Первыми зацветают подснежники
ПЕРВЫМИ ЗАЦВЕТАЮТ ПОДСНЕЖНИКИ
1.
ЦВЕТЫ НА СНЕГУ
- Э-гэ-эй! Люди, просыпайтесь!
Вслед за звонким криком раздался хлёсткий хлопок пастушьего кнута. Это Илька, подпасок сельского чабана Игнатия, гонит овец на пастбище. Под весёлые покрикивания пастушка хозяйки, провожающие скотину из дворов, сонно переговариваются:
- Ишь, какой голосистый у нас овечий подпасок! С таким не очень-то проспишь!
От Илькиных криков оживилась и Марфа Филипповна. Подняв голову от подушки, она одобрительно подумала: « Ладный паренёк растёт у соседки, истинный кормилец будет!»
В окна падал розовый цвет – до утра ещё далековато, а Марфе Филипповне не спалось. Ломило суставы, горели натруженные руки, в голове стоял надоедливый непрерывный звон. «Боже праведный, – тоскливо вздохнула женщина, – да что это со мной?»
Во дворе, хлопнув крыльями, прокукарекал петух и тут же испуганно смолк, словно подавился собственным криком. Восток слегка забелел; краешек неба, задетый серенькой маленькой тучкой, стал окрашиваться в лимонно-сиреневые тона.
« Господи! И чего мне не спится в такую рань?!» – поглаживая ноющие запястья рук, подумала Марфа Филипповна, вставая со скрипучей деревянной кровати.
Она не спеша включила приёмник, купленный ещё в первые послевоенные годы, из его тёмного круга сразу же вырвалось: »Лето, ах, лето!»
Марфа Филипповна осуждающе покачала головой – надо же – спозаранку глотку дерут!..
Кряхтя, она слегка потёрла больные ноги, потопталась на месте, приводя их в чувство, затем прошла к порогу и распахнула дверь в сенцы.
В лицо пахнуло предрассветной свежестью, но она не принесла Марфе Филипповне успокоения: на душе висело какое-то беспокойство, словно что-то должно случиться…
Среди сельчанок Марфа Филипповна мало чем отличалась: так же, как и все остальные бабы, носила цветастый платок, скрывая под ним раннюю седину. Вот разве только худоба была непривычна для её почтенного возраста. А ещё тихоней слыла Марфа Филипповна – не горлопанила, как иные её сверстницы. И о себе она мало говорила – жила затворницей, напоказ себя не выставляла. Вот за эту немногословность и уважали Марфу Филипповну на селе: при случае советоваться к ней бегали; как скажет она, так и поступали –
дурного Марфа Филипповна не посоветует.
В молодости она слыла красавицей –
недаром Серёга Соколов, лучший из механизаторов, посватался именно к ней, хотя за ним бегали многие девчата, в надежде очаровать едва ли не первого красавца на селе.
Марфа Филипповна вспомнила это и улыбнулась своим тёплым воспоминаниям, её глаза повлажнели, она радостно приосанилась.
Утро, а за ним и день наступили как-то живо и сразу. Увидев хозяйку, с завалинки спрыгнул рыжий кот Филимон и, выгнув спину, принялся тереться о ноги Марфы Филипповны.
- Ах ты, славный мой! – ласково сказала она, погладив кота.
То уткнулся мордочкой в её мягкий тапок и, жмурясь, громко замурлыкал, как бы извиняясь за ночные свои похождения.
Марфа Филипповна прошла на кухню и принялась готовить завтрак для себя и для кота-сладкоежки...
Во второй половине дня, когда дома и деревья стали отбрасывать удлинённые тени, к Марфе Филипповне нагрянули нежданные гости – двое мужчин в военной форме. Тот, что постарше, представился капитаном Свиридовым и объявил, что они из военкомата и привезли Марфе Филипповне письмо.
С этими словами капитан подал Марфе Филипповне плотный пакет с множеством штемпелей и марок.
Марфа Филипповна охнула, руки её задрожали и она медленно осела на табурет.
