Анализ книги Гёте Годы странствования Вильгельма М

13 .  03  .  2024 
Анализ книги  Гёте 
«  Годы  странствования  Вильгельма  Мейстера  «   в  рамках  анализа  книги  Гессе   «  Игра в  бисер  « .

При   чтении  этой  книги  явственно  ощущаешь  ,  что  она  писалась  много  лет  ,  лет возрастания  самого  Гёте  .
Две  книги  о  Вильгельме  Мейстере  писались  в  течении  пятидесяти  лет  .  И  предполагалось  продолжение  ,  где  Вильгельм  Мейстер  стал  бы  подлинным  мастером  .
Или  , говоря  средневековым  языком  , магистром  .
 О  Вильгельме  Мейстере  Гёте  писал   более  ,   чем  писал                о  Фаусте   .  Вильгельмом  Мейстером  Гёте  дорожил  .
И  в  его  уста  он вкладывает все  свои  мысли  ,  которые  он  вырабатывал в течении  пятидесяти лет  , начиная  с  1777  года .
Но  в обеих  этих  фундаментальных  трудах  прослеживается  явно  то  ,  что  дело важнее  слова  .  То есть  в  начале  - дело  ,                а  потом  можно и  рассказать о  том  , что  было сделано  .
Надо  вспомнить  о  том  , какие  идеи  витали  во времена                Гёте  ,  чтобы  иметь   возможность    оценить книгу  .
Впрочем  , ограничивая  их  тем  ,  что могло повлиять  на  книгу  Гессе  «  Игра  в  бисер  «  и  как  продолжение  идей  ,   и  как       противопоставление   этим  идеям  идей  , выработанных столетие  спустя  .  Ибо  свои  идеи  Гессе   постулирует  как  принятые  от  так  называемых  основателей  игры  в  бисер  .
Показанной    им  в развитии  и  даже  в  предположении  того  ,  как  будет развиваться  игра  .
Недаром  он поместил  своё  повествование  в  далёкое                будущее  . Впрочем  , недооценив  , по моему  мнению  ,   темпы  развития   мирового  общества   , ускоренные  двумя  мировыми  войнами  , которые  послужили  триггером  для посттравматического     поведения  человечества   .
Ибо  человечество  глубоко  травмировано  .
Игра  прошлыми  смыслами  , впрочем  ,  также                ведёт   к  войне  .
Ибо  современными    русскими  методологами  было определено  , что  для  русских    существует потребность                жить  в  жестоком  государстве  , каким  бы  неумелым  оно                бы  ни  было .  То есть  , говоря  проще  «   родина  , пусть и  уродина  ,  но она  мне  нравится  , хоть и  не  красавица  .  « 
И  решили  не  заморачиваться  с новыми  смыслами  ,                как  и  полагается  в игре  в бисер  ,  а  перейти к обладанию  государственной  традицией  ,   то  есть   не  заниматься  прожектёрством  . Колеи  уже  проложены  в  историческом  пространстве  России  ,  и  ,  главное  ,  не  сойти  с   уже  проложенного  кровью и  потом  пути  .
Это и  есть  игра  в  бисер  на практическом  уровне  .
Традицию  нельзя    взять и  придумать  ,  а  необходимо  работать   с  уже  выработанными  смыслами  , решили  современные  русские  методологи  .
Уваров  из прошлого  , хоть и  плейбой  ,  и  в этом традиция  соблюдена  , но выработал  не  сам  , конечно  ,  но   с  помощью  сильной  поддержки  смысл  истории  России  :
православие  ,  самодержавие  , монархия  .
Как  говорится  , не  нами  придумано  , и  не  нам  отменять …
Это  на  западе  - игра  в  бисер  , игра  со  знаниями  ,  ещё  средневековые  схоласты  играли   в  неё  .
Собственно  говоря  ,  Гессе   назначил  в   одного  из основателей    ордена  игроков  в бисер  Альберта  Великого  .             И  поместил  в  начале  книги  эпиграф  как  бы  из Альберта  Второго  ,  за  которым  ясно просматривается  именно  что  Альберт  Великий  ,  учитель  Фомы  Аквината  .
  Притом текст  эпиграфа  Гессе написал сам  ,  отдав  его перевести  на  латынь  своим  друзьям  . Ибо  время  Альберта  Великого  - время  всеевропейского   использования   латыни  .
На  латыни  же  формировались  смыслы в средневековье  .
  А  Гессе    получил классическое  образование  .
В  которое  входило  как  знание  латыни  , так  и  знание  трудов  схоластиков  .  Которые  определили  на  века  способ  убеждения  .  Чем  знаменательно время  Альберта  Великого  ?
Пришло  множество  источников  , которыми  уже  можно  было  играть  . Определяя   смыслы  на  основе  изучения  трудов  Аристотеля  и  комментариев  к  нему  ,  которые  пришли                с  Востока  именно  , от  арабов  .
Для  арабов  ,  которые  пользовались    трудами  Аристотеля  ,  и  которые  были  врачами  - практиками  ,  чтение  Аристотеля  было  терапией  . Ибо  ещё  халифу   Аль  Мамуру  , который  жил  в начале  девятого   века ,   во  сне  явился  Аристотель  .
И  сел  на  краю  его  ложа  .  Вся  внутренность  халифа   наполнилась  благоговения  . Он спросил  :  Кто  ты  ?
Тот  ответил  просто   :  Аристотель .
Тогда  халиф  вопросил  , и  это вопрос  волнует  всё  человечество  :  Что есть  благо  ? 
И  этот  вопрос  повторялся  и   ответы  были  :
Что  хорошо  для  разума  …  для  закона  …  общины  …
Аристотель   , пришедший  во сне  , вдохновил  халифа  .
Именно  как  просвещённого  политика  .
А  Мехмет  , покоритель  Византии  , видел себя  кроме  того  потомком  защитников  Трои  и  как  бы  мстил  условным  ахейцам  за  разрушение  Трои  .
Тогдашнее   название  турок  -  теукри  -  понималось  как  потомки  троянцев  .  И  Ататюрк  в 1923   году  считал   то  ,  что современные  турки  имеют  троянское  происхождение  .
И  хотя  разрушитель  мифов  , начиная  с  главного  ,  как  он  считал  мифа  -  христианского   ,   Фрэзер  решил  , что  научное  мышление  уничтожает  мифическое  , он   глубоко   ошибался  .  Ибо  и  19  ,   и  20  века    показали  то  ,  что  сами  нации  возникли  из  мифов  .
Молодые  нации  создавали  и  до сих пор  создают  мифы  .
И  , когда  я  писала  «  Историю предательства  длиною                в  3000  лет  «  , я отмечала  то  ,  что начальствующие                в  Крийоте  , городе  рождения  и становления                Иегуды  иш Крийот  , брали  впечатляющие  воображение  истории  со  всего  окружающего  их мира  и  присовокупляли  их  к  истории  своего  города  .
Это возбуждало  гордость в  жителях  Крийота  , что  они  и  есть жители  издревле  славного  города  .
Надо  учесть  и  то  ,  что арабская  мысль  в  те  времена  касалась  двух  путей  познания  :   через  откровение  и 
через  природный  разум  .   
Притом  отличие  откровения     у  Востока  и  Запада  было  .  Коран  , как  считалось  , был  надиктован  ,  то есть  пришёл  непосредственно  от  Бога  .
Ветхий  же  Завет  евреев  ,   и  Новый  завет  христиан  был  получен  не  путём  диктовки  ,  а  путём  восприятия  откровения  через  человека  - пророка  .
