Правда жизни. Часть 5

ПРАВДА ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 5

Дорогой читатель, я заканчиваю моё автобиографическое сочинение "СУДЬБА МОЛОДОГО УЧЁНОГО В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ", написанное до конца 25 марта 2008 года.

"ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, в которой старший лаборант  предлагает пути развития  кафедры, факультета и университета

Эта непростая глава потребует от нас предельной концентрации внимания и душевного равновесия. Я чувствую, что это сейчас во мне присутствует.

Начнём, пожалуй.

Университет представляет собой особенную единицу в государственной структуре в силу того, что его назначение - концентрировать интеллект на небольшом по площади пространстве. Это даёт право государству применять к действию в границах университета необычные для остальных структурных единиц приёмы, включая адаптацию общепринятых законов о труде. Конечно же, должно быть противопоказано аспирантам переходить в «лаборантуру». Ведь подготовке и проведению лабораторных работ должны будут обучать студентов. Таким образом, в аспирантуру будут попадать люди, прошедшие одновременно и курс обучения в качестве студентов и так называемую «лаборантуру». Самая низкая должность, на которую имеет право приниматься молодой учёный, не имеющий пока ещё учёной степени - это младший научный сотрудник или ассистент.

Для того чтобы появилась должность научного сотрудника на кафедре необходимо предоставить возможность университетам развивать сеть научно-исследовательских лабораторий, направленных на решение определённых актуальных задач. Во главе лабораторий и кафедр необходимо назначить, минуя процедуру голосования со стороны, запуганных подчинённых, активно занимающихся наукой молодых учёных увлечённых с высокими моральными устоями. Для этого необходимо организовать конкурс и рассмотреть кандидатуры на экспертном совете.

Учебный процесс переорганизовать. Сделать акцент на самообучении студентов. Преподавателям дать статус методистов-консультантов. Предоставить право методистам-консультантам, выбирать учебные курсы, необходимые для студента, работающего в той или иной научной группе. Полевую практику студентов и лабораторный практикум сделать частью исследовательской работы, направленной на решение конкретной задачи, а не на расширение кругозора студента. При таком раскладе кругозор  студентов и вместе с ними руководителей практик расширится сам по себе в процессе саморазвития личности.

Стратегия развития университета не должна быть основана на перегрузке учебных программ, излишними для формирования того или иного специалиста курсами, а на разработке уникальных, но в какой-то момент необходимых учебных курсов.

Эти процедуры будут способствовать формированию пластичной структуры, которая во всех изменяющихся обстоятельствах сможет без потерь адаптироваться. Адаптация же, приводит в действие процесс эволюции любой системы. Без адаптации система изживает себя и рано или поздно требуются революционные меры по переорганизации системы. Это - та ситуация, в которой университет находится сейчас: от живого  растущего организма остался только скелет, покрытый тонким слоем мышц.

Сегодня же необходимо начать предпринимать революционные меры по  приостановке процессов саморазложения, которым в сильной мере подвержен университет.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, в которой автор упоминает о своём инновационном предложении, надеется на изменение внутренней политики университета и на помощь в реализации авторской идеи

Было бы странным в настоящее беспокойное время сидеть за письменным столом, писать истории и размышлять о будущем. Не к лицу это сотруднику университета. Активная позиция, стремление к новому, предприимчивость, решение самых трудных проблем  - вот моё кредо. В настоящее время мной подана в инновационный технопарк «Идея» предложение по созданию в Республике Татарстан научно-практического объединения «Экология и дизайн», направленное на решение экологических, социальных и экономических проблем и на повышение культуры общества. Планируется в составе объединения создание научно-исследовательского института прикладной экологии для решения конкретных (сформулированных мной) актуальных задач. Помимо этого создание учебного центра, дизайнерского центра, информационного центра и сети предприятий по производству декоративных растений и почвогрунтов. Инновационное предложение содержит введение, в котором объясняется актуальность создания этой структуры, её цель и задачи, даётся обоснование эффективности структуры НПО в цепи наука-практика, приводится план создания НПО, определяются статьи дохода, рассматриваются перспективы проекта для РТ и РФ, приводятся сведения об авторе. Реализация этого проекта позволит повысить востребованность выпускников университета, предоставит им возможность работать по специальности, даже самой экзотической.

Мало вероятно, что само по себе это предложение дойдёт до реализации. Считаю, что университет должен пролонгировать проект и способствовать его воплощению в жизни.

Подобная деятельность университета, на мой взгляд, должна быть прописана в уставе организации.

P.S. С надеждой на реализацию проекта и на революционные изменения во внутренней политике университета - старший лаборант кафедры ботаники биолого-почвенного факультета КГУ Фёдорова Светлана Владиславовна.25.03.08"

Прошли годы. Уже нет Казанского государственного университета, биолого-почвенного факультета, кафедры ботаники. Все названия поменялись. университете - федеральный, вместо факультета - институт фундаментальной медицины и биологии, вместо кафедры ботаники - кафедра ботаники и физиологии растений. Я уже не старший лаборант на 1 ставку, а старший лаборант на 0,25 ставки, но до пенсии мне ещё далековато. Я сижу за рабочим столом и с помощью моих произведений сею доброе и вечное. Я по крупицам собираю факты из жизни тех выдающихся ботаников, которые основали и прославили Казанскую геоботаническую школу в ХIX и XX веках в Российской Империи и в СССР.

Истрия Казанской геоботанической научной школы закончена. Преемственность поколений прервана. Поря подвести итоги на этом поприще. Собрать максимальное количество фактов, структурировать их, проанализировать результаты, оформить рукописи и сигнальные экземпляры книг. Я иду по пути просвещения и у меня здесь много задач, которые ещё предстоит решить. У меня так много "богатства" накопилось за жизнь, полную испытаний, самоотверженных трудов, переживаний, сомнений... Было бы безответственным отречься от всего этого. Передать это будущим людям в самой привлекательной и научной и художественной литературной форме - моя миссия.

                Светлана Федорова, Казань, 12 марта 2024 г.


Рецензии