Правда жизни. Часть 4

ПРАВДА ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 4

Дорогой читатель, я продолжаю моё автобиографическое сочинение "СУДЬБА МОЛОДОГО УЧЁНОГО В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ", написанное до конца 25 марта 2008 года. Для того, чтобы добраться до его конца мне потребуется ещё некоторое время.

ГЛАВА ШЕСТАЯ, в которой старший лаборант размышляет о том, что ожидает его после получения диплома кандидата наук, если он останется на своей кафедре

Наш лаборант пока ещё не защитил диссертацию, но уже с отвращением смотрит в своё университетское будущее. Что его ждёт? Попытаемся представить будущее новоиспечённого кандидата наук на кафедре

Что он имеет в зачёте на данный момент?

Большое число публикаций? Да.
Зависть со стороны сотрудников? Да.
Известность среди научных кругов? Да.
Популярность на факультете? Да, может быть.
Возраст, не позволяющий считать его молодым учёным? Да.
Заработную плату, сравнимую с пособием по безработице? Да.
Отсутствие надежд на карьерный рост в стенах университета? Да.
Низкую категорию, не позволяющую ему работать со студентами? Да.
Опыт работы со студентами и опыт работы в неспокойном коллективе? Да.
Отсутствие подтверждения о вынесенной им преподавательской нагрузки? Да.
Уничижительное отношение к себе со стороны ещё более зрелых по возрасту сотрудников? Да.

Как же много этих «Да», почти столько же, сколько у заведующего кафедрой «Нет».

Отсутствие надежд на карьерный рост в стенах университета. Откуда это взялось? Во-первых, об этом лаборанта неоднократно предупреждали более опытные сотрудники, достаточно хорошо познавшие опыт руководства кафедрой со стороны заведующего. Во-вторых, анализ различных ситуаций, в которых оказывался лаборант. В-третьих, событие о котором ещё мы не упомянули - знаковое событие для всех сотрудников кафедры, после которого молодая часть кафедры потеряла веру в благополучный исход времяпрепровождения в стенах университета.

Это случилось осенью 2007 года.

Как мы уже узнали весной этого года наш лаборант отдал диссертацию на рассмотрение заведующему. Одновременно с этим один из сотрудников кафедры преклонных лет, занимающий должность доцента объявил заведующему с глаза на глаз о своём желании перейти на половину ставки. Взамен себя тот  предлагал сотрудника Аграрного университета. Надо сказать, что в последнем был очень заинтересован заведующий одной из кафедр аграрного университета, который добился для него должности доцента. 

В конце августа на заседании кафедры наш заведующий сообщил сотрудникам о пополнении коллектива. «Как удачно, что аграрный университет  подготовил для кафедры высококвалифицированного специалиста, ведь наша кафедра сама с такой задачей справиться не может, а кадры стареют» - подумал заведующий. «Такой сотрудник, очень выгоден, поскольку будет мне обязан своим местом,  и значит, будет выполнять всё, о чем я его попрошу»  - и об этом подумал заведующий. «Непокорные сотрудники мне совершенно ни к чему. Лаборанта-выскочку оставлю для чёрных работ, в качестве прислуги. Надо же об кого-то ноги вытирать, да и поглумиться иногда надо бы...» - продолжал свою думу заведующий.

Новый доцент, совершенно не ориентирующийся ни в чём, что касается учебного процесса, начинает активно выспрашивать и выуживать все необходимые знания для организации нормального учебного процесса. При этом он считает себя практикантом и не гнушается обращаться ко всем без исключения сотрудникам (учёным лаборантам, ассистенту, преподавателю без степени), пополняя свой небогатый опыт и вызывая недоумение со стороны сотрудников. Такое поведение убеждает сотрудников в некомпетентности нового доцента.

Теперь представим, в каком положении оказывается наш лаборант, диссертацию которого специально задержали, чтобы освобождающееся место ему не досталось. А ведь на кафедре есть ещё лаборант, закончивший несколько лет назад аспирантуру и пытающийся в одиночку довести диссертацию до логического  конца.

Этот поступок заведующего в совокупности со всем остальным ясно доказывает то, что в карьерном росте своих сотрудников он не заинтересован, а в его лице и кафедра, и факультет, и университет.

Теперь представим себе разочарование заведующего кафедрой аграрного университета. Какое коварство со стороны сотрудника, для которого сделали невозможное, трудным путём добились высокой должности для того чтобы ускорить его карьерный рост, в котором кафедра была заинтересована (бывают и такие заведующие кафедрами).

Практика привлечения чужеродных для кафедры университета «высококвалифицированных специалистов» имеет место быть. На сегодняшний день кафедра имеет уже двух чужаков. Если бы это были выдающиеся учёные, которые бы способствовали развитию процесса образования и научно-исследовательской работы на кафедре, то это было бы на благо каждому, кроме заведующего, конечно. Ведь тот на их фоне в лучшем случае превратился бы в рядового преподавателя.

