Анализ книги Гёте Годы странствования Вильгельма М
Анализ книги Гёте
« Годы странствования Вильгельма Мейстера « в рамках анализа книги Гессе « Игра в бисер « .
При чтении этой книги явственно ощущаешь , что она писалась много лет , лет возрастания самого Гёте .
Две книги о Вильгельме Мейстере писались в течении пятидесяти лет . И предполагалось продолжение , где Вильгельм Мейстер стал бы подлинным мастером .
Или , говоря средневековым языком , магистром .
О Вильгельме Мейстере Гёте писал более , чем писал о Фаусте . Вильгельмом Мейстером Гёте дорожил .
И в его уста он вкладывает все свои мысли , которые он вырабатывал в течении пятидесяти лет , начиная с 1777 года .
Но в обеих этих фундаментальных трудах прослеживается явно то , что дело важнее слова . То есть в начале - дело , а потом можно и рассказать о том , что было сделано .
Надо вспомнить о том , какие идеи витали во времена Гёте , чтобы иметь возможность оценить книгу .
Впрочем , ограничивая их тем , что могло повлиять на книгу Гессе « Игра в бисер « и как продолжение идей , и как противопоставление этим идеям идей , выработанных столетие спустя . Ибо свои идеи Гессе постулирует как принятые от так называемых основателей игры в бисер .
Показанной им в развитии и даже в предположении того , как будет развиваться игра .
Недаром он поместил своё повествование в далёкое будущее . Впрочем , недооценив , по моему мнению , темпы развития мирового общества , ускоренные двумя мировыми войнами , которые послужили триггером для посттравматического поведения человечества .
Ибо человечество глубоко травмировано .
Игра прошлыми смыслами , впрочем , также ведёт к войне .
Ибо современными русскими методологами было определено , что для русских существует потребность жить в жестоком государстве , каким бы неумелым оно бы ни было . То есть , говоря проще « родина , пусть и уродина , но она мне нравится , хоть и не красавица . «
И решили не заморачиваться с новыми смыслами , как и полагается в игре в бисер , а перейти к обладанию государственной традицией , то есть не заниматься прожектёрством . Колеи уже проложены в историческом пространстве России , и , главное , не сойти с уже проложенного кровью и потом пути .
Это и есть игра в бисер на практическом уровне .
Традицию нельзя взять и придумать , а необходимо работать с уже выработанными смыслами , решили современные русские методологи .
Уваров из прошлого , хоть и плейбой , и в этом традиция соблюдена , но выработал не сам , конечно , но с помощью сильной поддержки смысл истории России :
православие , самодержавие , монархия .
Как говорится , не нами придумано , и не нам отменять …
Это на западе - игра в бисер , игра со знаниями , ещё средневековые схоласты играли в неё .
Собственно говоря , Гессе назначил в одного из основателей ордена игроков в бисер Альберта Великого . И поместил в начале книги эпиграф как бы из Альберта Второго , за которым ясно просматривается именно что Альберт Великий , учитель Фомы Аквината .
Притом текст эпиграфа Гессе написал сам , отдав его перевести на латынь своим друзьям . Ибо время Альберта Великого - время всеевропейского использования латыни .
На латыни же формировались смыслы в средневековье .
А Гессе получил классическое образование .
В которое входило как знание латыни , так и знание трудов схоластиков . Которые определили на века способ убеждения . Чем знаменательно время Альберта Великого ?
Пришло множество источников , которыми уже можно было играть . Определяя смыслы на основе изучения трудов Аристотеля и комментариев к нему , которые пришли с Востока именно , от арабов .
Для арабов , которые пользовались трудами Аристотеля , и которые были врачами - практиками , чтение Аристотеля было терапией . Ибо ещё халифу Аль Мамуру , который жил в начале девятого века , во сне явился Аристотель .
И сел на краю его ложа . Вся внутренность халифа наполнилась благоговения . Он спросил : Кто ты ?
Тот ответил просто : Аристотель .
Тогда халиф вопросил , и это вопрос волнует всё человечество : Что есть благо ?
И этот вопрос повторялся и ответы были :
Что хорошо для разума … для закона … общины …
Аристотель , пришедший во сне , вдохновил халифа .
Именно как просвещённого политика .
А Мехмет , покоритель Византии , видел себя кроме того потомком защитников Трои и как бы мстил условным ахейцам за разрушение Трои .
Тогдашнее название турок - теукри - понималось как потомки троянцев . И Ататюрк в 1923 году считал то , что современные турки имеют троянское происхождение .
И хотя разрушитель мифов , начиная с главного , как он считал мифа - христианского , Фрэзер решил , что научное мышление уничтожает мифическое , он глубоко ошибался . Ибо и 19 , и 20 века показали то , что сами нации возникли из мифов .
Молодые нации создавали и до сих пор создают мифы .
И , когда я писала « Историю предательства длиною в 3000 лет « , я отмечала то , что начальствующие в Крийоте , городе рождения и становления Иегуды иш Крийот , брали впечатляющие воображение истории со всего окружающего их мира и присовокупляли их к истории своего города .
Это возбуждало гордость в жителях Крийота , что они и есть жители издревле славного города .
Надо учесть и то , что арабская мысль в те времена касалась двух путей познания : через откровение и
через природный разум .
Притом отличие откровения у Востока и Запада было . Коран , как считалось , был надиктован , то есть пришёл непосредственно от Бога .
Ветхий же Завет евреев , и Новый завет христиан был получен не путём диктовки , а путём восприятия откровения через человека - пророка .
Потому то Коран сочли более достоверным , а
Мухаммеда последним пророком , в свете откровений которого должно было рассматриваться всё .
На западе Аристотеля стали изучать клирики .
Они не практики . Они считали , что
в вере должны быть убеждены .
В России же сакральное значение имели обряды .
Без обьяснений иногда , а вот сами объяснения и составляли игру в бисер русского православия .
То есть участие в обряде заменяло веру также .
