Посиделки

  Кого и чем сегодня можно удивить?
Если благодаря одному только интернету, можно
не выходя из дому, побывать в любом уголке
Земного шара. Нажал нужные кнопки, и пожалуйста, -
ответ на любой вопрос. Ну, почти на любой.
Иногда кажется, что даже встреча с инопланетными
пришельцами не вызовет большого удивления.

   В годы моего детства, уже никто не махал рукой
пролетающему самолёту, да и за проезжающим
автомобилем не бежала детвора всей деревни. Хотя
до теперешнего комфорта было ещё далеко.

   Мне очень повезло! Оба Дедушки вернулись
с войны живыми, здоровыми. Бабушки были при них,
переживши годы оккупации. Вот родители и привозили
меня погостить, на недельку, то к одним то к другим.

   Надеюсь все замечают, что люди теперь больше
сторонятся друг - друга, замыкаясь в своей "зоне комфорта,"
а тогда всё было ровно наоборот.
Что такое телевизор, в деревне только слышали, вот и
собирались по вечерам, на так называемые - посиделки.
Сегодня у одних, завтра у соседей и так дальше.
Непременно большая миска семечек, а иногда и гармошка.
Коротали время, обмениваясь новостями, вспоминали прошлое.
Обсуждение касалось самых разнообразных тем,
от насущных проблем до ошибок правительства.
  Я крутился рядом или сидел у кого на коленках, слушая
речи старших. Иногда переходили на шёпот и тогда
мой слух обострялся особенно.
   Многое из услышанного понял только через года,
но именно такие посиделки считаю главным источником
моих познаний, про период не задолго до моего рождения.
Тем более, что всё как говорится, - из первых уст.

   А однажды, о чудо! Мои родители, молодые люди,
купили и привезли телевизор! С таким маленьким экраном.
Вечера преобразились, теперь вся улица собиралась
в нашем доме для просмотра передач Центрального Телевидения.
Были и курьёзные случаи. Многие норовили заглянуть
в корпус телевизора через отверстия на задней стенке, -
"как эти маленькие люди туда попали?"
Да чего там, я и сам подумывал как бы их оттуда достать.

   А теперь вот, интернет!
И у меня фотографии из иностранного архива.
Снимал какой-то немецкий младший офицер.
Эти фото 1941 года, август-сентябрь, когда фашистские
войска, из дивизии SS "Wiking", занимали прибрежные сёла
в нашем районе. И в дальнейшем, если не было сопротивления,
шли дальше, передавая свои позиции итальянцам
из дивизий "Celere" и "Pacubio".

   Странные чувства испытал разглядывая этот архив.
Ведь это именно те, о которых я столько слышал на посиделках!    
Которые прошли и по нашей улице! Те, кто угрожал моему
появлению на свет! И вот я смотрю в их глаза.
В глаза тем, кого непременно видели мои предки.
Хотя многое с тех пор изменилось, некоторые детали
местности, по фото, узнаваемы и сегодня.

   Прабабушка, Пелагея Ивановна, вырастила двух дочерей и сына.
Сын был самым младшим, 1914 г.р. С войны не вернулся.
Всю жизнь она его ждала.
Уже будучи возрастом за восемьдесят, часто выходила
на дорогу и подолгу всматривалась в даль.
 - Бабушка, пошли в дом, скоро обед, - звала её внучка, моя мать.
 - Вот если бы смотрю, а Иван выхооодит из-за поворота...,-
тяжело вздыхала бабушка.
 


Рецензии