Земля Вешкаймская П. Д. Дорогойченко

                Из истории нашего края.
I
Массовые заселения нашей местности русскими людьми относятся ко второй половине XVII столетия. А кто обитал здесь раньше? Ответ на этот вопрос дает древняя и средневековая история края.
Ученые на основании фактического материала установили, что первобытные люди в Среднем Поволжье появились в эпоху новокаменного века, 50-80 тысяч лет назад. В разных концах Ульяновской области в долинах рек Суры, Барыша, Черемшана, Свияги, Инзы, Утки и других найдены следы существования древнего человека: каменные орудия труда и оружие, кости людей и различных животных, стоянки, жилища с очагами, черепки глиняной посуды, вылепленной без гончарного круга и др.
Ближайшие к Вешкаймскому району культурные слои грунта с такими предметами обнаружены у городов Инза и Ульяновск. На остатки давно минувшей жизни может наткнуться каждый, будучи в карьерах, у обрывистых берегов оврагов и рек, на земляных работах. Имя такого счастливца может попасть на страницы истории. Недавно в окрестностях с. Ермоловка найден бивень взрослого мамонта – современника первобытных охотников. Экспонат хранится в местной средней школе. Особенный интерес имеет наука к периоду времени, удаленному от наших дней на 3-4 тысячелетия. Тогда на огромной территории от низовья Днепра и до Урала жили многочисленные племена так называемых срубников. Племена срубной культуры были здесь первыми земледельцами, поэтому их в некоторых научных трудах называют «арьи» (пахари). Они также знали ремесла, скотоводство, жили родами в больших полуземлянках. Несколько таких родов составляли племя.
О племенах срубного времени продолжается дискуссия ученых разных стран. Советский талантливый писатель Владимир Чивилихин, изучивший на эту тему горы книг, летописей и архивных материалов, считает их праславянами, а то и первоосновой всего индоевропейского сообщества. В своем романе – эссе «Память», удостоенном в 1982году Государственной премии, Вл. Чивилихин глубоко анализирует и другие большие вопросы отечественной истории. Бесспорным о срубниках считается то, что они стали тем фундаментом, на котором сложились некоторые народы Поволжья.
Свое название рассматриваемые племена получили потому, что при захоронениях умерших они в могильных ямах устраивали из толстых бревен (около 30см. в диаметре) срубы и покрывали их накатником из еще более толстых бревен, а над могилами насыпали большие земляные бугры – курганы. Воспетые гуслярами и поэтами, эти курганы дошли до нас как свидетели минувших тысячелетий, как кладовые бесценных знаний о седой старине.
В Ульяновской области открыты и взяты под охрану как заповедные объекты более 600 курганов, в их числе курганы, стоящие на вешкаймской земле: курганная группа в 2 км к югу от села Каргино, группа курганов в 1км от с. Мордовский Белый Ключ, в 3 км к юго-востоку от деревни Мозинки, курганная группа, а у западной окраины той же деревни отдельный курган, здесь же в 3,5 км к югу от с. Краснополка, влево от дороги на Горинки – еще курганная группа. Тут же поблизости от курганов надо искать поселения давнишних жителей – селища и городища.
Почти все сохранившиеся курганы представляют собой древние могильники, но некоторые подобные возвышенности насыпаны военными людьми в дозорных целях или языческой мордвой в память о молениях по предкам, проводимых один раз каждые 50 лет.
Все курганы, подлежавшие затоплению Куйбышевским морем, были заблаговременно исследованы, раскопки других курганов ведутся и теперь. Недавно ульяновский археолог Г.М. Буров закончил изучение трех могильников в р.п. Ишеевка. При рассмотрении результатов этой работы обратил свое внимание на размеры и возраст курганов и на совершенно не случайное трупоположение в могилах.
Все три кургана были почти круглой формы с диаметром от 32 до 42 метров при высоте от 1до 2 метров. Убрав бульдозером искусственную насыпь, археолог обнаруживал под каждой из них 6 – 7 могил, вырытых в грунте примитивными инструментами на глубину около 1 метра. Могилы располагались полукругом у жертвенника (поминальной ямы). Костяки в ямах лежали на боку в скорченном положении на берестяной подстилке: руки, согнутые в локтях со сложенными вместе ладонями, подтянуты к лицу, а согнутые ноги к животу. Рядом со скелетами лежали медно – бронзовые вещи (ножи, наконечники стрел, ширья, браслеты, подвески), предметы из кости (наконечники стрел, лопаточки, колечки, бусы из зубов хищников с просверленным отверстием), несколько глиняных сосудов в форме приземистых корчаг, в которых сохранились кости от мяса, положенного умершим. Вещей из камня – кремневых пластинок – обнаружено мало.
По эти находкам ученые узнают почти все о жизни людей, в данном случае бронзового века. Таково примерно содержание и наших курганов. Не лишне напомнить, что всякие любительские «исследования» курганов категорически запрещаются. Возраст этих вещественных памятников (он равен трем с половиной тысячам лет) определялся новейшим способом – радиоуглеродным анализом.
Невольно встает вопрос, каким образом люди, не имеющие не только землероющих машин, но и простой железной лопатки, насыпали такие махины? Для чего потребовались курганы? Научные работники, в частности Н.А. Кузьминский, связывает происхождение могильных курганов с религиозными верованиями того времени. Не зная сущности смерти, люди считали, что умершие будут жить по- прежнему, нуждаться в пище и во всем другом, могут выходить из могил и причинять роду всякие беды. Чтобы этого не случилось, покойника по рукам и ногам крепко и надежно связывали веревками из мочала и лыка и закрывали в прочную бревенчатую домовину, клали туда пищу, оружие, другие нужные предметы, вплоть до украшений и игрушек, чтобы у умершего не было надобности зачем-то выходить из могилы. Новую пищу ему постоянно приносили в поминальную яму.