В Толедо в двенадцатом веке появился переводческий центр , в котором большую роль играли евреи - из - за знания ими и арабского , и еврейского , и латинского языков . Вся их интеллектуальная мощь была направлена на то , чтобы снабдить схоластов множеством книг , доселе не известных .
Вот тогда и началась игра в бисер - игра со смыслами . Немецкая же игра со смыслами стала включать музыку .
В отличии от французов , которые были более визуалисты , как и итальянцы . Их игра со смыслами включала живопись . Немцы же были более слушателями .
И потому последовало мощное развитие музыки с шестнадцатого века . Не только у них , конечно .
До конца восемнадцатого века , как считал Гессе .
Ибо мелодии того времени были математически выверены .
Музыка консонансов - гармонических созвучий .
И уже Германия , и германские интеллектуалы включились в игру в бисер , обогатив её .
Гёте родился в середине восемнадцатого века , в те годы , когда во Франции Дидро вместе с деятелями эпохи просвещения начинает издавать знаменитую энциклопедию . Которая суммировала игру вырабатываемых ими смыслов .
То были титаны . В те же годы другой титан Жан Жак Руссо заявляет в своих трудах , что причиной неравенства и социальных бедствий является частная собственность .
В Германии , разделённой в результате Вестфальского мира 1648 на маленькие княжества , решили , что выбор веры должен быть признан только для князя , а подданные его должны придерживаться этой веры . То есть вера носила коллективный , а не индивидуальный характер .
Как и в России того времени , вера , избранная князем Владимиром , исходя из его маленьких слабостей , к которым носители этой веры - византийцы , снисходили .
Но влияние носителей веры влияло и на язык .
Мартин Лютер , по словам Энгельса , - расчистил авгиевы конюшни немецкого языка . Его перевод Библии на немецкий язык сделал язык Лютера общегерманским , извлекая тогдашнюю Германию из раздробленности , которая опиралась на различие диалектов . А Лессинг расчистил Авгиевы конюшни немецкой литературы , немецкого искусства . Лессинг громко заявил о том , что Германии нужно большое настоящее искусство , а таким может быть только искусство , в котором художник со всей глубиной и страстностью отразит современную - национальную действительность с её тёмными и светлыми сторонами , покажет жизнь в её движении , в её борьбе .
Такое искусство оказалось по плечу ученику Лессинга Гёте .
Прадед со стороны отца Гёте был тюрингским кузнецом .
Идеи о том , что именно кузнецы общаются с тёмными силами , бытовали тогда . Предки со стороны матери были ткачами . Именно много описаний в « Странствиях Вильгельма Мейстера « искусства ткача во всех подробностях . Ибо Гёте знал досконально о том , что он писал .
Гейне будучи евреем хотел , как и многие евреи того времени в Германии , вплоть до правления Гитлера , стать немцем . Он читал лекции соплеменникам об истории Германии , являясь глубоким знатоком её .
Говоря о немецком народе Гейне заметил , что долгие годы господства церкви не смогли задушить в немецком народе здоровое , как он полагал , языческое жизневосприятие .
Это « языческое « жизневосприятие характерно для Гёте .
Он как - то сказал про себя : « Я очень земной человек … «
Энгельс сказал о Гёте , что « … в нём постоянно происходит борьба между гениальным поэтом , которому убожество окружающей его среды внушило отвращение , и опасливым сыном франкфуртского патриция , либо веймарским тайным советником , который видит себя вынужденным заключить с ним перемирие и привыкнуть к нему . Так Гёте то колоссально велик , то мелочен ; то это непокорный , насмешливый , презирающий мир гений , то осторожный , всем довольный , узкий филистёр …
Гёте был слишком универсален , слишком активная фигура , слишком плоть , чтобы искать спасения от убожества в шиллеровском бегстве к кантовскому идеалу … Его темперамент , его силы , всё его духовное направление толкали его к практической жизни , а практическая жизнь , которая его окружала , была жалка . «
В своей знаменитой балладе « Коринфская невеста « Гёте провозглашает неистребимость языческой религии , которая воплощается в любовных страстях , пришедших из потустороннего мира , конечно , чуждого христанству .
Он воспевает по существу любовь к призраку .
Умершая как бы умерла от требований её родителей , якобы христиан , по мнению Гёте .
Но Гёте видим лишь языческий мир . Он язычник .
Его взору открыто только то , в чём он пребывает .
Мир христианства скрыт от него , и его впечатления от христианства заключены в том , что оно противится так называемым земным радостям , которые привлекают его .
Но надо быть христианином , чтобы увидеть истинное лицо христианства . А от Гёте , как и от Гессе скрыто то , что есть истинная добродетель и благочестие . В обмен и Гёте , и Гессе говорят об обществе без силы Божьей во Христе Иисусе , тем не менее добродетельном и полном благочестия . В чём же заключаются эти качества и Гёте , и Гессе не могут описать .
Что интересно , так это то , что этот язык подхватывает Марио Пьюзо , называя сицилийского мафиози , у которого прятался Майкл Карлеоне - добродетельным .
Язык Марио Пьюзо очень выразителен в описании добродетелей клана Карлеоне .
Он отмечает властную силу в Вито Карлеоне .
И , говоря о Майкле , замечает :
« как бы дух дона вошёл в Майкла … «
Того же разлива , как духа дона в Сицилии , названного добродетельным . А описывая духовную жизнь клана Карлеоне , Пьюзо пишет о Томе Хейгине :
« … словно бы молясь силам зла … «
И Гёте в своей Педагогической провинции , и Гессе в Касталии голословны .
О чём я буду говорить , опираясь целиком на их же тексты . Ими предлагается модель силы и мощи , счастья и радости здесь на земле , где гуманизм предполагает то , что человек готов трудиться здесь на земле на пользу людям . Описание действительности отрицает это .
Ибо откуда войны , губящие все плоды этого труда , даже если бы они и самом деле были бы возможны при настоящем состоянии человечества ?
