Страшная клевета на челюскинцев

    90 лет назад 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин». Об этом событии написаны сотни книг и статей в различных газетах и журналах. Сам я собираю книги про исследование Арктики и Антарктики, то есть, много читал и научные статьи и мемуары участников тех событий. И у меня сложилось своё собственное мнение и твёрдое убеждение по этому вопросу, но ничего такого уж неизвестного тут я сообщить не могу, да и не собираюсь! Однако...
   Недавно вышел на телеэкраны (и в интернете тоже) фильм ««Челюскин» и его судьба» в программе Леонида Млечина. Где, хотя и довольно таки кратко, но вполне правдиво рассказана история об этих событиях. Для меня нового там и ничего неведомого мне не показали. А поразила меня больше всего реакция большинства (так называемых) критиков - недоумков, скрывающихся под фальшивыми несуразными никами. Не поленюсь и процитирую некоторые их гневные претензии к этой экспедиции: «искусственное создание проблем и их преодоление; запыливание глаз народу в условиях голодомора; ничего не рассказали о втором судне [имеется ввиду — с зэками]; дорого доставлять грузы; авантюристы на народные трудовые деньги; даром ненужный «героический» дебилизм; зачем детей и баб Шмидт потащил; а собак бросили (?); наведите порядок в сортирах...» и так далее и тому подобное.
   Лучше всего на эти «горькие негодования» можно получить ответ в программах цифровая история, где Егор Яковлев ведёт беседы с выдающейся специалисткой по истории этой экспедиции на п/х «Челюскин» Марией Дукальской. Там, кстати, так же рассмотрены мифы о, якобы идущем след в след «Челюскину», пароходе «Пижма» (сначала - «Соня») с двумя тысячами з/к, этапируемых на рудники Чукотки. Хотя ещё ранее, в 1948 году, один западный «мудрец» сочинил байку про п/х «Зурма» с 12-ю тысячами зэков, которых его последователь из благоразумия сократил до 1200 человек. Заключённые (на вмёрзшем в лед пароходе «Пижма»), как будто, взбунтовались, часть охраны перебили, захватили радиорубку, и далее з/к из числа радиолюбителей связались с американским аэродромом, запросив помощи в собственном спасении. Хотя бунт и был подавлен, нескольким зэкам удалось сбежать и добраться до американской зоны Арктики, где их янки и спасли. Остальных заключённых мерзкие чекисты без малой жалости (якобы) с трудом утопили, взорвав эту самую «Пижму». Ещё масла в огонь подлил фильм, выложенный Ю. Абариным «Страшная тайна челюскинцев». Его я тоже немного прокомментирую.
    Сам я долгие годы прожил на Крайнем Севере. И имею некоторое представление о «чёрной буре» и «белом безмолвии». Вот, опираясь на эти воспоминания и на здравый смысл, я и хочу высказать несколько слов от себя, то есть, возразить пачкунам  истории этого героического арктического морского похода!
   Итак. Затонувший пароход долго не могли найти, а когда отыскали, он оказался на несколько миль в стороне от известных координат катастрофы. Ну, во-первых, никто не гарантирует, что в момент бедствия кто-то хладнокровно с точностью до градуса определил свои координаты (не зря же челюскинцев потом так долго искали!). Во-вторых, опускаясь на дно, подводное течение могло отнести судно в сторону. В-третьих, сама льдина дрейфовала с весьма приличной скоростью, и быстро отнесла течением ледовый «Лагерь Шмидта» в сторону от места трагических событий (сам Отто Юльевич был инициатором и руководителем этой экспедиции). В-четвёртых, подвижка самих льдов между собой тоже не способствовала точному определению расположения ледового лагеря.
   Теперь о «дороговизне» СМП [Северный морской путь].  Надо, во-первых, напомнить или заметить «умникам-профанам» элементарную истину — водный транспорт всегда был и есть самый дешёвый вид перевозок, а СМП — кратчайший водный путь между Европой и Азией!. Но пока у нас не создали мощных ледоколов для проводки караванов к труднодоступным северным территориям, навигация в этих местах не была круглогодичной, во время действия которой на Крайний Север доставлялись необходимые грузы - вещи и продукты, а на материк вывозили обогащенную руду и драгоценные редкоземельные материалы.