- Что вы, что вы, Марфа Филипповна? – участливо бросился к ней второй мужчина, что был помоложе, – да вы не тревожьтесь, это же обычное письмо. Давайте вместе разберёмся, что вам пишут издалёка.
И он принялся вскрывать конверт. Достав письмо, подал его Марфе Филипповне.
Она растерянно поднесла его к глазам и стала вникать в крупно напечатанный текст. В нём сообщалось, что её, Марфу Филипповну, приглашают в Венгерскую народную республику в город, где погиб её сын, на открытие монумента Славы
- Батюшки мои! – всплеснув руками, произнесла Марфа Филипповна, – вот оно, предчувствие моё предрассветное!
И сразу обмякла, склонив седую голову к столу.
Гости быстро откланялись, чтобы не мешать её переживаниям.
Сборы в дорогу были недолгими.
В провожатые Марфа Филипповна взяла Лидочку, однополчанку сына. Вместе они воевали, вместе мечтали об устройстве мирной жизни, да вот не случилось. Остался сыночек Костя лежать на чужбине, а Лидочка, покалеченная войной, вернулась домой в конце сорок пятого хотя и с правительственной наградой, но без милого друга.
…И вот они, две русские женщины, стоят, склонив головы, перед обелиском героям великих битв войны. На стеле среди других фамилий россиянки прочитали своё, родное:
K.S. SOKOLOV
Марфа Филипповна в волнении опустилась на колени и дрожащей рукой положила на постамент букет белоснежных ромашек, тех самых, которые любил её сыночек Костик. А рядом лежали ещё цветы, охапки цветов. Даже глаза разбегались от их яркой пестроты. И все они незнакомы, неведомы для Марфы Филипповны. Даже аромат нездешних цветов был другим, не таким, которым пахнут сады и луга её родной Степановки…
Лидочка, которая давно уже не Лидочка, а Лидия Анатольевна, скорбно положила букет алых гвоздик и глубоко задумалась. Ей вспомнились другие цветы – они были в крови её смертельно раненного друга и боевого товарища, в крови умирающего Костика. Кровь, казалось, прожигала её руки, подтаивающий снег, попадала на едва проклюнувшие головки зацветающих галантусов, а попросту – подснежников.
Они всегда зацветают первыми.
А вокруг творился настоящий ад – шёл яростный бой.
***
Зимой в ходе наступления наших войск, взвод, в котором сражался рядовой Костя Соколов, попал в изрядную переделку – прежде чем пойти в наступление, их подразделению пришлось отбить несколько жестоких атак противника.
- Вперёд ! Вперёд, ребята! – покрикивал молоденький лейтенант, вскидывая автомат.
Костя бежал первым в цепи. Земля дыбилась и гудела от разрывов, смешивающих снег с грязью. Зима в тот год не поскупилась на снегопады. Даже река Тисса лежала под белым покрывалом.
Медицинская сестра Лидия ( её ласково называли во взводе Лидочкой), беспрерывно перевязывая раненых, не теряла из виду и Костину фигуру: его широкую спину и сбитую на затылок шапку. Бросив в очередной раз взгляд вперёд, она похолодела, не увидев бегущего Кости. Поправив на спине санитарную сумку, она бросилась к серой фигуре, лежащей на снегу.
Подбежав, Лидочка увидела его, истекающего кровью.
- Потерпи, потерпи, миленький! –
шептала Лидочка, склоняясь над умирающим Костей...
И сейчас все детали того боя и гибели Кости в одно мгновение вспыхнули в памяти Лидии Анатольевны, застывшей перед обелиском. В голове её шумело, сердце пронзала боль, как и в те горькие минуты, когда Костю предавали земле. Она прислонилась к Марфе Филипповне, и они обнялись.
В отеле, куда их проводили после официальной церемонии, обе дали волю горьким слезам.
