2. Александр Матросов. Версии рождения

Александр Матросов,Виктор Емельянов, Нина Дубовик.

 В 1992 году вдова Петра Кондратьевича – Галина Павловна (Пантелеймоновна) Ковальчук, передала ветерану ВОВ Виктору Васильевичу Емельянову, который вёл стрелковый кружок в детском парке А. Матросова,  материалы умершего супруга со словами:
 – Это всё, что осталось. Более ценные документы увёз сын Александр в Ленинград после окончания Ульяновского училища связи. Видимо, побоялся за меня. Дело-то непростое.
   
      Прочитав статью новомалыклинского краеведа Александра Григорьевича Толчкова, Виктор Васильевич отправился в Новую Малыклу.
Ответ ЗАГСА не порадовал: архив неполон.
В Димитровграде Виктор Васильевич сделал снимки детских домов №25 и №26, где до Ивановки воспитывался Саша. Встретился с бывшим воспитанником детского дома № 25 Нурмухаметом Валиевичем Динмухаметовым, который подтвердил, что Матросов воспитывался в детском доме № 25.
 Находясь периодически в военном госпитале на реабилитации, Виктор Васильевич обязательно заводил разговор о Саше Матросове. И однажды, в ноябре 2001 года, сосед по палате Николай Фёдорович Акчурин авторитетно заявил: «Да наш он, из Зин-Оврага Новомалыклинского района. И дальняя родня в Высоком Колке проживает».
Домашний архив Петра Кондратьевича Ковальчука  до 2015 года находился у  Виктора Васильевича Емельянова.
Сегодня все воспоминания и переписка находятся в архиве новейшей истории Ульяновска, являясь архивными документами. ( Фонд 6291, опись 1 ед. хр. 58).
       В январе 2015 года Виктор Васильевич Емельянов знакомится с Ниной Александровной Дубовик и передаёт ей архив П. К. Ковальчука.
   Дубовик Нина Александровна:  секретарь Совета ветеранов Ленинского района г. Ульяновска. Краевед Ульяновской области, член Ульяновской организации Союза профессиональных литераторов. Автор книг: «Жизнь
Моя, любовь моя», Ульяновск, 2007.; «Благодарной памяти  свеча», Ульяновск, 2008г.; Сборник песен с нотами  «Край родимый», Ульяновск, 2009г.; «Песнь благодарения»,  Ульяновск,2009г.;
   «Победы свет неугасимый», Ульяновск, 2010г.; «Долгий путь к любви».Ульяновск, 2012г.; «Чаша любви». Ульяновск, 2012г.; «Светлой памяти печаль». Ульяновск,.2013г.; «Сиянье Великой Победы». Ульяновск, 2015г.; «Всё равно я буду человеком. Возвращение домой». Ульяновск, 2016, 2017, 2023г.г.;   «По зову сердца и велению долга». Ульяновск, 2020г. 
    Н. Дубовик была знакома с разносторонней информацией по Александру Матросову в медийном пространстве и даже имела свою работу по совершению Александром Матросовым самого подвига.
       Взявшись за совсем непростую тему,  конечного результата не предвидела. 
    По мере изучения архива возникали всё новые и новые вопросы. Познакомиться с Галиной Павловной (Пантелеймоновной) Ковальчук она не смогла ввиду смерти последней в 2009 году. Ниточка выхода на сына, увезшего в Ленинград (Санкт- Петербург) более значимые документы, исчезла.
   И писательница поняла, что всё надо начинать сначала. Около года ушло на то, чтобы познакомиться со всей литературой по Александру Матросову. Прочитаны и сделаны выписки из книг П. Журбы: «Александр Матросов» Лениздат,1958г., И.И. Шкадаревича: «БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА МАТРОСОВА», Москва, 1967 и 1973г.г., А. Канавщикова: «АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ: ПОДВИГ И СУДЬБА», Москва: ИД «Достоинство», 2012г.
    К тому времени бытовали пять версий рождения: « днепропетровская», «смоленская» (г. Киров), «башкирская» (д. Кунакбаево), «мордовская» и « зиновражская».. В публичном пространстве   все они обросли домыслами, догадками и нередко подавались в качестве доказанных и установленных фактов. Каждая версия подлежала рассмотрению.
     Начинать нужно было, соответственно, с официальной, то есть с « днепропетровской» . Думается, что она изложена довольно ясно выше, в первом  разделе.
       Нина Дубовик знала о том, что «смоленская (Киров)» версия рождения Александра Матросова основана на воспоминании друга по Краснохолмскому военно-пехотному училищу и однополчанина Михаила Бардабаева. В газете Дуэль» №: 18-19 (467) от 2 мая 2006 года написано: «Матросов Александр Матвеевич родился в1924 году в г. Кирове (бывшее Песочное).  Внизу стояла ссылка на газету «Советская Башкирия» от 20 марта 1958 года.
    Тогда исследователь делает запросы в Государственный архив Оренбургской области и в  Государственный архив Смоленской  области. В ответе из Оренбурга значилось: «Сообщаем, что документы Краснохолмского (Красносельского) пехотного училища с. Краснохолм  Оренбургской области, Кировкого райвоенкомата в ГБУ «ГАОО» на хранение не поступали. Согласно справочникам  «Список населённых месть Средне- волжского края за 1931 год, « Административное и территориальное деление Чкаловской области за 1939 год село Песчаное и г. Киров на территории  Оренбургской губернии  (области) не значились».  Из другого ответа следовало:  «В облархиве хранятся церковные метрические книги о родившихся в Смоленской губернии до 1917 года. В Главном  управлении ЗАГС Смоленской области сведений о рождении А. М. Матросова не имеется. Просим принять во внимание, что до 1919 года территория Песоченского района  (с 1936 года - Кировского) относилась к Калужской губернии. Следовательно, за подтверждением даты рождения  А. М. Матросова в 1924 году Вам надо обратиться в Управление ЗАГС по Калужской области».

