Сказочный рассказ 465


Сказ, сказка, фэнтази, рассказ… Это жанр или форма выражения произведений различных жанров? Для меня лично это вопрос не праздный. Потому что от формы часто зависит и содержание.

Начнём с самого простого. «Сказ» - это только устное повествование. Устно рассказывают. Что устно рассказывают? Сказки и были. При этом суть и форма устного изложения может быть очень вариабельна. Всё зависит от того, кто сказывает, творит свой сказ.  Сказ существует как особое представление,  как спектакль в театре.  Это относительно  простая форма подачи произведения, но уникальная. Двух одинаковых спектаклей быть не может по определению. Не всё можно рассказать устно. Моноспектакли именно об этом. «Сказ про Федота стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова, например. Или «Это что за балаган?» Игоря Растеряева.  Фэнтази, например, сложно рассказать устно, роман невозможно в принципе. 

Сказка, фэнтази и рассказ – это письменное творение.  Это то, что зафиксировано на бумаги в  неизменной форме.  При их прочтение вслух мы имеем дело со сказом.  А вот чтение «про себя» - это  уже другой процесс. «Про себя» - это выражение говорит само про себя, потому что не озвученные голосом образы имеют для читающего  совершенно другие последствия, чем озвученные. 

Ограничение формы выражения информации позволяют, как это не парадоксально звучит, больше получать от неё «информации».  Игра голосом при чтении самого читающего,  обязательно изменяет его личное освоение читаемого произведения. При чтении про себя  мы имеем воздействие письменного источника в полном объёме на сознание читающего.  Включается фантазия, создаются личные образы, и так далее. Текст становится «своим», освоенным. Он про себя в чём-то, потому что позволяет  почувствовать согласие или не согласие с идеями, созвучие или диссонанс эмоций.

Любой рассказчик или чтец самим фактом своего существования, личностного влияния искажает любую информацию, которую доносит до других в устной форме. Это ни  плохо и не хорошо. Это просто факт жизни.

 Прочитанный же про себя текст тоже искажается читающим его в силу своей личности. Но на других  влияние «чтение про себя» не оказывает.

Это про форму. А вот содержание сказки тоже вызывает вопросы. Потому  что сказкой можно назвать что угодно. Например,  «три кусочека колбаски у меня лежали на столе, ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе». Тут совсем не о сказках речь. «Сказки» здесь  – метафора.

А письменно представленные сказки можно охарактеризовать и классифицировать в упрощённой, но интуитивно понятной форме.  Для себя, например, я применяю следующую классификацию.

Волшебная сказка – это там где отсутствуют  логические связи с действительностью.
Западная сказка – приносит какие-то факты искажения действительности, но существует в поле логики.
Зверская сказка – когда пишут о мире  зверей. Логика не важна. Мир зверей же.
Морализаторская сказка – это фантазии автора по поводу воспитания детей прочтением данных текстов.

Сказка не создаёт цельные миры с устойчивыми внутренними связями. Этим занимается фэнтази. И не важно, насколько глубоко фэнтази искажает реальный мир и его взаимосвязи. Важно, что любое фэнтази порождает новый мир.

Для меня лично,  самое крутое фэнтази создал Николай Носов. Я про Незнайку и миры в которых он жил, живёт и будет жить. Маленькие дети любят эти книги, значит, «Незнайка» бессмертен.  Вини-пух, Чебурашка, Простоквашино из той же  когорты фэнтази. Творчество Владислава Крапивина тоже типичное фэнтази. Братья Стругацкие занимались типичным фэнтази. Про зарубежную школу фэнтази  и её развитие я не буду  писать.  Фэнтази бурно развивающийся жанр, потому что позволяет конструировать различные миры авторами. На любой вкус, цвет, идеологию и образование.

Про фантастику говорить тоже ничего не буду, особенно про научную. Не хочу. Дело это, на мой взгляд, бесперспективное и скучное.

Современные сказки  убоги. Потому что бессмысленны. Это тоже сугубо моё личное мнение.  Волшебные сказки никто сейчас создавать не способен по определению, они отголоски ушедшей действительности. Западные  сказки вредны для детского сознания,  в силу их людоедского содержания. Вспомним хотя бы «Мальчик-с-пальчик», и образца поведения представленные в нём. Морализаторские сказки  скучны и противны многим детям в силу их идеологии. Только у зверских сказок есть какие-то перспективы.  Они могут быть милы и привлекательны. Это ни много, но это и не мало.

Хотя, каждому  - своё. Кому «три кусочека колбаски», кому морализаторство и библейские притчи,  кому «Чебурашка» в прочтении Сбербанка, изложенном на экране,  бессмысленный и беспощадный в своём жанре.  У каждого свои цели. Кто как  хочет, так и называет свои произведения. Имеют право. А дети всё равно  будут подобны своим родителям,  или бесподобны.  И большинство из детей, в скором времени, вообще не будут способны читать книги. Только фильмы! Только безобразные мультики.  Но это не мои проблемы.



P.S. «Книги бывают только бумажные. Всё остальное просто информация»


Это произведение включено в Книгу  Хроники - Проза жизни и  некоторые другие.


На все вопросы ответит  Литературный Агент: WhatsApp:  +79889744885  e-mail: enot-1917@mail.ru    Можно заказать и приобрести бумажные книги.

#прозажизни


Рецензии