3. Александр Матросов. Версии рождения

Александр Матросов  и « башкирская» версия рождения
  От  «башкирской» версии рождения можно бы и отмахнуться, как от искусственно созданной. Для жены военнослужащего, жившей в военных гарнизонах и по работе в женсоветах воинских частей, приходилось близко общаться с матросами. Все, без исключения все ребята, призванные из бывших республик СССР разговаривали с акцентом, а были и такие, которые  плохо понимали русский язык. А в книге Рауфа Хаевича Насырова «Откуда ты родом, Матросов», изданной в Уфе в  1994 году  речь шла о неграмотном  десятилетнем мальчике, который через два года после исчезновения (указываются разные годы ) приехал, якобы, в родное Кунакбаево и на чисто русском языке представился Сашей Матросовым?! Книга была написана в жанре журналистского расследования, в ходе которого автор ненавязчиво вводит на страницы произведения ранее «неизвестные», сенсационные сведения из биографии Матросова. Они закрепляются в общественном сознании с помощью документального фильма “А. Матросов. Правда о подвиге”, созданного на основе книги. По мнению Насырова, А.М. Матросов — башкир по национальности, уроженец д. Кунакбаево Учалинского района Башкортостана. Родился он якобы в 1923 г. и в своей деревне был известен как Шакирьян Мухамедьянов. Его родителями были Юнус Юсупов и Муслима, которая умерла при последующих родах примерно в 1929–1930 гг. В первый класс он пошёл в возрасте девяти лет в 1932 г., когда ещё жил в деревне. Примерно в 1933–1934 гг. Шакирьян то ли покидает деревню, то ли его мачеха (вторая жена Юнуса) отвозит в детский дом. В детских домах он был известен как Александр Матросов, а в среде детдомовцев носил клички “Шурик-Шакирьян”, “Шурик-машинист”, “Шурик-матрогон”, “Матрос”. Примерно в 1932–1934 гг. этот А.М. Матросов дважды побывал в детдомах г. Мелекесса. Причём в первый раз в Мелекесский детдом его подбросили вместе с сестрой — попросту детей оставили в коридоре. Фамилию и имя он изменил по очевидной, для автора, причине — из-за национальных предубеждений, свойственных воспитанникам детдомов по отношению к нерусским беспризорникам. И это в восемь лет отроду! Два или три раза после этого он появлялся в деревне и сообщал, что работает и учится в Уфе, и тогда уже звался и просил себя называть не Шакирьяном Мухамедьяновым, а Александром Матросовым. В 1941 г. примерно за две недели до начала войны Шакирьян вновь побывал в деревне и встречался с отцом.
 Эта версия являлась на тот момент самой амбицизной,  и её пришлось тоже рассматривать.
      Насыров Рауф Хаевич, член Союза журналистов,   Заслуженный работник культуры, член  Союза писателей.    Почётный гражданин  г. Учалы и Учалинского района.  Но  всё это всё будет потом. А на момент вынашивания «гениального» плана перерождения Александра Матросова в Шакирьяна Мухамедьянова он работал
литературным сотрудником  учалинской районной газеты «Серп и Молот»   (ныне «Учалинская газета»).
      В 1992 году Р. Насыров написал   книгу на башкирском языке: «;ай;ан ;ин, Матросов?»; в русском переводе «Откуда ты родом, Матросов?», Уфа,  изд-во «Китап»,   1994г.;  «А.Матросов: поиск истины», 2007;               
    Телефильм «Ищите меня под фамилией Матросов», 2001; реж. А.А. Нурмухаметов, ГТРК «Башкортостан»).
               
