самый близкий Воронежский плацдарм 1942г

 в развернувшемся сражении за Воронеж противнику было просто не до восстановления рухнувшего в реку железнодорожного моста. Работы такой сложности требовали большого количества времени, сил и специального инженерного оборудования, чем немецкое командование в те дни просто не располагало. Мост находился практически в зоне боёв, обстрелы и целенаправленные налёты советской авиации делали бы восстановительные работы в сложившихся условиях трудноосуществимыми, если и вообще возможными. Даже в спокойной тыловой обстановке на такие сложные в техническом отношении работы часто уходили недели, а тут - близкая передовая, обстрелы и бомбёжки…
К тому же и надобности начинать трудоёмкие работы по подъёму железнодорожного моста из реки у противника не было, поскольку немецкое командование под Воронежом не собиралось продолжать наступление на восток и потому не должно было непременно восстанавливать железнодорожное сообщение через Дон. Для снабжения своих войск в близком Воронежском плацдарме вполне можно было обойтись и автотранспортом. Подтверждение этому находим в немецких документах. 10 июля барон фон Вейхс на вопрос о целесообразности удержания Воронежского плацдарма писал:
«Переправы через Дон (возведение 2 вспомогательных мостов и перестройка поврежденного железнодорожного моста в дорожный мост) будут оставаться в случае применения противником крупных сил авиации, весьма уязвимым точками обороны Воронежа.»
Эта фраза из докладной записки Вейхса, пожалуй, больше всего помогает нам приблизиться к истине в исследуемом нами вопросе. Вейхс однозначно говорит о том, что мост был повреждён, (что подтверждает факт подрыва его сапёрами 232 сд.), но при этом его вполне возможно переделать в дорожный. Поднимать для этого рухнувший в реку огромный пролёт железнодорожного моста было бессмысленно, так как для переправы на левый берег Дона гораздо легче было бы возвести через реку низкий наплавной мост.
Утверждение Вейхса, а также подлинные аэрофотоснимки Семилук за июль-август 1942г., где чётко видно, что фермы моста по прежнему возвышаются над Доном, означают, что по каким то причинам повреждения моста в результате подрыва в ночь на 5 июля не привели к обрушению ферм в воду.

Истину в вопросе об автодорожном мосте в Старых Семилуках установить тоже непросто. Как следует из документов 232 сд. «противник всё больше распространяясь на север на западном берегу реки Дон заходил во фланг 3 батальона 605 сп., находившегося в боевом охранении. К исходу дня пехота и танки противника вклинились в оборону 3 батальона 605 сп. Создалась угроза окружения батальона и угроза захвата переправ у Старые Семилуки через которые должен был переправляться 3 батальон 605 сп. Действительно, обстановка сложилась так, что немцы оказались ближе к переправе, чем 3 батальон…Чтобы не допустить проникновения немцев на восточный берег переправа была взорвана. Третьему батальону было приказано отойти на восточный берег в районе севернее совхоза Опорный пункт.»
Но уже на следующий день противник, как это следует из архивных документов, ввёл в бой на восточном берегу Дона в районе Подклётного до 100 танков. Каким образом они оказались здесь? Неужели фашисты смогли захватить плацдарм под Старыми Семилуками после взрыва моста и под огнём построить переправу через широкую и глубокую реку за одну ночь? Такой вариант развития событий кажется маловероятным. Откуда же тогда взялись на восточном берегу немецкие танки?
Обратимся к свидетельствам противника. В книге «Сталинград» находим любопытное описание одного боевого эпизода, имеющего непосредственное отношение к боям за переправы на Дону.
«Около 20:00 4 июля рота из моторизованной дивизии «Великая Германия» под командованием оберлейтенанта Блюмбенталь захватила автодорожный мост через Дон и образовала плацдарм на восточном берегу. Русские хотели быстро разрушить мост, но очевидно не сделали необходимых приготовлений, чтобы подорвать взрывчатку с помощью электрических взрывателей. Поэтому они зажгли обычные бикфордовы шнуры, ведущие к зарядам с тротилом под сваями моста. Огни горящих шнуров быстро подбирались к взрывчатке.» Далее следует описание, очевидно, взятое из наградного листа: «Унтерофицер Хемпель прыгнул в реку и по шею в воде подбирался к зарядам и отрывал горящие шнуры - последний всего лишь в 20 сантиметрах от заряда в 60 килограммов тротила».
Конечно книгу П. Карелла нельзя назвать историческим источником. Тем не менее, описание П. Карелла действительно подтверждается архивными документами. В журнале боевых действий дивизии «Великая Германия» за 4 июля написано:
« Второй батальон 1-го моторизованного полка дивизии атакует через Девицу высоту 166,2. Ему удаётся ещё этим вечером овладеть высотой, сломав ожесточённое сопротивление противника, и атаковать далее дорожный переезд через Дон и образовать маленький плацдарм восточнее Дона. Данное решение является исключительной заслугой командира 7 роты 1-го полка оберлейтенанта Блюмбенталь. Наличие плацдарма у моста приобретает особое значение для дальнейшего развития наступления восточнее Дона на следующий день.»

