, то есть объявляло свои деревни вольными казачьими селениями, никому ничем не обязанными. Казаками объявляли себя и мещане – торговцы и ремесленники городов. Некоторые шли вместе с украинскими казаками на войну дальше, но таких было немного. 
     Отряд казаков и крестьян под руководством черниговского полковника Небабы весной 1649 года вступил в Гомель, как сообщает французский писатель Шевалье, «через измену полякам» жителей города. Общая численность казаков составляла 2500 человек. Гомель на всём протяжении войны (с 1648 по 1653 годы) был районом наиболее крупных боёв. Он несколько раз переходил из рук в руки. На юге одновременно с отрядами казака Антона Небабы действовали казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапки и других.
     В июне 1648 года начал повстанческие действия на русских землях, входивших в ВКЛ значительный отряд каза¬ков под командованием полковника Петра Головацкого. Вначале он взял Стародуб (ныне Брянская область), затем занял Гомель и Речицу, причем в Гомеле горожане сами открыли ворота казакам. Таким образом, без боя был взят сильно укрепленный гомельский замок. На сторону повстанцев перешли не только многие мещане, но и гомельский войт (глава городского управления). В казаки из мещан записалось тысяча человек, готовых сразу воевать. В июле 1648 г. восставшие казаки чувствовали себя на этих землях настолько уверенно, что перенесли свою казну («скарбницу») из Чернигова в Гомель. Земли сегодняшней Гомельщины, включая Полесье, входили в состав Черниговского и Стародубского казачьих полков.
     Казацкие отряды постоянно прибывали на Белую Русь.   Их нередко возглавляли популярные народные вожаки: Кривонос (сын), Сохненко, Голота и другие. 10-тысячный казацкий отряд Голоты за весну 1649 года вырос в 30-тысячный. 
     Летом 1648 года на юге Белой Руси в районе Гомеля, Речицы, Мозыря, Пинска и других городов развернули свою деятельность многочисленные казацко-крестьянские отряды. Под знамёна Богдана Хмельницкого стали белорусы, недовольные насаждением унии и дискриминацией православной церкви и населения. Произошла политизация религиозного конфликта, который принял этническую форму. Местный шляхтич-католик в глазах повстанцев перестал быть своим. Приняв католицизм – «польскую веру», он стал предателем веры предков, а значит – чужим. Показаченные шляхтичи-русины, возглавившие отряды мещан и крестьян – единоверцев, противостояли шляхтичам-литвинам (католикам и кальвинистам). В то время в ходу была казацкая поговорка: «Лях, жид и собака – вера одинака» (православные храмы в то время отдавались на откуп иудеям), в которой выражалась вся мера неприязни повстанцев к врагам. 
Альберт Виюк-Коялович в своём труде «Война против запорожских казаков» писал: «Большинство Русских городов и замков в покинутой преданной Речи Поспалитой присоединились к казакам».
     Пожар народно-освободительной войны охватил Полесье, Поднепровье, центральную часть современной Беларуси. Повстанцам в течение лета-осени 1648 году практически без сопротивления открыли ворота Гомель, Лоев, Чечерск, Брагин, Бобруйск, Мозырь, Туров, Пинск, Чериков, Речица, Кобрин, Горваль и ряд других местечек. В это время под Брагином собралось около 12000 казаков под командованием полковника Кизимы, под Речицей стоял казацко-крестьянский отряд полковника Кемки в 3000 сабель, в Речице было 700 местных показаченных повстанцев под предводительством полковника Пакусина. Жители Мозыря создали казацкий отряд из 400 мещан и крестьян под руководством Ивана Столяра, на помощь к ним подошёл загон в 2000 казаков Яна Соколовского, а позже – Михненко. Мещане Турова создали отряд в 2000 человек, возглавляемый Прокопом Цевкой. Также отряды были созданы жителями Кожан-Городка и Давид-Городка. Казацкая хоругвь была создана и жителями Игумена (современный Червень, Минской области).   
     Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский и Новогрудские поветы. На территории нынешней Беларуси для решения боевых задач дислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.
    Одним из полков командовал соратник Хмельницкого, православный слуцкий шляхтич, Иван Соколовский. Казачьи идеи – православие, народоправство и воля вольная – получили широкую поддержку у слуцчан. Местное население не только вступало в казацкие отряды, но и начинало устраивать свою жизнь на казацкий манер. 
     Пожалуй можно согласиться с мнением белорусского историка Николая Гордея с тем, что «… на Слутчине была образована собственная Сечь, причем Слуцкий Казачий Круг провозгласил Соколовского гетманом Костерским (от костёр, всполох т.е. восстание), который на подначальной территории начал осуществлять казацкие преобразования». Из Слуцкой Сечи изгонялись владетельные паны, а землю и скарб раздавали малоимущим.
     Помимо Слуцкого полка на территории современной Беларуси  существовал Пинско–Туровский полк, как административно-территориальная и военная единица Запорожского казачества на землях Белорусского Полесья (на юге от реки Припять). Полковым городом был Пинск, сами же полковники (Иван Якименко (Груша) — 1657, Самойло Богданович-Зарудный, Василий Дворецкий, Константин Выговский — 1658) находились преимущественно в Турове и Давид – Городке.
     В разное время на белорусских территориях создавались и иные казачьи формирования.  Так, в порядке отпочкования возникали, хотя и на короткое время, самостоятельные  белорусские отряды, именуемые иногда «полками». Примером может быть отряд Дениса Мурашки. В 1656 году минский воевода в своем донесении величает Дениса полковником, который во главе казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, и собирал хлеб для полка. В Игумене Мурашко дислоцировался в течение года, затем создал себе второй центр Камень.
     Казацкое движение в Белоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому с севера войсками Радзивилла. По подсчётам современного белорусского историка Витольда Бернацкого, в момент наивысшего подъёма восстания Хмельницкого в 1648-1649 годах в Белой Руси совершенно «оказачились» города Гомель, Речица, Бобруйск, Мозырь, Туров, Лоев и их округа.  Повстанцы с казаками нападали на шляхетские и магнатские усадьбы, убивая их правителей, уничтожали все, что связано с подавлением восстания: «костелы палили, ксендзов забивали, дворы и замки шляхтецкие пустошили, не зоставляючи ни одного целого». К ним присоединялись и мещане белорусских городов и местечек. Все белорусские повстанцы гордо именовали себя «Войском Запорожским». Это было начало массового показачивания населения земель современной Беларуси. Таким образом, 1648 год можно считать датой стихийного возникновения белорусского казачества.
     Помощь белорусским казакам тайно оказывала Россия, пока не объявлявшая войну Польше. По свидетельству современника, в Гомель из Москвы было доставлено четыре бочки пороха.
     В ходе восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году под власть запорожского гетмана перешли территории Речи Посполитой, располагавшиеся на землях современной Северной и Центральной Украины. По словам гетмана литовского Януша Радзивилла, восстанием были охвачены  все западнорусские земли: «Во всем Великом княжестве Литовском, кроме княжества Жмудского, вряд ли есть повет (административно-территориальная единица Речи Посполитой), которых нельзя причислить к лицу мятежных».
     На этих территориях были образованы новые казацкие полки, комплектовавшиеся из местного населения по территориально-милиционному принципу, которые влились и дополнили полковое устройство Запорожского казачьего войска. Таким образом, сформировалась новая централизованная военная и административно-территориальная структура, получившая в историографии наименование Гетманщина, подчинённая гетману Войска Запорожского и официально именовавшаяся «Войско Запорожское». Тогда была сделана попытка создать казацкую державу на землях юго-восточной современной Беларуси и Украины. Однако при всем своем размахе освободительного движения на белорусской территории  восстание было подавлено, так как оно имело основные недостатки: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.