       
                Александр Матросов и Виктор Ефимочкин

     Н. А. Дубовик выходит на Виктора Михайловича Ефимочкина, проживавшего в г. Киров (бывший посёлок Песочное) Калужской области, с работой которого была знакома по свободным источникам.
   Ефимочкин Виктор Михайлович, краевед Калужской области и руководитель военно-мемориальной группы «Поиск» г. Киров.
  Из воспоминаний В. М. Ефимочкина: « В конце 80-х мне на глаза       
  попалась книга « Достоин бессмертия», повествующая о Героях
  Великой Отечественной войны, изданная Калининградским книжным издательством в 1980 году. Одна из глав книги посвящена подвигу Александра Матросова. Прочитав статью, я сильно удивился тому, что автор книги местом рождения Александра Матросова называет посёлок Песочня Смоленской области,  а не Днепропетровск. Это не могло не заинтересовать меня. Ведь Песочней до 1936 года назывался наш город. И возможно, что А. Матросов – наш земляк и наш Герой. Вот тогда и решил заняться этой историей».
    Как оказалось, в 60-е годы  этим  же вопросом занимался Александр Иванович Савельев. Из прочитанной им статьи  И. Смирнова «Биография мужества» (Из истории комсомола Смоленщины), издательства «Московский рабочий», 1968 г., где на  стр.154 было указано, что Матросов родился в Кирове. Затем он прочёл книгу   «Огненные годы», издательства «Молодая гвардия», 1965 года, где на стр.103  тоже было указано, что Матросов родился в Кирове. Александр Иванович Савельев  занялся поиском. В разговорах с учениками и местными жителями села Бережки ему удалось установить, что в этом селе незадолго до войны бытовала фамилия «Матросовы». Но эта была фамилия «уличная», то есть происходила от прозвища человека. Этим человеком был старый уже мужчина, прибывший на проживание в Бережки из Днепропетровской области. Своим знакомым соседям он рассказывал, что долго служил на флоте, (за что и получил уличное прозвище «Матрос» и далее «Матросов»), что дочка его живет в Песочне, работает на фаянсовой фабрике. Другие старожилы говорили Савельеву, что Матросов была настоящая фамилия этого человека. Далее Савельеву рассказали, что Елена, или Екатерина Матросова, была либо дочерью этого человека, либо внучкой, либо какой-нибудь другой родственницей. Она часто с сыном приезжала в дом к этому человеку. Вскоре она трагически погибла. В это время мужа у нее уже не было, и сына забрал к себе родственник из Бережков – «Матросов». Однако мальчишка ушел из дому и попал в Большуховскую коммуну (детский дом в р-не Большуха). «Матросов» забрал его из детского дома и увёз на родину, в Днепропетровск. На этом все нити поиска у Савельева оборвались, но через 20 лет на него вышел  Виктор Михайлович Ефимочкин.
    Из письма А. И. Савельева к В. М. Ефимочкину: «В Бережках вы уже теперь ничего не найдете. Люди, которых я опрашивал, умерли. Попробую  запросить архив фаянсового завода, не найдут ли там фамилии, которые я укажу, работавших на фабрике Матвея Семеновича Матросова и Елены Ивановны Матросовой».
  Вскоре А.И. Савельев умер, и навсегда осталось загадкой, где Александр Иванович нашел фамилии Матросовых.
    Кадровый военный, считающий своим долгом найти всех солдат, погибших на его родной земле, Виктор Михайлович продолжил заниматься поисковой работой по Александру Матросову.
