Род Бориса Годунова не татарский

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          «До XVII века никому не приходило в голову называть основателя Ипатьевского монастыря татарином. Потом пришло. Это зафиксировал бдительный к слухам Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского». Его младший современник Пушкин прочитал и так впечатлился, что назвал Бориса Годунова, жившего через 300 лет после Захарии Чета, – татарином…» («Царь Борис Годунов — вся правда о роде Годуновых» https://dzen.ru/a/XG-ABbVRjAC0zhmU)

          Коротко о «историке» Н.М. Карамзине.

          Карамзин в 18 лет вышел в отставку, и вступил в Симбирске в масонскую «Ложу золотого венца», которая, наряду с Московской и Петербургской, сосредоточила в себе весь яд якобинства, цареборчества и атеизма. «На воззрения Карамзина глубокий отпечаток наложили четыре года, проведённые им в кружке Н. И. Новикова (влиятельнейшего масона в России того времени), - выяснил доктор исторических наук Юрий Лотман. - Отсюда молодой Карамзин вынес утопические чаянья, веру в прогресс и мечты о грядущем человеческом братстве под руководством мудрых наставников». Карамзин стал непримиримым западником. Он дышит презрением и неуважением ко всему русскому в «Письмах русского путешественника».

          Жившие в одно время с Карамзиным историк, переводчик, секретарь российской академии Дмитрий Языков и историк Николай Арцыбашев, написавший «Повествование о России», скептически относились к работе Николая Карамзина. Например, Николай Арцыбашев пишет, что «у Карамзина «поставлены годовые числа иногда на удачу», отмечает и исправляет у него массу ошибок: «довольно красиво, да только несправедливо», «нам осталось дивиться господину историографу, что он не упустил и здесь прибавить от себя». «Не надо фантазировать!» - такова его претензия к Карамзину. В 1818 году, после выхода первых томов «Истории...».

          Николай Арцыбашев в письме к Дмитрию Языкову писал: «Третьего дня получил я «Историю...» Карамзина, разрезал листы её с жадностью и принялся читать со вниманием. Что ж представилось глазам моим? Ей-ей, не верю ещё до сих пор сам себе - безобразное смешение посторонщины, недоказательности, безразборности, болтливости и преглупейшей догадочности!.. Тщетно целый век учёные старались очистить историю русскую от нелепостей! Является дурачина и вводит их ещё в большем свете… Вот тебе историограф и давно ожиданная история! Читай, народ русский, и утешайся!.. Что подумают о нас народы просвещённые, когда с критикой прочтут её? По милости старой ключницы, которая, сидя на печи, давила тараканов и всенародно рассказывала глупые сказки, сочтут и нас сказочниками. У меня сердце кровью обливается, когда я об этом подумаю».
«Сразу же по выходе карамзинская «История...» подверглась критике со стороны всех православных и патриотически мыслящих людей того времени, утверждал писатель Вячеслав Манягин в книге «Правда Грозного царя». Резко высказались о ней святитель Филарет Московский Дроздов, адмирал и лингвист Шишков. Негативного мнения о произведении Карамзина были Николай Тургенев, Фаддей Булгарин и другие известные и просвещенные деятели. …»

          «В предисловии к «Истории...» Карамзин пишет: «И вымыслы нравятся. Но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина» - фраза, которая всё объясняет» заметила в своей работе «Карамзин. Снимаем маску» историк Наталия Горбикова. Карамзин не изучал того, что находил в источниках, а искал в источниках то, о чём ему хотелось рассказать, а если и этого не находил, то просто «дорисовывал» необходимое…» («Карамзин. Снимаем маску» историк Наталия Горбикова. )

«История государства Российского» - не научное, а политическое произведение», делает Н. Горбикова вывод.

          Сначала о происхождении слова чет: «Собственно русское слово, образованное от чьсти «считать». Относится к одному корневому гнезду с чет, учет, честь, четкий. Первоначальное знач. связано с понятием четного числа. Не чета (кому) - не ровня, не под стать. Словарь существительных.» (https://sanstv.ru/dict/)

          У Захарии Чета был сын Александр и внук Дмитрий Зерно и правнуки: Иван Красный, Константин, по прозвищу Шея и младшим Дмитрий. Кем же на самом деле был Захария Чет?