   В газете «Красная Башкирия» от 15 сентября 1943 года было опубликовано Постановление Обкома ВКП(б) и Совнаркома Башкирской АССР  за подписью Председателя Совнаркома БАССР С. Вагапова «Об увековечивании памяти Героя
 Советского Союза Матросова Александра Матвеевича, бывшего воспитанника детской колонии Уфы  (Александр Матросов находился в детской колонии с 21 апреля 1941 года по 25 сентября 1942). На основании этого постановления мужской школе № 64 г. Уфа было присвоено имя Героя Советского Союза Александра Матросова, улица Садовая была переименована в улицу имени Александра Матросова, уфимский городской парк культуры и отдыха переименован в «Парк культуры и отдыха имени Александра Матросова».
     Кроме всего на башкирском и русском языках была выпущена   брошюра.
    9 мая 1951 года в Уфе, в парке имени В. И. Ленина, был торжественно открыт памятник Матросову Александру Матвеевичу. Автор памятника – скульптор Л. Ю. Эйдлин. Архитектор А. П. — Грибов.
    Нам сейчас уже не узнать, что же сподвигло журналиста Р. Х. Насырова к  «обашкириванию» Александра Матросова.  Ведь  никаких материалов и тем более документов у него не было.
     В 1968 году Рауф Насыров знакомится  в газете  «Ульяновская правда» со статьёй ульяновского краеведа П. К. Ковальчука, где шло опровержение рождения Александра Матросова в Днепропетровске, и в газете «Звезда» со статьёй новомалыклинского краеведа А. Г. Толчкова, в которой было написано, что А. Матросов новомалыклинский.
     И тогда Р. Насыров предпринимает поездку в Ивановский детский дом Ульяновской области. Знакомится с писателем А.И. Царёвым  и директором д/д дома Р. И. Ивановой.  Делает фотокопии фотографий: фото Саши 1937 года из детприёмника, фото Саши с голубем и общее фото детей 1936 года, а также  фотокопию письма Петру Кондратьевичу от директора музея им. Александра Матросова из Днепропетровска. Увидел и понял, что  ни метрики, ни справки  о рождении Саши нет.
     По приезде домой, он через статьи  (их было три) в уфимской газете «Версия» и через передачу на радио начал готовить башкирский народ к уразумению того, что у него будет ещё один Герой Советского Союза. Подкреплению этому поспособствовал отснятый и запущенный на местном канале ролик, где  экскурсовод утверждала «о наличии судебного решения Верховного суда о признании тождества личностей Александра Матросова и Шакирьяна Мухамедьянова. В итоге судебного разбирательства как бы всё было доказано. Документы получены, но оказалось, что национализировать героя нельзя».
    А в Днепропетровске все годы продолжали искать хоть какие-то документы по Александру Матросову. Они рады были любой информации, и, обратившись к Р. Х. Насырову, они дали «зелёной свет» башкирской версии рождения Александра Матросова!
       Из письма директора МУЗЕЯ КОМСОМОЛЬСКОЙ СЛАВЫ имени АЛЕКСАНДРА МАТРОСОВА  от 26.08.1969г.:
«Здравствуйте, уважаемый Рауф Хаевич!
 Обращаемся к Вам с просьбой поделиться материалами, касающимися биографии А. Матросова.
  Мы неоднократно пытались уточнить в различных учреждениях нашего города место и дату рождения А. Матросова, но, к большому сожалению, сведений о нём в архивах и загсах никаких нет.
С уважением     Ж. Исакова».
      В 1980 году в уфимском Парке Победы был открыт памятник Героям СССР Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Его авторы - архитектор Г. Лебедев и скульпторы Л. Кербель и Н. Любимов. У подножия памятника был зажжён Вечный огонь.  Оба героя имеют прямое отношение к Башкирии. М. Губайдуллин – уроженец здешних мест, А. Матросов воспитывался в детской трудовой колонии в Уфе. Отсюда ушёл на фронт,  Жизни их оборвались одинаковым подвигом – они закрыли собой амбразуры  фашистских пулеметов, отдав свою жизнь, но сохранив её боевым товарищам.
