С. Бурлацкое. Обновление икон. 1909 г

На фото: Святитель Митрофаний, Епископ Воронежский. В его честь в селе Бурлацком Благодарненского района Ставропольского края освящен храм.
Фото с сайта: Азбука.ру.

***

Обновление икон у крестьянина Вичирко Никиты Михайловича.

Житель села Бурлацкого Вичирко Никита Михайлович, крестьянин, православный, имел в доме приличный иконостас. Но под влиянием местных сектантов-баптистов, он все больше задумывался: «чья вера лучше, православная или сектантская?» С группой селян неоднократно ездил в соседнее село Спасское на баптистские моления. Его жена Татьяна, глубоко религиозная женщина, очень печалилась, что муж отпадает от православия. Но, чтобы его не обидеть, как бы в шутку, говорила:
- Что это Вы, мужики, в Спасское зачастили? Зазнобушек там завели?
Никита, возможно, образумился, на Пасху приобщился Святых таинств в Митрофановской церкви, и, пока, на моления в соседнее село не ездил.

25 апреля 1909 года в селе Бурлацком в доме Никиты Вичирко произошли события, которые затронули религиозные чувства верующих, и о которых он 30 апреля сам рассказал священнику Дудкину на допросе:
- Недели две назад по селу ходила женщина, которая говорила как-то притчами. Я услышал про нее от своей жены и хотел эту женщину повидать. И вот, какая-то странница с котомкой на спине шла по улице. Она увидела меня, работавшего во дворе, похристосовалась. Я ответил. Он спросила:
- Какого ты рождества, отчества, губернии?
Я не понял ее и сказал:
- Не знаю, что Вы говорите?
Но подумал, что это та женщина, которая ранее ходила по селу, и задал ей встречный вопрос:
- Скажите, почему баптисты не признают крестного знамения.
- Крестное знамение – есть сила великая, - не долго думая, ответила она.

Мы еще поговорили, и я пригласил ее в хату. В воротах она сказала:
- Тебе в этом доме не жить.
- Да! Я записался идти в Томск.
Уже в хате она меня заругала:
- Нынче день Святого Евангелиста Марка! А ты работаешь… Грех!

Она подошла к столу, взяла мое Евангелие, и сразу же открыла его на страницах Евангелия Марка. Зачитала 17, 18, 19 и 20-й стихи. Потом она сняла сумку с плеч, умылась и села за стол в переднем углу. Я послал за соседом Меженским Иваном. Когда он пришел, за ним сразу же вошла в хату соседка Панченко Анна. Ей странница приказным тоном сказала:
- Сними галоши! Они адской работы.
Затем она продолжила:
- Я шла, хотела за Бурлацкую гору повернуть, а Апостол Павел сказал мне: «Зайди в село. Там тебя ждут верующие и хотят побеседовать». Поэтому я здесь.

И начала читать «Верую», и разъяснять очень хорошо и понятно. Она долго читала, потом свернула книгу и говорит:
- Была я в Желанке (село Спасское) на молении баптистов, пару недель назад. Там один парень читал. Не ты был там?
- Нет! Я не был.
- Он читал 108-й псалом. Я его хотела по морде ударить, но он скоро бросил читать. А то бы я его ударила и гнала взашей до самого двора.

Я догадался, что про меня она говорила. В прошлом году 7 мая у меня украли ход и пару лошадей со сбруей. И я читал 108-й псалом. Пришлось мне сказать ей, что это я читал. Она начала читать этот псалом и нам его растолковывать…

В доме Вичирко странница долго вела религиозные беседы, читала и разъясняла символы веры, Евангелие, говорила о почитании икон и силе крестного знамения. Все слушали ее с напряженным вниманием и удивлялись ее знанию священного писания. Периодически она внимательно смотрела на иконы, а затем, обращаясь к Никите, сказала:
- Ты вот не веришь, что иконы живые? А посмотри на руку Спасителя?
При этом она показала пальцем на икону, висевшую в углу.

Панченко Анна, взглянув на икону, вскрикнула: «Ах, Боже мой, у Спасителя рука загорелась!» У Анны из глаз покатились слезы, как град. Всем присутствующим в комнате показалось, что на благославляющей руке Спасителя появилась какая-то краснота, как кровь.