Уносящие безжалостно и многочисленные жизни
в те миры , в которых они присутствовали на земле .
Смерть показывает то , кем ты был на самом деле .
Смерть не ошибается в том , чтобы забрать себе тех , кто служил ей в своём земном существовании .
Смерти не увидят , точнее нужно сказать , что смерть не увидит тех , кто вошёл в жизнь Иисуса Христа и
Его Церкви . Я пишу о духовных законах , которые не иллюзорны , но точны , как законы физики .
Сретенье с Госпдом на облаке для тех , для кого не будет действовать земное притяжение , в мгновение ока .
Которое не предугадать , и к которому не подготовиться .
Единственное условие - бодрствование .
Не отяжелять себя объядением и пьянством , в частности .
Что касается Вильгельма Мейстера , то он - не магистр магии , как Фауст , и не обращается к заклинаниям .
Имея знание имён потусторонних сил .
Среди которых нет Иисуса Христа .
В конце « Годов странствования « герой обращается к изучению медицины , становится врачом - хирургом , вступает в общину . Всё это не могло быть без призыва потусторонних сил тоже . Но не так явно , как в « Фаусте «.
В конце « Годов учения « один из руководителей общества говорит Вильгельму : « Невероятно много может сделать развитой и образованный человек и для себя , и для других , если он , не желая властвовать , захочет … сделаться защитником и покровителем многих , станет руководить ими … возьмётся вести их к тем целям , которые они хоть и видят перед собой , да пути - то
к достижению их не знают « . То есть берут на себя роль пастухов - руководителей стада над теми , у кого нет пути .
Что касается того , что возможен развитой и образованный человек , не желающий власти в этом мире , то где он ?
Руководители общины не имеют реального наполнения .
Они безжизненны . И , значит , что некому сделаться защитником и покровителем многих .
Это - реальность , с которой уже смирилась современность .
Во второй части романа , в « Годах странствования « , Гёте уделяет много внимания различным ремёслам .
Он описывает лесорубов , горняков - рудокопов , ткачей , прядильщиц . Очень тщательно .
Вторая часть всё таки осталась недоработанной . Гёте нередко более рассуждает , чем показывает . Он вложил во вторую книгу все свои разрозненные мысли , многие даже не приписывая тем или иным персонажам .
Можно даже дать « Годам странствования « название « Мысли Вольфганга Гёте « .
Ибо книгу заканчивал секретарь Гёте Эккерман .
Всё таки Вильгельм Мейстер так и не стал магистром .
Как Йозеф Кнехт у Гессе . Не стал магистром игры .
Ни он , ни сам Гёте . Оставивил роман незавершённым .
Гессе тоже по существу не завершил « Игру в бисер « .
Не хватило смыслов ни ему , ни Гёте до него .
У Гёте эволюция героя прослеживается через череду посвятительных обрядов ( инициаций ) .
И у Гессе также . Потому что таким образом и только таким образом строится иерархия в духовном мире .
Не смог пройти сквозь « угольное ушко « , и тогда герой погибает , на прежней ступени развития для него уже не остаётся места . Место ининциаций - тайное .
Потому оно только для посвящённых .
В основе такого взгляда - древний гностицизм .
Как и другие духовные вещи , обладающие силой в духовном мире , ведут своё начало от еврейской мысли .
Гностицизм рождается у евреев .
Языческая европейская мысль только перерабатывает его .
Но не только еврейскую мысль .
Но и древнеегипетскую . Ибо многие эллинские мыслители проходили обучение у египетских магов .
Этому обучению предшествовала инициация .
Пифагор , который упоминается у Гессе в числе основателей ордена Касталии , был в Египте .
И вся его мудрость опиралась на инициацию
в египетских богов . И мысли о том , как стать богом ,
к Пифагору пришли также от египетских жрецов .
Силу египетских жрецов описывает Писание в противостоянии Моисея и этих жрецов .
И можно понять то , что эти жрецы считали себя богами .
И десять казней прежде всего адресовались египетским богам - фараону и жрецам . И языческая мысль об обожении присутствует и в масонстве , и в других тайных обществах .
И не к этому ли стремился Гессе в своём стремлении на Восток ? И до него - Гёте , изучавший смыслы Востока .
У Гёте есть опыт пребывания в масонском обществе , где он прошёл все ступени инициации , но , достигнув высшей ступени , и , ожидая познания высшего смысла , был разочарован . И ушёл из масонов .
Но память о нахождении в этом обществе осталась .
И Гёте составляет прожект основания общества , подобного обществу масонов , но с большими отличиями .
Но всё же многое он перенял у масонов именно .
И в книге о Вильгельме Мейстере герой вводится в замкнутое по своей закрытости ( только для посвящённых ) Общество Башни , подводящее воспитательный эксперимент над субъектом к логическому завершению .
Всё странствование Вильгельма Мейстера заключается в допущении его после испытания к бОльшим тайнам .
Нельзя сказать о том , что это - сатанинская идея .
У сатаны нет идей . Он использует идеи Бога .
Но в христианстве идея сводится к тому , что : кто хочет быть бОльшим , будь слугой всем .
У сатаны идея перевёрнута , она становится идеей господства . Бог говорит : кто верен в малом , поставлю над бОльшим . И есть испытания на верность - огненные искушения , которых рекомендуется не избегать .
Библейские истории не скрывают всей боли перерождения .
Герой Библии предстаёт в искажающем его облик предродовых муках , во всей крови и слизи , исходящих из родовых путей . Но герой Гёте Вильгельм Мейстер изображён в венчике из роз , колючки которых не видны .
И потому окружён высокопарными словами о добродетелях и высоких словах о служении людям .
Он - гуманистический герой . И потому он как бы осознаёт то , что его жизнь должна быть вплетена в судьбы других людей путём равномерного синтеза так называемых « духа « и « реальности « . Наполнение этих слов разное у библейских авторов и у гуманистических , несомненно .