   И  Р. Насыров продолжил «поиски истины». И даже неудивительно то, что нашлись свидетели, помнящие маленького Шакирьяна. По справке Учалинского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР по Кунакбаевскому с/с  д. Кунакбаево  о составе семьи Юсупова Юнуса (отчества нет),  по состоянию на 1989год, значится:
« Юнус- глава семьи 1886 г.р.
   Фархиямал- жена
   Мортаза-сын 1935
   Шакирьян-сын 1923-выбыл»
Фонд №34    опись №2   дело№2 книга №3»
     В готовящуюся к изданию книгу были помещены три фотографии Саши Матросова из Ивановского детского дома: вместе с друзьями, Саша с голубем и Саша с гитарой. Другие две: вручение комсомольского билета в Краснохолмском пехотном училище, где Матросов похож на башкира - ложна! Читаем воспоминания политрука Краснохолмского военно- пехотного училища Аркадия Агалумовича Григорьянца:  «Здесь, в ноябре 1942 года, будущий герой стал комсомольцем. Я горд тем, что именно из моих рук Алек¬сандр Матросов получил комсомольский билет, страницы которого потом войдут в историю написанными на билете словами: «Лёг на огневую точку противника и заглушил её. Проявил геройство». Я не помню фамилии фотографа, наверное, это был, скорее всего, один из курсантов-любителей. Это счастье, что сохранилась единственная фотография курсанта Матросова. Повторяю, единственная. Все другие, которые нам предлагают авторы статей, ложны. Саша фотографировался только на комсомольский билет. При вручении комсомольских билетов 2 ноября курсантов этого призыва не фотографировали».  Но это Р. Насырова не смутило, он предлагает читателям и другую подложную фотографию членов инструментального оркестра Ивановского детского дома. Ни такой фотографии, ни таких лиц среди воспитанников в Ивановке не было! И ещё одна  «удивительная» фотография односельчан Кунакбаево, где девочку в пальтишке с застёжкой направо, исследователь предлагает считать Шакирьяном!
 Рауф Хаевич рисует читателям Шакира темноволосого и темноглазого, но в воспоминаниях людей, близко знавших Сашу, звучит совсем другое. Из исповеди родной тётки Саши Матросова Марии Ивановны Дьяконовой (Матросовой): «Глаза Сашины все эти годы  стоят передо мной: большие, голубые-голубые и взрослые). Из воспоминаний директора детского дома Петра Иосифовича Макаренко: «Я хорошо помню Са¬шу, темноволосого, с голубы¬ми глазами и веселым, от¬крытым лицом парнишку. Он был небольшого роста, но энергичный мальчик». А вот как вспоминает о Саше его товарищ  по Краснохолмскому училищу Николай Писарев, живший после Победы в городе Орске Оренбургской области:
 «Сашу я помню хорошо. Среднего роста, крепкого телосложения, целеустремлённый и голубоглазый». А четыре приезда в «родную деревню»? Документы детпрёмника Ульяновска, которые нашла Н. Дубовик, говорят совсем другое: были две отлучки на один- два дня  в 1937 году: первая,  чтобы найти брата Василия, а вторая,  чтобы сходить в речной порт и узнать, с какого возраста берут в матросы. А 1941 году Саша Матросов находился в Уфимской детской колонии, и это тоже подтверждено документально! У Насырова по воспоминаниям Миргазима Каримова: «Мне довелось встретиться с Шакирьяном в начале июня 1941. — Мне тогда шел двенадцатый год. Он пришел к реке, где мы купались. Его сверстники воскликнули: «О! Шакирьян вернулся!» А он спокойно произнес: «Ребята, ваш агай теперь уже не Шакирьян, а Саша. Так и зовите». «Каким ветром тебя занесло, откуда ты?» — допытывались мальчишки. «Эх, ребята, где только я ни бывал! А вот сейчас прибыл с Украины», - задумчиво ответил Шакирьян. «Ты же вроде в детдоме жил?» «Сегодня я здесь, а завтра — там. Где я нахожусь, кроме меня самого, никто не знает».
