Хмелита

                Раннее субботнее утро. Небольшая группа любителей путешествовать по заповедным местам отправилась в Вяземский район Смоленской области.  Первая остановка в селе Хмелита — государственном историко-культурном и природном музее-заповеднике А.С. Грибоедова.

              Март. Осевший, но всё ещё плотный слой снежного покрова, высокое небо с пушистыми белыми облаками, крики ворон  в парке — начало весны. Мы направились во дворец, а от флигеля, завидев посетителей, нам навстречу через снежную целину бежала красивая трёхцветная кошка.  Уделив немного внимания ей, мы приняли приглашение экскурсовода войти в здание. Кисуля осталась на улице.

              Первый этаж дворца, низкие своды, мощные стены, на которых экспозиция — фотографии запечатлели людей, причастных к усадьбе и её судьбе, а также здания в разное время… Мы в музее, посвященном памяти Александра Сергеевича Грибоедова. Единственный в мире музей одного из достойнейших сынов Отечества. Открыт музей в Хмелите был не случайно.  Усадьба принадлежала семье Грибоедовых, и в возрасте от двух до семнадцати лет приезжал  будущий драматург в гости к своему дяде Алексею Фёдоровичу.  В этом  доме прошло детство  и становление личности Александра Грибоедова.

              Музей  был открыт в 1995 году  благодаря усилиям Виктора Евгеньевича  Кулакова  —  первого генерального директора, архитектора, реставратора.  Кулаков приехал в Хмелиту в 1967 году как ученик великого архитектора  Барановского. Здание дворца  представляло печальное зрелище  —  руины. Более пятидесяти лет своей жизни В. Кулаков посвятил восстановлению усадьбы Грибоедовых, музею адмирала Нахимова и  музею «Богородицкое поле», посвященного событиям Великой Отечественной войны.

              Дворец Грибоедовых был построен в  1753 году дедом великого драматурга Фёдором  Алексеевичем Грибоедовым в стиле елизаветинского барокко. Фамилия архитектора, к сожалению, утрачена. После смерти деда, дом был унаследован дядей, Алексеем Фёдоровичем Грибоедовым, а позже — кузинами Александра Сергеевича,  Елизаветой и Софьей. Успешно выйдя замуж, сёстры не занимались хозяйственной деятельностью в Хмелите. Было принято решение продать усадьбу. Усадьба принадлежала нескольким владельцам, предпоследние из которых, распродали мебель из дворца, предметы интерьера. Был разобран один  из фасадов флигеля. Последние владельцы Волковы – Муромцевы привели имение в порядок. Приобретая имение в 1890 году, они не знали, кому оно принадлежало изначально. Узнав, что это усадьба Грибоедовых, и в ней много времени провел великий драматург,  хотели открыть в ней памятное место.  В 1917 году вынуждены были эмигрировать в Европу.  Позже во дворце размещался  Советский народный дом, школа,  во время Великой отечественной войны здание было оккупировано немцами.  В нём располагался немецкий штаб и госпиталь.  После войны, в 1954 году случился  пожар из-за халатности местных жителей.  Здание горело в течение недели…

                С 1967 года началась реставрация усадьбы.  В конце семидесятых годов в Хмелиту из Англии приехал Владимир Волков,  потомок тех самых последних владельцев. Он передал бесценную информацию, способствующую открытию экспозиции будущего музея: фотографии, чертежи, эскизы  и рассказы крепостного Прокопа, прожившего в  Хмелите 112 лет.  Волковым – Муромцевым он  много рассказывал про уклад дворянской  жизни в начале ХIХ века, про дядюшку Алексея Фёдоровича и про маленького Сашу, который приезжал в  гости к своему дяде.  Волковы  сохранили эти записи и передали В. Кулакову.

              В музее Александра  Сергеевича Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума», множества стихотворений,  оставившего много неоконченных произведений, драматурга, потрясающего музыканта, полиглота, знавшего семнадцать языков(!),  (девятью владел в совершенстве), мыслителя, путешественника, дипломата,  к сожалению, не сохранилось подлинных вещей, принадлежавших семье, но в экспозиции представлены предметы интерьера, культуры, быта той эпохи.

                В одном из залов, слушая экскурсовода, мы заметили некое движение в окне. Открылась форточка и в зале появилась та самая кошка, которую мы оставили у входа. Все попытки отправить её на улицу не увенчались успехом.  Дашка, так звали эту красавицу, сопровождала нас по первому этажу дворца, пока не убедилась, что все ведут себя подобающим образом, экспонаты руками не трогают и не пытаются посидеть в креслах поры давно минувших лет.
 