- Костик, сыночек мой, вот где я тебя нашла, – горько рыдала Марфа Филипповна, – теперь можно и помирать, жаль только, что не рядом с тобой упокоюсь…
Лидия Анатольевна как могла, успокаивала Марфу Филипповну. Но разве можно успокоить сердце матери, потерявшей сына?..
Опять потекли разговоры и воспоминания о милом Костике.
Марфа Филипповна вытерла слёзы, глубоко вздохнула и задумалась. О сыне Косте она думала всегда; вот и сейчас ей привиделся случай из его детства.
Будучи дошкольником, однажды Костик с истошным воплем вбежал в дом.
- Мама, мамочка! – кричал он.
Марфа Филипповна, готовившая болтушку для поросят, бросилась навстречу:
- Что? Что случилось, Костенька?
Мальчик прижался к матери и взахлёб рассказал о том, как за ним от самой речки скакала зелёная лягушка.
Марфа Филипповна поцеловала сына, улыбнулась и произнесла:
- Сыночек, наверное, ты сильно разозлил её, вот она и бросилась.
- Нет, что ты, мама? Я только хотел погладить её веточкой по зелёной спинке, а она прыгнула.
- Глупышка ты наш, да разве она может тебя укусить?
Костик подумал и рассмеялся. Глядя на сына, рассмеялась и Марфа Филипповна. Костик тогда прижался к ней и виновато попросил:
- Мам, ты не говори папке, что я от лягушки убегал.
- Не скажу, не скажу, родной! – успокоила она Костика…
И теперь, вспоминая тот забавный случай, Марфа Филипповна с горечью подумала:» Ох, сыночек дорогой! Лягушки испугался, как же на врага ты шёл, не дрогнув?!»
А Лидия Анатольевна всё думала о том же бое – прошлое не отпускало её.
Вспоминался умирающий Костик, его приглушённые стоны, его голова у неё коленях и кровь, бегущая из раны на чужой истоптанный снег с первыми весенними галантусами. И всюду виделась она, молодая русская кровь – на цветах и на снегу. Она, словно красная роса, алела на лепестках подснежников. Разве такое забудешь?
…Лидия Анатольевна накапала корвалола и дала выпить изнемогшей от слёз Марфе Филипповне.
Уснуть они в эту ночь не могли – тяжкие думы не давали сна. И рвался изнутри Марфы Филипповны надрывный голос:
« Ой вы, ветры, ветры чужестранные! Обласкайте сыночка милого, чтоб спалось ему легко на чужой да на сторонушке!
…А дальше были проводы; через два дня их встречала родная Степановка. Стояла глубокая полночь, она словно огромная птица, раскрыла над селом свои звёздные крыла.
Но и рассвет уже загорался на востоке.
***
Вот и лето незаметно пролетело. Опять завыли, закрутили осенние ветры, опять с деревьев полетела листва.
… Марфа Филипповна потихоньку поправилась, понемногу стала гулять по улице. А потом пришёл такой час, что хватило сил пойти в школу на пионерское чаепитие.
С ней по-прежнему была дружна Лидия Синицына, она жила неподалёку и часто навещала мать Кости.
Лидия Анатольевна тоже сильно сдала за эти годы, да и фронтовые раны сказывались. Добро, что муж был рядом. Алексей оказался человеком с понятием и близко к сердцу принимал заботы и переживания жены. Помнил он и Костика задорным и весёлым парнем, когда-то отбившим у него дивчину, но Алексей спокойно относился к девичьим увлечениям жены. Чего ревновать к прошлому, которого давно нет? Он и Марфе Филипповне всегда готов помочь. Вот этой весной был случай. Налетел на село ураганный ветер, свалил у старушки ветхую ограду палисадника. Алексей увидел, недолго думая, взял молоток, гвозди и в один момент её и починил.
Годы между тем брали своё. К середине лета Марфа Филипповна совсем слегла.
Как-то в очередной раз навестив старушку, Лидия Анатольевна нашла её совсем беспомощной.
- Как ты тут, тётя Марфа? – спросила она с порога.