  Когда я был мальцом, вместо яиц у нас на Таймыре продавали яичный порошок, а картофель и другие овощи были сушёными (или консервированными, что ничуть не лучше!). На витринах продмагов стоял только питьевой спирт в поллитровках и лежала красная рыба! Как же мы радовались первому каравану со свежими продуктами, которые частенько поначалу распределяли лишь на предприятиях у родителей. Как сейчас вижу — мужики тащат с работы домой большие ящики со свежим картофелем (и на спины им между дощечек осыпается земля с корнеплодов), а женщины несут коробками натуральные куриные яйца.
   А что было бы, если руководители страны в 30-е годы отказались  от покорения Севера и освоения СМП? Тогда не было бы и развития этого самого Крайнего Севера с его несметными богатствами полезных ископаемых! Рудники, газовые и нефтяные месторождения до сих пор приносят доход стране. Научиться бы только правильно всё использовать во благо народа!
   Далее об искусственном создании проблем и «героическом дебилизме» авантюристов на трудовые народные денежки. Нельзя отрицать того, что подготовка к этой экспедиции сильно затянулась, и пароход вышел в рейс слишком поздно. Даже в нынешних условиях подготовка к арктической экспедиции дело это весьма сложное. А уж в те то годы - тем более. Тут, как в космос — всё при себе надо иметь (от иголки до портативной рации), ведь вернуться за чем-либо назад не представляется возможным. И отступать от задуманного дела тогда уже было поздно. Кстати, опытный капитан В.И. Воронин с самого начала отказывался командовать судном (с первоначальным именем «Лена»), которое хоть и было повышенного ледового класса, но ледоколом не являлось! Он понимал реальную опасность задуманного дела, риск был очень велик. Владимир Иванович согласился только на то, чтобы привести судно от стапелей Копенгагена в ленинградский порт. Однако, заменить его далее было не кем, тем более, он командовал «Сибиряковым», судном прошедшим годом ранее СМП за одну навигацию. И той экспедицией тоже руководил О.Ю. Шмидт. Кстати, в ельцинские девяностые годы некоторые разрушители пьедесталов советских героев и великих свершений в СССР писали, что женщины Шмидту нужны были только для удовлетворения своих похотливых желаний. Но на самом деле — женщины-специалистки в экспедиции внесли свой большой вклад в различные арктические исследования. Были и дети. Одну маленькую девочку ценных работников не с кем было оставить дома, а другая родилась прямо на борту «Челюскина» во время прохождения им Карского моря, за что и была названа Кариной.
   Хочу заметить, если бы у нас не было героических людей, мечтателей с авантюринкой в характере, то многих свершений СССР и не добился бы!  Да! Страна торговала хлебом в голодные годы. Но на эти деньги не дворцы для богатеев строились, как теперь, а закупались нужные машины и технологии для прорыва в индустриализации. И освоение Сибири и Севера здесь не стоит особняком. Не появись заводов за Уралом и на Таймыре, разве смогли бы наши родители оборотить вспять и разбить наголову фашистские орды? Значение Арктики для России трудно переоценить, не зря ведь всякие зарубежные господа ныне мечтают наложить свои липкие лапы на наши арктические регионы, шельф и СМП. Однако, такого сильного ледокольного флота, как у нас, нет ни у одной страны в мире, чему когда-то способствовала и эта не совсем удачная экспедиция! Дрейфующие полярные станции — тоже из тех времён и событий!
   Кстати, насчёт наведения порядка в сортирах. Как говаривала одна героиня из кинофильма «Посол Советского Союза»: «Каждый интересуется тем, что его больше всего волнует!», а  Булгаков совсем не это имел в виду, когда вложил похожую фразу в уста профессора Преображенского из повести «Собачье сердце»! Между прочим, собачек то со льдины всё-таки вывезли последним авиарейсом 13 апреля 1934 года. Бросили только много ценного имущества, а ящики с папиросами ленинградского беломора (к большому сожалению заядлого курильщика радиста Эрнста Кренкеля) просто сожгли , сигнализируя дымом самолётам.
   И порассуждаем о спорном, о так называемом «кровавом злодеянии» НКВДшников по отношению к мифическому этапу заключённых пароходом «Пижма». Якобы, этот мистический п/х «Пижма» был близнецом «Челюскина», но без ледового усиления. Вот это и есть образец того самого дебилизма — такой пароход при первом же сжатии раздавит, так что до Чукотки ему было бы никак не добраться. Ну, ладно, зэков не жалко, но пароход — это ведь  большая материальная ценность. Тут у автора фэнтези промелькнуло предназначение судна — рефрижератор. Он что, окорочка Буша перевозил в морозильнике, а не живых людей?
