Памяти лётчиков 8-й Воздушной армии. Часть 7

Продолжение списка безвозвратных потерь лётчиков 8-й Воздушной армии:


1 января 1943 года

БЛИНДИКОВ Степан Григорьевич, 1920 г. р., сержант, пилот, 2-й ИАП.
Погиб в результате несчастного случая.


2 января 1943 года

ДОВБЕНКО Филипп Калистратович, 1921 г. р., сержант, пилот, 2-й ИАП.
На самолёте Як-1 погиб при выполнении боевого задания.


4 января 1943 года

ЛУКЬЯНЕЦ Никандр (Никандор) Александрович, 1908 г. р., капитан, заместитель командира эскадрильи по политчасти, 25-й Гв. НБАП. 
Умер от ран, полученных в воздушном бою 2 января. Похоронен в г. Ленинск Сталинградской области.


7 января 1943 года

БУРЛАКОВ Евгений Павлович, 1921 г. р., ст. сержант, пилот, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.


9 января 1943 года

КОМБОЛОВ (КОМБАЛОВ) Николай Иванович, 1917 г. р., ст. лейтенант, командир звена, 2-й ИАП.
Умер от ран.

ДОЛОБЕРИДЗЕ (ДОЛАБЕРИДЗЕ) Григорий Никифорович, 1921 г. р., сержант, пилот, 622-й ШАП.
На самолёте Ил-2 не вернулся с боевого задания (сбит огнём зенитной артиллерии и попал в плен) в районе г. Сальск Сальского района Ростовской области.

ДАВЫДОВ Борис Михайлович, 1922 г. р., сержант, пилот, 236-й ИАП
На самолёте Як-1 сбит огнём зенитной артиллерии и погиб в районе г. Сальск Сальского района Ростовской области.

КОЧЕТКОВ Григорий Дмитриевич 1923 г. р., сержант, пилот, 236-й ИАП
На самолёте Як-1 сбит огнём зенитной артиллерии и погиб в районе г. Сальск Сальского района Ростовской области.


10 января 1943 года

ШПАК Данил Савельевич, 1910 г. р., полковник, командир полка, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.

ШТАНУХИН Степан Тимофеевич, 1918 г. р., капитан, командир эскадрильи, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.


11 января 1943 года

МИНИН Алексей Николаевич, 1907 г. р., ст. сержант, пилот, штрафная эскадрилья 272-й НБАД.
Сбит в воздушном бою и попал в плен.

БОЛОТОВ Николай Иванович, сержант, пилот, 293-й ИАП.
На самолёте Як-1 погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в с. Александров-Гай Саратовской области.

КОРАБЛЁВ Александр Васильевич, 1922 г. р., ст. сержант, стрелок-бомбардир, 621-й НБАП.   
На самолете У-2 сбит в воздушном бою, застрелился при вынужденной посадке на территории противника.


13 января 1943 года

ДМИТРИЕВ Андрей Викторович, 1921 г. р., лейтенант, стрелок-бомбардир, 10-й Гв. БАП.
На самолёте Пе-2 погиб в авиакатастрофе.

ЕЛИСЕЕВ Александр Гаврилович, 1903 г. р., майор, заместитель командира эскадрильи, 10-й Гв. БАП. 
На самолёте Пе-2 погиб в авиакатастрофе.

СТЕПАНОВ Евгений Васильевич, 1916 г. р., ст. сержант, пилот, 232-й ШАП.
На самолёте Ил-2 сбит огнём зенитной артиллерии и погиб.


14 января 1943 года

ВАСИЛЬЕВ Евгений Иванович, 1922 г. р., ст. сержант, пилот, 86-й БАП. 
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.

ЗАМКОВОЙ Иван Петрович, сержант, стрелок-радист, 86-й БАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.

КОЛОМИЙЦЕВ Михаил Никифорович, 1918 г. р., ст. сержант, стрелок-бомбардир, 86-й БАП. 
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.

ЛИХУШИН Леонид Михайлович 1921 г. р., ст. сержант, пилот, 296-й ИАП.
На самолёте Як-1 погиб в авиакатастрофе.


16 января 1943 года
АЛЕКСЕЕВ Александр Васильевич 1921 г.р., сержант, пилот 10-й УТАП.
На Як-1 погиб в авиакатастрофе на аэродроме. Похоронен в с. Александров-Гай Саратовской области.