     В решении исполкома Учалинского районного Совета народных депутатов Башкирской ССР за № 5-87 от 27 февраля 1992 года выходит распоряжение  за подписями Председателя исполкома М. Янбаева и управделами исполкома Ф.Даминдарова о присвоении Кунакбаевской средней школе «имени Шакирьяна Мухамедьянова- Александра Матросова». Это случилось до  выхода первой книги.
   В 1992 году вышла книга Рауфа Насырова на башкирском языке «;ай;ан ;ин, Матросов?»
    Из учалинской газеты от 29 июля 1993 года: «В последние годы общественности республики в прессе и книгой журналиста Рауфа Насырова «Кто ты, Александр Матросов?» были представлены многочисленные документы, свидетельствующие о том, что Александр Матросов и уроженец села Кунакбаево Учалинского района Шакирьян Мухамедьянов –  одно и то же лицо. Любопытно, что ни одна область или город на честь быть земляком героя не претендует. Совет аксакалов Учалинского района несколько раз обращался в Учалинский райнарсуд и в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Башкортостана с заявлением признания тождества личностей А. Матросова и Ш. Мухамедьянова в судебном порядке. Недавно  председатель совета аксакалов Рамазан Нигматуллин получил письмо от Председателя Верховного суда Б. Р. Тлякбирдина. В статье разъясняется, что даже в случае признания судом, решение не будет иметь юридических последствий. Данный факт является не юридическим, а историческим. Последнее слово за институтом истории, языка и литературы Башкортостана».
    В 1994 году Р. Х Насыров выпускает книгу «Откуда ты родом, Матросов?» на русском языке. Из предисловия: «Вначале казалось, что я взялся за обычное журналистское расследование, и не очень задумывался над тем, почему сотни и сотня людей проявляют столь острый интерес к нашим поискам, с нетерпением ожидая их результатов. Только позже открылся смысл: тут скрывается не одно лишь желание понять истоки человеческого героизма, но и искреннее стремление восстановить истину. Так, совершенно неожиданно передо мной встала очень серьезная тема. Принял решение: не давать воли чувствам, не торопиться и, как дотошный счетный работник, оперировать только фактами и документами. Главное — не допускать ни одной неточности, дабы не изменить смысла и правды, основываясь на сравнении и сопоставлении. Такие жесткие условия поставил я для себя. За изучением материалов, фактов проходили дни, месяцы, и, наконец, пришло время дать людям ознакомиться с накопленным и пригласить их к совместному размышлению. А выводы пусть каждый делает сам...»
     Рауф Насыров отправляет подобранные им четыре фотографии во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз министерства Юстиции СССР. Из четырёх фотографий  три были Саши Матросова из  Ивановского детского дома и только одна (с девочкой) Шакирьяна. Из ответа специалистов минюста А. А. Гусева и Л. З. Кирсанова следует: «Проведённым исследованием установлены такие совпадающие признаки внешности, как линия роста волос, овал лица, относительная ширина лба. Следует отметить, что представленные фотоснимки являются репродукциями очень плохого качества.  Необходимые для сравнительного исследования признаки лица, изображённого на фото №1 (форма глаз, уха, рта, носа) не просматриваются. Антрометрические точки на исследуемом фото поставить нельзя, что препятствует установлению относительных размеров элементов лица.
      С учётом вышеизложенного можно сделать лишь вероятный вывод о том, что на фото №1 и фото№№2-4 изображено одно и то же лицо».
То есть однозначного ответа эксперты  не дали.