Потому  то  Коран  сочли  более  достоверным  , а
  Мухаммеда  последним  пророком  ,  в  свете  откровений  которого  должно  было  рассматриваться  всё  .
На  западе  Аристотеля  стали  изучать  клирики  .
Они  не  практики  .  Они считали  ,  что 
в  вере  должны  быть убеждены  .
В  России  же  сакральное  значение  имели  обряды  .
Без  обьяснений  иногда  ,   а  вот   сами  объяснения                и  составляли  игру в  бисер  русского православия  .
То есть  участие  в  обряде  заменяло веру  также  .

В  Толедо  в  двенадцатом  веке появился  переводческий                центр  ,  в  котором  большую роль играли  евреи  -                из  -  за  знания  ими  и  арабского  ,  и  еврейского  ,  и  латинского  языков  .  Вся  их интеллектуальная  мощь  была  направлена  на  то  ,  чтобы  снабдить  схоластов  множеством  книг  ,  доселе  не  известных  .
Вот  тогда  и  началась  игра  в  бисер  -  игра  со смыслами  .  Немецкая  же  игра  со  смыслами  стала  включать музыку  .
В  отличии  от  французов  , которые  были  более  визуалисты  ,  как  и  итальянцы  . Их  игра  со  смыслами  включала  живопись  .  Немцы  же  были  более слушателями  .
И  потому  последовало   мощное  развитие  музыки                с  шестнадцатого века  .  Не  только  у них  , конечно  .
До конца  восемнадцатого  века  ,  как  считал  Гессе  .
Ибо  мелодии  того времени  были  математически  выверены  .
Музыка  консонансов  -  гармонических  созвучий  .

И  уже  Германия   ,  и  германские  интеллектуалы  включились   в  игру в  бисер  , обогатив  её  .
Гёте  родился  в  середине  восемнадцатого века  ,  в  те  годы  ,  когда  во  Франции  Дидро вместе  с  деятелями  эпохи  просвещения  начинает  издавать  знаменитую  энциклопедию  .   Которая  суммировала  игру  вырабатываемых  ими  смыслов .
То  были  титаны  .  В  те  же  годы  другой  титан  Жан  Жак  Руссо  заявляет  в  своих трудах  , что причиной неравенства  и  социальных  бедствий  является  частная  собственность .
В  Германии  , разделённой  в  результате  Вестфальского мира  1648   на  маленькие  княжества  ,  решили  ,  что выбор  веры  должен  быть признан  только  для  князя  ,  а  подданные  его  должны  придерживаться    этой  веры  .  То есть вера  носила  коллективный  ,  а  не  индивидуальный  характер  .
Как  и  в  России  того времени  , вера  ,  избранная  князем  Владимиром  ,  исходя из  его  маленьких слабостей ,  к  которым  носители  этой  веры  -  византийцы  ,  снисходили  .
Но  влияние  носителей  веры  влияло  и на  язык  .
Мартин  Лютер  , по словам  Энгельса  ,  - расчистил авгиевы  конюшни  немецкого  языка  .  Его  перевод  Библии на  немецкий  язык  сделал  язык  Лютера  общегерманским  ,   извлекая  тогдашнюю  Германию  из  раздробленности   , которая  опиралась  на  различие  диалектов  .  А  Лессинг  расчистил  Авгиевы  конюшни  немецкой  литературы  , немецкого  искусства  .  Лессинг  громко  заявил  о  том  , что  Германии  нужно  большое  настоящее  искусство  ,  а  таким  может  быть  только  искусство  , в  котором  художник  со всей  глубиной  и  страстностью  отразит современную  -  национальную  действительность  с  её  тёмными  и  светлыми  сторонами  ,  покажет  жизнь  в её  движении  ,  в  её  борьбе  .
Такое  искусство  оказалось  по плечу  ученику  Лессинга  Гёте  .
Прадед  со стороны  отца  Гёте  был  тюрингским  кузнецом  .
Идеи  о  том  , что именно  кузнецы  общаются  с  тёмными  силами  , бытовали  тогда  . Предки  со  стороны  матери  были  ткачами  .  Именно  много описаний  в  «  Странствиях  Вильгельма  Мейстера  «  искусства  ткача  во всех подробностях  . Ибо  Гёте  знал  досконально  о  том  , что  он  писал .
Гейне  будучи  евреем  хотел  , как  и  многие  евреи  того времени  в  Германии  , вплоть  до  правления  Гитлера  ,  стать немцем  .  Он  читал  лекции  соплеменникам  об  истории  Германии  ,  являясь  глубоким  знатоком  её  .
Говоря  о  немецком  народе  Гейне  заметил  , что  долгие  годы  господства  церкви  не  смогли  задушить  в  немецком  народе  здоровое  , как  он полагал  ,  языческое  жизневосприятие  .
Это  «  языческое  «  жизневосприятие  характерно  для  Гёте  .
Он  как  -  то  сказал  про себя  :  « Я  очень  земной  человек  … «
Энгельс  сказал  о  Гёте  , что  «  …  в  нём  постоянно  происходит  борьба  между  гениальным  поэтом  ,  которому  убожество  окружающей  его среды  внушило  отвращение  ,                и  опасливым  сыном  франкфуртского  патриция  , либо веймарским  тайным  советником  , который  видит  себя  вынужденным  заключить  с  ним  перемирие  и  привыкнуть                к нему  .  Так  Гёте  то  колоссально велик  , то  мелочен  ;                то  это  непокорный  ,  насмешливый  ,  презирающий  мир  гений  , то осторожный  , всем  довольный  ,  узкий  филистёр  …
Гёте  был слишком  универсален  ,  слишком  активная                фигура  ,   слишком  плоть  ,  чтобы  искать спасения  от  убожества  в  шиллеровском  бегстве  к кантовскому  идеалу  …  Его   темперамент  , его силы  , всё  его  духовное  направление  толкали  его к  практической  жизни  ,  а  практическая  жизнь  , которая  его  окружала  ,   была  жалка  .  «
В  своей  знаменитой  балладе  « Коринфская  невеста  «  Гёте  провозглашает  неистребимость  языческой  религии  , которая   воплощается  в    любовных страстях   ,  пришедших    из  потустороннего  мира  , конечно  ,  чуждого  христанству  .
Он воспевает  по  существу  любовь к призраку  .
Умершая  как  бы  умерла  от  требований  её  родителей  ,  якобы  христиан  , по мнению  Гёте  .
Но Гёте  видим  лишь  языческий  мир  . Он язычник  .
Его взору  открыто  только  то  ,  в  чём  он  пребывает  .
Мир  христианства  скрыт от  него , и  его  впечатления  от  христианства    заключены в том  , что  оно  противится  так  называемым  земным  радостям  , которые  привлекают  его .
Но  надо  быть  христианином  ,  чтобы  увидеть  истинное  лицо  христианства  .  А  от  Гёте  , как  и  от Гессе  скрыто  то  , что есть истинная  добродетель  и  благочестие  .                В  обмен  и  Гёте  ,  и  Гессе  говорят  об  обществе  без  силы  Божьей  во  Христе  Иисусе  , тем  не  менее  добродетельном                и полном  благочестия  .  В  чём    же  заключаются  эти  качества  и  Гёте  ,  и  Гессе  не  могут  описать .

Что  интересно  , так  это  то  , что   этот язык  подхватывает  Марио  Пьюзо  ,  называя  сицилийского   мафиози   , у  которого  прятался  Майкл  Карлеоне  -  добродетельным  .