Таким образом, наш лаборант принимает решение о поиске нового места для реализации своих способностей. К сожалению или счастью пока такого места нет. Но в голову лаборанта пришла фантастическая идея о создании для него самого и для сотни невостребованных биологов научно-производственного объединения «Экология и дизайн». Идея родилась после посещения инновационного технопарка «Идея». Лаборант готовит проект, о котором подробнее поговорим в заключительной главе нашего сочинения.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ, в которой старший лаборант описывает реалистическую картину будущего кафедры, факультета и университета

История кафедры в период развала СССР и собирания новой Российской государственности в деталях стоит перед нашими глазами. Анализируя её, можно себе представить каким будет кафедра, факультет и университет через 10 лет, если все останется без изменений.

Негативное отношение к жизни со стороны действующего заведующего кафедрой, навязываемое в течение 10 лет его правления сотрудникам кафедр, приведёт в конце концов к потере интереса к научной работе и развитию учебного процесса. Учебный процесс окончательно превратится в пересказ учебных пособий преподавателями студентам и надиктовку лекций (последние имеет место в настоящее время, но пока ещё остались единицы, обучающие студентов другими методами).

Набор самых способных студентов в аспирантуру при кафедре прекратится из-за неэффективности этого предприятия (из многочисленных аспирантов за последние 10 лет только 2 защитили диссертации).

Научные темы прекратят развиваться из-за недоступности современного оборудования и неспособности сотрудников. Последние учёные-лаборанты покинут университет, поставив крест на своей специальности.

Кафедру заполонят бездарные, но шустрые подхалимы, среди которых будет царить наш заведующий. Кстати, к этому времени вполне возможно, что заведующий защитит каким-нибудь своеобразным путём докторскую диссертацию и приобретёт вместе с докторской степенью неограниченную власть.

Казанская геоботаническая школа бесславно закончит свою 200 летнюю историю вместе с уходом последнего из ветеранов и последнего из их учеников, не пожелавшим пожизненно пребывать в роли лаборанта.

А ведь такая кафедра неединичная. Факультеты наполнены подобными структурами, закрытыми для развития.

Это ли нужно для будущего - помпезная внешне и жалкая изнутри организация, лишённая преемственности поколений? Может быть и это. Ведь так спокойнее, а внутренние недостатки можно скрыть дорогой обёрткой и никто ничего не заметит.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ, в которой старший лаборант видит в своём воображении альтернативную картину будущего кафедры, факультета и университета

Отбросим все, что мы знаем о настоящем университета и пофантазируем о том, каким может стать университет, факультет, кафедра.

Представим, каким путём может развиваться кафедра, в том случае если будут приняты революционные меры. Начнём снизу. Во главе кафедры стоит молодой организатор, коммуникабельный, чуткий, интеллигентный с широким спектром интересов. Он окружён сотрудниками разного возраста, занимающимися научно-исследовательской работой по ряду тем. Студенты, начиная с первого курса, привлекаются в научные группы и учатся всему необходимому, активно занимаясь исследовательской работой.

СПРАВКА. Такой подход к подбору руководителей не только кафедр, но и научно-исследовательских институтов сейчас апробирован в Монгольской Республике и дал потрясающие результаты. В качестве примера приведём директора Института ботаники Монголии - это аспирантка нашей кафедры, защитившая диссертацию до окончания срока аспирантуры в 2002 году (в корректуре её диссертации активное участие принимал наш лаборант).

За 5 лет обучения из студентов формируются молодые специалисты, в полной мере владеющие той или иной темой и имеющие навыки проведения исследований. Самые способные из них поступают в аспирантуру и через 3-4 года заканчивают её с защитой диссертационных работ. Защитившиеся специалисты остаются  работать на кафедре. Научно-исследовательские группы пополняются молодыми учёными. Постепенно кафедра прирастает научными лабораториями с высококвалифицированными уникальными специалистами.

Число лабораторий увеличивается. И так на каждой кафедре факультета. Факультет приобретает статус института. Структурной единицей университета становится институт (я точно не знаю, но мне кажется, что подобный опыт уже имел место в истории высшего образования).

Институты университета находятся между собой в тесном контакте. Это обеспечивает возможность реализации сложных программ, проектов, разработки теорий и проверки теорий экспериментальным путём на самых разнообразных объектах.

К подбору кадров руководители институтов относятся очень ответственно. Не надо забывать, что теоретики очень часто не находят признания среди научных кругов и остаются за чертой учёных степеней. Но, между тем, они - ценнейших источник интеллекта, сохранить который необходимо для будущих поколений. Новые методы мышления, характерные для теоретиков, уже в настоящее время способны дать колоссальные результаты и существенно сэкономить время и деньги. А это необходимо для эффективного развития общества в гармони с природой.

Сотрудники университета получают возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал и приобретать материальные блага.

Университет превращается в мощную самоорганизованную структуру. Его специалисты высоко котируются.

Город, республика, государство благодаря активной позиции университета быстрее и эффективнее развиваются. Качество жизни улучшается, природные ресурсы рационально используются.

Революционные методы позволят фантастику сделать былью. На возрождение университета вполне достаточно 10 лет.

                Светлана Федорова, Казань, 25 марта 2008 г.


Рецензии