          «С одной стороны, мы знаем, что он был исконно русским человеком, боярином, владевшим на костромской земле обширными землями
Захарий был одним из представителей костромского боярства, которое появилось в этом городе еще при великом князе Василии Ярославиче (правил в Костроме с 1247 по 1276 г., с 1272 г. был еще и великим князем Владимирским).
После возвышения княжества при Иване Калите (с 1328 г.) и превращения Костромы в столицу Северо – Восточной Руси, костромской боярин Дмитрий Зерно, сын Александра, с тремя сыновьями, Иваном Красным, Константином, по прозвищу Шея, и младшим Дмитрием, переехал в столицу Там все получили боярские чины уже при великокняжеском дворе. Константин Шея даже стал настолько близок Василию I, что подписал его духовную грамоту Правда, детей у него не было. Род пошел от сыновей Ивана Красного Федора Сабура и Ивана Годуна. Первый стал родоначальником старшей ветви — Сабуровых, от второго пошла средняя ветвь — Годуновы. Самая младшая ветвь — Вельяминовы — пошла от Дмитрия Дмитриевича.» («Царь Борис Годунов — вся правда о роде Годуновых» https://dzen.ru/a/XG-ABbVRjAC0zhmU)

          В Книге доктора исторических Руслана Григорьевича Скрынникова советского и российского историка, специалиста истории России XVI—XVII веков «Далекий век: Иван Грозный, Борис Годунов. Сибирская одиссея Ермака» написано: «Легенды по поводу татарского происхождения Годуновых общеизвестны. Родоначальником семьи считался татарин Чет-мурза, будто бы приехавший на Русь при Иване Калите. О существовании его говорится в единственном источнике —«Сказании о Чете». Достоверность источника, однако, невелика. Составителями «Сказания» были монахи захолустного Ипатьевского монастыря в Костроме. Монастырь служил родовой усыпальницей Годуновых. Сочиняя родословную сказку о Чете, монахи стремились исторически обосновать княжеское происхождение династии Бориса, а заодно — извечную связь новой династии со своим монастырем. Направляясь из Сарая в Москву, утверждали Ипатьевские книжники, ордынский князь Чет успел мимоходом заложить православную обитель в Костроме... «Сказание о Чете» полно исторических несообразностей и не заслуживает ни малейшего доверия. Предки Годунова не были ни татарами, ни рабами. Природные костромичи, они издавна служили боярами при московском дворе. Старшая ветвь рода, Сабуровы, процветала до времени Грозного, тогда как младшие ветви, Годуновы и Вельяминовы, захирели и пришли в упадок. Бывшие костромские бояре Годуновы со временем стали вяземскими помещиками. Вытесненные из узкого круга правящего боярства в разряд провинциальных дворян, они перестали получать придворные чины и ответственные воеводские назначения.» (Р. Г. Скрынников ««Далекий век: Иван Грозный, Борис Годунов. Сибирская одиссея Ермака»)

          «На страницах многих книг Борис Годунов сплошь и рядом предстает коварным интриганом и лицемером, узурпировавшим российский престол, преступником и детоубийцей. Гораздо более благостно выглядит ничтожный и абсолютно ничем не выдающийся Михаил Романов, отец которого получил чин митрополита от Лжедмитрия I, а сан патриарха от второго самозванца (как говорится, ласковый телёнок двух маток сосет). А потом сынок и папа присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. В результате многие годы в Речи Посполитой Михаила Романова царем не признавали, считая (и называя) стольником Владислава. И титул русского царя Михаилу пришлось выкупать за 20 тысяч серебряных рублей – в 1634 году. …

          Борис Годунов ни на кого ответственность за состояние дел в государстве не перекладывал. На вершину государственной власти он поднялся не волей много раз предававших Россию двурушников-бояр и разбойников с большой дороги, именовавших тогда себя казаками, а исключительно благодаря личным способностям, которые первым оценил ещё царь Иван IV.» (Военное обозрение «Борис Годунов. Путь к власти» https://topwar.ru/194118-boris-godunov-put-k-vlasti.html)

          Борис Годунов продолжал политику Грозного на укрепление государства и независимости Руси за что и был оклеветан.


Рецензии