Язык  Марио  Пьюзо  очень выразителен    в описании   добродетелей  клана  Карлеоне  .
Он  отмечает властную силу  в  Вито  Карлеоне  .
И  , говоря  о  Майкле  , замечает  :
«  как  бы  дух  дона  вошёл  в  Майкла  …  « 
Того  же  разлива  , как  духа  дона  в  Сицилии  , названного  добродетельным  .  А  описывая  духовную  жизнь  клана  Карлеоне  , Пьюзо пишет   о  Томе  Хейгине  :
«  …  словно  бы  молясь силам  зла  …  «

И  Гёте  в  своей  Педагогической  провинции  ,  и  Гессе                в  Касталии  голословны  . 
О  чём  я  буду  говорить  ,  опираясь  целиком  на  их  же                тексты  .  Ими  предлагается  модель  силы  и  мощи  ,  счастья   и радости  здесь на  земле  ,  где  гуманизм  предполагает  то  , что  человек  готов  трудиться  здесь  на  земле  на  пользу  людям  . Описание  действительности  отрицает  это  .
Ибо    откуда  войны  , губящие  все  плоды  этого труда  ,                даже  если  бы  они  и  самом  деле  были  бы  возможны  при настоящем  состоянии  человечества  ? 
Уносящие безжалостно  и   многочисленные  жизни 
в  те  миры  ,  в  которых  они  присутствовали  на  земле  .
Смерть  показывает  то  , кем  ты  был  на  самом  деле  .
Смерть  не  ошибается  в  том  , чтобы  забрать  себе  тех  ,                кто  служил  ей   в  своём  земном  существовании  .
Смерти  не  увидят  , точнее   нужно сказать  ,  что смерть не  увидит  тех  , кто   вошёл в жизнь  Иисуса  Христа  и 
Его  Церкви  .  Я  пишу  о  духовных  законах  ,  которые  не  иллюзорны  , но  точны  ,  как  законы  физики  .
Сретенье  с  Госпдом  на  облаке  для  тех  , для  кого  не  будет  действовать  земное  притяжение  , в  мгновение  ока  .
Которое  не  предугадать  ,  и  к  которому  не  подготовиться  .
Единственное  условие  -  бодрствование  .
Не  отяжелять себя  объядением  и  пьянством  , в  частности .

Что  касается  Вильгельма  Мейстера  ,  то  он  -  не  магистр  магии  , как  Фауст  , и  не  обращается  к  заклинаниям  .
Имея  знание  имён  потусторонних сил  .
Среди  которых  нет  Иисуса  Христа  .
В  конце  «  Годов  странствования  «   герой  обращается                к  изучению  медицины  ,  становится  врачом  -  хирургом  ,  вступает  в  общину  .  Всё  это  не  могло  быть  без    призыва   потусторонних  сил  тоже  . Но  не  так  явно  ,  как  в  « Фаусте «.
В  конце   «  Годов  учения  «  один  из  руководителей  общества  говорит  Вильгельму  :  «  Невероятно   много  может  сделать развитой  и  образованный  человек  и  для  себя  , и  для   других  ,  если  он  ,  не  желая  властвовать  , захочет  …  сделаться  защитником  и  покровителем  многих   ,  станет руководить  ими  …  возьмётся  вести  их  к  тем  целям  ,  которые  они  хоть  и  видят  перед  собой  ,  да  пути  - то 
к  достижению  их не  знают  «  .   То есть  берут  на  себя  роль  пастухов  - руководителей  стада  над теми  , у  кого нет  пути .
Что касается  того  ,  что возможен  развитой  и  образованный  человек   , не  желающий  власти  в  этом  мире  , то  где  он  ?
Руководители  общины  не  имеют реального наполнения  .
Они  безжизненны  . И  , значит  , что некому  сделаться  защитником  и  покровителем  многих  .
Это  - реальность  ,  с  которой  уже  смирилась современность .            

Во  второй  части  романа  ,  в  «  Годах странствования  «  ,  Гёте  уделяет много  внимания  различным  ремёслам  .
Он  описывает  лесорубов  ,  горняков  -  рудокопов  ,  ткачей  ,  прядильщиц  .  Очень  тщательно  .
Вторая  часть    всё  таки  осталась недоработанной  .  Гёте  нередко  более рассуждает  ,  чем  показывает  .  Он  вложил  во вторую книгу  все  свои разрозненные  мысли  , многие  даже  не приписывая  тем  или  иным  персонажам  . 
Можно  даже  дать   «   Годам странствования   « название  «   Мысли  Вольфганга  Гёте  «  .
 Ибо книгу  заканчивал  секретарь  Гёте  Эккерман .
Всё  таки  Вильгельм  Мейстер  так  и  не  стал  магистром  .
Как  Йозеф  Кнехт  у  Гессе  .  Не стал  магистром  игры  .
Ни  он  ,  ни сам  Гёте  .  Оставивил  роман  незавершённым  .
Гессе   тоже  по  существу  не  завершил  « Игру  в  бисер  « .
Не  хватило    смыслов  ни  ему  , ни  Гёте  до  него  .
У  Гёте  эволюция  героя  прослеживается  через  череду  посвятительных  обрядов  ( инициаций  )  .
И  у  Гессе  также  .  Потому  что  таким  образом  и  только  таким  образом  строится  иерархия  в  духовном  мире  .
Не  смог  пройти  сквозь   «   угольное  ушко  «  ,  и   тогда  герой  погибает  , на  прежней  ступени  развития  для  него  уже  не  остаётся   места  .  Место ининциаций  -  тайное  .
Потому  оно  только  для  посвящённых  .
В  основе  такого  взгляда  - древний  гностицизм  .
Как  и  другие  духовные  вещи  , обладающие  силой  в  духовном  мире  ,  ведут своё  начало  от  еврейской  мысли  .
Гностицизм  рождается  у  евреев  .
Языческая  европейская  мысль только перерабатывает  его .
Но  не  только  еврейскую  мысль  .
Но  и  древнеегипетскую  . Ибо  многие  эллинские  мыслители  проходили  обучение  у  египетских магов  .
Этому  обучению  предшествовала  инициация  .
Пифагор  ,  который  упоминается  у  Гессе  в  числе  основателей  ордена  Касталии  ,  был в  Египте  .
И  вся  его  мудрость  опиралась  на  инициацию 
в  египетских  богов  .  И  мысли  о  том  ,  как  стать  богом  ,
к  Пифагору  пришли  также  от египетских  жрецов  .
Силу  египетских  жрецов  описывает  Писание  в  противостоянии  Моисея  и  этих  жрецов  .
И  можно понять то  ,  что  эти  жрецы  считали  себя  богами  .
И  десять казней  прежде  всего адресовались египетским  богам  -  фараону  и  жрецам  .  И  языческая  мысль  об  обожении  присутствует  и  в  масонстве  , и  в  других тайных  обществах .
И  не  к  этому  ли  стремился  Гессе  в  своём  стремлении  на  Восток  ?  И  до  него  -  Гёте  , изучавший  смыслы  Востока  .
У  Гёте  есть опыт  пребывания  в  масонском  обществе  , где  он прошёл  все  ступени  инициации  , но  , достигнув  высшей  ступени  ,  и  ,  ожидая  познания  высшего смысла  , был  разочарован  . И  ушёл  из  масонов .
Но  память  о  нахождении  в  этом  обществе  осталась  .
