Гора Арарат. Не просто точка на карте

Арарат— вулканический массив на востоке Турции; самая высокая вершина Турции и Армянского нагорья; относится к стратовулканам.

Стратовулкан (от лат. stratum «слой») или слоистый вулкан — это тип вулкана, имеющий коническую форму и сложенный из множества затвердевших слоёв лавы, тефры и вулканического пепла. Характеризуется высокой, крутой формой и периодическими взрывными извержениями.

Извергаемая лава вязкая и густая, она застывает прежде, чем успевает далеко распространиться. Такие вулканы растут быстро вверх. Стратовулканы распространены в зонах субдукции, образуя цепочки вдоль границ тектонических плит там, где океаническая плита движется под континентальную или другую океаническую плиту. Вероятно, Арарат проявлял активность в III тысячелетии до нашей эры; под пирокластическими потоками были найдены артефакты раннего бронзового века и останки человеческих тел.

Однако, оказывается, есть свидетельства и более поздних извержений Арарата, относящиеся к первой половине XIX века. В дореволюционном учебнике отечественной географии можно прочесть, что  в последний раз вулканические силы Арарата напомнили о себе 2 июля   1840 года, когда погибло несколько тысяч человек в окрестных городах и селениях от  потоков воды и грязи, и от предшествовавших им ударов землетрясения.

Арарат находится по правому берегу среднего течения реки Аракс в 16 километрах от границы с Ираном, в 32 километрах от границы с Арменией.
Состоит из двух слившихся основаниями конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого Арарата — 5165 метров над уровнем моря, высота Малого Арарата — 3896 метров (согласно другим источникам — 3925 м). Расстояние между конусами 11 км.

В Европе гору называли Араратом со времен средневековья, поскольку ее начали отождествлять с "горами Арарат", описанными в Библии как место упокоения Ноева ковчега, несмотря на утверждение Бытие 8:4, что факт  не относится конкретно к горе Арарат.

Гора находится за пределами современной Армении, но  является главным национальным символом Армении и для армян она считается священной горой. Она хорошо видна из столицы Еревана и занимает видное место в армянской литературе и искусстве.  Она изображена на гербе Армении вместе с Ноевым ковчегом.

Сегодня, после распада СССР и попыток нагло оторвать бывшие союзные республики от русского мира, эту часть Кавказа стали называть Южным Кавказом, а во времена Александра Сергеевича Пушкина многие пытались назвать эту территорию проклятым краем. Современник Пушкина писатель  Павел Александрович Катенин в сонете создал устрашающий образ:

Громада тяжкая высоких гор, покрытых
Мхом, лесом, снегом, льдом и дикой наготой;
Уродливая складь бесплодных камней, смытых
Водою мутною, с вершин их пролитой;
 
Ряд безобразных стен, изломанных, изрытых,
Необитаемых, ужасных пустотой,
Где слышен изредка лишь крик орлов несытых,
Клюющих падеру оравою густой;

Цепь пресловутая всепетого Кавказа,
Непроходимая, безлюдная страна,
Притон разбойников, поэзии зараза!

Без пользы, без красы, с каких ты пор славна?
Творенье божье ты иль чертова проказа?
Скажи, проклятая, зачем ты создана?;

Напомню, что ПАДЕРА, падора ж. новг. пск. арх. перм. сиб. буря с вихрем, дождем, со снегом, зимнее ненастье, дряпня, мокредь, метель, вьюга, при сильном ветре; падарь, зимняя непогодь, снег и ветер. Не было ни бури, ни падари. (Наумов).
 Падорога ж. стар. (от дорога?) метель, вьюга или буран. Из утра была падорога велика, замятня, снег, стар.
Падерит, идет мокрый снег перм. Падер м. падера ж. кур. пск. ниж. бранно: одер, одрань, падаль, стерва. Падорня ж. кур. падрина вор. остожье, подстожье, подстилка под хлебный скирд. Падры ж. мн. ниж. сбруя, амуниция; шарабара, бутор, скарб. Толковый словарь живого великорусского языка


«Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А.С. Пушкина  не прибавляет радостных красок и чувств об этом крае, воспетом Шиллером и Гёте. Во-первых, эта первая и по сути единственная поездка поэта за границу омрачена встречей с телом убитого в Тегеране Александра Сергеевича Грибоедова, во-вторых, он наблюдает жестокие бои, очень опасные перестрелки, жестокость врага. В третьей главе, Пушкин приводит яркий пример:

«Человек 15 наших было уже ранено. Подполковник Басов послал за подмогой. В это время сам он был ранен в ногу. Казаки было смешались. Но Басов опять сел на лошадь и остался при своей команде. Подкрепление подоспело. Турки, заметив его, тотчас исчезли, оставя на горе голый труп казака, обезглавленный и обрубленный. Турки отсеченные головы отсылают в Константинополь, а кисти рук, обмакнув в крови, отпечатлевают на своих знаменах. Выстрелы утихли. Орлы, спутники войск, поднялися над горою, с высоты высматривая себе добычу».

А ещё Пушкин рассказал о народе, который живёт у подножия горы Арарат. Вот этот отрывок:

«Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка подымала нас на заре. Сон в палатке удивительно здоров. За обедом запивали мы азиатский шашлык английским пивом и шампанским, застывшим в снегах таврийских. Общество наше было разнообразно. В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее».