              Мы же с интересом слушали экскурсовода Светлану, повествующую о Грибоедове. «Родился Александр Сергеевич  15 января 1795 года, проживал в Москве в доме на Остоженке. Получил начальное домашнее образование,  потом поступил в пансион при Московском университете. Окончил в университете два факультета с отличием: юридический и  словесный. Когда началась война 1812 года, Александр Сергеевич идёт на службу добровольцем.  Его определяют в отделение словесности. Молодой человек впадает в отчаяние, депрессию. Он в документах приписывает себе один год, поскольку на тот момент ему было семнадцать лет, а на службу призывали с восемнадцати. Грибоедову хочется участвовать в боевых действиях. Ему же предлагали заниматься документами.  Но как утверждали друзья Александра, спустя несколько дней  его отчаяние и депрессия куда-то исчезли. Он по-прежнему весел, много шутит. Как утверждают историки, под отделением словесности  скрывалась разведка. Таким образом, молодой человек попал в одно из самых привилегированных  подразделений и служил на благо Отечества. После окончания войны Грибоедов уезжает в Петербург. Впервые его произведение выходит в печать в Петербурге. В 1815 году вышла комедия «Молодые супруги». Автору двадцать лет. Спустя три года выходит второе произведение «Своя семья, или замужняя невеста». В Петербурге Александр Сергеевич проводит всего четыре года, но за это время происходит событие, которое полностью переворачивает его дальнейшую жизнь, а именно знаменитая,  нашумевшая в те времена четверная дуэль, которая состоялась из-за Авдотьи Ильиничны Истоминой.  Истомина — балерина, танцовщица, очень красивая девушка, была приглашена в гости к Александру Петровичу Завадовскому. Это приглашение  не нравится возлюбленному Авдотьи Василию Васильевичу Шереметьеву. Последний вызывает Завадовского на дуэль.  Но  по условиям этой дуэли должны были стреляться и  назначенные секунданты. Секундантом Шереметьева   был  назначен Якубович, а Завадовского —  Грибоедов. Первая дуэль состоялась и закончилась трагически для Шереметьева. Из-за необходимости оказания медицинской помощи раненому, вторую дуэль отменили. Спасти Шереметьева не удалось. На тот момент он был во главе царской охраны, и избежать огласки конфликта не удалось.  Всех участников дуэли жестоко наказали. Завадовского приговорили к смертной казни, его родственники смогли добиться смягчения, и  его отправили в Европу без права возвращения на родину. Якубовича разжаловали и отправили на Кавказ,  а Грибоедова, который на тот момент находился  на службе в министерстве  иностранных дел,  назначили секретарём  персидской дипломатической миссии и отправили в Персию.  Последующие его десять лет жизни, до самой смерти, связаны с дипломатической деятельностью, с Востоком.

              В июле 1818 года  А.С. Грибоедов отправляется в Персию, его путь составляет два года и лежит через Новгород, Тулу, Воронеж, Тифлис. Делает путевые заметки, описывая местность, фольклор. В письмах своему лучшему другу Степану Бегичеву описывает, насколько тяжело было  добираться: в пути случались ночёвки под открытым небом и в дождь, и в снегопад. В Тифлисе на тот момент находилась Ставка главнокомандующего на Востоке Ермолова. Грибоедов полюбился Ермолову, служил  хорошо, и в звании за десять лет  поднялся от секретаря дипмиссии до Полномочного посла в Персии. В 1828 году закончилась русско-персидская война на выгодных для России условиях. В связи с этим был составлен Туркманчайский  мирный договор, в выработке условий которого принимал участие А.С. Грибоедов.

              По условиям договора персы должны были выплатить России контрибуцию в размере 20 млн серебром; должны были перейти земли, которые ныне относятся к территории Армении, и все подданные и пленные имели право вернуться на родину в Россию.  Что касается контрибуции 20 млн серебром, — император Николай I, когда отправлял свою миссию, потребовал, чтобы они добились от персов 10 млн.  Александр Сергеевич на совещании  заявляет персидскому шаху, что российская сторона требует 30 млн. На него все смотрят с недоумением.  Грибоедов совершенно спокойно заявил: «Господа,  мы на Востоке. На Востоке принято торговаться». Таким образом, цену сбивают до 20 мн., что было выгодно  нашему императору, получившему контрибуцию вдвое больше желаемой, и персидский правитель был рад снижению запрашиваемой суммы. После подписания мирного договора персидский правитель награждает А.С. Грибоедова орденом Льва и Солнца. Николай I наградил дипломата орденом Анны II степени.