Меженский Иван спросил у Никиты:
Кум! Раньше рука, какая была? Чистая?
Вичирко:
- Рука у Спасителя была чистая! А сейчас в крови…
Странница:
- Смотрите! Митрофаний обновляется!
Все посмотрели и увидели, что облик Святителя Митрофания Воронежского стал белым. А на его лбу крест, который ранее был темный, стал желтым, а по краям покраснел, как бы обагрился кровью. И на других иконах Никита и его соседи увидели какие-то изменения, признаки их обновления. Что-то покраснело, что-то посветлело, а то и засияло!

В комнату зашли крестьяне Андрей Иванов (по-уличному Гнидин) и Георгий Стрельников. Странница стала говорить с Ивановым, заподозрила его в принадлежности к секте прыгунов, спросила:
- Ты прыгун! С какого года стал прыгать?
- Я не прыгун, так хожу.
Она показала ему копейку 1908 года и сказала:
- Вот с какого года ты стал прыгать! У тебя Евангелие есть?
- Есть! – ответил Иванов.
Когда ты его купил?
- Лет десять назад.
- Неправда! Вот когда ты купил Евангелие, - и снова показала Иванову копейку 1908 года. Разговор с ним закончила словами: - Вот ты, слепой вождь, и слепых ведешь. В яму Вы все попадете. Придет время, мы Вас всех поставим на лед, и если лед растает, то Вы святые будете!
После этих слов она засобиралась уходить. И ушла из дома Вичирко засветло, до захода солнца, в неизвестном направлении.

В протоколе допроса Никиты Вичирко священник Дудкин записал его показания: «…26 апреля в воскресенье я возвратился от обедни, стал на моление со своим семейством. Молюсь и смотрю на благославляющую руку Младенца-Спасителя на иконе Казанской Божией Матери аршинного размера. И не узнал руку, чья она? Думал – Божией Матери. Потом увидел, что из руки как бы кровь пошла. Я тогда подумал, что это Спасителя рука, и сказавши: «Твоя рука, Господи», заплакал». [59]

Слухи об обновлении икон быстро распространились по селу Бурлацкому и соседним селам. К дому Вичирко стал сходиться и съезжаться народ на поклонение иконам. В комнате к иконостасу невозможно было протолкнуться. К 29 апреля в селе Бурлацком уже все верующие убежденно говорили, что у Вичирко обновились все 13 икон!

Священник Алексей Дудкин 29 апреля 1909 года в составе большой группы должностных лиц и прихожан произвел осмотр и описание икон. Протокол, кроме священника, подписали: диакон Беляев Александр, псаломщик Курицын Константин, полицейский урядник Донцов Дмитрий, владелец икон Вичирко Никита, прихожане: Ващенко Василий, Зацарный Петр Федорович, Килочек Герасим Васильевич, Килочков Никита Михайлович, Кишун Иван, Макагонов Федор, Меженский Иван Васильевич, Хвостиков Андрей Сергеевич. В тот же день, с согласия Вичирко, иконы перенесли в Митрофановский храм.

На следующий день, 30 апреля, священник Дудкин допросил граждан села Бурлацкого: Меженского Ивана, Панченко Анну, Иванова Андрея и Стрельникова Георгий.

Меженский Иван Васильевич:
- Я православный, 43-х лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состоял. С Никитой Вичирко я имел разговор о страннице после того, как она первый раз прошла по селу. Нам хотелось побеседовать с ней. Она была на мельнице и говорила с баптистами в защиту православной веры. (Вальцовая паровая мельница в селе Бурлацком принадлежала Дьячкову Петру Матвеевичу, баптистскому проповеднику). 25 апреля в 2 часа дня меня позвали в дом Вичирко. Я сел на лавку вдоль стены, напротив странницы. Беседовали. Когда Панченко Анна увидела, что икона обновилась, а я ничего не увидел, странница подошла ко мне, взяла за голову двумя руками, усмехнулась, погрозила пальцем, отошла и сказала: «Эх ты!» После чего и я уже видел, что иконы обновляются.

Панченко Анна Федоровна:
- Я православная, 37 лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состояла. Странница читала Псалтырь, потом взяла меня за руку и говорит: «Смотри на руку Спасителя? Что видишь?» И я увидела, что рука у Спасителя светилась, иконы стали светлее. А раньше иконы были темными и старыми. Я закричала: «Смотрите, смотрите! У Спасителя руки горят!» Когда иконы осветились, странница заплакала и пророчески сказала: «Будут иконы обновляться!»
Показания давала Панченко Анна, а за нее неграмотную по ее просьбе расписался крестьянин села Сотниковского Иван Гандарин.