И  Гёте  составляет прожект  основания  общества  , подобного  обществу  масонов  , но с большими  отличиями  .
Но всё  же  многое  он перенял  у масонов  именно  .
И  в  книге  о  Вильгельме  Мейстере  герой  вводится  в  замкнутое  по своей  закрытости  (  только  для  посвящённых )  Общество  Башни  , подводящее  воспитательный  эксперимент  над  субъектом  к  логическому  завершению  .
Всё  странствование  Вильгельма  Мейстера  заключается  в допущении его  после  испытания  к  бОльшим  тайнам  .
Нельзя  сказать  о  том  , что  это  - сатанинская  идея  .
У  сатаны  нет идей  . Он  использует  идеи  Бога  .
Но в  христианстве  идея  сводится  к  тому  , что  :  кто  хочет  быть  бОльшим  , будь  слугой  всем  .
У  сатаны  идея  перевёрнута  , она  становится  идеей  господства  .  Бог  говорит  :  кто верен  в  малом  , поставлю  над  бОльшим  .  И  есть испытания  на   верность  -  огненные  искушения  ,  которых  рекомендуется  не  избегать .
Библейские  истории  не  скрывают  всей  боли  перерождения  .
Герой  Библии  предстаёт  в  искажающем  его  облик  предродовых  муках  ,  во всей  крови  и слизи  , исходящих                из  родовых  путей  .  Но  герой  Гёте  Вильгельм  Мейстер  изображён  в  венчике  из  роз  ,  колючки  которых  не  видны  .
И  потому  окружён  высокопарными  словами  о  добродетелях  и  высоких словах о служении  людям  .
Он  - гуманистический  герой  . И  потому  он  как  бы  осознаёт  то  , что его  жизнь  должна  быть вплетена  в  судьбы  других  людей  путём  равномерного  синтеза  так  называемых                « духа  «  и   « реальности  «  .  Наполнение  этих слов  разное                у  библейских  авторов  и  у  гуманистических  , несомненно  .
Вступив  в  Общество  Башни  -  орден  людей  , посвятивших  себя  не  много и  не  мало  -  нравственному  совершенствованию  мира  , герой  отправляется  в  странствование  по свету  с  целью  выработки  и  не  только  ,  но  и  проверки  собственного  мировоззрения  .
Первая  остановка   -  часовня  ,  за  которой  присматривает  человек  по  прозвищу  «  Святой  Иосиф  Второй  « .
Тот   мифологизирует  свою собственную жизнь  , имитируя  библейскую  легенду  об Иосифе  :  овладевает  плотничьим  ремеслом  :  заводит себе  ослика  ,  помня  ,  что  этому  животному  «  выпала  честь  нести  на  своём  хребте  Бога  и  пресвятую матерь  Его  .  «  Влюбляется  в женщину  по имени  Мария  :  усыновляет  рождённого  ею мальчика  и  неосознанно  втягивает    обоих  в  затеянное  им  возрождение  далёкой  древности  . Передвижение  целого семейства  с  гор  в  долину  становится  ожившей  картиной  бегства  библейских  Иосифа  ,  Марии  и  младенца  в  Египет  :  мужчина  выступает впереди  ,  ведя  на  поводу  осла  ,  на  хребте  которого  едет  женщина  ,  прижимающая  к  груди  младенца  и  облачённая  в  традиционные  по  цветовой  окраске  одеяния  богоматери  -  неярко  -  красное  платье  и  голубой  плащ  .
Внешние  атрибуты  святости  ,  в  своей  вторичности  воспринимаемые  как  псевдо  ,  также   оказываются    как  бы  тождественными  внутренней  сути  их носителей  :
«  …  наше  маленькое  семейсвто  , умножаясь  , превзошло  числом  свой  образец  , но  его  добродетели  всегда  были  нам  примером  ,  и  мы  свято  блюли  ту  же  верность  и  чистоту  помыслов  «  .  Речь  опять идёт  о  добродетелях  , равных  тем  , которыми  обладали  Иосиф  , и  Мария  . При  том  без  того  , что  еврейский  народ  воспитывался   Богом  в  течении   3000   лет  , и  из  которого таким  образом  вышли  и  Мария  ,  и  Сам  Господь  по плоти  .
Упор  даётся  на  ремесло плотника  и  ослика  ,  и  одежды  .
Якобы  таким  образом  может  выработаться  добродетель  святого  семейства  .  Без  чтения  Писания  , без  того  , чтобы  родиться  в  священнической  семье  .
То есть  возможность  расти  добродетели  ни на  чём  .

В  книге   же  сакральность пространства  Иосифа  Второго  усиливается  введением  разрушенной  церкви  .
Постройка  рухнула  много веков  назад  ,  а  её  колонны  и столпы  сохраняются  целыми  , согласно  символике  камней  ,  фиксируя  точки  Вселенной  ,  где  человек  может  вновь  обрести  рай  или  получить  просветление  . 
То есть  разрушенная  много веков  назад  даже не  церковь  ,  а здание  , где  собирались  христиане  ,  благодаря  символике  камней  может  выработать  в  человеке  добродетель  просто  нахождением  в  этом  здании  .  Если  продолжить  аналогии  ,  то  в этом  суррогате  святого семейства  может  родиться  суррогат мессии  .  И  никак  иначе  .  иначе  зачем  трудиться  плотником  , ездить  на ослике  именно  что в  Египет  ?
Без возврата  в  Иудею несомненно  .  То есть  земля  Германии таким  образом  становится  аналогичной  земле  Иудее  .

А  для  Вильгельма    встреча   с  человеком  , повторяющим  образы  давно минувшего  прошлого  , знаменует начальный  этап просвещения  -  воврат  к  истокам  .


Инициация  с  данного  этапа  опирается  на  традиционное  представление  о  трёхуровневом  строении  мира  : 
герой  последовательно  приобщается  к  : 
подземному  , земному  и  небесному  бытию  . 
Центральное  путешествие  героя  в потусторонний  мир                (  в  кругу  мифологических  сюжетов  )  ,  в  ходе  которого  он  получает  магическую  силу  или  магическое  оружие  . Сопрягается  у  Гёте  с  продвижением  по  горным  массивам  .  Вслед  за  сыном  герой  спускается  в  расщелину  пещеры  ,                т . е  .  согласно  представлениям  древних  он  проходит  через врата  в  подземный  мир  .  Как  из пещеры  Алладина    -                из  подземного мира    он  выносит  старинную  шкатулку  ,  которая  при   отстутствии  ключа  не  открывается  для  окружающих  (  в  руках у них  ключ  ,  но  воспользоваться  им  может  только посвящённый  ) .  То есть  из преисподней  герой  и  его  сын  выходят  не  с пустыми  руками  .
Вторая  остановка  -  сад плодородия  .
В  оригинальной  системе  символов  Гёте  -  это  обозначение  пространства  ,  священного  как  земное  начало мира  . 
Как  и  подобает  сакральному  месту  ,  этот сад    существует  без привязки  к  конкретному  историческому  времени  :                не  похож  ни  на  старомодный  сад  ,   т . е  .  выполненный                в  французском  стиле  , ни  на  современный  парк  ,  т  .  е  .  оформленный  на  английский  лад  .  Но в  пространстве  этого сада  обостряется  ощущение  настоящего  , а  не  бытийного  времени  , конкретного  , а  не  абстрактного  мира  .