Но вот у рода истощаются угодья для земледелия, скотоводства и охоты, и род уходит на новое место жительства. Чтобы за родом не последовали умершие, надо было место захоронений закрыть огромной земляной шапкой. Чем больше насыпь, тем лучше, надежнее. Несколько недель родичи таскают корзинами из ближайшего обрыва землю на кладбище. Только после этого род спокойно мог уйти на новое место, оставив на старом вечный памятник о своих тяжких делах. Такова цена курганам.
Религиозные верования людей, воздвигнувших легендарные курганы, справедливо кажутся нам крайне наивными. Однако, как ни странно, пережитки этих предрассудков в какой-то доле имеют место в быту и теперь. Почему в доме, в котором появляется покойник, стараются как можно скорее спрятать или чем-то укрыть зеркало? Очевидно, потому, чтобы оплакиваемый дорогой образ почившего родственника не запечатлелся в зеркале и не остался в человеческом жилье. Память об умершем – понятное дело, но как можно похороненного кормить, поить за столом или на кладбище, что делают и теперь некоторые люди. Из мглы тысячелетий человек в своем сознании донес до нашего времени немало и других поверий: веру в чудодейственность креста, веру в очистительную силу огня и др. Крест как религиозный символ явился не от мифического Иисуса Христа, а от первого способа добывания огня самим человеком путем трения друг об друга сухих палок, которые при этом могли находиться только в крестообразном положении. Возникновение огня насущного от палок, лежащих крестом, не могло не показаться первобытному человеку истинным чудом, и он стал преклоняться перед крестом, прославлять его. Огонь избавил древнего человека от сырой пищи, обогревал его, отпугивал хищников. С его помощью очищались от деревьев и кустарников участки земли для посевов.
Огню и солнцу стали придавать сверхъестественное могущество, в честь них появились крестовые обряды и праздники, на которых разжигали костры, водили хороводы вокруг них, прыгали через огонь, как бы этим защищаясь от злых духов. Некоторые дохристианские праздники, как масленица, местами отмечаются и теперь – те же костры, те же блины, круглые и горячие, как солнце. Такова живучесть предрассудков. Их, по образному выражению А.Эйнштейна, расщепить труднее, чем атом.
Богословы утверждают, что религия существует всегда. Вера в Бога, говорят они, как раз не то, чего когда-то не было, потом появилось и со временем исчезнет..
Миллионы лет живет на земле человек, и почти все это время его мозг и чувства были развиты слабо. Долгое время люди не знали даже близких своих родственников и обитали человеческим стадом. Ребенок держался своей матери, пока лишь сосал ее грудную ягоду. Весь этот самый продолжительный период развития человечества был безрелигиозным. Вокруг себя древнейший человек видел только натуральные предметы, не знал отвлеченных понятий, не мог фантазировать и придумывать бестелесных существ – духов и богов.
Лишь последние 25-30 тысяч лет человек становится разумным и внешне таким, какими являются теперешние люди. В это время возникают и религиозные верования. Природа их появления общеизвестна. Располагая чрезвычайными орудиями труда – палкой – копалкой и еле обтесанным камнем, люди оказались бессильными в своих отношениях с природой. Находились в постоянном страхе перед ее беспощадными силами. Именно бессилие и страх постепенно выработали в человеке особый взгляд на окружающий мир: каждый предмет, каждое явление он одновременно стал представлять в двойственном смысле – в реальном, т.е. естественном, и фантастически искаженном, сверхъестественном, как злых и добрых малых и больших духов.
В интересах своего благополучия, человек вынужден был постоянно считаться с этими нематериальными существами: умаливать их, приносить им жертвы. Прежде чем пойти охотиться на оленя, охотникам надо было успокоить, перехитрить дух этого животного. Нелегко представить себя, хоть на минуту, в положении наших далеких предков. Как сложно их мироощущение, как оно подавляло человека.
Древние религии на всей земле называются языческими. Их отличительными чертами является одухотворение природы и многобожие.
С постепенным улучшением орудий труда и особенно с появлением железного плуга повышается производительность труда, накапливается избыточная продукция, что приводит к появлению частной собственности и имущественному неравенству классов и эксплуататорского государства. Язычество, отражавшее первобытнообщинные порядки, не могло удовлетворить интересы нового общественного строя. Оно не освящало частную собственность, не указывало на божественное происхождение имущих богатства и власть, не возводило в степень смертного греха участие угнетенных в классовой борьбе, не требовало от трудящихся терпения и покорности.
Ввиду этого на смену древним верованиям появляются так называемые мировые религии – христианство, ислам и буддизм.
II 
Дальнейший этап формирования народов Поволжья связан с приходом из Прибайкалья в Восточную Европу многочисленных финно-угорских племен (Угры – «венгры»). Это было давно – не менее трех тысяч лет тому назад. Находившиеся здесь племена срубной культуры, как и прибывшие финно-угры, не являлись однородными массами: те и другие делились на   отдельные ветви. Между отдельными ветвями срубников и финно-угров установились тесные взаимоотношения, приведшие к их смешению и слиянию, созданию новых культурно – языковых образований на огромных просторах от Урала до Прибалтики.