       В 2000-м году Рауф Хаевич предпринимает вторую поездку в Ивановку Ульяновской области и Мелекесс (Димитровград) с целью отснятия материалов для будущего фильма. Знакомится с Виктором Васильевичем Емельяновым. Тот показывает Р. Насырову архив П. К. Ковальчука.  Последний попутно забирает, якобы для  дальнейшего использования, очень ценные  документы, написав расписку о возврате. Но брал Р.Х. Насыров их, конечно, не для возврата!
    Для последующих поколений безвозвратно утеряны:  воспоминания В. А. Раскопова на 11 страницах; воспоминания В. В. Петрушина на 8 страницах; воспоминания П. И. Макаренко на 11страницах.  И не упомянутые в расписке воспоминания секретаря партийного бюро 2-го батальона Тихона Ивановича Коренского на 26 листах, который тоже был свидетелем подвига Александра Матросова!
    В 2001 году выходит телефильм «Ищите меня под фамилией Матросов»,  режиссёр А.А. Нурмухаметов, ГТРК Башкортостан».
     В 2005 году в Кунакбаевской  средней школе был открыт музей.
     И, наконец, в 2007 году Рауф Хаевич Насыров выпускает свою книгу  «А.Матросов: поиск истины».
     На основании «изысканий» и заключения Р. Х. Насырова в 1992 году был издан
 Краткий Энциклопедический справочник, где на странице 386 указано: МАТРОСОВ Александр Матвеевич [(Мухамедьянов Шакирьян Юнусович),5.2.1924, д. Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Учалинского р-на РБ. В 1995-2011 г.г. была издана Энциклопедия Башкортостана, где  написано то же самое. Редколлегию составили 43 научных редактора и 6 кандидатов наук.
       31 августа 2007 года «Совет аксакалов г.Учалы и Учалинского района» ликвидирован налоговой службой России как недействующее юрлицо.
       21 апреля 2010  года «Музей имени Героя Советского Союза Александра Матросова-Шакирьяна Мухаметьянова» (через «т»), зарегистрированный, как юрлицо,  расположился  в здании Кунакбаевского сельского Совета.
       13 мая 2014 года ликвидирован юридический статус музея решением учредителя – местного сельсовета, но он работает до сегодняшнего времени. 
        Разумеется, что все эти годы раздавались и здравомыслящие голоса. Писатель-краевед Мурат Рахимкулов пишет:  «…я  сам башкир и знаю, о чем говорю. Просто каждый народ хочет иметь своего героя, своего Матросова. Вот и в Башкирии придумали легенду с Мухамедьяновым. Если бы это было правдой, то и памятник у нас давно бы поставили ему, а не Матросову». Из статьи  Александра Костицина в газете «UFA RU» от 12 октября 2022года:  «И хотя документальные подтверждения «кунакбаевской» версии отсутствуют, почему-¬то её продолжают радостно тиражировать. Более того, её апологеты время от времени придумывают и озвучивают новые и, порой, далеко не безобидные «доказательства». ¬ Личность Александра Матросова подтверждена Верховным судом РСФСР ещё в 1967 году, когда с парня снимали судимость за нарушение паспортного режима. Поэтому сторонникам гипотезы о Шакирьяне Мухамедьянове не раз предлагали обратиться в тот же Верховный суд страны для пересмотра дела Матросова «по вновь открывшимся обстоятельствам» и предъявить там свои «доказательства». Но смельчаков, пожелавших судиться в Москве, не нашлось». И подобных публикаций множество.
   А тем временем,  народ, и что самое обидное – молодое поколение Башкортостана продолжают обманывать.
   Но оказалось, что не только люди Башкортостана, но и Татарии обмануты. В Татарском Энциклопедическом словаре 1999 года под редакцией М. Х. Хасанова и Татарской энциклопедии 2016 года написано: «Матросов Александр Матвеевич (настоящее имя фамилия отчество Мухамеджанов Шакиржан Юнусович, 1924г. Герой Советского Союза, татарин.
    Не похоже ли это на разжигание национальной розни?