Вступив в Общество Башни - орден людей , посвятивших себя не много и не мало - нравственному совершенствованию мира , герой отправляется в странствование по свету с целью выработки и не только , но и проверки собственного мировоззрения .
Первая остановка - часовня , за которой присматривает человек по прозвищу « Святой Иосиф Второй « .
Тот мифологизирует свою собственную жизнь , имитируя библейскую легенду об Иосифе : овладевает плотничьим ремеслом : заводит себе ослика , помня , что этому животному « выпала честь нести на своём хребте Бога и пресвятую матерь Его . « Влюбляется в женщину по имени Мария : усыновляет рождённого ею мальчика и неосознанно втягивает обоих в затеянное им возрождение далёкой древности . Передвижение целого семейства с гор в долину становится ожившей картиной бегства библейских Иосифа , Марии и младенца в Египет : мужчина выступает впереди , ведя на поводу осла , на хребте которого едет женщина , прижимающая к груди младенца и облачённая в традиционные по цветовой окраске одеяния богоматери - неярко - красное платье и голубой плащ .
Внешние атрибуты святости , в своей вторичности воспринимаемые как псевдо , также оказываются как бы тождественными внутренней сути их носителей :
« … наше маленькое семейсвто , умножаясь , превзошло числом свой образец , но его добродетели всегда были нам примером , и мы свято блюли ту же верность и чистоту помыслов « . Речь опять идёт о добродетелях , равных тем , которыми обладали Иосиф , и Мария . При том без того , что еврейский народ воспитывался Богом в течении 3000 лет , и из которого таким образом вышли и Мария , и Сам Господь по плоти .
Упор даётся на ремесло плотника и ослика , и одежды .
Якобы таким образом может выработаться добродетель святого семейства . Без чтения Писания , без того , чтобы родиться в священнической семье .
То есть возможность расти добродетели ни на чём .
В книге же сакральность пространства Иосифа Второго усиливается введением разрушенной церкви .
Постройка рухнула много веков назад , а её колонны и столпы сохраняются целыми , согласно символике камней , фиксируя точки Вселенной , где человек может вновь обрести рай или получить просветление .
То есть разрушенная много веков назад даже не церковь , а здание , где собирались христиане , благодаря символике камней может выработать в человеке добродетель просто нахождением в этом здании . Если продолжить аналогии , то в этом суррогате святого семейства может родиться суррогат мессии . И никак иначе . иначе зачем трудиться плотником , ездить на ослике именно что в Египет ?
Без возврата в Иудею несомненно . То есть земля Германии таким образом становится аналогичной земле Иудее .
А для Вильгельма встреча с человеком , повторяющим образы давно минувшего прошлого , знаменует начальный этап просвещения - воврат к истокам .
Инициация с данного этапа опирается на традиционное представление о трёхуровневом строении мира :
герой последовательно приобщается к :
подземному , земному и небесному бытию .
Центральное путешествие героя в потусторонний мир ( в кругу мифологических сюжетов ) , в ходе которого он получает магическую силу или магическое оружие . Сопрягается у Гёте с продвижением по горным массивам . Вслед за сыном герой спускается в расщелину пещеры , т . е . согласно представлениям древних он проходит через врата в подземный мир . Как из пещеры Алладина - из подземного мира он выносит старинную шкатулку , которая при отстутствии ключа не открывается для окружающих ( в руках у них ключ , но воспользоваться им может только посвящённый ) . То есть из преисподней герой и его сын выходят не с пустыми руками .
Вторая остановка - сад плодородия .
В оригинальной системе символов Гёте - это обозначение пространства , священного как земное начало мира .
Как и подобает сакральному месту , этот сад существует без привязки к конкретному историческому времени : не похож ни на старомодный сад , т . е . выполненный в французском стиле , ни на современный парк , т . е . оформленный на английский лад . Но в пространстве этого сада обостряется ощущение настоящего , а не бытийного времени , конкретного , а не абстрактного мира .
Так как в это пространство помещается здание , убранство которого составляют географические карты всех четырёх сторон света , чертежи отдельных государств , перспективные виды примечательных городов с ландтшафтными изображениями соответствующих им местностей . Сад - замкнутая , отгороженная от профанного мира глубоким рвом территория , проникновение в которую сопряжено с испытанием героя на право быть приобщённым к новому знанию .
Но и здесь его настигают испытания : герой с сыном пытается пробраться в сад по подземному водосточному стоку , но оказывается в ловушке .
Теперь оценка персонажа идёт не с точки зрения как бы его отмеченности судьбой ( неясно , что Гёте имеет в виду под судьбой ) , а с точки зрения его земных деяний в комнате , куда с опрводили пленников , вывешены надписи о том , что « невиновному - свобода и возмещение , соблазнённому - сострадание , виновному - карающее правосудие . То есть это место суда , неизвестно при том , кто есть законодатель и судия , и каким образом формируется понятие вины , кары и правосудия .
То есть Гёте использует термины без наполнения .
Но в результате прохождения этого судилища герой как бы становится готовым к приобщению к небесным тайнам , носителем которых является Макария ( блаженная в переводе . Потому третья остановка - дом Макарии , женщины , которая умела понимать внутреннюю сущность человека и благодаря этому ощущала свою связь с астральным миром , как говорится в романе , духовно двигалась по Солнечной системе , как неотъемлемая её часть . Похоже очень на медиума .