В междуречье Волги и Оки, куда входит и  наш край, в результате сложения и взаимообогащения племен ананьенской и Городецкой культур возник мордовский народ: вначале прамордва, позднее – древняя мордва и наконец – современная мордва. Происходило в эпоху бронзового века, где-то в первых веках нашей эры. На такой же основе и образовались народы марийский, удмуртский, коми, карельский, суоми, эстонский и все другие народы финно-угрской семьи.
Венгры в девятом веке переместились в Центральную Европу. Их ближайшими этническими родственниками являются ханты и манси, живущие в Западной Сибири.
Мордва, занявшие довольно обширные земли, на которых теперь находятся Горьковская, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская, Куйбышевская области и Мордовская АССР, с давних пор делятся на два племенных союза – эрзя и мокша. По рекам Цна, Вад, Мокша, Исса, Пьяна исстари живут мордва мокшане, по рекам Сура и Алатырь мордва – эрзяне. Все правобережье Ульяновской области (туда входит и Вешкаймский район) всегда занимали эрзя. Колыбелью эрзянского народа является река Сура. Говорят, у мордвы много от венгров, еще больше от финнов. Тем не менее, мордва – самобытный народ, самостоятельная национальность.
Рядом с мордвой по национальному происхождению стоят марийцы. Мордву и мари вместе называют волжскими финнами. Следовательно, на среднем течении Волги самым древним народом и коренными жителями нашей местности являются мордва. Отдавая должное нашим аборигенам, напомним, в общих чертах, об их дальнейшей истории.
Принято началом исторических событий считать время упоминаний о них в письменных источниках. О мордве впервые написал Готский историк Иордан в VI веке. Тот же Иордан, и опять впервые, эрзю и мокшу назвал общим именем «мордия». Ученые нашего времени так объясняют происхождение и смысл слова «мордиа»: готы, появившиеся в III веке на юге нашей страны, не раз и не два могли встречаться с мордовскими купцами и воинами и слышать в их речи часто употребляемое слово «мирде» - «муж, супруг» и поняли его как самоназвание народности, несколько переработав мордовское «мирде» на свой лад «мордиа». Отсюда название народности – мордва.
Несколько позднее, в IX-X веках, о мордве писали византийский император Константин Богрянородный, хзарский каган Иосив, арабские писатели и путешественники. О мордве сказано и в начальной русской летописи  - «Повести временных лет». О расселении мордвы на указанной территории рассказывает и молодая наука – топонимика. На этих землях, хотя на многих из них преобладает население других национальностей, множество географических названий имеет мордовское происхождение. Наиболее достоверные сведения о происхождении и местах обитания мордвы дает археология. Значительные материалы дали в последнее время раскопки, проведенные у села Беловодье (Альше, Ведь) в Карсунском районе, а также в ряде мест Сурского района.
Долгое время мордва жили родовыми поселками, находившимися преимущественно в лесах. По мере развития земледелия у них стали возникать большие деревни, в которых они находились в период полевых работ. На осень и зиму всё или почти всё население деревень уходило в леса, где в наиболее укромных местах каждая семья имела своего рода лесной хутор – телем (теле – «зима»), где занималась звероловством и ремеслом. Теммы – зимницы - служили также надежным укрытием во время нападения врагов. По своей территории мордовское население размещалось в целом равномерно. Большая часть площадей выглядела как промысловые угодья: пустующих ничейных территорий не было. Однако в удобных долинах малых рек создавались очаги с более плотным населением, и назывались они по имени этих рек или центральных населенных пунктов, например, беловодская мордва. Одним из таких центров очажного расселения, вероятно, являлось село Мордовский Белый Ключ. В Карсунском районе такими очагами были село Беловодье с его окрестностями и большой участок с нынешними селами Потьма, Большая и Малая Кандарать, Вальдиватское, Кивать.
В старинных грамотах можно прочесть, что местность, ныне занимаемая Карсуном, была покрыта дремучими лесами и составляла мордовские бортные ухожаи (пчеловодные места), бобровые гоны и рыбную ловлю. Такие же промыслы мордвы находились в лесистом междуречье Волги и Свияги, где впоследствии был основан город Симбирск. На самом Венце стояла мордовская деревня Кирдяево, другие деревеньки размещались по берегам Волги и Свияги. На территории города археологи раскопали десять кладбищ и остатки нескольких мордовских селений, одно из них располагалось на месте улицы Гончарова. Сказанное свидетельствует о том, что мордва здесь жила постоянно. Это подтверждают и татарские летописи.
Во второй половине первого тысячелетия нашей эры у мордвы началось разложение первобытнообщинного строя и образование феодального общества с элементами домашнего рабства в раннеклассовый период. У нее были летописные крупные князья Пуреш и Пургас и даже фольклорный царь Тюштя, наделенный всеми атрибутами феодального правителя. Дальнейшему развитию государственности народа помешало монголо-татарское нашествие.
Не позднее своих соседей мордовский народ освоил земледелие, домашнее животноводство и необходимые ремесла. Отличался он в металлообработке. Мастера-кузнецы изготовляли из железа и стали еще в домонгольский период около ста видов различных изделий, знали не один способ улучшения качества железа, вплоть до легирования. Любопытно, что медеплавильным и ювелирным делом здесь нередко занимались женщины. Впоследствии царизм запретил нерусским народам Поволжья заниматься кузнечным делом и даже покупать металлические вещи, которые можно использовать как оружие.
