Археология русов от Именькова до Волыни

Мнение В.В. Седова. Археология русов от Именькова до Волыни. Прародина


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          «В 1980-е годы прозвучала концепция самарского археолога профессора Г.И. Матвеевой о славянской принадлежности носителей культуры. Это была сенсация! ... Горячим сторонником концепции выступил В.В. Седов. Не просто выступил в поддержку, а продолжил развивать ее положения в своих статьях и книгах. … Но самыми категоричными были последние публикации В.В. Седова: именьковская культура — это носители этнонима «русь»! Значительная часть населения культуры покидает территорию Среднего Поволжья на рубеже VII–VIII веков н.э., устремляясь на территорию Днепровского левобережья. Здесь на основе мигрантов-именьковцев формируется волынцевская культура, форпостом которой на правом берегу Днепра являются поселения на месте будущего Киева и его окрестностей. И если первоначально В.В. Седов видел в этой культуре летописных северян, то позднее отождествил с Русским каганатом, тоже известным по письменным свидетельствам современников.» (доцент историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, археолог Александр Кожевин. «Волга-Русь-матушка. Что известно археологам о догосударственной Руси» https://eto-fake.livejournal.com/1172829.html»)

          О том же переселении русов (руссов) говорит «Велесова книга» В 9-й дощечке первая встреча с готами: «Время этой встречи пока не выяснено. Содержание исключительно интересно из-за указаний на географические пункты, которые можно узнать немедленно. "Зеленый рай" — это степи к востоку от нижней Волги вдоль Каспийского моря. Река Pa — бесспорно Волга, как это выясняется и из других источников — текстов "Влесовой книги", а также потому, что многие авторы древности называли ее так. "Готское море" — Азовское, безусловно. Речь идет о переселении руссов с востока из-за Волги к Дону и далее на юг к Азовскому морю, где они встретились с сопротивлением готов, которых увидели впервые.» (С. Лесной (Парамонов) в книге «Откуда ты Русь?»)

          «Территория распространения и карта памятников Именьковской культуры (раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Многие исследователи видят в именьковской культуре славян. В 1981 году Г.И. Матвеева выявила родственность именьковской и зарубинецкой культур. Более всего именьковская культура близка к полесскому лесному варианту зарубинецкой культуры. Племена именьковской культуры занимали территорию от правого берега Нижней Камы до устья реки Самары, от среднего течения Суры до среднего течения реки Белой. Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у села Именьково Лаишевского района Татарстана. После прихода в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают.» (Игорь Бабанов «Г.А. Матвеева. Среднее Поволжье в IV—VII вв.: именьковская культура. Учебное пособие. 2-е изд., доп. Самара: Самарский университет, 2004. 165с. http://proza.ru/2018/03/14/843)

           О схожести именьковской и зарубенской культур говорят круглые подвески с полусферическими выступами, такие: «Часто встречаются в памятниках именьковской культуры. Они получили широкое распространение в Восточной Европе именно с момента расселения зарубинецких племен. Именьковскне кольцевые застежки со свернутыми в трубочку концами также имеют прототипы в зарубинецкой культуре).» Так же «Одинаковы височные кольца, согнутые из тонкой проволоки, у которых один конец заострен, другой обрублен. Концы обычно не соединены. В зарубинецкой культуре они встречаются главным образом в Верхнем Поднепровье. Для обеих культур характерны кольца в 1,5 оборота с заходящими друг за друга концами. Излюбленными украшениями именьковских и зарубинецкнх племен были бронзовые спиральки из плоской проволоки и трубочки-пронизки из тонкого бронзового листа.

           Преемственность именьковских племен от зарубинецких ярко проявилась в их экономике. В обеих культурах земледелие и скотоводство были ведущими отраслями. Длительное развитие земледелия у зарубинцев и их предков предопределило возможность перехода именьковских племен к пашенному земледелию» (Г.А. Матвеева. Среднее Поволжье в IV—VII вв.: именьковская культура. Учебное пособие. 2-е изд., доп. Самара: Самарский университет, 2004. 165с.) (Г. И. Матвеева.«О происхождении именьковской культуры»)

          Отметим, что: «Именьковская культура резко отличается от синхронных и более ранних культур Поволжья и Приуралья по своему погребальному обряду, но конструкции жилищ, по характеру керамического материала. Лишь в первой период изучения исследователи пытались искать ее истоки в Среднем Поволжье среди финно-угорских культур. Открытие Рождественского могильника с обрядом труп о сожжения вызвало появление разнообразных гипотез о характере имспьковских памятников, их хронологии, происхождении, дальнейшем развитии и отношении к синхронных культурам смежных регионов…. Основные черты погребального обряда и материальной культуры именьковцев сближают их с носителями культур «полей погребений», среди которых и следует искать их истоки. Конечно механизмы сложения именьковской культуры все еще не до конца ясны, но ее генетическая связь с пшеворской, позднезарубинецкой и Черняховской культурами не вызывает сомнения. Археологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно хронологии именьковской культуры; одни датируют ее IV-VII вв., другие ограничивают ее хронологические рамки V-VI вв., третьи считают возможным датировать культуру VI-VIII вв.(«Археологические культуры в Предуралье и Поволжье. Именьковская культура» https://vk.com/wall-65403299_2159)

          Где искать корни именьковской культуры?

          Дощечка № 15а, 7-14, имеются некоторые подробности древнейшего пребывания русов: «Праоцы… iзыдощьша од крае седьемрiецштиа о горе iрштia a загогрia обентьшiа вiек а такова попехщьша, iде на двоерiеце… а теше до земе cpiштie а тамо ста пождiе, iдьша горыма а спезiема а лiадыма а от (…) до степны… дьшiа о npie Tie гopia карпенсте…» Таким образом, самым древним местопребыванием руссов был край семи рек. Они вышли от райской горы и Загорья, пожили век, дальше пошли в область Двуречья… и попали в землю «Cрштie» [?], там стали, подождали и пошли большими горами, снегами, льдами и попали в степь… и пошли к Карпатской горе» ((С. Лесной (Парамонов) в книге «Откуда ты Русь?»

          Что за райская гора или горы?

          «Горы, отделяющие север и Молочное (Белое) море от всех остальных земель, зовутся горами Меру, а величайшая из вершин - Мандарой. За горами Меру полгода длится день и полгода - ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания. Там в небе над океаном сверкают радужные водяницы и только птицы да великие мудрецы - "риши" знают дорогу в этот край. Так рассказывают о далекой северной стране, о древней прародине гимны Ригведы и песни Махабхараты - древнейших священных памятников индийцев.» (ЖАРНИКОВА С.В. «ЧТО ЗНАЧИТ - РУССКАЯ ЗЕМЛЯ


Рецензии