    Началась переписка с  Калининградским издательством, с Уфимским музеем школы МВД, с обкомом комсомола г. Смоленска и издательством «Молодая гвардия», обращение в отдел кадров завода «Стройфарфор», а также личная переписка с автором статьи О. Павловским, написавшим, что Александр Матросов – уроженец города Киров.  Из ответа О. Павловского: « Книга писалась в конце 70-х годов, и я не могу вспомнить, какими источниками пользовался. Единственно, что абсолютно точно, придумать сам этого, безусловно, не мог».
     Из  ответа инструктора Уфимской школы МВД следовало, что по имеющимся у них сведениям А. Матросов родился в Днепропетровске.
    Исследователь продолжил свои поиски. Вместе с Председателем Бережковского сельсовета Николаем Павловичем Серегиным они опросили пятерых престарелых жителей  села Бережки. В 30-е годы они были уже взрослыми. Никто из них ничего о «Матросове» не слышал: Кадровики завода «Стройфарфор» списков работников 30-х годов не нашли. Из обкома комсомола Смоленска сообщали, что не имеют достоверных данных о том, как, когда и кем готовились материалы по составлению книги о героях-комсомольцах Смоленской области, предполагая возможность использования данных по Александру Матросову материалов из книги «Огненные годы» издательства «Молодая гвардия» (Фонд партийной библиотеки № 31524). Таким образом, удалось выйти на исходный источник, где, вероятнее всего, впервые было указано место рождения А. Матросова – поселок Песочня Смоленской области. Это именно та книга, на которую указывал и Савельев. Но ответа от « Молодой Гвардии» не последовало ни на первое, ни на второе письмо. Тогда все наработки капитан Ефимочкин направляет в музей Уфы, чтобы они сделали официальный запрос в издательство «Молодая Гвардия» с последующим ответом в Киров. Ответов ни из Уфы, ни из Калининграда  не поступило.
  Исследователь занялся поиском фамилии Матросовых. В ЗАГСЕ  города Киров архива не оказалось. В сборнике «Словарь песоченских фамилий» А.А. Бауэра, изданного в Калуге в 2013 году, фамилии Матросов в справочнике тоже не оказалось. В четырёх томах книги списков граждан области, подвергшихся репрессиям «Из бездны Небыти», собранные Ю.И. Калиниченко, нашлись более десятка фамилий Матросовых, проживавших на территории Калужской области и репрессированных в период с 1932 по 1940 годы. Такие фамилии встречались в населенных пунктах восьми районов области. Это говорило о том, что фамилия «Матросов» была довольно распространённой, в том числе, и в Калужской области. И, учитывая довольно распространенную фамилию Матросовых в районах области, нельзя было исключить наличие такой фамилии и в Кировском районе.
   Обнадёживающий ответ пришёл из г. Миасс Свердловской области от давней знакомой Ольги Торгашиной, с которой Виктор Михайлович занимался установлением данных погибших воинов на территории Кировского района, имен которых нет в Книге Памяти Калужской области. Ольга нашла часть текста книги «Огненные годы», где, возможно, впервые упоминалось о том, что местом рождения А. Матросова был  город Киров. В заглавии главы, повествующей о подвиге А. Матросова, действительно записано следующее: «Матросов А.М. родился в 1924 году в г. Кирове (бывший поселок Песочное) Смоленской области». Основанием для такого утверждения автор называет газету «Советская Башкирия» от 20 марта 1958 года. Так был найден  ещё один источник, на который ссылался теперь уже автор книги. Оставалось найти и ознакомиться с текстом статьи из указанной газеты. О. Торгашина нашла и выслала Виктору Михайловичу адрес Управления по делам архивов в городе Уфа, куда следовало обратиться с просьбой – найти и выслать  копию газеты.  Уфа на запрос исследователя не ответила.