Торговые связи у эрзи и мокши достигали Урала, Средней Азии, Кавказа, большой товарообмен они вели со своими соседями. Предметами сбыта служили куньи, бобровые, лисьи, беличьи меха, качественно выделанные сыромятные и дубленые кожи, мед и воск, предметы земледелия, изделия из дерев, кости, металлов, льняные, конопляные и шерстяные ткани, растительные краски, а также охотничьи – ловчие птицы: соколы и кречеты.
Первой земледельческой культурой у эрзянских племен было просо. Еще во время матриархата женщины каменными мотыгами кое-как рыхлили супесчаную почву по берегам реки Суры, бросали в неё семена. И просо родилось. Просо по-мордовски называется «сура». Этим словом сперва называли просяные поля на берегу реки, а потом и реку стали называть этим же словом. Так возникло название красавицы Суры.
В те стародавние времена большим почетом пользовались мать-родоначальница, а также ее первая дочь, старшая сестра в роде или в патриархальной семье. Эрзяне старшую сестру уважительно зовут «ока», и в ее честь самый крупный правобережный приток Волги назвали Окой. Саму Волгу-матушку они звали «Рава», что созвучно мордовскому «ава» - «мать».
Мирный труд эрзян и мокшан на отчей земле постоянно нарушался нападением врагов. Им довелось сталкиваться со скифами, сарматами, печенегами, половцами, болгарами, монголо-татарами. Временами в неравной борьбе приходилось переносить горечь поражения, платить дань, нести тяжкое иноземное иго. Но народ бился и побеждал, сам уцелел и защитил свою землю, свою независимость.
Мордовский народ зародился, рос и мужал всегда рядом с русским народом. В начальные период были столкновения между русскими и мордовскими князьями из-за земель на не определившихся еще границах. Но общая опасность для обоих народов была со стороны сильных чужеземных врагов и  все теснее и теснее сплачивала их. Мордва вместе с русскими боролись за свержение ненавистного монголо-татарского ига, против крымских, ногайских, казанских ханов. Во время решающего похода Ивана IV (Грозного) на Казань мордовские ополченцы хорошо себя показали при взятии города и отличились как проводники русского войска к ханской столице через вековечные леса и полноводные реки.
Царь понимал цену проводникам и щедро награждал их. По преданию, Иван Грозный пожаловал большой участок земли проводникам – братьям по имени Эрзя и Масяй и основанный на этой земле город назвал в честь них Арзамас. Именем другого мордовского проводника Ичалки назван огромный лес – Ичалковский бор. Много земли получил проводник Ардатка. На ней он основал селение – Ардатов, теперешний рабочий поселок и районный центр.
Маршрут похода на Казань (участок Сурское - Астрадамовка) находился в 80-100 км от Вешкаймы, и северная часть нашего района могла быть втянутой в орбиту движения правого фланга русской армии: это – разведка, обходные маневры частей, снабжение продовольствием и фуражом.
Напротив Карсуна на правом берегу Барыша и сейчас внушительно выглядят земляные укрепления, существовавшие еще до возникновения Карсуна и Карсунской засечной черты. Большая четырехугольная площадка, опоясанная тремя рядами рвов и валов, упирается одной стороной в крутой берег реки. Некоторые специалисты утверждают, что эта крепость создана русскими войсками во время одного из трех казанских походов Ивана Грозного.
Вхождение мордвы в состав русских княжеств началось еще в домонгольский период и завершилось в основном к концу XV века, когда  оформилось Российское государство. К 1480 году, когда Русь сбросила иго монголо-татар, мордва в большинстве своем уже проживала в составе Московского великого княжества. В это время окончательно произошел исторический поворот в судьбе мордовского народа – он навеки связал свою судьбу с судьбой русского народа.
Трудящихся Мордовии и России объединяла и сплачивала совместная борьба против феодальной и капиталистической эксплуатации. Во всех крестьянских войнах рядом с русскими крестьянами сражались крестьяне мордовские и других национальностей Поволжья. Важные события народных выступлений, возглавляемых Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым, происходили в пределах Карсунского уезда, включавшего в себя нынешний Вешкаймский район. Это несколько крупных сражений повстанцев с царскими войсками у сел Урено-Карлинское, Усть-Урень и на речке Кандаратке, а также зверства царского воеводы Барятинского в селе Котяково зимой в 1670-1671гг.
Из числа повстанцев вышли известные народные предводители Мурзакайка, Фирс Иванов – крепостной Киндяковых, Алена Арзамасская и другие. Разинский атаман Алена собрала под знамя восставших за свободу около десяти тысяч бойцов. Отважная мордовская девушка со своим отрядом смело бросалась в бой, громила и обращала в паническое бегство царских воевод. Опозоренные и перепуганные каратели приписали ей колдовскую силу. Попав в плен, легендарная предводительница Алена, как и её предшественница, героиня французского народа Жанна д'Арк, была подвергнута мучительной казни – сожжению заживо.
В период революции 1905-1907гг.. на мордовской земле в городе Рузаевка была провозглашена Рузаевская республика во главе с распорядительным комитетом – органом власти рабочих и крестьян. Республика просуществовала с 10 по 21 декабря 1905года, но её пример, её слава прогремели на всю страну.
Вместе со своим старшим братом-  русским народом под руководством коммунистической партии трудящаяся мордва продолжала борьбу за свое освобождение от классового и национального угнетения. 5 марта 1917 года в будущей столице Мордовской АССР – городе Саранске был создан первый Совет рабочих депутатов. Октябрьская революция дала угнетенным народам свободу.