на основании документов можно определённо сказать, что, по крайней мере, насчёт последней детали рассказчик из Семилук всё-таки ошибся. В ходе исследований в национальном архиве США в Вашингтоне (NARA) мне удалось найти оперативную карту дивизии «Великая Германия» за 4-6 июля 1942г. Карта представляет собой несомненный исторический интерес, поскольку на ней показаны продвижение и действия частей дивизии в эти дни. На карте чётко обозначен захваченный 4 июля (то есть, немцы были на западном берегу Дона уже вечером 4 июля, а не утром следующего дня) 7-й ротой 1-го мотополка дивизии маленький плацдарм на восточном берегу Дона как раз в районе моста.
Казалось бы, наши и немецкие источники неразрешимо противоречат друг другу! Однако так может показаться только на первый взгляд, поскольку на самом деле противоречия тут, видимо, нет. Дело в том, что в районе захваченного немцами плацдарма через Дон было две переправы: мост на сваях и наплавной (понтонный) мост. Мы приходим к этому выводу на основании изучения схем и аэрофотоснимков. Причём возведённая рядом с основным мостом понтонная переправа была построена отнюдь не немцами и ещё задолго до начала боёв, о чём свидетельствует снимок местности от 23 ноября 1941г. Переправы через Дон в тех же самых местах видны и на более поздних снимках, в том числе и фото, сделанных уже в 1943г. Поэтому, исходя из того, что и наши и немецкие источники являются достоверными, я, со своей стороны, полагаю возможным предложить следующее объяснение событий 4 июля 1942г. на переправах через Дон под Семилуками.

