Глубина явлений

Я. Что же мы имеем в виду, когда говорим «Я»? Что-то постоянное, целостное и неделимое. Согласно буддизму и согласующимся с ним учениям, «Я» — это каждый раз новое «Я», меняющееся в течение минуты, суток, месяца, года, десятилетия.

Связи. Когда был изучен мозг А. Эйнштейна, было обнаружено увеличенное количество белого вещества. С точки зрения нейробиологии, его функционирование объясняется тем, что оно обеспечивает скоординированную работу обоих полушарий и участвует в передаче информации от коры мозга к другим участкам нервной системы. Несколько упрощая, можно сказать, что оно отвечает за связывание различных участков мозга. Устанавливая связи между несвязанными в картине мира объектами и явлениями, можно добиться цельной и стройной картины мира.

Наивная причинность. Прошлое, настоящее и будущее можно представить связанными неразветвленной цепью. Причем маленькие звенья этой цепи равны большим. Что это значит? Для нас является реальностью не только то, что мы чувствуем в данный момент, но и то, что мы чувствовали 2 секунды назад или почувствуем через 2 секунды. Настолько же реально и то, что происходило в окрестности 1 часа или одного дня. Реально, хотя и туманно то, что с нами происходит в течение одного-нескольких годов. Довольно-таки реально, хотя и размыто, и то, что было с нами давным-давно, в детстве, а также то, что будет в отдалённом будущем. Остановимся на той реальности, что впереди, далеко впереди. Для нас почти нереальна смерть любимого родственника, смерть возлюбленного(ой), выпавший из рыхлых дёсен зуб, осознание того, что сердце остановилось и т. д. Эти события так же реальны, как шумы проезжающих за окном машин, которые, быть может, сейчас слышны читающему. Можно сказать, эти или похожие события уже произошли, только мы их ещё не пережили.
Существование человека можно сравнить с тонкой рамкой, которая сканирует медленно ползущую сквозь неё цепь. И то, какая цепь сквозь рамку пройдёт, определено ещё до «рождения» этой рамки.

Мозг и компетентность. …Теория не столь уникальна. Существует математическая и интегративная нейробиология, а также Human Brain Project, ставящий целью описание процессов в мозге и использующий для этого философию, нейробиологию, математику, вычислительную технику и т. д. Открытие этого проекта после самостоятельных теоретических наработок разочаровывает меня в понятии «ум». По-детски считать ум некоторым свойством, которым человек может либо обладать, либо нет (если не брать в расчет крайности в виде слабоумия и гениальности). Более целесообразно было бы рассматривать ум как совокупность знаний из различных экспертных областей, т. е. как компетентность в оных.

Страх выбора. Страшно стоять у края пропасти, когда ещё можно выбрать жизнь или смерть, когда ещё можно что-то изменить. Свободное падение уже не страшно.

Запад и восток. Рассмотрим такое понятие как «категоризация». Когда я смотрю на стену, я отношу её к категории «стены». Когда я вижу дерево, я отношу его к категории «деревья» или, если всмотрюсь немного внимательнее, отнесу к категории «берёзы». Уровень категоризации можно как повышать, так и понижать. Чем ниже уровень, тем уникальнее объект и наоборот. Важность этих рассуждений раскрывается в связи с отношением человека к миру. Просветлённый ум буддиста, в идеале, не занимается категоризацией вовсе, что означает - каждое мельчайшее явление уникально. Для ума «западного» философа или деятеля науки, напротив, необходимы чёткие классификация, иерархия, модели картины мира. Буддисту приходится расплачиваться способностью в освоении явлений мира, учёному – осмысленностью и пластичностью.
Компромисс между «западом» и «востоком»: где же найти золотую середину?

Отношение к жизни. Хорошая фраза «That’s life». Уместна как при неудачных жизненных обстоятельствах, так и наоборот.

«Как» и «ради». Уже второй день подряд ленюсь делать что-либо. Первая моя мысль после пробуждения: «У меня нет сил, чтобы встать». Это, конечно, небольшой самообман, силы-то у меня есть, но вот смыслы куда-то потерялись.

Застыть. Здравствуй, мой дорогой друг. Давно не виделись. Сейчас мне очень нужно быть выслушанным. В последнее время мне часто становится тоскливо, даже иногда плачу. Тоскливо от того, что всё меняется, движется и не может остановиться на часок-другой. Возникает и исчезает радость, возникает и исчезает спокойствие. Иногда так хочется, чтобы всё вокруг просто застыло. Чтобы некоторые вещи сохранились в вечности. Даже если это самые маленькие и незначительные вещички, хранящие память о чём-либо. Не говоря уже о более важном. Настроение навевает строчки Лермонтова: «Любить? Но кого же? Ведь вечно любить невозможно. А на время – не стоит труда». К тому же мне, как обычно, одиноко.