        А. Матросов. В продолжение « башкирской» версии
К великому сожалению, тема башкирского происхождения Александра Матросова, которая оспаривается историками Башкирии с 1989 года. имеет  небезобидное продолжение.
    В 2021 году Московской кинокомпанией «Док Стори Продакшн» при поддержке Министерства культуры и Министерства образования Оренбургской области, был отснят документальный фильм «Александр Матросов. Шагнувший в бессмертие». Фильм снимался в Оренбурге, Краснохолме, Платовке, Великих Луках и Москве. Но как оказалось, не только. Отсняты Кунакбаево и стела Герою Советского Союза, установленная 4 мая 2017 года на средства земляков в 800 метрах от исчезнувшего, как мало перспективного в 1973 году посёлка Зин-Овраг Новомалыклинского района Ульяновской области. Автор сценария А. Колин, режиссёр  Алексей Егорычев, научный консультант Игорь Храмов.
   Презентация фильма  прошла 22 февраля 2022 года в Оренбурге, Краснохолме, и в Платовке, а 23 февраля 2022 года фильм увидели в Башкортостане.  8 мая 2023 года фильм был выставлен   « В Контакте».
       Храмов Игорь Валентинович, член Союза журналистов, кандидат исторических наук, член Союза переводчиков России, Президент Оренбургского благотворительного фонда «Евразия», генеральный директор Оренбургского книжного издательства им. Г.П. Донковцева,  Оренбургского туристическо-информационного центра. Член международного общества Стефана Гейма. Автор и ведущий цикла телепередач, посвящённых известным людям Оренбуржья. Инициатор открытия музея «Галерея выдающихся оренбуржцев». Предприниматель.
  И, наконец, военный консультант и историк, выступивший в роли биографа жизни Александра Матросова. На показе картины побывало около 550 человек, среди которых школьные учителя истории, юнармейцы, историки, краеведы, работники культуры, преподаватели университетов, руководство Оренбурга и региона. Документальную картину также увидели  жители оренбургских сёл Платовка и Краснохолм, показы для которых провели Оренбургский благотворительный фонд "Евразия" и Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей при поддержке администрации Новосергиевского района и управления по культуре и искусству администрации города Оренбурга. В Доме культуры Платовки и библиотеке Краснохолма фильм увидели школьники старших классов, их учителя, односельчане, кому интересна судьба героя Великой Отечественной войны, ушедшего на фронт из их родных мест.
    Всё бы замечательно, но  автором сценария  О. Колиным, а он отвечал за то, «ЧТО» будет в фильме и научным консультантом Игорем Валентиновичем Храмовым, который отвечал за исключение из сценария недостоверной информации,    не проведён анализ версий рождения, зато утвердительно обозначено, что «Александр Матросов» –  это приобретённое имя Шакирьяном Мухамедьяновым. Даже у работников Кунакбаевского музея сомнение в том есть, а вот  историки Оренбурга не сомневаются. А ведь к тому времени в доступности была книга Н. Дубовик  «Всё равно я буду человеком. Возвращение домой», научная статья из ведущего московского исторического журнала «Вопросы истории»: «Матросов - загадки биографии», исполненная кандидатом исторических наук А. В. Кобзевым и доктором исторических наук С. А. Прокопенко, а также грамотная и отработанная в историческом плане работа воронежского военного историка Н. А. Шкарлат, оформленная в очерк:  «Дорога в бессмертие. Александр Матросов». Но, по мнению И. А. Храмова:  «Все отметили сильный эмоциональный посыл картины, современность подачи, динамичность, массу интересных фактов, отточенность формулировок».
      Нет, мнения о фильме далеко не однозначны.  А, по мнению журналиста, писателя и краеведа из Великих Лук Андрея Борисовича Канавщикова, занимавшегося в течение 40 лет  сбором материалов,  исследованием жизни А. Матросова и написавшего в 2012 году книгу: «АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ: ПОДВИГ И СУДЬБА», Москва: ИД «Достоинство»,  – фильм поверхностный и ангажированный, это не труд историка и исследователя.
     И этот парадокс имеет своё продолжение. Оказывается,  к 100-летию рождения Александра Матросова нам ещё нужно доказать, что Александр Матросов есть Александр Матросов! 
   Письмо из Казани от 7 сентября 2023года:   
                Директору ОГКУ «Ивановский детский дом
                им. А. Матросова - Центр патриотического   
                воспитания»
                А. Н. Романову
                Уважаемый Андрей Николаевич!
Государственным архивом Республики Татарстан ведется работа по подготовке к документальной выставке «Татары на службе Отечеству»,
посвященной Героям СССР и РФ, с трансляций в 21 Историческом парке в городах РФ.
Известно, что в фондах Вашего учреждения хранятся документальные материалы по
Александру Матросову (Шакирьяну Мухамедьянову) – Герою Советского Союза.
 
