Садовник

               

Небольшой городок на черноморском побережье Кавказа, вроде бы ничем не привлекающий внимания, но имеющий какую-то внутреннею энергетику
     По платформе железнодорожного вокзала идёт мужчина средних лет с большой сумкой за плечами, аккуратной бородкой и выразительными темными глазами, напоминающий ученого. Он направляется к администрации вокзала, где его уже ждут и готовы рассказать о своих проблемах.
          - Михаил Антонович Масловский- представился он начальнику вокзала, крупному мужчине среднего роста с круглым лицом и черными усами.
          - Прибыл из Симферополя, по объявлению о вакансии агронома в парке на вокзале, - сообщил он.
          - Хорошо, давайте начнем осмотр парка без лишних задержек, остальные вопросы решим по ходу работы, - ответил начальник вокзала.
     Стоит отметить, что железнодорожный вокзал, построенный и введенный в эксплуатацию в 12-15 годах прошлого века, являлся уникальным произведением архитектурного искусства. Его автор отдал предпочтение мавританскому стилю. Снаружи он напоминал мечеть, но внутри выделялись готические острые арки.
Элементы востока, такие как зубчатые стены, полукруглые ворота, различные купола, ажурная резьба и белоснежные каменные стены, придавали зданию восточный колорит. Пространство перед вокзалом было просторным, с аллеей по кругу с фонтаном посреди и уютными лавочками, справа располагалась зона для багажа, слева - парк, скрытый за дикорастущим забором из вечнозелёного самшита.
      Парк был организован с аккуратной геометрической планировкой, в центре большая клумба с различными экзотическими южными цветами от клумбы расходились как по диагоналям дорожки, заботливо посыпанные ракушечником, сектора были наполнены различными вечнозелёными кустарниками, которые чередовались с искусными розариями.
     В уголке парка стояли небольшая оранжерея и домик, вероятно, контора садовника. У входа была устроена деревянная площадка под соснами, на которой можно было видеть следы танцев танго и фокстрота. Михаил Антонович, осмотрев свое владение, сел на скамейку, уронил мешок под ноги и задумался. Симферополь, университет, кафедра, война – все это осталось в прошлом. В Крыму его дом был разрушен, семья потерялась на дорогах войны. Пришло время начать новую главу жизни.
     Он остановился в конторке, расположенной в саду, где были все удобства, включая водопровод. Конторка состояла из двух небольших комнат, что обеспечивало возможность комфортного проживания. На следующий день садовник, одетый в новый комбинезон, который ему выдал начальник вокзала, начал основательное изучение парка. Его особенно привлек розарий, занимавший три небольших сектора, с его нежно-розовой гаммой и сильным, но тонким ароматом, смешанным с едва уловимыми нотками. Среди выделялись известные сорта роз, такие как Бурбон и Расберри, и общий антураж дополняли местные черноморские розы.
     Он взял в руки планшет и начал делать пометки о том, как изменить композицию цветов и какие виды роз следует добавить в этот ансамбль. Однако настоящим украшением парка была восьмигранная клумба. Создание ансамбля по цвету, форме цветков и аромату было трудоемкой работой, сравнимой с лепкой скульптора. Михаил Антонович принялся за дело. На клумбе у него в геометрическом порядке, словно редуты солдат заиграли роскошные флоксы, пионы, в окантовке высокой астильбы. Промежутки между цветами были засыпаны мелкой галькой, заботливо принесённой садовником с берега моря.
     Время шло быстро, по утрам под звуки мелодии «О голубка моя» закатывался московский экспресс, пассажиры дружной толпой вываливались на перрон, потоки распределялись по интересам. Наиболее активная часть неслась к морю, благо оно было недалеко, да и стоянка поезда позволяла это сделать, другая часть прямиком направлялась в привокзальный ресторан «Дели» и лишь наиболее романтичные, и увлеченные, просто влюблённые пары шли в парк-дендрарий, как в картинную галерею флоры и фауны черноморского побережья Кавказа. Затем к ним подсоединялись группы из ресторана, так что парк не пустовал и лишь с третьи гудком паровоза вся эта лавина людей устремлялась к поезду, продолжить поездку. Вечерами приходил одинокий еврей-скрипач, подтягивались и местные жители и на сосновой площадке мягко вальсировали молодые пары.
     Однажды ближе к осени, Михаил Антонович шел с ведрами по перрону в момент прибытия поезда с северного направления. Привычно выходили пассажиры, кого-то встречали шустрые таксисты, но из общей толпы приятно выделялась девушка в лазурном платье, с плотными русыми волосами и большими голубыми глазами. Она медленно двигалась навстречу, в руках у нее был небольшой саквояж, на плече была небольшая дамская сумочка. Садовник, сразу как-то не обратил на неё внимание, но затем остановился, бросил ведра и резко пошел навстречу девушке.