Благодаря знакомству с Макарией герой впервые сопоставляет себя с целой Вселенной и приходит к выводу о том , что помыслить себя средоточием мира человек смеет лишь тогда , когда сконцентрирует все свои духовные силы на достижении благородной цели . Так происходит приобщение героя к высшему уровню мироздания - небесному . Знаменательно , что предсказывается оно введением в повествование мотива вещего сна . В заочном знакомстве Макария предстаёт герою в образе святой , или , скорее , жрицы неназванного по имени бога : « Её одежда была словно ризы жреца , её взгляд излучал кроткое сияние … я готов был броситься ниц перед нею . Под её стопами появились облака и , поднимаясь ввысь , как на крыльях вознесли исполненный святости образ , на месте её величавого лика я видел в разрыве облаков сверкающую звезду , взлетавшую всё выше . Пока , наконец , потолок не расступился и она не присоединились к сонму светил на небе , которое расширялось , охватывая всё сущее . «
Все эти три остановки , три этапа просвещения героя дублируются в Педагогической провинции - общине , на воспитание которой Вильгельм перепоручает своего сына . Здесь ученики тоже проходят три стадии взросления , символично предоставленные в жестах трёх родов . Младшие приветствуют окружающих , поднимая глаза к небу , средние опускают взор к земле . старшие - направляют взгляд на окружающих .
Первые находят идеал для подражания в Боге , вторые - у предков , третьи - среди ныне живущих людей . Жизнь , по Гёте , выстраивается в неразрывный диалог поколений . В образной системе романа это подкрепляется прохождением Вильгельмом всех посвятительных обрядов в сопровождении сына Феликса .
Мальчик сближается с детьми Иосифа и даёт повод для сближения взрослым ; обнаруживает таинственную шкатулку и перепоручает её на хранение отцу ; провоцирует Вильгельма на спуск в подземный сток , что приводит к посещению плодового сада ; гостит в доме Макарии , чем укрепляет связи между отцом и блаженной ; переходит на воспитание в Педагогическую провинцию . законы которой сказываются поучительными и для Вильгельма . В итоге инициация героя сводится к обретению им собственного знания - знания своего предназначения . Вильгельм решает стать хирургом , оказывается подготовлен всем ходом его странствования к жизни умерших . К настоящему - история спасения Вильгельмом Феликса : юноша упал с лошади в водоворот , захлебнулся . но был оживлён отцом , сделавшим ему кровопускание . К будущему - возможность облагораживать общество , оказывая помощь нуждающимся . Таким образом , путь странствий Вильгельма Мейстера - это ступени посвящения : сначала он приобщается к тайнам подземного мира ; затем - земного и небесного , чтобы в результате постичь самого себя .
Долг воспитателя показан не в том , чтобы предостерегать от заблуждений , а в том , чтобы руководить заблуждающимися … именно тайные менторы отказывают Вильгельму в иллюзиях и сравниваются с добрыми друзьями , вызволяющими из затрудительных ситуаций . Воспитатель показан как Незнакомец , символ тайного и невидимого присутствия . Он говорит герою назидательные вещи : « Меня радует лишь тот человек , который знает , что полезно ему и другим , и старается ограничивать свой произвол … случай , к несчастью , натолкнул молодого человека на кукольную комедию . И он не сумел вовремя воздержаться от прикосновения к пошлости … вскользь упомянув о судьбе :
« Судьба , - с улыбкой возразил … , - знатный , но дорогой гувернёр . Я куда охотнее положился бы на разум - обыкновенного учителя - человека «
Ярно , который во второй книге становится Монтаном , рудознатцем , отыскивающим скоровища , таящимися в горах , говорит Вильгельму : « Жаль , что вы играете пустыми орехами и на пустые орехи « , имея в виду его раскаяние в своём поприще актёра раскаяние героя , и в театральной труппе , и в зрителях …
« … не оставляйте этой мысли обратиться к деятельности жизни , спешите дельно употребить счастливые годы , дарованные вам … ( результат : активное странствование Вильгельма : знакомство с горным , ткацким , сельскохозяйственными ремёслами ) .
В книге влияние Общества Башни проявляется подспудно : его представители не введены в повествование . но оно включает в себя осуществлённое с подачи данного товарищества знакомство Вильгельма с « Гамлетом « , демонстрирующим опасность нестыковки судьбы и жизни ( как Гамлет , так и Вильгельм оказались в обществе , для которого не рождены и воспитаны ) .
« … Но всего больше его озадачило покрывало духа , которое он нашёл в своей кровати .
Развернув , он прочёл слова :
« В первый и последний раз . Беги , юноша , беги ! « …
Мысли Общества Башни в момент пребывания их в Педагогической провинции о религии ( которые смело можно счесть за мысли самого Гёте ; они парадоксальны и в общем неприемлемы , с моей точки зрения , особенно в отношении к христианству , святости и благочестию ) :
— Если религия зиждется на страхе , то у нас ее не признают. Но если этот страх возвысится в душе до благоговейного страха , или благочестия , тогда человек , воздавая честь , не теряет и собственной чести , ибо , не в пример первому названному случаю , сохраняет единство с самим собой . Религию , в основе которой лежит благоговейный страх перед тем , что превыше нас , мы называем этнической ; это религия народов , знаменующая счастливое начало освобождения от низменного страха ; к роду этнических принадлежат все языческие религии , как бы они ни именовались . Религию , которая зиждется на благоговении перед тем , что равно нам , мы называем философической , ибо философ , который ставит себя в средоточие мира , должен низвести все высшее и возвысить все низшее вровень с собою , а иначе он не заслуживает имени мудреца . Взгляд мудреца глубоко проникает в те отношения , которые связывают его с ближним , а значит , и со всем человечеством , и со всем случайным и необходимым , что окружает его на земле , и поэтому в космическом смысле только мудрец живет в истине . Теперь следует сказать и о той религии , которая зиждется на благоговении перед тем , что ниже нас ; ее мы называем христианской , так как в христианстве такой образ мыслей обнаруживается всего явственней . Это — последняя ступень , которой можно и должно было достигнуть человечеству . Но для этого мало подняться над землей , покинув ее ради более высокой отчизны , — следует еще признать унижение и бедность , глумление и поругание , презрение и несчастие , страдание и смерть божественными , постичь , что даже грех и преступление не только не мешают , но и способствуют святости , и за то почтить и возлюбить их . Правда , следы такого умонастроения можно найти во все времена , но следы еще не цель , а когда цель достигнута , человечеству нет пути назад , и можно сказать , что христианская религия , раз возникнув , не исчезнет вновь , раз достигнув божественного воплощения , не расточится опять .