             После подписания Туркманчайского договора, Александр Сергеевич надеялся, что служба вдали от дома для него закончилась, и он сможет вернуться в Петербург, но  этого не происходит, и он снова направляется в Тегеран. Грибоедов предчувствовал, что ехать в Тегеран опасно. Для того, чтобы выплатить контрибуцию, правительство Персии облагает народ огромными пошлинами.  Уровень жизни в стране намного ухудшается, людям это не нравится, они выходят на улицы, бунтуют. Появляться простому  русскому человеку на улицах Тегерана было опасно,  не говоря о полномочном представителе. Но отказаться Александр Сергеевич не мог. У него не было иных средств  к существованию, кроме тех, что получал на службе. Отец умер, когда Саше было девять лет, в наследство сыну не оставив ничего, поскольку своё имение проиграл в карты…  Так, Александр Сергеевич должен был не только содержать себя, но и обеспечивать свою матушку. Всячески пытаясь оттянуть свой приезд в Тегеран,  Грибоедов останавливается в Тифлисе, где посещает своего давнего знакомого Александра Чавчавадзе.  С семьёй Чавчавадзе Грибоедов был знаком давно.  По просьбе главы семейства, Александр Сергеевич несколько лет назад занимался преподаванием игры на фортепиано дочери Нине.  На тот момент Нине было девять лет. С первого визита, с первого занятия музыкой, Нина влюбилась в  Грибоедова, который был старше на шестнадцать лет.
 
              После подписания Туркманчайского трактата, посещая дом Чавчавадзе, Грибоедов встретил шестнадцатилетнюю красавицу Нину, в которую влюбляется и делает ей предложение. Молодые люди повенчались в Севанском соборе Тифлиса. Совместная жизнь их была совсем недолгой — всего несколько месяцев, после чего Грибоедов уезжает в Тегеран, где его убивают.

             11 февраля 1829 года в Российское посольство в Тегеране, где находились 39 человек, напала многотысячная толпа персов.  Схватка была неравной, но представители посольства оборонялись до последнего, и оборона продолжалась несколько часов, после чего тела россиян были найдены в изуродованном состоянии.  Тело  самого Александра Сергеевича нашли спустя трое суток  в  одной из канав на окраине Тегерана: изуродованное, обезглавленное, и опознать его смогли лишь по  ранению, которое было получено на дуэли между ним и Якубовичем. Эта  дуэль всё-таки состоялась на Кавказе, где приятели встретились и вспомнили о незаконченном деле. Стрелялись. Пуля Грибоедова обожгла шею Якубовича, а Александр Сергеевич был ранен в ладонь в районе мизинца. Ранение было незначительным, но мешало музицировать, поэтому использовался напальчник, удлинявший мизинец. Только благодаря этому ранению смогли опознать тело. Похоронен Александр Сергеевич в Тифлисе. Такова была его прижизненная воля. Нина в свои неполные семнадцать лет остаётся вдовой.  Замуж она больше не вышла, и пережила своего мужа на 28 лет.  В Грузии её называли Чёрной  Розой.  Розой — поскольку была очень красива, а Чёрной, потому что никогда не снимала траур по любимому мужу. Ежедневно посещала Нина могилу Грибоедова, оплакивая его. На могиле установлено надгробие, на котором высечены слова вдовы: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

              Неоднократно получала Нина предложения руки и сердца, но не приняла их.  Предположительно, одним из претендентов  был  Михаил Юрьевич Лермонтов.  С ним Нина была в дружеских отношениях. После смерти мужа, подарила поэту  в память о нём  кинжал.  Лермонтов написал стихотворение «Кинжал». А.С. Пушкин был знаком  со своим тёзкой. После  его гибели очень сожалел, что Россия потеряла  такой великого человека.  В «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин описал встречу с арбой, перевозившей тело Грибоедова, и там же описывает Александра Сергеевича как человека, полностью реализовавшего себя на  литературном и политическом поприщах, несмотря на  возраст.  А.С. Грибоедов погиб в возрасте 34 лет, своей ранней смертью открыв череду смертей  писателей в молодом возрасте: М.Ю Лермонтов, А.С. Пушкин

              Существует несколько версий   нападения на посольство. По одной из них, в этом была заинтересована Англия. Англичанам было выгодно развязывание новой войны между двумя странами, куда можно было поставлять оружие, продовольствие. В их интересах было убрать умнейшего российского дипломата А.С. Грибоедова.

             После случившегося, персидский правитель, испугавшись развязывания новой войны, отправил в Петербург Николаю I извинительную грамоту  со своим внуком и алмаз «Шах»  (88, 7 карат) в качестве компенсации за убийство российских дипломатов. Николай I принял алмаз и предал вечному забвению конфликт.

             С жизнью на Востоке связана еще одна страничка — в 1823 году Александр Сергеевич дописал своё произведение «Горе от ума» и отправился в Петербург в надежде, что его напечатают.  Этого не происходит, поскольку цензура не пропускает провокационное содержание комедии. Тогда автор в ярости уничтожает свою рукопись. Он пытается что-то переписать, но ему это не удаётся. Тогда друзья Грибоедова  предлагают переписывать комедию вручную. Александр Одоевский в своей квартире в Петербурге организовал целый цех по переписке  произведения. Таких рукописных списков за  год было написано около сорока тысяч. Комедия разлетелась во всех читающих кругах, и за год, все образованные люди в стране знали содержание комедии.