Тысячелетнее соседство с русскими наложило благотворный отпечаток на весь жизненный уклад мордвы, на её материальную и духовную культуру. Общие черты легко обнаруживаются в древней религии, устном народной творчестве русских и мордвы. Былинный богатырь Илья Муромец борется со злом и защищает границы и города Руси. Его фамилия и прозвище «Муромец», видимо, указывает на то, что он происходил из обрусевшего мордовского племени «мурома» или из центрального поселения этого племени - города Мурома.
Древнейшим занятием мордвы было бортничество – сбор меда диких пчел, а с XIV века - пчеловодство. С любовью, как к живым существам, они относились к бортным медяным лесам, давали им красивые названия. Приток реки Пьяны, по берегам которой росли вековые леса, назвали на своем языке Анда (Андамо), что в переводе на русский означает «кормилица», приток Суры, протекающий, через большой лесной массив, нарекли Медяна («медь» - мед). Постоянная связь с пчелами отразилась на представлениях людей об общественной жизни, которая, казалось, напоминает пчелиную семью, пчельник, которым руководит второй сын богини-матери Велень-Нешке-Паз, устроитель сельских общин.
Потусторонний мир представлялся тоже в виде пасек. Души всех умерших попадали в темный пчельник к третьему сыну Ангепатяй Назаром-пазу, богу зимы, ночи и луны. Он отбирал души хороших людей и отправлял их в небесную пасеку, а души дурных людей прогонял к Шайтану. К числу отраслевых божеств относились Пакся-патяй, богиня полей, огородов и лугов. Ведь земледелие – открытие женщин, а не мужчин. Поэтому посевам покровительствует богиня. Богами того же рода были Пургене-паз, бог грома, Ведь-паз-бог воды, Нешкене-тейтерь – девушка - пасечница, богиня судьбы Вирь-патяй, богиня лесов,  Варма-паз, бог ветров. Менее значительными были боги и духи (дух по- мордовски называется «озамс»): Кардо-паз, домовой, Туво-озамс, Реве-озамс, Айгор-озамс, Килей-озамс, Пекше-озамс и т.д.- добрые духи свиньи, овцы, жеребца, березы, липы.
Верования поддерживались строгим соблюдением языческих обрядов: молебствий (молян), праздников, жертвоприношениями. Моляны были общественными, на которые собирались всем селом, волостью, а то и уездом, и домашние. При домашних, семейных молянах, жертвоприношения совершались на печном шестке и в центре двора, где у каждого домохозяина имелась небольшая яма – кардо-сярко, покрытая каменной плитой. В эту яму стекалась кровь всех закалываемых животных. Домашние жертвоприношения совершались на кладбище прямо у сруба 5-6 венцов с двухскатной крышей, как правило, он ставился над каждой могилой.
У языческой мордвы не было ни храмов, ни развитого жречества. Общественные моления совершались либо в поле на обгороженном жердями или плетне мольбище, либо на лесных полянах. Для проведения обрядов из числа самых почитаемых сельчан избирались 12 прявтов (старейшин). Хотя они избирались на один год, некоторые из них занимали должность прявта практически пожизненно, имели авторитет в общине, оказывали на нее влияние. Прявты, разделившись на группы по три человека, выполняли определенные обязанности: вели религиозный календарь и намечали сроки молян, обычно на одну из пятниц – почитаемый день недели, собирали людей на мольбище, хранили священную утварь – ковши, котлы, рычаги, кадки, ножи и т.п., собирали продукты и деньги с населения для праздника, закупали жертвенных животных – крупный рогатый скот, свиней, овец, обязательно одномастных, закалывали этих животных, спускали кровь в жертвенную яму, варили мясо. Под их руководством заранее приготовлялись обрядовые кушанья: яичница, яйца, крашенные отваром луковой шелухи, пироги с кашей, сыта из меда, напиток пуре, сделанный из мореного, т.е. перебродившего без хмеля, меда.
Один из прявтов, называемый возатя, исполнял роль ведущего на моляне. Он незаметно забирался на священное дерево и оттуда, как бы невидимый, подавал команды: «Чатьмонеде!» («Молчите!») все успокаивались; с дерева раздавалась друга команда: «Ознадо!» («Молитесь!»). Молились эрзяне вместе и мужчины, и женщины, одетые в специальные белые балахоны (род халата). Вставали лицом к востоку, вытягивали вверх обе руки и, глядя в небо, вполголоса пели позморо – молитву. Затем с вытянутыми вниз руками кланялись  земле. Примерно через полчаса по команде возати все вставали на колени и продолжали поднимать лицо и руки к небу и делать земные поклоны.
Летописцы сравнивали моления эрзи с березовой рощей, качающейся под сильным ветром.
Слова и смысл молитв были просты и понятны. Обращаясь к тому или иному богу, мордва просили: «Помилуй, защити, сохрани нас, мы есть хотим – уроди хлеба, обереги скот наш». Просили у своих божеств дров, бревен на избу, березовых веников, лаптей, мочала и т.д. Девушки, обращаясь к Анге-патай, шептали: «Матушка, помоги мне чисто жить, пришли поскорей хорошего жениха!» Позднее возникла такая обязательная молитва: «Чама-паз, помогай русскому чарю (царю), хорони (сохрани) белого чаря!»
Когда настанет время возношения жертвы, возатя спускается со своего дерева, подходит к ритуальному очагу и начинает раскладывать в священные ковши куски мяса и другие продукты, разливать пуре. Потом, называя имена главных богов и говоря: «гляди, бери», вываливает и выливает приготовленное в огонь. Угостив богов, возатя со словами «гляди, бери» обращается к «чарю» и выбрасывает в костер его долю. В третью очередь жертва приносится чиновникам. Во все это время собравшиеся продолжали молиться, разместившись вокруг алтаря жертвоприношения. Музыканты на дудах, сделанных из бычьих пузырей (подобие волынки) и на тростниковых свирелях исполняют соответствующие моменту мелодии.  Моляны завершаются воздаянием ритуальной пищи всем присутствующим.