— Какую же из этих религий вы исповедуете предпочтительно перед другими ? — спросил Вильгельм .
— Все три , — ответили ему , — ибо только все три вместе и создают подлинную религию . Эти три вида благочестия порождают высшее благочестие — благоговение перед самим собой ( ! ) , которое , в свой черед , дает развитие остальным трем видам , так что человек достигает высочайших высот , каких способен достигнуть , получает право считать себя совершеннейшим произведением бога и природы , и может оставаться на высшей ступени , не позволяя спеси и самодовольству вновь низвести его до обыденной пошлости .
— Это исповедание , да еще изложенное таким образом , не кажется мне странным , — отозвался Вильгельм , —вы объединяете то , что остальные разделяют .
В ответ ему было сказано :
— Это исповедание уже сейчас произносит большая часть человечества , но только не сознавая смысла .
— Где и когда ? — спросил Вильгельм .
— В символе веры ! — вскричали Трое ( суррогат троицы , как и суррогат святости и благочестия ) . — Ибо первый его член — этнический , он принадлежит всем народам ; второй член — христианский , он для тех , кто борется с страданиями и в страдании возвеличивается ; наконец , третий возвещает нам учение об исполненной духом общине святых , то есть пребывающих на высшей ступени добра и мудрости .
Так не справедливо ли будет считать высшим единством три ипостаси божества , чьи имена суть символы , выражающие эти убеждения и обетования ?
Тем временем взгляд Вильгельма « привлекала стена галереи , вся покрытая росписями , предметы коих , — пришельцу не понадобилось много времени , чтобы это заметить , — были почерпнуты из священных книг израильтян .— Здесь , — сказал старейший , — мы посвящаем учеников в ту религию , которую я для краткости назвал вам этнической . Ее содержание заключено во всемирной истории , а отдельные события суть ее внешняя оболочка . Она постигается на примере повторяющихся судеб целых народов .
— Я вижу , — сказал Вильгельм , — вы оказали особую честь народу израильскому , чья история стала у вас основой или , лучше сказать , главным предметом изображения .
— Это вам кажется , — возразил старец , — потому что , как вы можете заметить , у основания стены и под карнизом изображены поступки и события , связанные с главными не столько синхронистически , сколько симфронистически , потому что у всех народов есть предания , значащие и знаменующие одно и то же . Вот здесь , на среднем поле , вы видите Авраама , которого посетили его боги в виде прекрасных юношей , а выше , под карнизом — Аполлона среди Адметовых пастухов , из чего мы можем понять , что боги , если являются людям , пребывают среди них неузнанными . Вильгельм … еще раз задал вопрос , почему предпочтение отдано истории израильского народа .
На это старейший ответил :— Среди языческих религий , — а израильская также относится к их числу , — она обладает многими преимуществами , из коих я намерен упомянуть лишь некоторые . Перед судом этническим , перед судом бога народов ( ! ) задается вопрос не о том , лучше ли остальных какое - нибудь племя , а лишь о том , долговечно ли оно , способно ли сохраниться . Израильский народ был далеко не безгрешен , за что тысячекратно слышал упреки от своих предводителей , судей , старейшин и пророков ; он не наделен достоинствами других народов , но делит с ними пороки ; зато по самостоятельности , твердости , храбрости , а если этих свойств мало , то и цепкости , ему нет равных . Это самый упорный народ на земле , он был, есть и будет , дабы имя Иеговы славилось во все времена . Потому - то мы избрали его главным примером , главным предметом изображения , а остальное служит только обрамлением ... должен упомянуть еще об одном преимуществе израильской религии : она не воплощает своего бога ни в каком образе и оставляет нам свободу придать ему достойное человеческое обличие , а божества идольские , напротив того , унизить звериными и чудовищными ликами ... Благодаря сопоставлению картин и рассуждениям провожатого у него возникло немало новых воззрений , и он порадовался тому , что Феликс через эти достойные и осязаемые образы воспримет на всю жизнь великие , полные смысла и ставшие всеобщим образцом события , словно они подлинные и произошли рядом с ним ... путники подобрались к печальным, смутным временам , к разрушению города и храма , к почти поголовному истреблению , изгнанию и рабству упорного племени . Дальнейшие его судьбы были разумно представлены в иносказаниях , потому что реальное , историческое их изображение лежит за пределами благородного искусства .
… — Я нахожу здесь , — сказал он своему вожатому , — пробел в ходе истории . Вы ( ! ) разрушили Иерусалимский храм и подвергли рассеянию народ , так и не показав богочеловека , незадолго перед тем учившего именно здесь и никем не услышанного . — Сделать то , чего вы требуете , было бы большой ошибкой . Жизнь того богочеловека не стоит ни в какой связи с историей мира в его времена . Жизнь его была жизнью частного лица , а учение — учением для каждого в отдельности . Что происходит с целыми народами и с теми , кто их составляет , то и принадлежит всемирной истории и мировой религии , которую мы относим к первому роду . А происходящее в душе у каждого принадлежит религии второго рода , религии мудрых , каковой и была та , которой учил и которую исповедовал Христос , покуда странствовал по земле . Потому - то здесь внешнее и завершается , и теперь я открою вам внутреннее .
