Интернат

    Школа-интернат расположена на пересечении важных путей сообщения, иначе как объяснить замысловатый рисунок из просек, обозримый из окон её жилого блока. Длинная лента забора, отсекающая зону интерната, зияет брешами. Бетонные перегородки местами обрушились. Люди из разных концов от мала до велика идут через школу. В этом смысле она отлично социализирована.
    Здание школы представляло собой наследие сталинского ампира. Фасад интерната выходил на аллею, смотровым окном вглядываясь в заводскую проходную, откуда начиналась первая улица города. Над парадным входом висел латунный колокольчик, предшественник электрического звонка.
    Семейным детям, вращающимся в её окрестностях, зона интерната представлялась затерянным островом, омываемым течениями стремительной цивилизации. После миллениума, в нулевых, на интернате, вместе со скамейками, появилось место тусовки для молодёжи. Компании юношей и девушек обыкновенно стягивались сюда вечерами, прихватив с собой магнитофон, пиво и сигареты для форса.
    Бывало, что мальчишки из полноценных семей и подопечные школы встречались на футбольном поле. Мальчишки со спецшколы держались особняком: как будто им не было никакого дела до окружающего их внешнего мира, который пронизывал территорию комплекса повсюду.
 
    Выходы на турники за время учёбы в университете вошли в привычку, навещая родителей, я непременно выбираюсь позаниматься на снаряды. Благо, интернат находится поблизости, на его лужайке прекрасная тренировочная площадка.
    Я здесь. Выполняю физические упражнения, не торопясь, в промежутках между подходами разминаюсь. Со стороны здания показывается группа детей, они торопятся пересечь двор незаметно от старших. Вдруг от их ряда отделяется юноша и устремляется прямо ко мне. Сомнений не возникало – на спортплощадке больше никого нет. Первая моя мысль, за сигаретой. Что это он, не видит, что не по адресу? Его товарищи опешили: застыли на полдороги в тени школы. Не упускаю паренька из виду, выполняю махи на брусьях.
    Мальчишка тут как тут, походу, он меня из окна заметил.
    - Ты местный? – вступаю в неизбежный разговор.
    - Да, я с этой школы, выпускаюсь вот скоро.
    - В девятом? – действую на опережение.
    - Да, у нас девятый – выпускной класс, а потом у каждого свой путь.
    По его внешнему виду не скажешь, что мальчишка – выпускник. Небольшого роста. Волосы слегка отпущены, может быть, это вольность для старших здесь? Парень сосредоточен, видно, настроен решительно.
    - Вы знаете, вот учились у нас люди, учителя их обнадёживали, ставили в пример, а недавно их поймали и посадили. Наркоманами стали при жизни. Страшно… - Да, многие из наших кончают плохо, не находятся в обществе.
    - Вам хоть какой-то подъёмный капитал выдают, выпуская отсюда? 
    - Да, на нас выделяют пособие, воспитатели завели банковский счет на каждого, часть пособия расходуется на наши нужды в школе, часть сберегается пока мы несовершеннолетние. Но эти деньги, как показывает практика, быстро просаживаются, когда наши уходят отсюда. Да, и не в этом дело. Деньги – это же всего лишь помощь на первых порах. Ну а дальше – ты сам должен суметь жить, выучиться по профессии, закрепиться на работе.
    - А сколько вам лет? -  интересуется отпускающий волосы паренёк.
    - Двадцать два, а что?
    - Вы же сами живёте? – прозорливо подмечает он. 
    - Да, я самостоятельно живу в большом городе, – понимаю, какой интерес представляю для него, – Только я – студент, учусь пока. – Юноша пронзительно смотрит, не отпускает, неизвестная сторона жизни, видно, волнует его, – …  конечно, когда ты оказываешься сам в чужом городе, ты учишься многим полезным вещам, как бы осваиваешься во взрослой жизни… но у тебя совсем другая жизнь будет, нельзя сравнить с моей, даже саму самостоятельность. Я же хоть и живу один, по сути, только разделён расстоянием с семьёй, родители меня поддерживают, и я всегда могу вернуться.
    - Вы быстро привыкли к новым условиям?
    - Естественно. Мне уже восемнадцать исполнилось, когда я переехал. А сейчас я горд, называться «студентом». Это такое сообщество, где взаимовыручка не пустое слово, где множество приходит на помощь одному. В общежитии ты вообще ни в чем не нуждаешься – общак, одним словом.   
    - Безболезненно, то есть?
    - Безболезненно.  Адаптировался и с каждым годом чувствовал себя всё увереннее. Попал в струю, – улыбаюсь.
    - А мне – шестнадцать. Сколько себя помню, живу в школе среди таких же ничейных детей. Отца и мать не помню, даже как звали. Малолеткой ещё узнавал про них, надеялся, что заберут. Воспитатели говорили, что мои родители спились и померли от алкоголизма, что я сам чудом уцелел, что они меня выходили. Не знаю, поверите – нет? Но с тех самых пор, как мне сообщили о судьбе родителей, я дал себе клятву не пробовать ни табака, ни алкоголя, ни ради баловства, ни просто так, за компанию.  Для меня это – не просто вредные привычки, понимаете?
    - А я думал, у вас тут поголовно курят и мальчики, и девочки.
    - Дурные привычки – они всегда на виду, согласитесь? А потом те, кто курит, без сигарет сгибаются в школе.
    - Это правда, что вы своих учителей мамами зовёте?
    - Я так не делаю и не называл никогда. Может, из-за того, что до того, как сюда попал, я был знаком с настоящим домом, мамой, отцом. Пусть не удерживал в памяти, но связь всё-таки была. Те, кто у нас самостоятельные, мамами никого не зовут. Самые маленькие, если только, зовут мама тех, кто о них заботится. И в этом нет ничего удивительного, все мы люди, никто с луны не сваливался, все рождённые.
    Собеседник рушил стереотипы, сложившиеся о здешних детях, – он был совершенно открыт передо мной, искал своим суждениям подтверждение. Юноша примерялся к жизни.
    - Вы знаете, уже совсем скоро я выпущусь.  Это событие волнует меня, потому что с окончанием школы закончится детство – я выйду во взрослую незнакомую жизнь. И буду отвечать за себя. Но, не глядя на предстоящие трудности, уход из школы приносит мне радость. Поверите – нет? С этого момента жизнь становится значимой. Самостоятельные мы, наравне с другими, способны завести семью, осчастливить СВОИХ домашних людей. Просто не упустить данной возможности.

    ***
    Когда-то, ещё на заре существования города за интернатом оканчивалась его черта. Сам же город, словно народившийся крепкий малыш, стремительно рос, развивался, подвигая горизонты.


Рецензии