Проблемы и задачи. Было время, когда любую деятельность я сводил к «решению проблем». Тогда мне это казалось чем-то оригинальным и приближенным к истинному положению вещей. Ни в том, ни в другом, как я сейчас считаю, прав я не был. Взять к примеру сообщество «пропаганда математики с негативом» - в самом названии уже кроется центральность позиции, направленной на решение проблем. У автора данной группы, по моему наблюдению, эта мысль также родилась неслучайно, но под влиянием дискурса науки (дарвиновская «борьба за выживание») и философии Спинозы. Ф. Ницше рассматривает учения этих двух деятелей науки и философии с психологической точки зрения. Так, в случае Спинозы, утверждает он, идеи обусловлены его чахоткой, в случае Дарвина – бедностью и английской теснотой. Их воззрения можно понять (и кому как не мне), но, как это обычно бывает, существует и то, что находится и за их пределами. Должно быть, совершенно иначе видят мир те, кого природа, предки, окружение и просто череда счастливых случаев одарили богатством, особенно – когда это богатство доходит до безумного расточительства.

Дистанция. Я расположен к тем людям, которые, вступая со мной в контакт, соблюдают дистанцию. Вежливость и отсутствие побратимства.

Быть учёным. Если не хочешь проблем – не лезь на чужую территорию. Ведь, по выражению Сократа, сколько существует на свете вещей, которые мне (нам) не нужны. Довольствуйся своим квадратом метр на метр. Но не надейся, что сможешь хозяйствовать за его пределами. Можешь смотреть, изучать, анализировать, строить теории по управлению гектарами, в общем – быть карикатурным учёным. Но, подобно ему, оставаться при этом в стороне, в своём уютном, укрытом тенью квадратике.

Преходящая мотивация. После нескольких дней интенсивной медитации начинаю чувствовать, что никуда не продвигаюсь, да и что двигаться-то особенно некуда. Как итог, возникает возможность того, что медитация вновь будет мной заброшена до того момента, как выйдет новое письмо Ц. или когда я перечитаю одно из старых. Лишь художество здесь мой двигатель. Но я хочу найти внутреннюю опору. Есть ли какое-либо «ради», которое не допускало бы схождение с пути? Умом я понимаю, что медитация – то, что всегда пригодится. А сердце хочет разврата.
По ходу моей длительной практики медитации, я обратил внимание вот на какой факт. Претерпевает эволюцию целеполагание в медитации. Сначала человеком может двигать сластолюбие, затем – совершенствование умственной деятельности, в какой-то момент – попытка медитировать вообще без какой-либо цели (просто сидеть), и в конце концов – отказ от медитации.
Обобщая сказанное и эксплицируя оное на любую деятельность, обращусь к, как я его называю, понятию топологии пути. По ходу продвижения по пути жизни мы достигаем одних целей и, не удовлетворившись, устремляемся к следующим. Здесь я не имею в виду прыжки с одного рода деятельности на другой с потерей накопительного эффекта. Скорее наоборот, когда накопленное достигает таких масштабов, что требуется качественная реформа. Здесь можно вспомнить Ницше, когда он, для свободных умов, писал о несостоятельности каких-либо целей и в качестве альтернативы говорил о выходе, реализации силы. Таким образом, ставя себе какую-то цель, стоит понимать, что она преходяща.

Прагматизм истины. «Ничто не истинно. Всё дозволено». А заблуждения необходимы. Истина и польза не всегда коррелируют друг с другом, напротив – поиск истины – опасное предприятие. Будучи, как оказывается, бесполезной, она не способствует выживаемости. Научные истины строятся на следующих заблуждениях:
Закон причинности. Из А с необходимостью следует Б.
Наличие пространственного тождества. Во временной точке t существуют две равные субстанции, так что они могут быть одинаково поименованы.
Временна;я самотождественность. Объект А тождествен самому себе в моментах t1 и t2.
Без названных трёх заблуждений не мог бы сохраниться не только человеческий род, но и любая форма жизни вообще.