ГРЕБЕНЮК Дмитрий Петрович, сержант, пилот 10-й УТАП.
На Як-1 погиб в авиакатастрофе на аэродроме. Похоронен в с. Александров-Гай Саратовской области.


17 января 1943 года

БАРАНОВ Михаил Дмитриевич, 1921 г. р., капитан, штурман полка, 9-й Гв. ИАП.
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года).
На самолёте Як-1 погиб в авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета. Похоронен в г. Котельниково Сталинградской области.


22 января 1943 года

ТОМАШЕНКО Николай Михайлович 1917 г. р., старшина, пилот, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.

СТЕПАНОВ Николай Сергеевич, 1922 г. р., ст. сержант, пилот, ШАП.
На самолёте Ил-2 не вернулся с боевого задания.


25 января 1943 года

ЗАНОЗИН Иван Иванович, 1918 г. р., лейтенант, командир звена, 8-й ДРАП.   
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.

МАРТЫНЕНКО Георгий Иванович, 1918 г. р., ст. сержант, стрелок-радист, 8-й ДРАП. 
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.

СВЕЧКОВ Александр Павлович, 1914 г. р., ст. лейтенант, штурман звена, 8-й ДРАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.


28 января 1943 года

ХАНДОНКИН Иван Иванович, 1917 г. р., старшина, пилот, 388-я ОАЭС.
Погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в с/з М. Егорлыцкое Мечетинского района Ростовской области.


30 января 1943 года

КАБАНОВ Арсений Иванович, ст. сержант, пилот, 437-и ИАП.
На самолёте Ла-5 погиб в воздушном бою. Похоронен на хуторе Золотаревский Семикаракорского района Ростовской области.

МИХАЙЛОВ Иван Васильевич, ст. сержант, пилот, 437-й ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета (сбит зенитным огнем и погиб) в районе реки Маныч Ростовской области.

ФИЛИППОВ Сергей Иванович, мл. лейтенант, пилот, 437-й ИАП.
На самолёте Ла-5 погиб в воздушном бою. Похоронен на хуторе Золотаревский Семикаракорского района Ростовской области.


31 января 1943 года

БАРАНОВ Борис Михайлович, 1917 г. р., лейтенант, пилот, 10-й Гв. БАП.
На самолёте СБ не вернулся с боевого задания в ночь с 30 на 31 января из района ст. Нижне-Чирская Суровикинского района Сталинградской области.

КОНОВАЛОВ Виталий Романович, 1919 г. р., ст. сержант, стрелок-радист, 10-й Гв. БАП. 
На самолёте СБ не вернулся с боевого задания в ночь с 30 на 31 января из района ст. Нижне-Чирская Суровикинского района Сталинградской области.

РОВНЫЙ Иван Кузьмич, 1914 г. р., ст. лейтенант, штурман звена, 10-й Гв. БАП. 
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания в ночь с 30 на 31 января из района ст. Нижне-Чирская Суровикинского района Сталинградской области.

ТРУНЯКОВ Павел Андреевич 1923 г. р., ст. сержант, ст. пилот, 239-й ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета.

 
На этом заканчивается список безвозвратных потерь лётчиков 8-й Воздушной армии в боях за Сталинград. Точное количество потерь пока не установлено, есть только приблизительные подсчёты, согласно которым погибло, пропало без вести и попало в плен около 800 наших лётчиков.

Да, велики были жертвы. Однако в результате самоотверженных действий лётчиков и воинов других родов советских войск под Сталинградом была достигнута великая историческая победа, а войска немецко-фашистского блока потерпели жестокое поражение.   


Вечная память героям-лётчикам 8-й Воздушной армии, павшим в боях за советскую Родину!

Примечание: Выражаю сердечную благодарность Игорю Бородкину, оказавшему большую помощь в составлении и уточнении списка безвозвратных потерь лётчиков 8-й Воздушной армии.


Рецензии
Все время в Сталинградской битве 8ВА билась на отечественных типах самолетов. Авиационный Ленд-лиз фактически в ощутимых количествах пошел только в 43-м году, а самое тяжелое время 41-42 годов наши летчики сражались за Родину в основном на технике произведенной в СССР.