Знанием языческой религии мордвы мы обязаны известному русскому писателю и краеведу Павлу Ивановичу Мельникову-Печерскому и саранским мордвоведам.
Христианизация мордвы началась очень давно, но её результаты оказывались весьма скромными. Нередко мордва с оружием в руках выступала против христианских миссионеров, пряталась от них в своих непроходимых лесах, покидала навсегда родимые места. Выступления против крещения приняли широкие размеры в XVII веке во время деятельности известного патриарха Никона, при котором на Руси произошел церковный раскол. Никон, сам мордвин по национальному происхождению, рьяно поддерживал правительственную политику христианизации и русификации, а через них и феодальное закрепощение мордвы и других «инородцев». Именно с этого времени начинается массовый отход мордвы и чувашей в низовья Волги, на Северный Кавказ, в Сибирь и даже за границу.
Притеснения инаковерующих усилились с принятием в середине XVII века царского указа о принудительном крещении язычников в Поволжье. В итоге не менее трети мордвы и чувашей оставили навсегда свои земли. Согласно упомянутому указу, повсюду создавались пункты насильственного крещения. У нас такой пункт появился в Архангельском Куроедове. Здесь построена специальная церковь для новокрещенных, сделана попытка создания монастыря, предоставлены льготные условия для деятельности самой церкви и духовенства.
Долго не склонялась мордва к новой вере: процесс этот протекал в виде двуверия  и приспособления языческих богов к христианским. В конечном счете верховный бог Чама-паз превратился в Саваофа, Анге-пятай стала богородицей Марией, Нешке-паз – Иисусом Христом, Пургене-паз, как древнеславянский бог грома Перун, - Ильей Пророком и т.д. До самой Октябрьской революции мордву и чувашей наказывали за соблюдение старинных обрядов, ломали их мольбища, уничтожали заветные предметы для жертвоприношений.
В быту мордвы долго держался обычай похищения невест. При этом соблюдались строго два неписаных правила. Во-первых, жених во время похищения должен быть в трезвом состоянии, и, во-вторых, невесту можно забирать только тогда, когда она находится под открытым небом, безразлично, ночью или днем. При удачном похищении девушку и парня немедленно закрывали на три дня в амбар. В это время родные со стороны жениха нет- нет да и подойдут к амбару и стучат поленом в стену, приговаривая: «свыкайтесь, свыкайтесь!» Утром  на четвертый день к амбару собирались родные, выпускали молодых и поздравляли с законным браком. Начиналась веселая свадьба.
Похищение невест и многоженство бытовало и у славян. В Несторовой летописи по этому поводу говорится: «Муж умыкиваху девицу, имяху же по две и по три жены». Женились не только путем похищения невесты, но и по обоюдному уговору. В таких случаях жених в первый день свадьбы не допускался за пиршественный стол. С раннего утра, не евши, не пивши, он обязан где – то спрятаться и никому не показываться на глаза. Только вечером, когда разойдутся гости, его находят и приводят в амбар, где его ждет невеста. Сопровождающие толкают жениха в шею и, обращаясь к невесте, говорят: «Вот тебе волк». Видимо, уже язычники понимали, какую хорошую услугу обычай трезвости делает для здоровья потомства новобрачных.
Отец и мать выданную дочь после свадьбы начинают звать не своей, а ихней. В новой семье ей дается новое имя. Часто женщины именовались названием птиц – лебедь, горлинка, ласточка и т.д. Многие дохристианские личные имена восходят к древнемордовскому или даже прамордовскому языку, давно не употребляются и теперь их смысл не всегда ясен даже специалистам. В большом количестве они сохранились в названиях населенных пунктов и в основе родовых фамилий.
Вот несколько типичных имен и производные от них: Волгапа, Сырята, Арапа (Арапов, Волгатин); Виряс, Вечкис, Тумыс, Арзамас, Сыресь (Вирясов, Тумысов, Арзамаскин, село Сыресево); Промза, Чамза, Вечканза (села Промзино, Чамзинка); Болдас или Балдас, Полдас, Полдамас (Балдов, села Балдино, Полдамас); Парапа, Парака, Аляка (Паркаев, Алякин); Киндяй, Чамай, Курай, Коляй, Каляй, Шиминдей, Самай, Камай, Живай (Киндеев, Чамаев, Куракин, Каляев, Шиминдеев, Камаев,села Самаево, Живайкино); Сайгуш, Теньгаш, Якуш, Ермош, Тетюш (Сайгушев, Теньгаев, Якушев, Ермошин, город Тетюши, село Тетюшское, ст.Якушка); Рузават, Инжеват, Череват, Чичеват (Рузанов, Инжеватов, Череватов, Чичеватов). Попробуем определить значение некоторых имен: Сыряпа – водянистый, слабый; Парапа – хороший; Виряс – лесной; Вечкис-любимый и т.д.
Одно и то же имя имеет несколько вариантов.  Наши коченяевцы называют по - мордовски свое село Куцянь веле (Коци), от личного имени Куця или Коча, Коченяйка, Кученяйка.