Отворилась дверь , и они вошли в такую же галерею ; Вильгельм тотчас же узнал картины из второй части Священного писания . Судя по всему , они были писаны другой рукою : все в них было мягче — фигуры , и движения , и обстановка , и свет , и краски . — Вы видите , — сказал провожатый — что здесь нет ни деяний , ни происшествий , а только чудеса и притчи . Здесь изображен новый мир — с новым внешним обличьем и с внутренним смыслом , которого прежде вовсе не было . И этот новый мир открывают чудеса и притчи . Первые делают обычное необычайным , вторые же необычайное — обычным … При жизни он предстает перед нами как истинный философ , — пусть вас не пугает это имя ! — как мудрец в высшем смысле слова . Он твердо стоит на своем , он неуклонно идет своей дорогой , он возвышает до себя стоящее ниже , уделяет от своей мудрости , силы и богатства простецам , недужным и бедным и через это как бы становится с ними вровень — и в то же время он не отрекается от своего божественного происхождения , дерзает равнять себя с богом и даже провозгласить себя богом . Поэтому он с юных лет поражает изумлением тех , кто живет с ним рядом , часть из них завоевывает на свою сторону , других восстанавливает против себя и показывает всем , кому не безразлично возвышенное в учениях и в жизни , чего они должны ждать от мира . Поэтому земной его путь для благородной части человечества поучительней и полезней , чем его смерть , ведь к испытаниям жизнью призван каждый , а к последнему испытанию — лишь немногие ... вглядитесь в трогательную сцену вечери . Здесь , как всегда , мудрец оставляет своих близких осиротелыми ; Религию третьего рода , вырастающую из благоговения перед тем , что ниже нас , почитание всего отталкивающего , ненавидимого , избегаемого — это мы даем с собою только выходящим в мир, чтобы каждый из них знал , где все это найти , буде в нем появится такая потребность .
— если жизнь богочеловека вы выставляете на обозрение как назидательный пример , то ставите ли вы в образец возвышенной терпеливости также его муку и смерть ? — Без сомнения , — сказал старейший . — Мы вовсе не держим их в тайне , однако набрасываем на его муки некий покров , именно потому , что так высоко чтим их . Но мы считаем предосудительной дерзостью выставлять орудие мучения и страждущего на нем святого на обозрение солнцу , которое скрыло лицо свое, когда бессовестный мир принудил его видеть это преступление , а тем более играть или щеголять глубокими тайнами , прячущими божественную глубину страдания , и попусту забавляться ими , пока самое достойное не покажется пошлым и безвкусным .
Он узнал , что Главный находится при святынях и там наставляет , вразумляет и благословляет , а Трое тем временем разделились , чтобы посетить все области и повсюду , глубоко во все вникнув и переговорив с подчиненными им надзирателями , способствовать дальнейшему развитию введенного ранее и создавать основы для учреждаемого вновь , тем самым неукоснительно исполняя свой высокий долг …
Все религии настаивают на том , что человек должен смириться с неизбежным , и каждая старается по - своему справиться с этой задачей .
Христианство предлагает нам в помощь самое отрадное : веру , надежду , любовь ; из этого проистекает терпение , сладостное ощущение того , сколь неоценимым даром остается наше бытие , даже если в нем нет желанных наслаждений , а вместо этого оно отягчено мучительнейшими страданиями . Этой религии мы неизменно придерживаемся , хотя исповедуем ее по -своему : нашим детям мы внушаем с самых ранних лет , какие она принесла блага , но о ее происхождении , о ее истории сообщаем лишь под самый конец . Только тогда мы можем по - настоящему полюбить ее зиждителя и всякое относящееся до него сведение будет для нас свято . Потому мы и не терпим в нашей среде евреев ; это можно счесть излишним педантизмом , но нельзя не признать , что это логично : ибо почему должны мы уделять от высшего просвещения тем , кто отверг его исток и начало ?
Но наша этика совершенно отделена от религии ; она определяется трудом и сводится к немногим заповедям : умеренность в произвольном , рвение в необходимом . Мы не потерпим у себя ни кабаков , где торгуют водкой , ни библиотек ( ! ) , где выдают книги …
Благочестие — не цель , а только средство достичь безмятежного душевного покоя и через него прийти к высшей просвещенности .
Далекое воздействует на нас через посредство предания . Обычное предание следует назвать историческим ; более высокое , родственное фантазии , есть предание мифическое .
Если за ним ищут нечто третье , какое - то значение , то оно превращается в мистику . Кроме того, оно легко становится сентиментальным , почему мы и усваиваем только радующее душу .
— А что же главное ? — поспешно спросил Вильгельм . — Это сказать нетрудно , — отвечал Монтан . — Думать и делать , делать и думать — вот итог всей мудрости : это искони признано , искони исполняется , но постигается не всяким . И то и другое в течение всей нашей жизни должно вершиться непременно , как вдох и выдох , и , как вопрос без ответа , одно не должно быть без другого . Кто ставит себе законом то , что шепчет на ухо каждому новорожденному его гений — человеческий разум : испытывай мысль делом , а дело мыслью , — тот не собьется с пути , а если и собьется , быстро отыщет верную дорогу ...
Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями . Неверно ! Между ними лежит проблема — то , что не очевидно , вечно деятельная жизнь , постигаемая спокойной мыслью .
— Природа не дала мне голоса , — отвечал Вильгельм , — но мне порой кажется , будто внутри у меня некий гений ритмически нашептывает что - то , так что , странствуя , я всякий раз начинаю шагать в такт и при этом словно бы слышу тихие звуки , сопровождающие песню , которая на тот или иной напев послушно слагается во мне … среди шедших на службу протестантов он увидел еще троих . Неизвестно было , где и как молятся остальные , но Вильгельм заключил , что в товариществе установлена полная свобода вероисповедания .
И о Макарии :
— Я люблю мужа , люблю детей , мне не лень на них работать и на других тоже , а остальное ты мне простишь ! Уверенно женщина повела сам процесс покаяния . И Макария приняла эту форму покаяния и отпустила Филину с благословением , и та удалилась , благопристойно ей поклонившись .
То есть испытуемый сам решает , что главное , а что - нет . И уходит усокоенный , как говорит Гёте , сохранив своё достоинство . Ибо человек - мера всех вещей .