Так  как  в  это  пространство помещается  здание  , убранство  которого  составляют  географические  карты  всех  четырёх  сторон  света  ,  чертежи  отдельных  государств  , перспективные  виды  примечательных  городов                с  ландтшафтными   изображениями  соответствующих  им  местностей  . Сад  -  замкнутая  , отгороженная  от  профанного  мира  глубоким  рвом  территория  , проникновение  в  которую сопряжено  с  испытанием  героя  на   право  быть  приобщённым  к  новому  знанию  .
Но  и  здесь его настигают испытания  :  герой  с  сыном  пытается  пробраться  в  сад  по  подземному  водосточному  стоку  , но  оказывается  в ловушке  .
Теперь  оценка  персонажа  идёт  не  с  точки  зрения  как  бы  его  отмеченности  судьбой  (   неясно  , что  Гёте  имеет                в  виду  под  судьбой    )  ,  а   с точки  зрения  его  земных  деяний  в  комнате  ,  куда с опрводили  пленников  ,  вывешены  надписи  о  том  , что  « невиновному  - свобода  и  возмещение  ,  соблазнённому   -  сострадание  ,  виновному  -  карающее   правосудие  .  То есть  это место  суда  , неизвестно  при  том  , кто есть  законодатель  и  судия  ,  и  каким  образом  формируется  понятие  вины  , кары  и правосудия  .
То есть  Гёте  использует  термины  без  наполнения  .
Но  в результате  прохождения  этого  судилища  герой  как  бы  становится  готовым  к  приобщению  к  небесным  тайнам  ,  носителем  которых  является  Макария  (  блаженная  в  переводе  .  Потому  третья  остановка  -  дом  Макарии  ,  женщины  , которая  умела  понимать  внутреннюю  сущность  человека  и  благодаря  этому  ощущала  свою связь                с астральным  миром  , как  говорится  в  романе  , духовно  двигалась  по  Солнечной  системе  ,  как  неотъемлемая  её  часть  . Похоже  очень  на  медиума  .
Благодаря  знакомству  с Макарией  герой  впервые  сопоставляет  себя  с  целой  Вселенной  и  приходит  к  выводу  о  том  ,  что помыслить  себя  средоточием  мира  человек  смеет  лишь тогда  ,  когда  сконцентрирует  все  свои  духовные  силы  на  достижении  благородной  цели  .  Так  происходит  приобщение  героя  к  высшему  уровню  мироздания  -  небесному  .  Знаменательно  ,  что  предсказывается  оно  введением  в  повествование  мотива  вещего сна  .                В  заочном  знакомстве  Макария  предстаёт  герою  в образе  святой  ,  или  , скорее  , жрицы  неназванного  по имени  бога  :  «  Её  одежда  была  словно  ризы  жреца  , её  взгляд  излучал  кроткое  сияние  …  я  готов  был  броситься  ниц   перед  нею  .  Под  её  стопами  появились  облака  и  ,  поднимаясь  ввысь  ,  как  на  крыльях  вознесли  исполненный  святости  образ  ,  на  месте  её  величавого  лика  я  видел  в  разрыве  облаков  сверкающую  звезду  ,  взлетавшую  всё  выше  .                Пока  , наконец  , потолок  не  расступился  и  она  не  присоединились к  сонму  светил  на  небе  , которое  расширялось  ,  охватывая  всё  сущее  . « 
Все  эти  три  остановки  ,  три  этапа  просвещения  героя  дублируются  в  Педагогической  провинции  -  общине  , на воспитание  которой  Вильгельм  перепоручает  своего  сына  . Здесь  ученики  тоже  проходят  три стадии  взросления  ,    символично  предоставленные  в  жестах  трёх  родов  .  Младшие  приветствуют  окружающих  ,  поднимая  глаза                к  небу  ,  средние  опускают  взор  к  земле  .  старшие  -  направляют  взгляд  на  окружающих  .
Первые  находят  идеал  для  подражания  в  Боге  ,                вторые  -  у  предков  , третьи  -  среди  ныне  живущих  людей  .  Жизнь  ,  по  Гёте  , выстраивается  в  неразрывный  диалог  поколений  . В  образной  системе  романа  это подкрепляется  прохождением  Вильгельмом  всех  посвятительных  обрядов                в  сопровождении  сына  Феликса  . 
Мальчик  сближается  с  детьми  Иосифа  и  даёт  повод  для  сближения  взрослым  ;  обнаруживает  таинственную  шкатулку  и  перепоручает  её  на  хранение  отцу  ;  провоцирует  Вильгельма  на  спуск  в  подземный  сток  , что  приводит  к  посещению  плодового сада  ;  гостит  в доме  Макарии  , чем  укрепляет  связи  между  отцом  и  блаженной  ;  переходит  на  воспитание  в  Педагогическую  провинцию  . законы   которой  сказываются  поучительными  и  для  Вильгельма  .  В  итоге  инициация  героя  сводится                к  обретению  им  собственного  знания  -  знания  своего  предназначения  .  Вильгельм  решает  стать  хирургом  , оказывается  подготовлен  всем  ходом  его странствования                к  жизни  умерших  .   К  настоящему  - история  спасения  Вильгельмом  Феликса  :  юноша  упал с лошади  в  водоворот  ,  захлебнулся  .  но  был  оживлён  отцом  ,  сделавшим  ему  кровопускание  .  К  будущему  -  возможность  облагораживать  общество  ,   оказывая  помощь  нуждающимся  .  Таким  образом  ,  путь странствий  Вильгельма  Мейстера  -   это ступени  посвящения  :    сначала  он  приобщается  к  тайнам  подземного мира  ;  затем  -  земного  и  небесного  , чтобы  в  результате  постичь самого  себя  . 
Долг  воспитателя  показан   не  в  том  ,  чтобы  предостерегать  от заблуждений  ,   а  в    том  , чтобы  руководить  заблуждающимися  …    именно  тайные  менторы  отказывают  Вильгельму  в  иллюзиях  и сравниваются  с  добрыми  друзьями  , вызволяющими  из  затрудительных  ситуаций  . Воспитатель показан  как  Незнакомец  , символ  тайного  и  невидимого присутствия  . Он   говорит  герою   назидательные  вещи  :  « Меня  радует  лишь  тот  человек  , который  знает  , что полезно  ему  и  другим  ,   и  старается  ограничивать  свой  произвол  …   случай  , к  несчастью  ,  натолкнул молодого  человека  на  кукольную  комедию  . И  он  не  сумел  вовремя  воздержаться  от  прикосновения  к  пошлости  …  вскользь  упомянув  о  судьбе  : 
 «  Судьба  ,  -  с   улыбкой  возразил  … ,  -  знатный  , но  дорогой  гувернёр  .  Я  куда  охотнее  положился  бы  на  разум  -  обыкновенного  учителя  -  человека  «
Ярно   , который  во второй  книге  становится  Монтаном  ,  рудознатцем  , отыскивающим  скоровища  , таящимися  в  горах  ,  говорит  Вильгельму    :  «  Жаль  ,  что  вы  играете  пустыми  орехами  и  на  пустые  орехи    «  , имея  в  виду  его раскаяние  в  своём  поприще  актёра   раскаяние  героя  ,                и  в театральной  труппе  ,   и  в  зрителях  …
  «  …  не  оставляйте  этой  мысли  обратиться  к  деятельности  жизни  , спешите  дельно  употребить  счастливые  годы ,  дарованные  вам …  (  результат  :  активное  странствование  Вильгельма  :  знакомство  с  горным  ,  ткацким  ,                сельскохозяйственными       ремёслами  ) .