     Чувствуя серьезную угрозу, магнаты и шляхта Великого княжества Литовского стремились сразу же реагировать на действия повстанцев, но это им не всегда удавалось. На подавление восстания Сейм Речи Посполитой направил шестидесятитысячное  войско «Посполитое рушение» (всеобщее шляхетское ополчение) и наёмные войска гетмана литовского Януша Радзивилла. Мещане Пинска, Мозыря, Бобруйска, Бреста и других городов вместе с казаками и крестьянами мужественно защищались от шляхетских войск.
     На подавление Слуцкой казачьей республики тогдашний владелец Слуцкого княжества Януш  Радзивилл направил многочисленное войско наемников, вооруженных артиллерией. Слуцким казакам пришлось отступать, прикрывая уход на Малую Русь множества крестьянских семей с обозами.  3 сентября 1648 года, обороняя переправу через реку Случь у деревни Погост (ныне Солигорского района), Иван Соколовский, казачий писарь войсковой Турчинович и более двух тысяч их соратников погибли в ходе ожесточённого сражения, спасая народ православный от расправы и уничтожения. Уцелевшим казакам вместе с крестьянскими обозами удалось прорваться сквозь войска Радзивилла и уйти на Малую Русь. 
     Шляхетские войска действовали в отношении повстанцев с чрезвычайным зверством и жестокостью. Так, при взятии Пинска радзивилловскими наемниками и шляхтой было убито более 3-х тысяч горожан, а сам город был сожжен. В Бресте были расстреляны и порублены несколько тысяч горожан. 11 ноября 1648 года был сожжен город Чериков и убиты 1500 его жителей. В 1649 года по личному приказу Януша Радзивилли был сожжен дотла Туров, а население перебито. В начале лета 1649 года Радзивил захватил показачившийся Чечерск (ныне Гомельская область), где устроил расправу над чечерскими казаками. В сообщении о взятии Радзивиллом города Чечерска говорится, что он, расправляясь с казаками, перебил их жен и детей. Совершенно очевидно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.    Из воспоминаний одного из очевидцев: «… выбрав полтораста человек, отсекли правые руки по запястья, а 50 человек де на колья посажали, а достольных де казаков и их жон и детей порубили всех». Войсками Радзивилла был взят и Лоев, где также все казаки и их семьи были «казнены смертию».
     Белорусское казацкое войско под командованием Степана Пободайло, крупный отряд (10 тысяч) казаков под началом наказного гетмана Михаила Кричевского и крестьянские отряды были разгромлены под Лоевом 31 июля 1649 года. В результате сражения шляхетская армия вернула себе контроль над Лоевом, а переправа через Днепр осталась под контролем казаков Пободайло. Войско Радзивилла понеся серьезные потери отошло под стены Речицы. После чего войско Радзивилла двинулось на Гомель, но казаки их остановили.
     В первой половине 1649 года большинство восставших западнорусских городов в результате ожесточенных штурмов было взято войсками Радзивилла.  Позже шляхта и наемники осадили, взяли и сожгли Гомель, перебив при этом значительную часть его жителей.
     После этих драматических событий и заключения в августе 1649 года Хмельницким с королем Речи Посполитой  Зборовского договора,   казаки покинули Гомель и ушли на Запорожье, что привело к временному ослаблению белорусского казацкого движения. Вдоль левого берега Припяти были расставлены заградительные отряды Радзивилла. Поражения Хмельницкого тяжко отразились и на его белорусских сторонниках. Шляхта жестоко мстила «оказачившимся», многие  были вынуждены бежать на Украину. Но пример первого «оказачивания» вдохновляющее действовал на белорусов, они не сложили оружия и продолжали бороться против своих угнетателей.