   На одном из сайтов газеты «Дуэль» в номере 18-19 (467) от 2 мая 2006 года появилась статья с воспоминаниями М. Бардабаева. Этот человек был однополчанином А. Матросова. В своих воспоминаниях он пишет, что встретился и подружился с А. Матросовым в военном училище, откуда вместе попали на фронт и принимали участие во многих боях. Сведения, представленные М. Бардабаевым, говорили о том, что этот человек действительно хорошо знал прошлое А. Матросова: «Рано лишился родителей и воспитывался в детских домах. Накануне войны жил и работал в Уфе. С самого начала войны стремился попасть на фронт». Здесь же автор статьи указал и место рождения А. Матросова: «Матросов Александр Матвеевич родился в 1924-м году в городе Киров (бывший поселок Песочное) Смоленской области». В конце статьи стоит ссылка – «Советская Башкирия», 20 марта, 1958 год». Круг замкнулся. Из статьи Виктора Михайловича в Кировской районной газете «Знамя труда» № 24-25 от 1 марта 2016г.: «Итак, поиск завершен. Найдены самые достоверные данные о месте рождения беспризорника Александра Матросова – свидетельство его друга и однополчанина Михаила Бардабаева. Как не верить этому человеку, на глазах которого погиб А.Матросов. И откуда, как не от самого А.Матросова, он мог получить эту информацию. Мы не знали, и теперь никогда не узнаем об этом человеке ничего, кроме того, что он сам написал. В своем рассказе М. Бардабаев допустил одну неточность. Он так же,  как и в официальной версии, говорит о том, что погиб А. Матросов 23 февраля. Это можно оправдать намерением не вносить в уже укрепившуюся в сознании людей версию разногласия. Но можно задаться вопросом: почему же товарищ А.Матросова не стал препятствовать несправедливости в отношении места его рождения? Почему не заявлял о том, что А.Матросов не был уроженцем г. Днепропетровска? На все эти вопросы ответы можно было найти только в те давние годы прошлого столетия от самого Михаила Бардабаева. Нам же остается верить в то, что А.Матросов действительно наш земляк. Верить так же, как верят в это в Новой Малыкле Ульяновской области, хотя  у них тоже нет твердых оснований для этого».
     Все свои изыскания В. Ефимочкин переслал Н. А. Дубовик с припиской: «Отправляю Вам письма по установлению места рождения Матросова. К сожалению, воспоминания Савельева не нашел. Вероятнее всего, утерял при переездах. Ведь это было более 30 лет назад. Но я хорошо помню его воспоминания. Он мне сам об этом всём рассказывал у себя в доме на ул. Третий Интернационал г. Киров. Так что с моей стороны никаких фантазий. Поиски мои были основаны только на  воспоминаниях  А. И.Савельева, а он был уверен в том, что «Матросов» –  это уличное прозвище деда Александра. А жили они в д. Бережки, до войны, пока у Матросова не погибла мать».
   От автора: Да, сокурсник по Краснохолмскому пехотному  училищу и однополчанин  Александра Матросова сержант Михаил Бардабаев говорил правду. Идя к местам боёв, Михаил спросил Александра о месте его рождения и тот назвал – Киров. А. Матросов не знал, где родился, но и не мог сказать, что призван из колонии. А призывался он Кировским военкоматом города Уфы.
Так возникла кировская версия рождения А. Матросова.

Подготовила Н. Дубовик


Рецензии