 В   книге  влияние  Общества  Башни  проявляется  подспудно  :  его представители  не  введены  в  повествование  . но  оно  включает  в  себя  осуществлённое  с  подачи  данного  товарищества  знакомство  Вильгельма  с    «  Гамлетом    « , демонстрирующим  опасность  нестыковки  судьбы  и  жизни                (  как  Гамлет  ,  так  и  Вильгельм  оказались в обществе  ,  для  которого  не  рождены  и  воспитаны  ) . 
«  …  Но  всего  больше  его  озадачило  покрывало  духа  ,  которое  он нашёл  в  своей  кровати  .
Развернув  ,  он  прочёл  слова  :
 «  В  первый  и последний  раз  .  Беги  , юноша  , беги  !  «  …               
 Мысли  Общества  Башни  в  момент  пребывания  их  в  Педагогической  провинции  о  религии  (  которые  смело  можно счесть  за  мысли  самого  Гёте  ;  они  парадоксальны  и  в общем  неприемлемы  , с  моей  точки  зрения  , особенно   в отношении  к  христианству  ,    святости   и  благочестию   ) : 
— Если религия зиждется на страхе  ,  то у нас ее не признают. Но если этот страх возвысится в душе до благоговейного страха  , или благочестия    , тогда человек  , воздавая честь   , не теряет и собственной чести   , ибо   ,                не в пример первому названному случаю    , сохраняет единство с самим собой    . Религию   , в основе которой лежит благоговейный страх перед тем    , что превыше нас  , мы называем этнической   ; это религия народов   , знаменующая счастливое начало освобождения от низменного страха   ; к роду этнических принадлежат все языческие религии   , как бы они ни именовались   . Религию    , которая зиждется на благоговении перед тем  , что равно нам   , мы называем философической    , ибо философ   , который ставит себя в средоточие мира   , должен низвести все высшее и возвысить все низшее вровень с собою   , а иначе он не заслуживает имени мудреца    . Взгляд мудреца глубоко проникает в те отношения    , которые связывают его с ближним    ,                а  значит    , и со всем человечеством   , и со всем случайным и необходимым   , что окружает его на земле   , и поэтому                в космическом смысле только мудрец живет в истине   . Теперь следует сказать и о той религии   , которая зиждется на   благоговении перед    тем    , что ниже нас   ; ее мы называем христианской    , так как  в   христианстве   такой образ мыслей обнаруживается всего явственней    .                Это — последняя ступень    , которой можно и должно было достигнуть человечеству   . Но для этого мало подняться над землей   , покинув ее ради более высокой отчизны  , — следует еще признать унижение и бедность   , глумление                и поругание   , презрение и несчастие   , страдание и смерть божественными   , постичь   , что даже грех и преступление не только не мешают   , но и способствуют святости   ,                и за то почтить и возлюбить их    . Правда   , следы такого умонастроения можно найти во все времена   , но следы        еще не цель   , а когда цель достигнута   , человечеству нет пути назад   , и можно сказать  , что христианская религия  , раз   возникнув   , не исчезнет вновь   , раз достигнув божественного воплощения   , не расточится опять  .
— Какую же из этих религий вы исповедуете предпочтительно перед другими  ? — спросил Вильгельм .
— Все три  , — ответили ему   , — ибо только все три вместе и создают подлинную религию   . Эти три вида благочестия порождают высшее благочестие — благоговение перед самим собой ( !  )   , которое   , в свой черед , дает развитие остальным трем видам  , так что человек достигает высочайших высот  , каких способен достигнуть , получает право считать себя совершеннейшим произведением бога и природы  ,  и может оставаться на высшей ступени   , не позволяя спеси и самодовольству вновь низвести его до обыденной пошлости  .
— Это исповедание   , да еще изложенное таким образом , не кажется мне странным   , — отозвался Вильгельм  , —вы объединяете то   , что остальные разделяют  .
В ответ ему было сказано  :
— Это исповедание уже сейчас произносит большая часть человечества   , но только не сознавая смысла  .
— Где и когда  ? — спросил Вильгельм  .
— В символе веры   ! — вскричали Трое     (  суррогат  троицы   ,  как  и  суррогат  святости  и  благочестия  ) .                — Ибо первый его член — этнический   , он принадлежит всем народам    ; второй член — христианский   , он для тех , кто борется с страданиями и в страдании возвеличивается ; наконец   , третий возвещает нам учение об исполненной духом общине святых   , то есть пребывающих на высшей ступени добра и мудрости   .
Так не справедливо ли будет считать высшим единством три ипостаси божества   , чьи имена суть символы   , выражающие эти убеждения и обетования   ?
 Тем  временем  взгляд   Вильгельма  «  привлекала              стена галереи   , вся покрытая росписями   , предметы                коих   , — пришельцу не понадобилось много времени   , чтобы это заметить   , — были почерпнуты из священных книг израильтян   .— Здесь   , — сказал старейший   , — мы посвящаем учеников в ту религию   , которую я для краткости назвал вам этнической  . Ее содержание заключено во всемирной истории   , а отдельные события суть ее внешняя оболочка . Она постигается на примере повторяющихся судеб целых народов   .
— Я вижу   , — сказал Вильгельм   , — вы оказали особую честь народу израильскому   , чья история стала у вас основой или   , лучше сказать   , главным предметом изображения  .
— Это вам кажется   , — возразил старец   , — потому что , как вы можете заметить   , у основания стены и под карнизом изображены поступки и события   , связанные                с главными не столько синхронистически   , сколько симфронистически    , потому что у всех народов есть предания    , значащие и знаменующие одно и то же   .                Вот здесь   , на среднем поле   , вы видите Авраама  , которого посетили его боги в виде прекрасных юношей  ,                а выше   , под карнизом — Аполлона среди Адметовых пастухов    , из чего мы можем понять   , что боги   , если являются людям   , пребывают среди них неузнанными  . Вильгельм …  еще раз задал вопрос   , почему предпочтение отдано истории израильского народа  .
На это старейший ответил   :— Среди языческих религий   , — а израильская также относится к их числу   , — она обладает многими преимуществами   , из  коих  я намерен упомянуть лишь некоторые  . Перед судом этническим   , перед судом бога народов  (  !  )   задается вопрос не о том  , лучше ли остальных какое  -   нибудь племя  , а лишь о том , долговечно   ли оно   , способно ли сохраниться   . Израильский народ был далеко не безгрешен   , за что тысячекратно слышал упреки от своих предводителей   , судей   , старейшин и пророков   ; он не наделен достоинствами других народов  , но делит с ними пороки ; зато  по самостоятельности   , твердости   , храбрости   ,                а если этих свойств мало   , то и цепкости , ему нет равных . Это самый упорный народ на земле   , он был, есть и будет , дабы имя Иеговы славилось во все времена   . Потому  -  то мы избрали его главным примером  , главным предметом изображения   , а остальное служит только обрамлением  ... должен упомянуть еще об одном преимуществе израильской религии   : она не воплощает своего бога                ни в каком образе и оставляет нам свободу придать ему достойное человеческое обличие   , а божества идольские   , напротив того   , унизить звериными и чудовищными ликами  ... Благодаря сопоставлению картин и рассуждениям провожатого у него возникло немало новых воззрений   ,       и он порадовался тому   , что Феликс через эти достойные      и осязаемые образы воспримет на всю жизнь великие  , полные смысла и ставшие всеобщим образцом события  , словно они подлинные и произошли рядом с ним   ... путники подобрались к печальным, смутным временам   ,    к разрушению города и храма    , к почти поголовному истреблению   , изгнанию и рабству упорного племени   . Дальнейшие его судьбы были разумно представлены    в иносказаниях   , потому что реальное  , историческое их изображение лежит за пределами благородного искусства .