А Макария тем отличается , что имеет связь со всей вселенской системой , и самая духовная из всех :
« Один из друзей опустился в глубочайшие бездны земли и обнаружил там , что в человеческой природе есть нечто аналогичное самой косной и грубой из стихий ; другому дух Макарии явил на живом примере , что особо одаренным натурам присуща способность не только пребывать на месте , но и уноситься вдаль и что нам нет нужды ни пробиваться к центру земли , ни удаляться за пределы нашей солнечной системы , — довольно не оставаться праздным и , отдав все внимание деянью , почувствовать себя призванным к нему . Земля и ее недра — это мир , где имеется все необходимое для самых высоких земных потребностей , тот сырой материал , обработка которого есть дело высших человеческих способностей ; избрав этот духовный путь , мы непременно обретем любовь, и участие , придем к свободному и целесообразному труду . Кто заставил эти миры сблизиться и обнаружить присущие обоим свойства в преходящем феномене жизни — тот воплотил в себе высший образ человека , к какому должен стремиться каждый … между Макарией и нашей солнечной системой существует некая связь , которую мы едва осмеливаемся определить словами . Дело не только в том , что дух , душа и воображение Макарии заключают в себе солнечную систему , которую она постоянно созерцает , сама Макария есть как бы часть этой системы , она зримо для себя особым образом движется по небесным кругам , вращаясь с самого детства вокруг Солнца , причем , как открыли недавно , по спиральной орбите , которая несет ее все дальше от средоточия к внешним сферам . Если допустить , что всякое существо как существо телесное стремится к центру , а как существо духовное — к внешней окружности , то Макарию должно отнести к числу самых духовных натур : она кажется рожденной лишь для того , чтобы сбросить земную оболочку и проникнуть во все ближние и дальние области бытия . Это свойство , сколь оно ни дивно , сама Макария с малых лет воспринимала как возложенный на нее тяжкий долг . Как она помнит , ее внутреннее « я » всегда было пронизано некоей светящейся субстанцией , озарено светом , не уступавшим яркостью солнечному сиянью . Часто она созерцала два Солнца — одно внутри себя и одно на небе — и две Луны , причем Луна вне ее во всех фазах сохраняла одинаковую величину , а Луна внутри непрестанно уменьшалась . Этот дар отвлекал Макарию от безразличной ей обыденности , хотя сердце и дух у ней были полны неземными видениями , она имела довольно сил , чтобы справляться с внешними обстоятельствами , а все ее дела и поступки неизменно отвечали требованиям самой возвышенной нравственности ( !!! по существу бегрешна ) . Так она и росла , безотказная в помощи , готовая служить ближним в большом и в малом , подобная ангелу господню на земле , между тем как духовное ее существо , вращаясь вокруг освещающего наш мир Солнца , двигалось по все расширяющимся кругам к надмирным пределам . Это состояние отчасти умерялось и смягчалось тем , что и в ней , по - видимому , происходила смена дня и ночи , и когда внутренний свет мерк , она старалась неукоснительно выполнять внешние обязанности , а когда внутри у ней вновь разгоралось сияние , она предавалась блаженному покою . По ее словам , она заметила , что порой вокруг нее сгущается некое подобье облаков , которые на время мешают ей видеть свет ее небесных спутников : такие периоды она всегда умела использовать на благо и на радость своим близким . Макария не отрицала , что с юности звездословие всегда занимало ее и она , став весьма в нем сведущей , все же не упускала возможности с помощью книг и приборов еще наглядней представить себе строение Вселенной … все вычисления основывались вот на чем : наше Солнце казалось ясновидящей ( !!! ) в ее прозрениях меньше того , каким она видела его днем ; также и необычное положение этого духовного светила в круге зодиака позволяло сделать некоторые выводы . … она давно уже вышла за орбиту Марса и приближалась к орбите Юпитера … видела она Юпитер подобным убывающей Луне , однако перевернутой , такой , какой она бывает , вырастая .
Макария видела планету сбоку и , следовательно , должна вот - вот выйти за его орбиту и устремиться в бесконечное пространство по направлению к Сатурну .
В общем Гёте создал образ ясновидящей задолго до явления подобных в наше время .
Кроме того , он высказал ещё одно удивительное открытие , сказав : « Камни — безмолвные учителя , они делают безмолвными тех , кто их наблюдает , и лучшее , чему от них научаются , невозможно сообщить другому . « Так что в отношении камней , по мнению Гёте , существует другая , бессловесная система передачи информации . И это то же самое , что происходит и с ясновидящей , бессловесной по существу . А в самой книге о Вильгельме Мейстере в новом варианте предстаёт фаустовский принцип : « В деянии начало бытия » .
Педагогическая провинция у Гёте воплощает стремление содействовать воспитанию общественного человека , « религией » которого должно быть почитание мира , каков он есть : того , что « над нами » , « под нами » , « около нас » , и , наконец , превыше всего — « почитание самих себя » , то есть утверждение человеческого достоинства , до которого , однако , надо дорасти , заслужив право на это всей своей жизнью и трудом . Духовная сущность Макарии , или , вернее , стоящая за Макарией дает Вильгельму и остальным два главных урока : «Земля и ее недра — это мир , где имеется все необходимое для самых высоких земных потребностей , тот сырой материал , обработка которого есть дело высших человеческих способностей ; избрав этот духовный путь , мы непременно обретем любовь и участие , придем к свободному и целесообразному труду … » . Кто же автор книг Гёте ?
« … будто внутри у меня некий гений ритмически нашептывает что - то … — так Гете передает греческое слово « ;;;;;; » (« демон » ) , которым Сократ называл свой « внутренний голос » , удерживающий , как он считал , его от дурных поступков . Как и Гёте . И вместе со своим гением предлагает отрицание обрядовой религии , ограничиваясь признанием провозглашаемых ею гуманных нравственных правил , и отвергает религиозные легенды о чудесах , связанных с Христом . Как и Лев Толстой .
Свидетельство о публикации №224031301782