Иванов Андрей Васильевич:
- Я православный, 30-ти лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состоял. Показания Никиты Вичирко подтверждаю. Но странница, называя меня прыгуном, ошиблась. На баптистских собраниях я никогда не бывал. Хотя на мельницу к баптистам хожу по своим делам. Красноту на руке Спасителя видел. А больше ничего не заметил.
 
Стрельников Георгий Иванович:
- Я православный, 34-х лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состоял. В дом Вичирко я зашел случайно. Мне показали на иконы Спасителя и Митрофания Воронежского и сказали: «Смотри! Иконы обновились!» Но я их раньше не видел, и не могу подтвердить, что они обновились. Странница с Андреем Гнидиным разговаривала, что он прыгун и с какого года. И было много всяких разговоров, но я не запомнил.
30 апреля 1909 года допрос производил священник Алексей Дудкин. Показания давал «Егор Стрельников Иванов по отцу».

Кроме того, священник Дудкин, через полицейского урядника Донцова Дмитрия установил: «…В дом Вичирко заходила крестьянка села Арзгир Татьяна Ивановна Галиева, которую на родине считают не то дурочкой, не то юродивой. В настоящее время ее в селе Бурлацком нет». [59]

С 30 апреля 1909 года местные прихожане и приезжие верующие из сел Спасского, Сотниковского и других, обозревая иконы, выложенные на аналое в Митрофановском храме, просили священника служить молебны. Священник Дудкин служил…

В виду циркулирующих слухов об «обновлении» икон в доме крестьянина Никиты Вичирко, 2 мая 1909 года в село Бурлацкое прибыли помощник уездного исправника Н. Н. Александровича – коллежский асессор Овсянников Марк Петрович и Благочинный 9-го округа о. Александр Альтов. Ворота в ограду храма и дверь в храм были открыты. Народу собралось много. В храме негде было яблоку упасть. Да и от ворот до двери храма не просто было пробиться…

Перед Благочинным люди уважительно расступились. Священник Альтов взошел на порог, обратился к прихожанам с назидательной речью, в конце которой сказал, что прибыли они в село, чтобы разобраться в «обновлении» и прекратить разные толки по этому поводу.
Помощник исправника Овсянников был краток:
- Уважаемые граждане! Предлагаю Вам выйти из церкви и со двора, разойтись по домам. Мы приступаем к осмотру икон.

Иконы были сложены на аналое, специальной подставке с наклонной поверхностью для икон, книг или нот. Каждую икону опечатали. Отнесли их в ризницу. Местному священнику Дудкину Алексею предложили аналой убрать, что он тотчас же и исполнил.

Благочинный священник Альтов, помощник исправника Овсянников и пристав Сиротинский 2 мая 1909 года проверили показания Меженского Ивана и Панченко Анны, данные ранее ими на допросах. Иванова Андрея и Стрельникова Георгия на месте не оказалось. Были допрошены и другие лица.

Вичирко Татьяна показала:
- Я была занята домашней работой и не видела, как у нас иконы обновились. Когда я вошла в комнату, мне сказали: «Иконы обновились!» Я посмотрела на икону Спасителя и увидела, что, действительно, икона стала яснее и лик чище. Народ стал приходить к нам на поклонение иконам, а потом их унес местный батюшка в храм. Раньше мой муж ходил на собрания баптистов, и я с ним ссорилась из-за этого. Странницу я раньше никогда не видела.

Василенко Варвара, соседка, жена Василенко Антона Митрофановича:
- Я была раньше у Вичирко в доме и видела, что иконы были темными, а стали светлыми. Как это случилось, я не знаю, но бывший там народ говорит, что иконы обновились при них.

Священник Алексей Дудкин:
- 28 апреля, осмотрев иконы, составил протокол о том, в каком они виде. В виду большого стечения народа предложил Вичирко перенести все 13 икон в церковь, что и было сделано в тот же день. Дорогой по просьбе некоторых жителей служил три молебна. Молебны так же служил в церкви по просьбе прихожан и приезжих лиц. Вичирко на пасху приобщился. Он и Меженский со мной говорят откровенно, и я им верю. Но когда я начал их допрашивать, они спросили, будут ли их показания проверяться под присягой? И заявили, что присяга противна учению Христа. Вичирко рассказал мне и о страннице. Она высокого роста, с котомкой за спиной. Движения ее порывистые, разговор крикливый. Увидев Никиту и его жену, она поздоровалась, обратила внимание на камень, сложенный около двора:
- Должно быть, село богато камнем!?
Татьяна Вичирко ответила:
- Камень есть, а кладбище не огорожено.
Странница иронически высказалась:
- На что покойников огораживать, пусть будут на свежем воздухе!