на основании документов можно определённо сказать, что, по крайней мере, насчёт последней детали рассказчик из Семилук всё-таки ошибся. В ходе исследований в национальном архиве США в Вашингтоне (NARA) мне удалось найти оперативную карту дивизии «Великая Германия» за 4-6 июля 1942 года. Карта представляет собой несомненный исторический интерес, поскольку на ней показаны продвижение и действия частей дивизии в эти дни. На карте чётко обозначен захваченный 4 июля (то есть, немцы были на западном берегу Дона уже вечером 4 июля, а не утром следующего дня) 7-й ротой 1-го мотополка дивизии маленький плацдарм на восточном берегу Дона как раз в районе моста.
Казалось бы, наши и немецкие источники неразрешимо противоречат друг другу! Однако так может показаться только на первый взгляд, поскольку на самом деле противоречия тут, видимо, нет. Дело в том, что в районе захваченного немцами плацдарма через Дон было две переправы: мост на сваях и наплавной (понтонный) мост. Мы приходим к этому выводу на основании изучения схем и аэрофотоснимков. Причём возведённая рядом с основным мостом понтонная переправа была построена отнюдь не немцами и ещё задолго до начала боёв, о чём свидетельствует снимок местности от 23 ноября 1941г. Переправы через Дон в тех же самых местах видны и на более поздних снимках, в том числе и фото, сделанных уже в 1943г. Поэтому, исходя из того, что и наши и немецкие источники являются достоверными, я, со своей стороны, полагаю возможным предложить следующее объяснение событий 4 июля 1942г. на переправах через Дон под Семилуками.
Утром 4 июля моторизованная дивизия «Великая Германия» повела наступление силами двух мотопехотных полков на двух направлениях. Одной из важнейших задач дивизии было захватить переправы через реку Дон, чтобы воспрепятствовать выходу на его восточный берег наших отступающих войск. Около 5:30 северная (левая) ударная группа захватила переезд через речку Еманча у деревни Черткова и стала развивать стремительное наступление в северо-восточном направлении. Южная (правая) ударная группа продвигалась параллельно ей в том же направлении на удалении 4-6 километров. Как написано в журнале боевых действий дивизии «Великая Германия» «переправы приобретают особое значение для развития наступления. Дивизии приходится организовывать переправу всех моторизованных сил дивизии через два узких бревенчатых мостовых перехода (плотины). Заторы при этом не удается избежать. Сильные проливные дожди в первой половине дня делают маршевые трассы с трудом преодолимыми и затрудняют дальнейшее наступление».
Выдвинувшись на подступы к деревне Петино, левая ударная группа развернулась на север и стала наступать на село Девица, захватив при этом ключевую высоту 185,1. Мотоциклетный батальон дивизии стремительной атакой захватил Девицу и переправы через одноимённую речку, после чего стал наступать на станцию Латная. Очевидно, что неожиданное появление врага с юго-востока (с тыла и фланга оборонявших станцию наших подразделений), откуда появления немцев вряд ли ожидали, вызвало замешательство среди оборонявшихся и сыграло немаловажную роль в успехе вражеской атаки. В ходе скоротечного боя станция Латная была захвачена противником, после чего подразделения 1 мотополка перегруппировались и, не теряя времени, стали наступать уже на село Семилуки. Второй полк после переправы через Девицу повёл наступление на станцию Семилуки с целью захватить железнодорожный мост.

Город защищали 232-я стрелковая дивизия (в основном молодежь 18-20 лет из Сибири) и 18-й танковый корпус - в основном, такие же новобранцы. Гарнизон составляли 2 учебные части Юго-Западного фронта, несколько батальонов НКВД и несколько батарей 3-й дивизии ПВО, которая сформирована из девушек Воронежской области. Им удалось продержаться 5 дней.

4 июля - бои за переправы через Дон у Малышево и Семилук,

5 июля - бои на плацдармах - у Малышево и у Подклетного,

6 июля - утром немцы прорвались с плацдармов к окраинам города. Со стороны Малышево атаковала немецкая 24-я танковая дивизия. Пройдя вдоль западного берега р.Воронеж, через Чижовку немцы вышли к ул.20-летия Октября, захватили ВоГРЭСовский мост и по ул.Героев стратосферы вышли на Придачу, и к 11 часам захватили ее. Дивизия "Великая Германия" атаковала через Подклетное и Придонской, и к вечеру вышла к западной окраине города и в Подгорное. В это же время штурмовой отряд 24-й танковой дивизии по Выборгской и Софьи Перовской вышел к Чернавскому мосту, который наши саперы успели взорвать.

7 июля - немцы отвели "Великую Германию" обратно на западный берег Дона, вместо нее штурм города продолжила 3-я моторизованная пехотная дивизия, которая совместно с 24-й танковой и захватила всю правобережную часть города. Но в городе еще оборонялись наши части в окружении в районе мясокомбината - остатки 498-го стрелкового полка 232-й стрелковой дивизии и 181-й танковой бригады 18-го танкового корпуса. Вечером в город вошла еще немецкая 16-я моторизованная пехотная дивизия.

8 июля - наши последние части вырвались из окружения.

                см.: сайт "Вечный Огонь 36"


Рецензии