- Да вот дышу помаленьку. Зажилась я на этом свете. Побывала на могиле Кости, теперь можно и на вечный покой.
- Не спеши хоронить себя – туда никогда не поздно…
Марфа Филипповна лишь слабо повела рукой.
Лидия Анатольевна прибралась у неё в избе, поговорила с ней о том о сём и отправилась домой. По дороге она дважды оглянулась на окна Марфы Филипповны и вздрогнула, будто в бок её что-то кольнуло. А утром узнала: нет больше мамы Костика – сердечный приступ накрыл.
Хоронили Марфу Филипповну всем селом. Много скорби и слёз было. И Лидия Анатольевна много плакала. Ведь со своей девичьей любовью, с последним островком молодости прощалась.
2.
РАДОСТЬ ВДОХНОВЕНИЯ
Всю ночь непрестанно лил дождь, звонко стуча по крыше. Ветер порывами рвал его и волнами относил в сторону веранды. Ненастье приводило Настю в состояние уныния.
Мысль, что ей не удаётся написать портрет бабушки, не давала Насте покоя. « Что же это такое?» – думала она. Ведь ей хорошо помнится каждый штрих, каждая чёрточка бабушкиного лица. И жизнь её во всех деталях помнит.
Помнит и тот зимний холодный день, когда Ольге Васильевне стало плохо. Какое-то тревожное чувство накатило на бабушку. И Настя понимала её такое состояние – так бывало всякий раз, когда она смотрела по телеку что-то батальное.
Когда случалось подобное, Насте самой становилось тревожно. А на этот раз Ольге Васильевне стало совсем невмоготу. Губы её посинели, руки задрожали и покрылись бледностью.
- Тебе нездоровится, бабушка? – испуганно спросила внучка, бросаясь к кровати Ольги Васильевны.
– Ой, бабуля, да ты вся горишь! – всполошилась она, кидаясь к телефону.
Скорая приехала быстро, но было уже поздно…
На сельском кладбище в нестройном ряду крестов появился ещё один холмик. Мала была Настя, а память, на удивление, оказалась цепкой. Она и сохранила даже самую крупицу тех дней. Когда вспоминает Анастасия своё детство, что-то сладостное пробегает по её сердцу. Именно память детства помогла ей найти решение в написании бабушкиного портрета. Вспомнилась такая пронзительная деталь: букетик подснежников на свежей бабушкиной могиле. Откуда цветы зимой, в мороз? Кто положил? До взрослых лет оставалось это для Анастасии загадкой. И, работая над портретом, она думала о ней, об этой загадке. Всего-то шесть крохотных бутончиков, голубых пролесков под стать небу, а такое волнение! Она помнила как, держась за рукав шубы плачущей матери, донимала её расспросами:
- Мама, эти подснежники с юга привезли?!
Она тогда ещё не знала, что эти цветы не на юге растут.
Это сейчас Настя знает, что ничего тайного в том не было; кто-то из сослуживцев привёз цветы уснувшей навек своей бывшей однополчанке.
Уже много лет спустя, будучи замужем, Настя узнала тайну появления этих цветов на могильном холмике. Подсказал муж Нариман, он тогда с мальчишками катался на санках с горки невдалеке от кладбища. Ребята своими глазами видели, как какой-то чужой дядька в сопровождении их учительницы Алины Сергеевны положил эти цветы на могилу её бабушки. Солидный из себя, седой, не по-нашему одет, видно, издалека приехал. В школе потом говорили, будто из Чехословакии он…
С замужеством, работа Насти над портретом бабушки затянулась. Муж задумал строить дом, и она погрузилась в хозяйственные хлопоты. Нелегко далась ей эта стройка. А с рождением ребёнка пошли новые заботы. Да и учёба в художественной школе отнимала немало времени – всё это надолго выбило Настю из творческого настроя. Начались нелады с мужем, а там, где нелады, до творчества ли? Ох и трудные для Насти настали времена! Вот и не спится ей под рокот разгулявшейся непогоды. Да и ребёнка долго пришлось укачивать.