Просим Вас оказать содействие и предоставить электронные копии (сканы) фотографий и архивных документов,
связанных с его биографией и подвигом. Благодарим!
 
С уважением, Лейсан Низаметдинова
Гл. архивист отдела выставочной и публикаторской деятельности
ГБУ "Государственный архив Республики Татарстан"

               Министерство   
    Просвещения и воспитания
        Ульяновской области

    Областное государственное
Бюджетное учреждение Учебно-
Методический центр военно-
 Патриотического воспитания
  « Авангард» имени Героя
Советского Союза А. Матросова»

                Уважаемый Бахтияр Раилевич!
Выражаем Вам благодарность за внимание к нашему земляку Герою Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову. В ответ на ваш запрос сообщаем, что  научное сообщество Ульяновской области не считает версию отождествления Александра Матросова и Ш. Мухамедьянова достоверной и научно обоснованной.
     Информируем Вас, что в 2016 году краевед-поисковик Н. А. Дубовик по результатам многолетних исследований опубликовала книгу «Всё равно я буду человеком. Возвращение домой», в которой она обосновала версию рождения Александра Матросова в мордовском посёлке Зин - Овраг ныне  Ново-Малыклинского района Ульяновской области. По просьбе Ульяновского регионального отделения Всероссийской общественно-государственной  организации «Российское военно-историческое общество» Институтом истории и культуры Ульяновской области была проведена проверка вновь полученной информации. По  результатам проверки,  которая включала запросы в архив,  работу с личными фондами, выезд в село Высокий Колок с полевыми исследованиями в журнале  «Вопросы истории»  2019г, №5, с.38-63) была опубликована статья Н. А. Дубовик, А. В. Кобзева, С. А. Прокопенко  «Александр Матросов: загадки биографии». В ней рассматриваются все  существующие версии места и времени рождения А. М. Матросова, в том числе его рождения в с. Кунакбаево. На наш взгляд, аргументы в пользу всех иных версий, кроме рождения А. М. Матросова в пос. Зин-Овраг, несостоятельны.
        Мы готовы к сотрудничеству в деле патриотического воспитания, в том числе пропаганды подвига А. М. Матросова.

С уважением,

Директор ОГБУ УМЦВПВ «Авангард»   имени А. Матросова                /А. Н. Романов /               
               
Руководитель Института истории и культуры региона
ОГАУК  «Ленинский мемориал», д. и. н                /С. А. Прокопенко/

 Директор ОГБУ « Государственный архив
 новейшей истории Ульяновской области», к. и. н.                / А. Г. Пашкин/

Член Союза профессиональных литераторов                / Н. А. Дубовик/

    Хочется спросить руководство Башкортостана, на каком основании  ничем и никем не подтверждённая версия отожествления Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова и человека с криминальным прошлым Шакирьяна Юнусовича Мухаьедьянова, продолжает БЫТЬ? Версия, которую оспаривали с 1989 года (газета « Советская Башкирия» от 14.04.1989г. № 87. Статья:  «Версия, построенная на песке» заведующего кафедрой истории КПСС Башкирского университета Р. С. Аюпова. Версия, которая оспаривается до сегодняшнего дня всеми здравомыслящими людьми: статья  А. Костицина «Ворованный герой» в СМИ «Агитмедиа 02» от 21.01.2024г.
   На имени Александра Матросова замыкаются ещё 500 воинов, совершивших подвиг самопожертвования и которые зовутся «матросовцами». Так на каком  же основании продолжается фальсификация истории Великой Отечественной войны?

                Подготовила Н. Дубовик


Рецензии