   Теперь. Экспедиция была рассчитана на несколько месяцев. И тут же возникают вопросы:
Где содержать две тысячи человек? В трюме? Да они там перемёрзнут все насмерть уже через несколько дней похода! Далее. Чем кормить такую ораву? Баландой? Но и на неё нужны тонны продуктов. А в бытовом плане? Извините за нескромный вопрос: как оборудовать не автоматизированные отхожие места для двух тысяч человек (это же не комфортабельный современный лайнер!). Да они уже через месяц все утонут в дерьме, вместе со своей плавучей тюрьмой! Или их надо было по очереди в сильный мороз выгонять на лёд для справления нужных надобностей!
   И о радиосвязи. Интересный факт. Сигнала бедствия (SOS) радисты «Челюскина» не подавали. Была лишь срочная вне графика аварийная радиограмма о начавшемся потоплении судна и эвакуации команды на лёд. Хотя через несколько дней какой-то американский радиотелеграфист-«шутник» челюскинским позывным RAEM подал этот сигнал, но наши радисты быстро разоблачили этот подлог и успокоили Большую землю. Радист Эрнст Теодорович Кренкель одним из последних покинул тонущее судно и сразу же взялся за восстановление радиосвязи со станцией на мысе в посёлке Уэллен. Так зачем же понадобилось после кораблекрушения радистам во главе с Кренкелем на пределе возможностей торопиться с установкой палатки и антенной мачты для аварийной рации на льдине (что удалось сделать только на следующий день!), если поблизости стоял так же затёртый льдами пароход с мощной радиостанцией, откуда связь с материком была бы в сто раз надёжнее? Из пижонства, что ли? А зэки? Как ловко они установили связь с американской авиацией без известных частот, позывных, кодов и графиков работы радиостанций! Ну, прям, вундеркинды!..   Как радиооператор (дважды) первого класса с большим опытом работы, я убеждённо заявляю, что это мало вероятно, а точнее — всего лишь брехня малограмотного фантазёра. Да-да!..
   У меня есть карточка, подтверждающая мою любительскую радиосвязь с другим радистом парохода «Челюскин» Николаем Николаевичем Стромиловым! Кстати, он же был одним из конструкторов радиостанции, установленной на «Челюскине».
   И, как говорится, вишенкой на торте. Фантаст с земли обетованной заявляет, что лично слышал от сына одного из бежавших зэков, рассказ о чудесном спасении его вкупе со своя беглыя товарищи доблестными  спасателями янки. Кстати, наши руководители вовсе не отказывались от американской помощи, а два их бортмеханика даже были награждены орденами Ленина [И челюскинцев тоже не обошли наградами (вопреки, опять же, ложному утверждению критиканов)!] Так вот, далее о «беглецах»! Если взглянуть на карту места  гибели парохода, то можно воочию убедиться, что до Америки шкандылять по торосам и промоинам, да и по снегу по пояс куда дальше, чем до Чукотки. Представьте себе голодных в оборванных лёгких ватниках беглых зэков, которые при обжигающем морозе бредут по заснеженному бездорожью. Да они бы уже через десяток километров выбились из сил, заблудились в первой же пурге и сгинули в голоде и холоде. Никуда они не смогли бы дойти без полярного опыта, и даже лыжи им не помогли бы. А уж я то в северную непогоду попадал в пургу в тундре и знаю, что это такое! Редкие, хорошо экипированные, полярники (крепкого спортивного здоровья) смогли бы осуществить такой трудный переход по арктическим льдам !
   И напоследок ещё. Фантаст утверждает, что участники экспедиции были запуганы (я так понимаю, сталинской репрессивной машиной), поэтому ни в одних воспоминаниях о какой-то там «Пижме» ничего нет. Но в годы горбачёвской гласности многие участники экспедиции были ещё живы и могли бы подтвердить реальное существование этого мифологического плавучего тюремного заведения-привидения. Наоборот, Карина Васильевна Васильева долгие годы боролась с различными спекуляциями и инсинуациями в адрес тех героических событий!

11.03.2024 г.


Рецензии