     Многочисленные отряды белорусских казаков, состоявшие в основном из западно-русских крестьян и мещан, не сложили оружия и не расходились по домам. Киевский воевода Адам Кисель, проезжавший по белорусским землям Речи Посполитой в октябре 1649 году, писал ко¬ронному канцлеру Ежи Оссолинскому: «Плебс (простой народ) продолжает оставаться в отрядах и домой панов не пускает». В апреле 1650 года тот же Кисель сообщил королю, что народ возмущен и не желает признавать власть своих панов, и уходит на Малую Русь и Русское государство.
     Одной из причин такого хода событий была недостаточная организованность и невысокая воинская подготовка восставших, а отряды запорожских казаков были немногочисленные, редко превышая одну-две тысячи человек. В большинстве это были сотни казаков. Например, в декабре 1648 года Хмельницкий направил на Гомель, Быхов и Кричев казацкие отряды  из Новгород-Северского в 300, и из Мены в 600 сабель. Направлять на Белую Русь крупные соединения у Хмельницкого не было возможности, так как Малая Русь в это время вела тяжелую борьбу с Короной Польской. А западно-русским повстанцам, в основной массе крестьянам и мещанам, не имевшим военной подготовки, было трудно противостоять шляхетско-наемнической карательной армии Радзивилла.
     Весной 1651 года на Белой Руси вновь поднялась волна казацких волнений, в связи с тем, что Хмельницкий возобновил военные действия против Речи Посполитой, но казацкая армия терпела поражения. Положение казацкого движения стало еще более тяжелым после неудачного для Хмельницкого сражения под Берестечком на Волыни (28 июня - 10 июля 1651 года) и заключения Белоцерковного соглашения от 18 сентября 1651 года, в соответствии с которым все казацкие отряды были выведены из Белой Руси.
     Казаки, спасаясь от окончательного их разгрома Польшей, искали защиту под властью московского царя. Гетман воззвал к русскому царю Алексею Михайловичу: "Не дай, великий государь, разорить нас до конца, прими нас под свою крепкую руку". 1  октября 1653 года был созван земский собор, на котором  было вынесено решение «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами и землями принять», что фактически означало присоединение к Росии всей Левобережной Украины. Решение Земского собора поставило точку в довольно   долгой и сложной истории взаимоотношений Русского царства с казаками и Запорожской Сечью.   Москва приняла их, чтобы удержать от перехода под власть Турции, и не иметь турецких владений вблизи  своих границ. Со стороны московского царя казакам были объявлены их вольности, но предъявлялись требования, как к служилому войску.
     8 января 1654 года состоялась знаменитая Переяславская рада, начавшая новый отсчет истории войска Запорожского, когда казаки и мещане присягнули на верность   царю Алексею Михайловичу. После речи Хмельницкого на раде, указывавшего на необходимость для Малой Руси выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ закричал: "Волим под царя московского!". На основании договорных статей Малая Русь объединялась с Росией, и затем народ был приведён к присяге. Старшина присягнула с неохотой: она мечтала о самостоятельности Малой Руси. 
     В Москву были посланы послы Зарудный и Тетеря от войска запорожского, которые после долгих совещаний с боярами добились утверждения договорных пунктов о присоединении к Росии всех казачьих земель под именем Малой Руси. До Хмельницкого как минимум два запорожских гетмана обращались к московскому царю с просьбами о переходе в их подданство - гетман Криштоф Косинский в 1592 году и гетман Петр Сагайдачный в 1620 году. В Москве долго не решались дать согласие на эти предложения, ведь они неизбежно влекли долгую и трудную войну с Речью Посполитой, которая в XVII столетии еще была самым мощным и крупным государством Центральной Европы.
     Спустя несколько месяцев после провозглашения Переяславской радой объединения, область войска Запорожского была принята в подданство Росии. В этот день Царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому, который провозгласил: «Боже утверди, чтоб мы навеки были едино!» В этой грамоте впервые в качестве титула русского монарха были использованы слова "всея Великия и Малыя Росии самодержец". 