…  — Я нахожу здесь   , — сказал он своему вожатому   ,              — пробел в ходе истории   . Вы ( !  )  разрушили Иерусалимский храм и подвергли рассеянию народ   ,                так и не показав богочеловека   , незадолго перед   тем учившего   именно   здесь и никем не услышанного  .                — Сделать то    , чего вы требуете   , было бы большой ошибкой    . Жизнь того богочеловека не стоит ни в какой связи с историей мира в его времена   . Жизнь его была жизнью частного лица   , а учение — учением для каждого               в отдельности    . Что происходит с целыми народами                и с теми   , кто их составляет   , то и принадлежит всемирной истории и мировой религии   , которую мы относим                к первому роду   . А происходящее в душе у каждого принадлежит религии второго рода   , религии мудрых  , каковой и была та  , которой учил и которую исповедовал Христос  , покуда странствовал по земле  .                Потому  -  то здесь внешнее и завершается  , и теперь я открою вам внутреннее   .
Отворилась дверь   , и они вошли в такую же галерею   ; Вильгельм   тотчас же узнал картины из второй части Священного писания   . Судя по всему   , они были писаны другой рукою   : все в них было мягче — фигуры   ,                и движения   , и обстановка   , и свет   , и краски    .                — Вы видите   , — сказал провожатый   — что здесь нет ни деяний   , ни происшествий   , а только чудеса и притчи  . Здесь изображен новый мир — с новым внешним обличьем и с внутренним смыслом   , которого прежде вовсе не было  .   И этот новый мир открывают чудеса и притчи   . Первые делают обычное необычайным   , вторые же необычайное — обычным   …  При жизни он предстает перед нами как истинный философ   , — пусть вас не пугает это имя   ! — как мудрец в высшем смысле слова   . Он твердо стоит на своем    , он неуклонно идет своей дорогой   , он возвышает до себя стоящее ниже    , уделяет от своей мудрости   , силы и богатства простецам    , недужным и бедным и через это как бы становится с ними вровень — и в то же время                он не отрекается от своего божественного происхождения , дерзает равнять себя с богом и даже провозгласить себя богом  . Поэтому он с юных лет поражает изумлением тех  , кто живет с ним рядом   , часть из них завоевывает на свою сторону   , других восстанавливает против себя                и показывает всем   , кому не безразлично возвышенное                в учениях и в жизни   , чего они должны ждать от мира   . Поэтому земной его путь для благородной части человечества поучительней и полезней   , чем его смерть  , ведь к испытаниям жизнью призван каждый   ,                а к последнему испытанию — лишь немногие ...                вглядитесь в трогательную сцену вечери  . Здесь   , как всегда   , мудрец оставляет своих близких осиротелыми   ; Религию третьего рода   , вырастающую из благоговения перед тем   , что ниже нас  , почитание всего отталкивающего   , ненавидимого   , избегаемого —                это мы даем с собою только выходящим в мир,    чтобы каждый из них знал   , где все это найти   , буде в нем появится такая потребность   .
— если жизнь богочеловека   вы     выставляете   на    обозрение   как назидательный пример   , то ставите                ли вы в образец возвышенной терпеливости также                его муку и смерть   ?                — Без сомнения   , — сказал старейший   . — Мы вовсе                не держим их в тайне   , однако набрасываем на его муки некий покров   , именно потому   , что так высоко чтим их  . Но мы считаем предосудительной дерзостью выставлять орудие мучения и страждущего на нем святого на обозрение солнцу   , которое скрыло лицо свое,    когда бессовестный мир принудил его видеть это преступление  , а   тем более   играть   или   щеголять глубокими тайнами  , прячущими божественную глубину страдания   , и попусту забавляться ими   , пока самое достойное не покажется пошлым и безвкусным   .
Он узнал   , что Главный находится при святынях                и там наставляет   , вразумляет и благословляет   , а Трое тем временем разделились   , чтобы посетить все области              и повсюду    , глубоко во все вникнув и переговорив                с подчиненными им надзирателями   , способствовать дальнейшему   развитию   введенного   ранее и создавать основы для учреждаемого вновь   , тем самым неукоснительно исполняя свой высокий долг  …
Все религии настаивают на том   , что человек должен смириться с неизбежным   , и каждая старается по  -  своему справиться с этой задачей  .
Христианство предлагает нам в помощь самое отрадное : веру   , надежду  , любовь   ; из этого проистекает терпение , сладостное ощущение того   , сколь неоценимым даром остается наше бытие   , даже если в нем нет желанных наслаждений   , а вместо этого оно отягчено мучительнейшими страданиями   . Этой религии                мы неизменно придерживаемся   , хотя исповедуем  ее по  -своему   : нашим детям мы внушаем с самых ранних лет  , какие она принесла блага   , но о ее происхождении   , о ее истории сообщаем лишь под самый конец  . Только тогда мы можем по  -   настоящему полюбить ее зиждителя и всякое относящееся до него сведение будет для нас свято  . Потому мы и не терпим в нашей среде евреев   ; это можно счесть излишним педантизмом   , но нельзя не признать  , что это логично   : ибо почему должны мы уделять от высшего просвещения тем  , кто отверг его исток и начало ?
Но наша этика совершенно отделена от религии  ; она определяется трудом и сводится к немногим заповедям  : умеренность в произвольном   , рвение в необходимом  .           Мы не потерпим у себя ни кабаков  , где торгуют водкой   , ни библиотек   ( !  )    , где выдают книги  …
Благочестие — не цель   , а только средство достичь безмятежного душевного покоя и через него прийти                к высшей просвещенности  .
Далекое воздействует на нас через посредство                предания  . Обычное предание следует назвать историческим   ; более высокое   , родственное фантазии  , есть предание мифическое   .
Если за ним ищут нечто третье   , какое  -   то значение    , то оно превращается       в мистику   . Кроме того, оно легко становится сентиментальным   , почему мы и усваиваем только радующее душу  .
— А что же главное  ? — поспешно спросил Вильгельм  .  — Это сказать нетрудно    , — отвечал Монтан   .                — Думать и делать   , делать и думать — вот итог всей мудрости   : это искони признано    , искони исполняется  , но постигается не всяким   . И то и другое в течение всей нашей жизни должно вершиться непременно   , как вдох и выдох   , и   , как вопрос без ответа   , одно не должно быть без другого   . Кто ставит себе законом то   , что шепчет на ухо каждому новорожденному его гений — человеческий разум   : испытывай мысль делом   , а дело мыслью  ,                — тот не собьется с пути   , а если и собьется   , быстро отыщет верную дорогу   ...
 Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями  . Неверно   ! Между ними лежит проблема — то  , что не очевидно  , вечно деятельная жизнь  , постигаемая спокойной мыслью .
— Природа не дала мне голоса   , — отвечал Вильгельм   , — но мне порой кажется  , будто внутри у меня некий гений ритмически нашептывает что -  то  , так что  , странствуя   , я всякий раз начинаю шагать в такт и при этом словно бы слышу тихие звуки   , сопровождающие песню   , которая на тот или иной напев послушно слагается во мне  …  среди шедших на службу протестантов он увидел еще троих   . Неизвестно было   , где и как молятся остальные  , но Вильгельм заключил  , что в товариществе установлена полная свобода вероисповедания   .