Александр Новичок   14.03.2024 23:50     Заявить о нарушении
Данное утверждение не соответствует действительности. В 1941 г. союзниками было поставлено, поступивших в ВВС КА 730 истребителей. Если учитывать, что поставки осуществлялись с осени, когда в промышленности СССР начался спад производства, связанный как с потерей части территории и перебазированием предприятий в глубь страны, они составляли не менее уровня 1943 г. в 31 % от производства. В 1942 году было поставлено 1819 истребителей и 775 бомбардировщиков, соответственно 19 % и 22 %. Это притом, что основным путём поставки являлись Северные морские конвои, которые подвергались постоянным атакам противника. Например разгром конвоя PQ-17, потерявшего 2/3 судов, привел к потери 210 самолётов и других грузов. Истребительные части Люфтваффе имели на СГФ в 1941 г. 850 истребителей до 400 к концу года, произвели 1393. В 1942 г. от 400 до 650 истребителей, произвели 4614. Под Сталинградом их не было потому, что ими в основном в это время вооружали полки на Севере, исходя из места разгрузки.

Игорь Бородкин   15.03.2024 08:37   Заявить о нарушении
Уважаемые коллеги, благодарю за обмен мнениями!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   15.03.2024 18:47   Заявить о нарушении
На начало 43-го общее количество иностранных машин на фронте достигло 10 %, соответственно в 42 их было еще меньше, а в 41-м в действующих частях было не более 1%.
То что на северных участках фронта в 42-м было много Ленд-лизовских машин не отменяет того факта, что это были второстепенные и стабильные участки фронта. А в основных стратегических операциях 42-го года где решалась судьба СССР наши летчики воевали на отечественных машинах, не говоря уже про 41-й, там влияние импортной техники было остаточным явлением.

Александр Новичок   16.03.2024 01:29   Заявить о нарушении
Как бы то ни было, но помощь союзников была ощутимой. По данным Википедии, по ленд-лизу в СССР поступили больше 18 тысяч самолетов, из них 14.126 американских и 4.174 британских самолётов.

Олег Каминский   16.03.2024 09:25   Заявить о нарушении
Глупо отрицать роль Ленд-лиза, но основной поток пошел с 43-го, когда американцы развернули свою промышленность на полную мощность, а англичане все время поставляли технику или не первоклассную, или не подходившую им по ТТХ и тактике или когда были излишки.

Александр Новичок   16.03.2024 09:53   Заявить о нарушении
Это поверхностное суждение. Оценивать IIМВ нужно не с количественных, а сравнительных характеристик. Утверждать, что поставки в 1942 г. более 3000 самолётов были не существенными, а 6140 в 1943 г. являлись ощутимыми, полная глупость, они сопоставимы исходя из развития производства. Что касается ТТХ английской техники, она не была столь плохой. Лёгкий танк "Валентайм" превосходил советские аналоги. Характеристики "Спитфайр IX" были на уровне лучших аналогов истребителей СССР, а цельнометаллический планер давал превосходство над ними. Средний танки "Матильда" превосходил в бронировании Т-34 но уступал в калибре орудия и скорости. Тяжёлый танк "Черчилль" превосходил в бронировании КВ но уступал в скорости. Истребители "Харрикейн" несколько уступали советским новым моделям, но вполне способны были бороться с Bf-109E и ударными машинами. Это все товарные типы английской техники. Напомню, это были образцы, которые состояли на вооружении самой Великобритании в тот период.

Игорь Бородкин   16.03.2024 13:23   Заявить о нарушении
Ну если точнее то 2600 в 42-м и 6200 в 43-м, но есть один нюанс. Так как приемка машин советской стороной не означало моментальное попадание на фронт, в отличии от отечественных машин, иностранки обычно туда попадали от 3-х месяцев до полугода, это еще не учитывая малое количество запчастей ( куча небоеспособной техники, пока не начали канибализировать разбитые и поступать ЗИПы)с. Так в начале поставок только переобучение летного состава авиаполков занимало 2-3 месяца. Например из 500 поставленных в 1944 спитов только половина попала в полки, а из более 800 кингкобр в том же году ни одного боевого применения до победного мая 45. Так что делите поставленные машины на 2 и вторую половину относите на следующий год, соответственно получается увеличение поставок не в 2 раза, а в 3. Все равно в 42-м только одна из десяти боевых машин на фронт была из ленд-лиза.
Насчет харрикейнов, то уже в начале ВОВ 2/3 мессов были модификации Ф и дальше было только хуже (с июля 42-го уже пошли Густавы), особенно радуют 1200 ураганов поставленных в 43-44-х годах. благо их от греха подальше убрали в ПВО. Ну а что касается спитов: без сомнения 9-ка замечательная машина, вот только на фронт она не попала, а в ПВО и боевых эпизодов с ее участием можно пересчитать по пальцам одной руки, ну может двух.
Про танки не буду, хотя хотелось, но и так много написал...