     Царь в грамоте 27 марта (6 апреля)1654 года жаловал гетмана Богдана Хмельницкого, подтверждал  казачьи «права и привилегии», устанавливал «списковое войско» в 60 тысяч человек. Грамота означала фактическое присоединение, но не соответствовала представлениям казаков об условиях союза, которые предполагали иметь лишь номинальную зависимость от Москвы. Территория Запорожских казаков, именуемая впоследствии Украиной, была принята в состав Росийского государства на правах самой широкой автономии. Росия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, но царь провозглашал свое право утверждать кандидатуру гетмана. Однако воссоединение Малой Руси с Росией имело огромное прогрессивное значение для исторических судеб обоих народов. Казачий народ Малой Руси был избавлен от порабощения панской Польшей, поглощения султанской Турцией и разорения ордами крымского хана. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Малая Русь получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России - Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. человек, но налоги должны были поступать в царскую казну. Воссоединение Малой Руси с Росией способствовало укреплению Росийского государства и подъему его международного авторитета. 
     Решив официально поддержать Малую Русь против Польши в 1654 году, царское правительство приняло меры, чтобы вольное украинское казачество не принесло на белорусские земли  своих понятий. Москва имела свои виды на территорию прежнего Великого княжества Литовского и собиралась заводить там российские порядки, а не передавать эту страну Гетманщине. Учитывая, однако, большую популярность самой идеи казачества среди белорусского народа, Московия решили использовать её в своих интересах.
     В это время был создан Белорусский казачий полк, который практически являлся аналогом реестровых казаков Речи Посполитой на Малой Руси. Царское правительство опиралось в Белой Руси на присоединяемых и завоеванных территориях к Росии, на православную шляхту и не собиралось давать крестьянам казачьих прав. Русское правительство, чтобы использовать белорусскую шляхту в борьбе за возвращение западнорусских земель, поручило могилёвскому шляхтичу Константину Поклонскому (присвоив ему чин полковника) создать белорусский полк. Созданный Белорусский казачий полк, подчинялся царю и не противопоставлялся шляхте, более того, возглавлялся шляхтичем Константином Поклонским. Но, конечно, быстро ввести стихию белорусского казакования в рамки царского реестра было столь же невозможно, как ранее невозможно было полякам остановить бурный стихийный рост Низового войска Запорожского. Белорусский казачий полк принял участие в русско-польских военных действиях в Белоруссии (1654-1659гг.), но время его существования было непродолжительным.
     Советская историография в качестве даты окончания восстания указывает 1654 год — год заключения Переяславского договора. В современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году, резкой сменой политического курса новым гетманом Иваном Выговским и началом Руины (гражданской войны).
     После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного перехода Гетманщины в подданство Русского царства восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов
     В 1667 году между Царством Русским и Речью Посполитой было заключено  Андрусовское перемирие, согласно которому русскому государству были возвращены Смоленск, Дорогобуж, Северная земля с Черниговом и Стародубом и некоторые другие города. Польша признавала воссоединение Левобережной Украины с Царством Русским. Кроме того Киев оставался за Москвой до 1669 года, но под Польшу он так и не вернулся. За Польшей оставались Правобережная Украина и Белая Русь. На подвластных Речи Посполитой белорусских и малороссийских землях стал набирать силу антиправославный и антирусский беспредел, и дело шло к полной ликвидации русской составляющей Великого княжества Литовского и Русского. В 1696 году Сейм Речи Посполитой запретил использование русского языка в официальной и деловой жизни ВКЛР и превратил территории в польскую провинцию Речи Посполитой.
     Белорусское казачество представляло собой интересное и своеобразное явление в истории совместной освободительной борьбы белорусского и украинского народов против гнета магнатско-шляхетской Речи Посполитой.  Оно было закономерным явлением в жизни белорусского народа, так как белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Малой Руси и в казаках свое¬образное воплощение того, к чему стремились.
Картинка из интернета


Рецензии