Пшик Михаил Емельянович, Бурлацкий волостной старшина, сообщил Благочинному, что крестьянин Вичирко ранее колебался в православной вере, посещал баптистские собрания, а затем оставил это. Иван Меженский, Анна Панченко – люди религиозные. Относительно обновления икон в доме Вичирко ничего сказать не может, неграмотный.

Помощник исправника Овсянников занялся установлением личности, которая под видом странницы ходит по селам и возбуждает в людях религиозный психоз. К тому времени уже было установлено, что это Галиева Татьяна Ивановна, живет в селе Арзгирском, грамотная, начитанная, на словах очень бойкая, но страдает религиозным помешательством.

Показания Кажауровой Сиклитиньи, жены стражника села Бурлацкого Кажаурова Ивана Петровича, 3 мая 1909 года:
- Когда я жила в селе Арзгирском, то ко мне часто хаживала странница Татьяна Галиева. Она всегда много говорила и производила впечатление ненормальной, буйной. Ее часто били за то, что она привязывалась к человеку и говорила ему всякие дерзости. Неделю тому назад она зашла ко мне на квартиру в селе Бурлацком, хвалилась, что у нее много фальшивых денег и просила купить на эти деньги вина. Пришла она ко мне после того, как побывала в доме Никиты Вичирко, но про обновление икон ничего не говорила. Она ходит по селам, уходит очень далеко от села Арзгир, а потом ее разыскивает полиция и отправляет домой этапом. Ей очень не нравятся баптисты, проживающие в селе Спасском. Она мне сказала: «…Поставлю пушки в селах Бурлацком и Арзгире и разобью в Спасском этот поганый дом!»

3 мая 1909 года в селе Благодарном помощник исправника Овсянников, для более ясной характеристики Татьяны Галиевой, опросил диакона Сретенской церкви Василия Чикильдина, ранее служившего в селе Арзгир. Он сообщил:
- Я хорошо знаю Галиеву. Она женщина довольно начитанная, знает наизусть много псалмов. На человека, который впервые ее видит и разговаривает, она производит сильное впечатление. На самом деле Галиева страдает помешательством на религиозной почве. В Арзгире она уже всем надоела своими беседами и ее гонят. Летом она ходит по селам, ночует в садах или при волостях.

4 мая 1909 года Овсянников в рапорте на имя Ставропольского Губернатора сообщил: «…Все это дело «обновления» икон представляется в таком виде, что Галиева, рассказывая в доме Вичирко об иконах, овладела вниманием слушателей, а им в религиозном экстазе и показалось, будто бы рука Спасителя покраснела и «загорелась», а иконы стали яснее и чище. О вышеизложенным доношу Вашему Превосходительству, с предоставлением произведенного мною дознания, а равно протокола об опечатании 13 икон и копии протокола, составленного 29 апреля священником о. Дудкиным об осмотре тех икон. Подписал за Исправника М. Овсянников». [59]

Епископ Агафодор и Ставропольский губернатор Янушевич, ознакомившись с рапортами из села Бурлацкого от Благочинного 9-го округа о. Альтова и уездного исправника Александровича Николая Николевича, направили их в Консисторию для принятия мер. На что 18 июня 1909 года последовал Приказ: «…В случае появления в местных домах и в других местах якобы чудотворных икон, по исследованию оных духовным начальством, отбирать их в соборные церкви или монастыри, а в домах не держать. В виду сего Консистория определяет: предписать Благочинному, священнику Александру Альтову, якобы обновившиеся в доме крестьянина села Бурлацкого Никиты Вичирко иконы, прислать их в Консисторию для передачи на хранение в ризницу Кафедрального собора, а за лицами, в присутствии которых якобы обновились иконы, предписать иметь пастырский надзор. Кроме того, о таковом постановлении сообщить Епархиальному Миссионерскому Совету к сведению». [59]

22 августа 1909 года Благочинный о. Александр Альтов передал «обновившиеся» иконы крестьянина Вичирко в Ставропольскую духовную Консисторию, а 20 октября 1090 года протоиереем Руденко они были сданы в Кафедральный собор города Ставрополя.

ИСТОЧНИКИ:
59. Дело об обновлении икон у крестьянина села Бурлацкого Никиты Вичирко. 1909 г.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
12 марта 2024 г.


Рецензии