Благодарность предкам. Есть люди, до конца жизни хранящие в себе достижения своих отцов, их культурный код. Есть такие, кто его ненавидит, вовсю отрекается от пережитков прошлого и заблуждений старины. Дух верблюда – этап накопления большого горба из подчинения, с одной стороны, не является конечным этапом, а с другой стороны – неизбежен (что происходит, если нет тех, кто этот горб растит, описано в книге Голдинга «Повелитель мух»). Нужно быть благодарным своим родителям за то, что они из нас сделали. Даже и после того, как мы отреклись от их морали. Благодарным нужно быть и всем поколениям предков всего человечества, которые обеспечили нас цивилизацией, тёплыми домами, защитой от хищников, наполненными едой холодильниками. Сколько бы пороков эта цивилизация в себе ни несла.

Большое в малом. Подобно тому как отдельная клетка моего организма имеет свою волю к власти и зависит от меня (как и я завишу от неё), так и я являюсь «клеткой», структурной единицей для, например, государственного организма.

Непознанность перед маркетологами. В современном обществе – как называет его Бодрийяр, обществе потребления, искусство находит своё средоточие в маркетинге. Более подробно можно об этом узнать, например, изучив 12 выделенных К. Юнгом архетипов в применении к рекламе.
Когда человек имеет установку на бытие, а не на обладание, ему приходится учиться жить с недоверием ко всему яркому, красочному и привлекательному, что требует трудоёмкую настройку мировосприятия. В конце концов, ему приходится сталкиваться с риском стать цинично холодным, толстокожим и отчуждённым.

Я и мир. Разделение на «внутри» и «вовне» субъекта – довольно условно. Если подумать, эти двое – едины.

11:59 как причина 12:00. Всё движется, всё меняется. Достоверной мерой количества изменения является время, но нельзя забывать, что время – это условность. Меняется положение стрелок в часах, меняется распределение освещения предмета.

Отбрасывание лестницы. Невозможно мне о чём-либо спорить. Во-первых, в чём смысл спора, если последняя истина недостижима и только и толков, что о вкусах и привкусах. Во-вторых, уже в качестве инстинкта для меня победа в споре - выход за пределы предполагаемой диалектики, как бы критика оппонента за то, что он этот спор в принципе ведёт.

История становления мировоззрения. Как говорил Хайдеггер, у каждого философа есть лишь одна центральная мысль. Если у меня и есть своя единственная центральная мысль, её сейчас трудно выделить. Но интересно поразмыслить об истории и смене главенствующих мыслей. Сейчас приведу первую пришедшую в мою голову последовательность.
1) Наивный сциентизм (13–14 лет).
2) Гедонизм (14–21 лет).
3) Эгоизм (14 лет - н.в. Развивался из самых грубых форм в более утонченные и адекватные).
4) "Просветлизм" как своего рода радикальный гедонизм (15–20 лет).
5) Детерминизм (16–20 лет). По настоящее время придерживаюсь условного, вспомогательного, детерминизма
6) Анти-тщеславие (16–17 лет).
7) Честность (17–19 лет).
8) Ницшеанство (19 лет – н.в.)
9) "Универсализм", как я бы обозначил текущее состояние. Гармоничность личности и всесторонность познания (20 лет - н.в.)
10) Зарождающийся сейчас своего рода мой собственный неоплатонизм. "Нет ничего нового под солнцем". Доступные людям откровения (и далеко не только) могут быть такими и только такими, потому в некотором смысле слова существовали ещё до того, как появились те, кому эти откровения стали доступны, т. е. люди.

После большой победы. "Познай свою силу". Мотивация к деятельности, обусловленная проверкой своих сил. Занятие математикой - одно из наиболее трудных, а потому привлекательных занятий для любителей "полос препятствий". Когда прохождение полосы препятствий становится либо лишь вопросом времени, либо вовсе невозможным, к ней теряется интерес. Когда самое трудное уже позади, возникает чувство опустошения.

Осторожнее с удовольствием. Гедонистическая (даже в утонченной её вариации) позиция - то, что подлежит в какой-то момент отбрасыванию. Как за одним положением вещей следует вознаграждение, а за другим - наказание, так и, напротив, вознаграждение и наказания влекут за собой соответственные ходы вещей. Отдел удовольствия в головном мозге пронизывает широкий объём смежных ему отделов, и если чрезмерно дёргать мозговой клубок за ниточку удовольствия, то сдвиги будут происходить и в других отделах, что чревато нежелательными деформациями. Человек создан не для счастья.

Ещё после большой победы. Привычка залезать на горы познания после покорённого Эвереста.

Расплата за удовольствие. Святым считается самое тяжёлое. Кто ищет удовольствия, тот также должен искать и тяжести.