Но наконец-то стихло за окном; угомонился дождь. На улице заметно прояснилось. Прояснилось и на душе Насти.
Она подошла к окну, взглянула на улицу: свежо-то как! И вдруг словно тёплая капля упала ей на сердце – пробудилась мечта закончить портрет бабушки. Появилась уверенность, что он получится. Непременно получится! И она поспешно спустилась в свою уютную мастерскую, где привычная обстановка картин, эскизов и набросков настраивала её на доброе расположение духа и на вдохновение. За это Настя и любила свою мастерскую - привычный запах красок как бы завораживал её и кружил голову.
Прибрав густые волосы цвета спелой пшеницы в пышный пучок, она решительно достала с полки незаконченный портрет. Установив его на мольберте, отступила на несколько шагов, внимательно всмотрелась в него и поняла, чего не хватает в картине – всё очень просто: она же писала бабушку Ольгу весной среди кустов сирени. Вышло несколько празднично и витиевато. А это никак не отражает её подлинной житейской сути. Ведь она была великой труженицей: в войну, будучи медицинской сестрой, спасла множество человеческих жизней, до последних дней ей шли письма от спасённых ею однополчан. И потом, в мирные дни, работая в сельском медпункте, дни и ночи не расставалась со своей санитарной сумкой. Она и должна стать самой главной приметой на бабушкином портрете – вот какой детали недоставало – сумки, перекинутой через плечо, а в руке букетик подснежников!
Когда Настя решила так, невольно почувствовала облегчение. Наконец-то она сумела найти то, чего искала долгие месяцы.
…Прошло уже много времени, когда сияющая Настя, довольная своей творческой работой, поднялась из мастерской к мужу.
- Нарим! Посмотри! Как тебе портрет моей бабушки? – радостно крикнула она. – Да посмотри же скорей!
Нариман, не спеша отложил в сторону сковородку с шипящим маслом и, вытирая на ходу руки, подошёл к жене.
С полотна на него как живая смотрела баба Ольга.
« Да, Настька постаралась, – разглядывая портрет, одобрил он работу жены, – даже скобочку седины как-то ловко под коленкор платочка уложила!»
Нариман обнял Настёну и нежно поцеловал её в щёку.
Она, продолжая любоваться портретом, восторженно воскликнула:
- Нарим! Я думаю, моя картина будет на выставке будет самой-самой!
И Настя, прильнув к мужу, радостно обняла его.
- Ну-ну, довольно, – сказал Нариман, освобождаясь от рук жены. – Идём на кухню обед готов!
И он потянул Анастасию за собой.
Из детской послышался плач маленькой Сони, и они кинулись к дочурке…
***
Время мало что меняло в жизни Насти. Подрастала дочка Сонечка, радуя родителей своим детским очарованием; картины охотно раскупались. Доченька уже начала произносить первые слова. Настя, целуя дочку, ласково прижимала её к груди и счастливо улыбалась.
Расходы семьи возрастали, и Нариман со стройки стал возвращаться поздно.
А Настя всё кружилась вокруг дочки. В ней вдруг пробудилась страстная материнская нежность, неведомая ей прежде. Иной раз накатывало такое состояние, что так бы и замиловала родную кроху. И столько этой нежности струилось в её глазах, столько радости излучали они, что Наримана это приводило в недоумение, а порой вызывало и ревностное чувство. Но ничего этого Настя не замечала. Каждое утро, покормив дочку, она сажала в коляску и совершала с ней прогулки по зелёному сельскому скверу.
…Весеннее утро ало разгоралось над селом. Одевались в свой неизменно зелёный наряд рябинки и вишни за окном дома Стоговых. Ветер
ласково набегал шаловливой волной на молодую листву, и деревца, казалось, кокетливо сами заигрывали с тёплым влюблённым ветром.
Вот и этот раз вышла Настя с дочкой погулять. Она катила коляску с розовощёкой девочкой и светло улыбалась ветру и солнышку.