Мордовские песни и пляски часто сопровождались музыкой, исполняемой на дуде, свирели, колокольцах и бубенцах, балалайке, кайе (подобие скрипки), а то и просто на печной заслонке или обыкновенной пиле. Некоторые мордовские мелодии увековечил гениальный русский композитор А.П. Бородин в опере «Князь Игорь». Создавая свою оперу, Бородин оказался проездом в Симбирской губернии и специально задержался на несколько дней для записи мотивов мордовских народных песен. В письме к известному музыковеду Смоленскому Бородин сообщал, что он в течение нескольких недель не может покинуть этих мест, где целыми вечерами находится во власти чарующих мелодий мордовских песен.
Друг И.Н. Ульянова Ауновский, хорошо знавший, как и Илья Николаевич, мордву, оставил такую запись: «Веселость составляет одну из отличительных черт мордвы. Порадует ли что мордвина – он радость свою выражает в песнях протяжных и заунывных. Не тужит он – ни в холод, ни в голод. В летнюю страдную пору, после дневных трудов, он с песней возвращается домой, как бы с веселой пирушки». Много писал об этом народе  Горький. В рассказе «Знахарка» он вывел колоритный образ трудолюбивой и волевой женщины -  мордовки, которая под видом знахарки выступала с протестом против угнетения мордвы самодержавием. Герой горьковского рассказа «Мордовка» русский рабочий парень видит в девушке - мордовке обаятельного человека, она внимательно слушает рассказы Павла о борьбе трудящихся за свое освобождение.
Виднейшими просветителями мордовского народа были Илья Николаевич Ульянов и В.Х. Хохряков, инспектор народных училищ Пензенской губернии. Первым мордовским ученым и просветителем стал М.Е. Евсевьев. Много сил изучению языка и фольклора мордвы отдал выдающийся языковед России академик А.А. Шахматов. Выходцем из мордовского народа был декабрист А.В. Веденяпин. С мордвой связана жизнь прогрессивных писателей Н.М. Сатина, И.В. Селиванова, А.А. Тучкова и поэтов, революционных демократов А.И. Полежаева и Н.П. Огарева.
Среди выдающихся зодчих стоял и представитель мордовского народа М.П. Коринфский, ученик великого Воронихина. В стиле русского классицизма Коринфский создал в разных местах прекрасные здания – памятники архитектуры, среди них несколько корпусов Казанского университета, здания дворянского собрания в Симбирске  (дворец книги имени в.И. Ленина), великолепный комплекс гостиного двора в Карсуне, основной корпус которого в годы Советской власти отведен под народный дом и кинотеатр. Из эрзянской крестьянской семьи вышли известный художник В.Ф. Сычков и выдающийся скульптор С.Д. Нефедов Эрзя.

III
Исторические судьбы мордовского и чувашского народов имеют много общих черт. Национальное происхождение чувашей обусловлено взаимовлиянием финно-угров и волжских болгар. На территории современной Чувашии с глубокой древности складывалась определенная общность людей, которую ученые называют финно-угорской основой чувашей. Примерно с VIII века на этой территории появляются тюркоязычные племена болгар-сувазов, пришедших с Приуралья. С их приходом начался процесс смешения сувазов с финно-уграми и тюркизация последних. После разгрома монголо-татарами волжско-камского государства болгар в XIII веке и массового переселения болгар в правобережье Волги, на земли будущей Чувашии, тюркизация финно-угрской основы еще больше усилилась. Так, в основном к XV веку сформировалась чувашская народность, получившая свое название от племени сувазов.
Первое упоминание о чувашах в русских письменных источниках относится к 1524 году. Общая численность чувашей по переписи 1970 года- 1млн. 694 тыс. человек. Из них 856 тыс. проживает в Чувашской АССР, образовавшейся в 1925 году. В нашей области чуваши компактно живут в Цильнинском районе. Там у сел Тимерсяны, Богдашкино и др. сохранилось много памятников старины, указывающих на то, что чуваши в этих местах живут испокон веков.  Там же находится гора, покрытая в прошлом густым лесом и считавшаяся обиталищем языческого божества Керемети.
В 1898 году в номере 30 «Симбирских ведомостей» опубликована статья, в которой говорится, что среди чувашского населения села Каргино Карсунского уезда существует преданье о том, что предкам их Карабаю Кастрову «со товарищи» за верную царскую службу пожаловано было в поместье то место, где впоследствии будет основан Симбирск. По прибытии старейшин на пожалованную землю Карабаю три ночи подряд якобы снились сны, предвещающие возникновение в будущем на этом месте русского города. Старики пришли к единогласному заключению оставить предложенную им землю и взамен ее приискали другое место среди лесов и гор по речке Белый Ключ, куда и переселились.
За годы Советской власти Чувашия стала одним из индустриальных центров страны, краем передового сельского хозяйства.
В Вешкаймском районе нет татарских сел, но есть они поблизости, да и у нас на каждом, вероятно, промышленном и сельскохозяйственном предприятии трудятся люди этой национальности. Из книги Владимира Чивилихина «Память» можно получить много сведений о татарах. В раннее средневековье на просторах Центральной Азии обитали племена, которые носили китайское собирательное название «та-та» или «татань». Эти племена в конце XII – начало XIII веков полностью были уничтожены Чингисханом в отместку за отравление ими его отца. Часть пленных «та-та» Чингисхан в сражениях бросал на верную смерть, и поэтому ударную подневольною часть авангарда его армии стали называть «татары». Потом это прозвище, очевидно, перенеслось на все грабительское войско. Так возникло понятие «монголо-татары».