Лингвистическое богатство. Часто люди могут думать, будто они обладают духовным или интеллектуальным богатством, или даже мудростью, когда по сути они обладают ни чем иным как памятью об особых комбинациях слов и выражений, которыми они пользуются как своеобразными картами. И если сначала "карта" является плоской и неживой, то со временем она приобретает объем, вкус, краски и звучание. Но если попробовать передать этот организм другим, то приходится мириться с тем, что никакого инструмента для этого, кроме простого карандаша, нет.

Самый непознанный. Некоторых натур отличает чувство "познанности" окружающими его людьми. Их свободолюбие не позволяет им быть познанными, ибо это означало бы предсказуемость и риск стать объектом контроля. За такую мантию-невидимку приходится платить одиночеством

Навстречу смерти. Многие дети радуются, когда заболевают, скажем, ОРВИ и из-за этого не идут в школу. Во взрослом возрасте происходят схожие ситуации: когда происходит некая проблемная ситуация, при которой становится невозможной выполнение (в особенности тяжёлой) обязанности, эта ситуация видится в положительном свете. В предельном случае можно представить себе человека, который хотел бы, чтобы его настигла какая-нибудь смертельная болезнь, которая освободила бы его от долженствования жить.

Смерть и возвращение к буддизму. Жизнь полна пламени страдания. Покончить с собой не получится. Как говорил Эпикур, "там, где есть я, нет смерти, а где она - нет меня". Ницше учил о вечном возвращении (единственное, что мы можем уразуметь о загробной жизни - сравнимо лишь с данной жизнью). Бродский: "Смерть - это то, что случается с другими". Витгенштейн: "Если под вечностью понимать не бесконечную протяженность времени, а безвременность, тогда вечно будут жить те, кто живет в настоящем." Будда: перерождение, запрет самоубийства и стремление к угасанию.
Смерть не может означать погружение в нирвану. Скорее, Будда учил нирване как прижизненному состоянию (понимая "жизнь" в биологическом смысле). Учение о перерождении - миф, условность, воздействующая на непосвящённые умы, которая, однако, имеет под собой определённые основания.
P. S. Медитативные состояния не могут способствовать достижению прижизненной смерти. Многие люди хотят найти покоя после смерти, но это понятие покоя означает не что иное как отдых после тяжёлого трудового дня, что присуще жизни.

Корни. Для того чтобы стать добрым (имеющий уши да услышит), необходимо первоначально над добром возвыситься, став по ту сторону понятий о добре и зле. Такая позиция расширяет пределы видимости, позволяя распознавать тщеславие, ханжество и эгоизм, скрытые под маской добродетели. В свою очередь, и для преодоления грубого эгоизма, перво-наперво следует признать основополагающий эгоизм, присущий каждому живому существу, и отточить его до тех утончённых форм, которые можно было бы назвать добром - своим собственным добром.

Аскет в миру. Если встретите аскета, не удивляйтесь его отрешённости. Восторги радости, бури и невзгоды, взлёты и падения, новости и открытия - всё это имеет к нему лишь посредственное отношение. Если решите завести с ним беседу, не удивляйтесь, когда его реакция вообще на что-либо будет выражаться лишь одним словом: "Майя!" (иллюзия, покрывало).

Моментные. "Цени, что имеешь. Лишь потеряв, ты поймёшь, насколько тебе было это ценно". В особенности такую позицию занимают старики, которым не хватает здоровья их молодости. Но как может молодой здоровый человек радоваться лишь из того факта, что у него не скрипят суставы и не болит спина? Он бы застыл в своей радости. Как можно ценить людей, которые своим постоянным присутствием затирают тебя до дыр?..
Смежная точка зрения: "Будь в моменте". Следуя этому совету, идеально было бы стать блаженной коровой, медленно и задумчиво пережевывающей траву.
Предпочитаю придерживаться поговорки: "Движение - жизнь".

В стороне. Глубина видения явлений этого мира определяется различными ракурсами, с которых на явление можно смотреть. Причём ракурсы могут быть как противоположностью друг друга (белое, чёрное; добро, зло; влечение, отторжение), так и нейтрально-равнозначные (например, рассмотрение света как волн и как корпускул).
У "человека с улицы" жизненная позиция детерминируется средой проживания с определённым культурным кодом. Мыслителю же свойственно стоять "по ту сторону" каких бы то ни было точек зрения, что дарует свободу мысли, но, так же как и непознанность, ведёт к одиночеству.


Рецензии