            В печатном виде комедия выходит лишь в 1831 году в Ревеле на немецком языке, а на русском языке   — в 1833 году. Но содержание было со множеством купюр и изъятий. В полном объеме  напечатано лишь в 1854 году. «Комедия от ума» — первое произведение, которое сначала было поставлено на сцене, и только потом напечатано. На сцене небольшой отрывок был сыгран в январе 1831 года, но когда зрители  его увидели, то начали требовать постановки комедии.  Летом того же года на сцене Большого Петербургского театра комедия была сыграна полностью».

            В одном из залов  музея представлены театральные афиши комедии и не только на русском языке. До нынешнего дня «Горе от ума» не сходит с театральных подмостков в разных странах.  Из-за трудности перевода, зачастую спектакли идут под названием «Чацкий».   В витрине — предметы той давней эпохи, так необходимые заядлым театралкам: щипцы для завивки волос, театральные бинокли,   щипцы для надевания дамских перчаток, которые были изготовлены из тончайшей кожи. 

            Два этажа музея хранят экспонаты, вызывающие неподдельный интерес посетителей. Давно минувшая эпоха, уклад дворянской жизни.  Из подлинных вещей, принадлежащих самому Александру Грибоедову, не обременённому бытом, не имевшему своего жилья, и много времени проводившего в дорогах, сохранились дорожная чернильница  и очки, которые ныне находятся в Пушкинском музее Петербурга, и письменный стол — в Хмелите.  Подсчитано, что из 34 лет жизни, Грибоедов  два  с половиной года провёл верхом на лошади  в седле,  и это не считая времени, проведенного, путешествуя в карете.
            
                Когда юный  Саша бывал в Хмелите, ему выделялась комната, бывшая по совместительству и библиотекой с видом на парадный двор и церковь Казанской божьей матери. У Грибоедовых была огромная библиотека,  около двух тысяч экземпляров книг. Последние книги вывезены из Хмелиты в 1917 году  и переданы в Исторический музей.  В настоящее время в книжных шкафах хранятся книги 18-19 вв. и бюст Вольтера, как символ просвещённости того времени.

                В диванном зале собирались гости в ожидании приглашения к столу.  Хмелита славилась своим гостеприимством. Семья будущего драматурга  часто гостила в доме Алексея Фёдоровича — родного брата матери Грибоедова. Родители Саши были из одного древнего рода, который получил разветвление на два самостоятельных направления. Отец принадлежал к роду владимирских Грибоедовых, а мать – смоленских. Род  матери был более богатым и знаменитым. Род отца приходил в упадок. Самого отца характеризовали как человека, любящего погулять, покутить. Так получилось, что Александр своим рождением объединил две ветви Грибоедовых.
На стенах  портреты героев войны 1812 года. В те времена было популярно в доме иметь изображения кого-то из героев войны. В Витрине бюсты Александра I, Кутузова, Наполеона, портрет Мюрата. Изображение французского полководца неслучайно.  Мюрат со своими войсками проходил через Хмелиту и в этом имении останавливался на ночлег. Своим солдатам, покидая Хмелиту, приказал ни в коем случае ничего не  брать, не разрушать и оставить всё в прежнем состоянии.  Это было удивительно, поскольку французы грабили всё на своём пути. Мюрат объяснил свой приказ желанием вернуться в Хмелиту после войны и использовать её в качестве дачи.  Уже  только поэтому можно предположить, насколько хорошо было имение, если красавцу Мюрату оно так приглянулось.

                В  главном доме восстановлены печи и камины по сохранившимся эскизам,  украшенные изразцами, придающим залам уют.  В одном из залов оставлено небольшое  «окошечко»,  без последующей реставрации, где можно увидеть сохранившуюся кирпичную кладку 1753 года.  Стоит отметить, что в Смоленской губернии было  около двух с половиной тысяч усадеб, а ныне сохранилось … четыре. 163 усадьбы ожидают реставрации.  После увиденных фотографий разрухи и запустения Хмелиты стоит отдать дань уважения Виктору Кулакову, вернувшему усадьбе былое величие.

                В этом уголке Смоленщины стоит непременно побывать, чтобы увидеть одну из жемчужин литературной России.  Единственный в мире музей Александра Грибоедова должен быть известен ничуть не меньше, чем Михайловское, Ясная Поляна, Спасское - Лутовиново, Овстуг… А мы, покинув чудесный уголок, продолжили своё путешествие в Смоленской  области, отправившись в Вязьму.


Рецензии