Автокалендарь. 12 марта Самые богатые тоже плачут?

12 марта 1921 года, в тот самый день, когда в Большом Кремлевском дворце X съезд РКП(б) обсуждал переход от военного коммунизма к НЭПу и кандидатуру Сталина на должность генерального секретаря, в Турине княжна Вирджиния Бурбон дель Монте, дочь Карло, четвертого князя Сан-Фаустино, родила сына. Мальчика назвали Джованни, в честь деда, Джованни Аньелли, основателя фирмы ФИАТ.

Пройдут годы, и Джанни – его стали так называть, чтобы отличать от великого деда – станет самым богатым человеком в современной истории Италии, будет контролировать 4,4% ВВП страны, 3,1% рабочей силы в промышленности и 16,5% инвестиций в научные исследования. Его друзьями будут Джон Кеннеди и Генри Киссинджер, Дейвид Рокфеллер и Пальмиро Тольятти, Трумэн Капоте и Нино Черутти. Он купит «Феррари», «Лянчу» и «Альфа-Ромео» для своей промышленной империи, Мишеля Платини для своей футбольной команды и Михаэля Шумахера для гоночной конюшни формулы 1. Его любовницами будут Анита Экберг и Рита Хейворт, Линда Кристиан, Даниэль Дарье и Джеки Кеннеди. Его безупречный вкус и умение одеваться будут вдохновлять всемирно известных кутюрье.

Но все это будет потом. А пока… В 1935-м в авиакатастрофе погиб его отец Эдоардо Аньелли. Мальчика воспитывал дед, он же определил Джанни в кавалерийскую академию Пинероло. Изучал младший Аньелли и юриспруденцию в Туринском университете, но юристом не стал, хотя и заработал на всю жизнь прозвище Авокатто, то есть, Адвокат. В 19 лет он добровольцем отправился на войну, воевал в Северной Африке, был дважды ранен в России, а в 1944-м благодаря своему беглому английскому сумел устроиться офицером связи с оккупационными американскими войсками.

Но 1 декабря 1945 года в автокатастрофе погибла мать Аньелли, а через две недели умер дед – так Джанни стал главой семьи и наследником промышленной империи. Правда, прошло еще два десятка лет, прежде чем он пришел к руководству ФИАТа, набираясь пока уму-разуму под руководством назначенного дедом президентом фирмы Витторио Валетты. И обустраивая свою личную жизнь.

Как это принято в итальянских семьях, Джанни жениться не торопился, выбирая невесту и знатную, и богатую. И выбрал в конце-концов Мареллу Караччоло деи Принчипи ди Кастаньето - наполовину американка, наполовину неаполитанская дворянка, она сделала себе имя как дизайнер тканей. Правда, наследник Эдоардо, родившийся в 1954-м, не проявлял интереса ни к автомобилям, ни к финансам, ни к адвокатуре, предпочитая им мистику, астрологию, восточную философию. В конце-концов, сын принял ислам, назвался сначала Хизамом Азизом, потом Махди и публично осудил отца, семейный ФИАТ и весь капиталистический мир вместе взятый.

Джанни называли воплощением sprezzatura, итальянского искусства делать сложный образ легким. И не спроста. Ему всегда был чужд радикализм в любых его проявлениях – не зря же он дружил не только с американскими миллиардерами и политиками, но и с боссами компартии Италии, помогал строить завод в СССР. Это на публике он был «повесой с Ривьеры», на практике Аньелли оставался настоящим наследником своего деда – реалистом и жестким прагматиком. Скажем, на вопрос, кто его любимый гонщик в «Феррари», Джанни отвечал – «Тот, кто выигрывает». Поэтому он и лишил единственного сына возможности встать у руля империи ФИАТ. И как говорят очевидцы, на лице 79-летнего Аньелли не было слез, когда 15 ноября 2000 года тело Эдоардо было найдено на дне реки недалеко от Турина. Автомобиль сорвался с виадука автострады, который местные называют «мостом самоубийц», и рухнул вниз с высоты 80 метров.

Джанни прожил еще два с небольшим года - в январе 2003-го его свел в могилу рак простаты. Принадлежавший семье с 20-х годов «Ювентус» и федерация футбола Италии объявили траур, только что построенная гоночная «Феррари» формулы 1 получила имя F1-2003-GA в память Аньелли, а внук и будущий наследник семейной империи Лапо Элканн проводил деда такими словами: «Он любил все прекрасное в жизни. Недостаточно быть богатым, чтобы ценить красоту. Вкус нельзя купить».


Рецензии