Войско Батыя – Субудая, вторгшееся в XIII веке на Русь, было исключительно разноязычным – в нем монголов насчитывалось совсем мало, а собственно татар вовсе не было и быть не могло, они возникнут позднее. Так что нынешние татары не имели никакого отношения ни к монголо-татарскому нашествию, ни к игу монголо-татар.
В домонгольский период отмечены две волны продвижения из центрально-азиатских степей в Восточную Европу и Западную Сибирь тюркоязычных племен (3-4 и 5-6 века). Часть из них проникло в Среднее Поволжье, воспринимала элементы культуры местных финно-угров и частично смешивалась с ними. Однако эти пришельцы не назывались татарами.
Огромная империя завоевателей – Золотая Орда – постепенно приходила в упадок и распалась на отдельные феодальные ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Ногайское, Сибирское. В XV-XVI веках, в период существования этих ханств, в результате слияния потомков завоевателей с местным населением сформировались отдельные группы современных татар: крымских, казанских, астраханских, нагайских. Феодальная верхушка этих ханств совершала бесконечные разбойничьи набеги на земли русских, мордвы и чувашей.
Национальные корни казанских татар уходят к многочисленному и стойкому народу – волжским болгарам, создавшим в X веке богатое и сильное государство – Болгарию Волжско – Камскую, - ставшее первой жертвой нашествия монголо-татар. Часть побежденных болгар бежала в Правобережье Волги к суварам, а большинство осталось на месте и постепенно слилось с завоевателями, которых было значительно меньше, чем болгар. Так исчезли болгары и появились казанские татары, вернее, отатарившиеся болгары. По религиозным верованиям они мусульмане суннитского толка.
Татары, как и другие нерусские народы Поволжья, относились к разряду удельных крестьян – они были крепостными императорского дома Романовых. Вот что рассказывает о притеснениях татар историк Н.П. Гриценко в своей докторской диссертации «Удельные крестьяне Среднего Поволжья». Татар, уклонявшихся от православия, избивали, заставляли в двойном размере платить оброк и подати, предавали суду, ссылали в Сибирь, переселяли в христианские села и деревни, насильно крестили.
Так в 1841году 26 татар из сел Уразовка и Нагаево Карсунского уезда по решению Сибирской палаты уголовного суда и распоряжению удельного начальства переселили в русское селение Студенец Сызранского уезда. Переселенные крестьяне не желали на новом месте обзаводиться хозяйством, 8 раз убегали в свои старые селения, не хотели подчиняться властям. Доведенные до отчаяния, одни татары оказали сопротивление властям, другие пытались покончить жизнь самоубийством. Четверо татар, закрывшись в избе, грозили оттуда зарубить топором каждого, кто попытается взломать дверь. Они кричали, что, пусть их сошлют в Сибирь на поселение, а в Студенце жить не останутся. В конечном счёте некоторых крестьян сослали в Сибирь, других жестоко избили.
Удельного крестьянина из села Татарские Горенки Халикова долгое время преследовали за то, что он женился не по христианским обрядам на девушке Акимовой и не крестил своих детей. В 40-х годах прошлого века их дважды предавали суду «За противозаконную связь и прижитие двух детей». Не выдержав издевательств, они бежали в Сибирь. Недолго продолжалась свобода: в Тобольске Халикова с семьей задержали и отправили в г. Карсун. Халикова обвинили в том, что он жил в Сибири по подложному паспорту, а жену -  за бродяжничество. Сибирская палата уголовного суда заочно решила Халикова наказать 100 ударами розг, а жену его – 8 ударами, сверх того, отправить их к духовному начальству «для назначения им за любодеяние церковного наказания». Выслушав приговор в Карсунском остроге, Халиков и жена его заявили, что на церковное покаяние они не пойдут, «совокупного сожития» не оставят, с детьми своими не расстанутся, а крестить их не будут. Супругов довели до такого состояния, что они готовы были на все: он- «на смертную казнь», она- «удавить детей и сама удавиться». После таких заявлений их снова судили: мужа приговорили к 3 годам заключения в смирительном доме, а жену наказали розгами – 60 ударов. Желающим подробно изучить подлинные документы о названных фактах надо в Ульяновской госархиве посмотреть фонд 318, опись 3, дело 220 и ф.115,оп.26,д.2.
Из нерусских народов Поволжья татары самый многочисленный. Их в татарской АССР живет 1,6 миллиона человек. Всего татар в СССР насчитывается около 6 миллионов человек.
Эстонцы относятся к финно-угорской языковой системе (прибалтийская ветвь – эстонцы, суоми, карелы) и живут в Эстонской Советской Социалистической республике. Никто не знает, как наши эстонцы попали на берега речки Стемасс. В целом же поляки, литовцы, латыши, эстонцы оказывались в глубине страны в результате войн, которые русским пришлось вести на западе в середине века. Военные обстоятельства иногда заставляли перемещать целые населенные пункты.
Бывало так: попав в плен и оказавшись где-то на среднем течении Волги, люди после окончания войны не изъявляли желания возвращаться домой. Перевозили оттуда свои семьи и поселялись навсегда здесь. Так складывались национальные селения вроде Ляховки, Панской слободы, двух Панских улиц в старом Симбирске и т.д.
Много людей из Прибалтики пожелали жить в Советской стране после Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны.
В Вешкаймском районе живут и трудятся люди разных национальностей. Примером прекрасного содружества русских и чувашей служит передовой колхоз имени Кирова. Работая сплоченно и дружно, колхозники двух национальностей превратили свое хозяйства в подлинный зернотрест и мясомолочный цех района, а село Каргино – в культурный центр


Рецензии