На аллее встретили Динару, милую девушку, приехавшую недавно из города и работающую на почте. Они каждое утро с ней встречались, обмениваясь тёплыми приветствиями. Так было и на этот раз.
- Здравствуйте, тётя Настя! – приветливо помахала рукой Динара. – Далеко ли собрались в такую рань?
На смуглом лице девушки обозначились миловидные ямочки. Динара смахнула со лба копну волос и подошла к Насте.
- О! Какое чудо блаженствует здесь! –восхитилась девушка, заглядывая в коляску.
- За этим чудом глаз да глаз нужен! – польщённо посетовала Настя, – вот решили немного прогуляться. Погода-то какая стоит!
И Настя широко повела рукой – как Сонечке не уснуть на таком воздухе?!
Прежде чем проститься, женщины улыбнулись друг другу и разошлись.
Вернувшись с прогулки, Настя позвала мужа и тихо сказала, кивнув на коляску:
- Взгляни, Нарим, как улыбается во сне Сонечка!
Нариман неохотно подошёл к коляске и, мельком посмотрев на дочку, равнодушно пожал плечами: спит как спит, чего тут удивительного?
Настя неодобрительно покосилась на него и отошла, обиженная скупым вниманием к дочери.
Ох, не ведало, не чувствовало женское сердце в приливах своей нежности к дочурке, что уже полгода как её муженёк засматривается на молодое смазливое личико…
Весна же бушевала, и не только во дворах, но и в сердце Наримана. Не по этой ли причине он тихо-тихо, почти крадучись, вышел из дома и поспешно скрылся в узком переулке, разделявшим две соседние улицы.
Не оттого ли в доме Стоговых настало
что-то гнетущее?
***
Ох, уж эти страдания души!
Настя сидела возле кроватки дочки и тупо смотрела в одну точку.
Измена…
« Почему? Отчего эта подлая измена? –
растерянно думала она о муже. – Господи, как несправедливо устроен мир! И чего ему не хватало? Что теперь – простить, забыть всё?»
Настя тяжко вздохнула и хрустнула пальцами. Прощать она не могла, не хотела и не умела. Сама душа восставала против. А в груди ныло и ныло, словно неумолимо тоскливая струна гудела там. Это другие женщины умеют легко забывать супружеские измены, а Настя не такая – её сердце ранимо.
О, как завидовала она сейчас Людке Самойловой – воспитательнице детсада! От неё муж ушёл в другую семью, а ей бы хоть бы хны, не охнув, завела себе другого мужика. Даже походку изменила, какой-то высокомерной стала, ходит, горделиво поглядывая по сторонам – смотрите, мол, вот я какая – назло бывшему нашла себе красавчика!..
Нет! Настя не хотела искать замену мужу. Она вся в себя ушла.
… Всю нежность и любовь она перенесла на дочку.
Была боль, была, чертила, как заноза, но Настя в себе держала её. Уложит дочку в кроватку, уйдёт в поле, наревётся вдоволь, тем и утешит себя. От её плача испуганно вспархивала стайка малых птах, ютившихся на луговых кустиках татарника. Пыталась Настя справиться с собой, но ничего не получалось, и разносился над лугом плач молодой женщины.
… Отревелась.
Подняла к небу опухшее лицо, глубоко вздохнула и медленно поднялась на колени. В траве беззаботно прыгали кузнечики, один из них скакнул прямо к Насте, словно решил поддержать и утешить её своим стрекотанием. Жаркое июльское солнце палило, в небе плыли легкие перистые облачка.
Настя стряхнула с платья муравья, потёрла ладони, с которых полетела лёгкая пыльца и поднялась. Медленно, будто во сне, зашагала к селу. Плачь не плачь, но жить как-то надо. Сонечка вон подрастает. Анастасия понимала: боль душевная утихнет не скоро, но жить надо, ради дочки надо.
И мать её, Екатерина Андреевна, это понимала, поджидала дочь у калитки и, как могла, по-бабьи, утешала:
- И чего ты в панике ищешь утешения, девонька? И чего так убиваешься? Тебе дочь ещё растить!