Арзрум (Карин) - столица Западной Армении. Город этот считают на 600 лет старше Рима. Его основал Каранни, сын Марияса, армянский царь, правитель государств Хайаса, который правил в 1400-1375 годах до нашей эры.
Каранни вёл многочисленные войны против Хеттского царства. Город этот
на 593-618 лет, старше Еревана. На протяжении многих веков  Карин оставался главным городом провинции Барцр Хайк (Высокая Армения), одним из главных армянских городов. В Арзрум  он был переименован вторгшимися в Армению сельджуками (тюркскими  захватчиками, пришедшими с  территорий  современных Узбекистана и Туркменистана). Даты не назхываю, поскольку они были вычислены в 17 веке при создании хронологии от Рождества Христова.

Несмотря на захват города  войсками монголов, туркмен, а затем османов, Эрзерум практически всегда  оставался этнически армянским городом, даже тогда, когда  многие армянские церкви были переделаны в  мечети. Европейские путешественники называли его столицей Османской Армении.

Эрзерум 3 раза брали русские войска (1829 год, 1878 год и 1916 год) и каждый раз возвращали его  туркам. И всякий турки  мстили армянам за то, что те поддерживали русских во время войны. Такое впечатление, что сейчас готовится  новый разгром армянского населения, и в этом преуспевают западные партнёры премьер-министра Николы Пашиняна.

Исходником  для обращения к этой теме и этих рассуждений послужили слова из словаря Владимира Ивановича Даля

«АРАРАТ ГОРА ВСЕМ ГОРАМ ОТЕЦ».

Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении.
Известный художник-маринист Иван Константинович Айвазовский рисовал гору Арарат не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения» и подвёл к картине «Сошествие Ноя с горы Арарат».

Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской империей и Персией. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией.

По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года, вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а южные склоны Малого Арарата стали местом, где сходились границы всех трёх империй, при этом вершина горы также перешла в состав России. Это не было случайностью, это  отражение политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой.

По условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 км от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории.

В 1927—1930 годы  существовала Араратская Курдская Республика,  одно из курдских государственных образований в новейшее время.

Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической Республики Армения в 1918 году, которая также называлась Араратской республикой.

Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской Федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует на современном гербе Республики Армения, дополнен  изображением Ноева ковчега.

Кстати, в ответ на протест турецкого правительства против того, что на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции».

Расстояние между вершинами Большого и Малого Арарата составляет 11 км. Вулканы разделены Сардар-Булакской седловиной. Основание обеих вершин около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник Святого Якова, длиной около 2 км). Большой Арарат от 4250 м и выше покрыт вечными снегами.

Высота над уровнем моря вершины Большого Арарата составляет 5165 м, Малого — 3896 м.

Примечательный факт:  несмотря на свою массивность и наличие вечных снегов и ледников, Араратские горы не дают начала ни одной реке.

Первое документированное в новейшие времена восхождение на Большой Арарат совершил 27 сентября (9 октября) 1829 года профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот в рамках исследовательской экспедиции  на Арарат через год после заключения Туркманчайского мирного договора, по которому вершина Арарата перешла от Персии к Российской империи. Вместе с Парротом на вершину поднялась сопровождающая его группа: переводчик и проводник Хачатур Абовян, двое солдат 41-го егерского полка — Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов, а также двое крестьян из села Ахури — Ованнес Айвазян и Мурад Погосян. Паррот  написал:

«Мы прошли без пауз ещё несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатёр вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть ещё один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»

Первое восхождение в одиночку  за 24 часа совершил Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года.

Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах.

Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года.

 Первое зимнее восхождение в одиночку совершил бывший председатель Федерации альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года.

В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских».

Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.

Я не буду пересказывать многочисленные легенды  о Всемирном потопе, Ное, ковчеге и их связи с Араратом. Отмечу другое – Арарат не входит в тройку величайших вершин Кавказа и только по этому основанию Арарат не может считаться отцом всем горам. К тому же Кавказ – не самая высокая горная система на Земле.

А кто знает, может быть,  во времена Великой Империи Араратом называли совсем другие горные вершины? А может быть, Араратские горы – это тот гигантский материк в голове планеты, который покрыт  льдами на много километров? Нужно время, чтобы всё понять, осмыслить и найти объяснение. Несколько лет назад никто не вспоминал про ТАРТАРИЮ, а ведь АРАРАТ справа налево – ТА-РА-РА.

Для справки:

Самые высокие вершины Кавказа
Эльбрус, 5642 м
Дыхтау, 5204 м
Шхара, 5193 м
Арарат, 5165 м
Коштантау, 5152 м
Джангитау, 5085 м
Пик Пушкина, 5047 м
Мижирги Западная, 5047 м
Казбек, 5033 м
Катын-Тау, 4979 м
Тетнульд, 4869 м

Самые высокие вершины Антарктиды
10. Вершина Бентли 4 245 метров.
9. Гора Сидли 4 285 метров
8. Гора Маркем 4 285 метров
7. Гора Рутфорд 4 350 метров
6. Гора Элизабет 4 477 метров
5. Гора Керкпатрик 4 480 метров
4. Гора Гарднер 4 528 метров
3 Гора Шинн 4 587 метров
2 Гора Тири 4 661 метр
1. Пик Винсон 4 892 метра


Рецензии