  И  о  Макарии  :
— Я люблю мужа ,  люблю детей   , мне не лень на них работать и на других тоже  , а остальное ты мне простишь   !   Уверенно  женщина   повела  сам  процесс  покаяния  .  И  Макария  приняла   эту  форму  покаяния  и отпустила Филину с благословением   , и та удалилась  , благопристойно ей поклонившись  .
То есть    испытуемый  сам  решает  , что  главное    ,  а  что  - нет  .  И  уходит  усокоенный  , как  говорит  Гёте  ,  сохранив  своё  достоинство  . Ибо  человек  -  мера  всех  вещей  .
 А  Макария  тем  отличается  , что  имеет связь  со  всей  вселенской  системой  ,  и  самая  духовная  из всех    :
  «    Один из друзей опустился в глубочайшие бездны земли и обнаружил там   , что в человеческой природе есть нечто аналогичное самой косной и грубой из стихий   ; другому дух    Макарии явил на живом примере   , что особо одаренным    натурам присуща способность не только пребывать на месте   , но и уноситься вдаль и что нам нет нужды ни пробиваться к центру земли , ни удаляться за пределы нашей солнечной системы  , — довольно не оставаться праздным и   , отдав все внимание деянью   , почувствовать себя призванным к нему  .                Земля и ее недра — это мир   , где имеется все необходимое для самых высоких земных потребностей   , тот сырой материал    , обработка   которого есть дело высших человеческих способностей   ; избрав этот духовный путь   , мы непременно обретем любовь, и участие   , придем                к свободному и целесообразному труду   . Кто заставил эти миры сблизиться и обнаружить присущие обоим свойства               в преходящем феномене жизни — тот воплотил в себе высший образ человека   , к какому должен стремиться каждый   … между Макарией и нашей солнечной системой существует некая связь   , которую мы едва осмеливаемся определить словами   . Дело не только в том   , что дух   , душа и воображение Макарии заключают в себе солнечную систему   , которую она постоянно созерцает   ,  сама Макария есть как бы часть этой системы   , она зримо для себя особым образом движется по небесным кругам   , вращаясь с самого детства вокруг Солнца   , причем   , как открыли недавно  , по спиральной орбите   , которая несет ее все дальше от средоточия к внешним сферам   . Если допустить  , что всякое существо как существо телесное стремится     к центру   , а как существо духовное —                к внешней окружности   , то Макарию должно отнести                к числу самых духовных натур   : она кажется рожденной лишь для того  , чтобы сбросить земную оболочку   и проникнуть во все ближние и дальние области бытия   .               Это свойство  , сколь оно ни дивно   , сама Макария с малых лет воспринимала как возложенный на нее тяжкий долг   . Как она помнит   , ее внутреннее   «   я   » всегда было пронизано некоей светящейся субстанцией   , озарено светом  , не уступавшим яркостью солнечному сиянью   . Часто она созерцала два Солнца — одно внутри себя и одно на небе — и две Луны  , причем Луна вне ее во всех фазах сохраняла одинаковую величину   , а Луна внутри непрестанно уменьшалась   . Этот дар отвлекал Макарию от безразличной ей обыденности  , хотя сердце и дух у ней были полны неземными видениями , она имела довольно сил   , чтобы справляться с внешними обстоятельствами   , а все ее дела и поступки неизменно отвечали требованиям самой возвышенной нравственности (   !!!  по существу  бегрешна  )    . Так она и росла   , безотказная в помощи , готовая служить ближним в большом и в малом   , подобная ангелу господню на земле   , между тем как духовное ее существо   , вращаясь вокруг освещающего наш мир               Солнца , двигалось по все расширяющимся кругам к надмирным пределам   . Это состояние отчасти умерялось              и смягчалось тем   , что и в ней   , по  -   видимому  , происходила смена дня и ночи   , и когда внутренний свет мерк   , она старалась неукоснительно выполнять внешние обязанности   , а когда внутри у ней вновь разгоралось сияние   , она предавалась блаженному покою  . По ее словам   , она заметила   , что порой вокруг нее сгущается некое подобье облаков   , которые на время мешают ей видеть свет ее небесных спутников   : такие периоды она всегда умела использовать на благо и на радость своим близким   . Макария не отрицала   , что с юности звездословие   всегда   занимало   ее    и она   , став весьма               в нем сведущей   , все же не упускала возможности с помощью книг и приборов еще наглядней представить себе строение Вселенной   …  все вычисления основывались вот на чем   : наше Солнце казалось   ясновидящей  ( !!! )   в ее прозрениях меньше того   , каким она видела его днем   ; также и необычное положение этого духовного светила                в круге зодиака позволяло сделать некоторые выводы   . …  она давно уже вышла за орбиту Марса и приближалась                к орбите Юпитера   …   видела она Юпитер подобным убывающей Луне   , однако перевернутой  , такой   , какой она бывает   , вырастая   .
Макария видела планету сбоку и   , следовательно   , должна вот  -  вот выйти за его орбиту и устремиться в бесконечное пространство по направлению к Сатурну   .
  В  общем  Гёте  создал  образ  ясновидящей  задолго   до  явления  подобных    в  наше  время   .
Кроме  того  , он  высказал  ещё  одно  удивительное  открытие    ,  сказав  :   «  Камни — безмолвные учителя  , они делают безмолвными тех  , кто их наблюдает  , и лучшее   , чему от них научаются   , невозможно сообщить другому  .  «  Так  что  в отношении  камней  , по мнению  Гёте  ,  существует  другая  , бессловесная  система  передачи  информации  .  И  это  то  же  самое  ,  что происходит  и  с  ясновидящей  ,  бессловесной  по         существу .  А  в  самой  книге  о  Вильгельме  Мейстере  в  новом  варианте  предстаёт  фаустовский принцип   :                «  В деянии начало бытия   »  .
Педагогическая провинция   у  Гёте  воплощает стремление содействовать воспитанию общественного человека   , «   религией   » которого должно быть почитание мира   , каков он есть   : того   , что «  над  нами » ,   «   под нами   »   , «   около нас   »   , и  , наконец  , превыше всего — «   почитание самих себя   »  , то есть утверждение человеческого достоинства   , до которого  , однако   , надо дорасти   , заслужив право на это всей своей жизнью и трудом   . Духовная сущность Макарии , или  ,  вернее  ,  стоящая  за  Макарией   дает Вильгельму и остальным два главных урока  :   «Земля и ее недра — это мир   ,                где имеется все необходимое для самых высоких земных потребностей  , тот сырой материал   , обработка которого есть дело высших человеческих способностей   ; избрав                этот духовный путь   , мы непременно обретем любовь                и участие   , придем к свободному и целесообразному                труду …  »   .  Кто  же  автор  книг  Гёте  ? 
  «  …   будто внутри у меня некий гений ритмически нашептывает что  -  то  …  — так Гете передает греческое слово   «   ;;;;;;   » («  демон  »  )  , которым Сократ называл свой «   внутренний голос   »  , удерживающий ,  как  он считал  ,  его от дурных поступков  .  Как  и  Гёте  . И  вместе  со  своим  гением  предлагает   отрицание обрядовой религии   , ограничиваясь признанием провозглашаемых    ею гуманных нравственных правил  , и отвергает религиозные легенды о чудесах   , связанных    с Христом  .  Как   и  Лев   Толстой  .


Рецензии