Брала Настю под руку и уводила домой.
***
И началась для Насти новая жизнь.
Подолгу стоит она в своей художественной мастерской возле картин, которые писала в часы вдохновения. Теперь же у неё нет особого желания писать. Вроде бы она по-прежнему всё та же – стройная, миловидная с пышной светлой косой, а вот в душе её произошёл надлом. И прежние картины ей не доставляли радости. »Это всё не то», – думала она, задумчиво оглядывая свои работы. Не об этом когда-то мечтала её молодая восторженная душа. И на Анастасию находила апатия. « Не то, не то», –
сурово думала она, расхаживая из угла в угол, пока однажды к ней в мастерскую не постучал соседский русоволосый мальчик Толя с большими внимательными глазами и робко попросил, протягивая ей свой рисунок:
- Тётя Настя, посмотрите, пожалуйста, что у меня получилось!»
Настя взглянула на лист картона с изображением знакомой берёзки из соседского палисадника и ахнула: какая точность письма, какая игра светотеней! Вот чего недоставало большинству её работ. До чего же талантлив этот Толя! Как точно всё изобразил! Ему ещё бы мастерства. И у Насти созрело желание открыть детскую художественную студию при своей мастерской. Похвалив мальчика, она спросила:
- Толик, а есть ли ещё ребята, умеющие рисовать?
- Есть, тётя Настя, есть! В классе многие хотят писать картины, как и вы.
Ответ мальчика обрадовал Анастасию Петровну, и она решительно произнесла:
- Тогда, Толенька, давай мы вот так поступим – собирай ребят и в следующую среду приходите ко мне в мастерскую, будем вместе учиться рисовать.
С этого дня всё переменилось в жизни Насти. Её прежние печали и переживания отпали, словно старая листва с весеннего дерева. Она постаралась забыть Наримана, и что когда-то была предана самым близким ей человеком.
И только однажды её сердце дрогнуло, когда неожиданно повстречала бывшего мужа, идущего в обнимку с Динарой. Столько беззаботного веселья было в их голосах, что её даже передёрнуло. Она резко отвернулась и поспешила свернуть в ближний переулок.
А потом всё успокоилось и пошло своим чередом. Занятия в студии увлекли её. Она и не заметила, как Сонечка подросла. Но один случай всколыхнул её и едва не выбил из привычной колеи.
Как-то утром к ней в мастерскую заявился Нариман.
Какие перемены! Его было не узнать. Лицо опухло, взгляд мутный, сам едва на ногах стоит.
- Настя, я пришёл!
- Как пришёл, так и уходи, – спокойно ответила она.
- Я совсем пришёл!
- Не поздно ли? – сказала она.
- Ты прости меня!
- Бог простит! – сурово ответила Настя и выпроводила его за порог.
Постояла, прислушалась, а когда стихли его шаги, села и заплакала…
Той же весной была выставка работ Настиных юных студийцев. Толя Кручинин за картину «Плакучая берёза» получил первую премию.
Анастасия получила много поздравлений от родителей её воспитанников, от членов жюри, и была страшно рада этому. Возбуждённая и счастливая, она вышла на улицу, раскрыла ладони и радостно вздохнула: осуществилась мечта её!..
Услышав детские голоса, она оглянулась и увидела, как взявшись за руки, к ней бегут Толик и Сонечка. У дочери косички вразлёт, розовый берет сбился набок. Остановившись возле Анастасии, возбуждённые и восторженные, они воскликнули в один голос:
- А мы сейчас подснежники видели на проталинке!
Глядя на раскрасневшуюся дочку, Настя подумала: » Боже, как же мы похожи! Ах ты, счастье моё лучезарное!»
Толя поднял на неё глаза и дрогнувшим голосом попросил:
- Анастасия Петровна! А можно, я напишу портрет Сони?
- Конечно, можно! У тебя же призвание художника.
И она обняла ребят.
Свидетельство о публикации №224031201352