   - Нина- как-то приглушенно сказал он.
  - Миша- ответила она.
       Эта была Нина лаборант его лаборатории из симферопольского университета, во время войны она бесследно исчезла. Они крепко обнялись и так долго молча стояли на перроне, затем он взял её саквояж и нежно под руку повёл в свой волшебный сад. Они расположились на дальней скамейке у домика и до самого вечера о чем-то не спеша говорили. Нина поселилась в домике садовника и стала его полноправной хозяйкой.
      В осенние дни, когда теплое солнце грело землю, они каждое утро отправлялись к морю, держась за руки. Там они купались, смеялись и просто наслаждались друг другом, погружаясь в объятия воды. После возвращались в парк, где с удовольствием принимались за работу. Парк был ухоженным, с яркими цветами, напоминающими весеннюю долину Амазонки. Местные жители часто приводили сюда детей на экскурсии, а также школьные классы.
      Но в жизни Михаила и Нины случилось нечто странное. Иногда, особенно в светлые лунные ночи, они оказывались в параллельном мире, где видели тот же парк, город и вокзал, но в другую эпоху - на рубеже 12-14 года 20 века.
      На платформе стоит экспресс Москва-Сочи. Прекрасно наряженные дамы в сопровождении кавалеров, офицеры в идеальных форменных костюмах, группы юнкеров из Александровского училища прогуливаются по дорожкам парка. В воздухе витает аромат роз и роскошного французского парфюма. Рядом с танцплощадкой квартет исполняет классическую музыку, а пары в белых, словно в тумане, медленно вальсируют и исчезают. Михаил Антонович в стильном костюме ведет за руку Нину Аркадьевну, их встречают с уважением. Она сегодня особенно прекрасна в этом удивительном белом платье от дома Руфф с красной розой на груди.
       На скамеечке в конце парка сидят художники Павел Нестеров и Василий Нечитайлов, они увлеченно беседуют. Павел Нестеров встает, подходит к Нине и говорит:
       - Уважаемая Нина Аркадьевна, я вам очень благодарен. Увидеть такой прекрасный розарий и не изобразить его на холсте —это для меня невозможно –
Павел продолжает:
       -Спасибо вам, сударыня, за ваше творчество в области ландшафтного дизайна, вы замечательный флорист -
      На туалетном столике у Нины вдруг появился искусно выполненный эскиз букета роз в цвете, с непонятной, но уверенной подписью автора в углу.
      Где-то по ранней весне появился известный русский художник Аристарх Васильевич Лентулов, возможно, услышавший от других художников о чудесном парке и его многообразной коллекции цветов.
      Он встретился с Михаилом Антоновичем в одном из сладких весенних снов, где воздух наполнился нежнейшей поэзией ароматов черноморской сирени, растущей крупной колонией в углу сада и создающей яркое пятно красок на мольберте художника. Пышность этих цветов создавала неповторимую феерию весеннего равноденствия.
     Художник произнес слова о том, что слышал многое о садовнике Михаиле Антоновиче и назвал его частью гильдии художников. Выразив восхищение ансамблем вокзала, парка и дендрария, художник представил образ будущей Национальной галереи искусств Черноморского побережья. Садовник внимательно слушал слова художника, ощущая желание поделиться многим, но в конце концов подвел итог, говоря о том, что мир растений и их жизнь развивают в человеке чувство прекрасного и помогают стать более возвышенным по отношению к природе и людям.
       В галерее лучших работ художника А.В. Лентулова «Сирень» занимает заслуженное место, несмотря на его предпочтение к кубизму. Возможно, это был скромный букет из парка небольшого черноморского городка.
     Годы прошли быстро и незаметно, как белые перистые облака на голубом черноморском небе. Как-то растворились в пространстве времени и Михаил Антонович, и его верная спутница Нина. Железнодорожный вокзал закрыли. Поезда стали приходить на вновь выстроенный вокзал. На месте старого вокзала открыли автостанцию, парк снесли и построили двухэтажную серую гостиницу, добавив камень безвкусия в городскую архитектуру.
     В прошлом остались все самые приятные воспоминания и яркие краски альтернативного мира. В некоторых местах остались лишь увядшие кусты роз, возможно, уже последующее поколение. Они напоминали старых, истощенных жизнью людей, чьи глаза, подобно цветам, отражали жесткую реальность прошлых лет. Мир меняется, но в памяти человечества сохраняются те, кто старался изменить мир к лучшему, создавая красоту для людей.


Рецензии