Александр Новичок   17.03.2024 01:51   Заявить о нарушении
Различных нюансов, конечно, много. На мой взгляд, одной из главных причин отставания советских летчиков от вражеских было значительное количество самолетов разных типов (И-15, И-16, И-153, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Киттихаук» и «Томахаук», «Спитфайр» и других), которые им приходилось осваивать. Часто летчики элементарно путались и допускали ошибки в пилотировании. К тому же, это создавало определенные затруднения в использовании этих самолетов и, не лучшим образом сказывалось на слётанности и взаимодействии наших лётчиков, а также серьезно осложняло ремонт и снабжение материальной части боеприпасами, запасными частями и т. д. А вот противник использовал всего два типа фронтовых истребителей (Ме-109 и ФВ-190), которые были хорошо, до автоматизма, освоены всеми летчиками и не доставляли особых хлопот ремонтникам и снабженцам.

Олег Каминский   17.03.2024 11:00   Заявить о нарушении
С источниками нужно работать внимательней. Если быть точными в ВВС КА поступило в 1942 1815 истребителей, 775 бомбардировщиков и 14 разведчиков всего 2604 машины . Но как сказал Кривошеев " в указанное число не вошли потери при перевозках, не исправные изделия, а также техника и вооружения, отправленные в другие ведомства". За войну в другие ведомства было поставлено не менее 2550 самолётов или 13,9%. Разбивки по годам нет, но судя по типам поступившей техники на 1942 г. приходится не менее 20,8% или 530. Кроме того на 1942 пришлись основные потери при поставках (потеряно как минимум 51 судно в составе Северных конвоев). Точных данных в 1942 году по потерям у меня нет, но если взять за основу потери PQ-17 в 210 самолётов, то как минимум 490 было потеряно при потоплении судов и минимум 245 не приняты гос. приёмкой ввиду повреждений. Поэтому в СССР было отправлено не менее 3870 из которых принято не менее 3130 машин. Отправлено не менее 29% получено 23,5% от советского производства. Глубже изучи тему.
Для того, чтобы понять качества импортного истребителя его нужно сравнивать не с мессерами и фокерами, а советскими машинами аналогичного периода. Так характеристики Харрикейн II в 1942 были близки к ЛаГГ-3 и Як-1, показатели которых в литературе которых даны по экспериментальным образцам, превышающих серийные на 5-10%.
Что касается использования, на 10.07.1942: в истребительных частях ВВС КА состояло: Р-39 41(2,6%), Р-40 99(6,5%), Харрикейн 202(13,2%) или 22,4% от общего количества. На тот момент И-16 156(10,2%), И-15/153 87(5,7%) или 15,9%. В ПВО: Р-39 20(1,1%), Р-40 68(3,8%), Харрикейн 313(17,4%) или 22,3% от общего количества. На тот момент И-5/15 39(2,1%), И-16 348(19,4%), И-153 184(10,2%) или 31,8 %. Какие 10%? Процент близок к % поставок Запада и даже превышает его по отношению к поступлению, если учесть наличие устаревшей техники.


Игорь Бородкин   17.03.2024 13:52   Заявить о нарушении
PS ВМФ: Харрикейн 83(26,2%) или 26,2% от общего количества. На тот момент И-16 45(14,2%), И-15/153 43(13,6%) или 27,8%.

Игорь Бородкин   17.03.2024 14:07   Заявить о нарушении
Данная причина не являлась главным фактором высоких потерь советских истребительных частей (соотношение потерь пилотов 1941 1:12,5, 1942 1:9,8, 1943 1:9,7, 1944 1:8,3) . Всю войну промышленность СССР выпускала истребители уступающие по основным ТТХ и вспомогательным механизмам, начиная с деревянного или смешанного планера, перефорсированных двигателей, отсутствия радиостанций, автоматизации и тд. Некоторую часть из них удалось полностью или частично устранить к концу войны, но достич уровня союзников или Германии по большинству показателей к этому времени не удалось.
Как сказал Н. Якубович в работе «истребитель Ла-5» «Отечественная же промышленность по причине отсталости технологии и низкой культуры производства при всём желании не могла достигнуть немецкого и американского уровня. В итоге Советскому Союзу пришлось расплачиваться жизнями своих бойцов».
С дружеским приветом
Игорь

Игорь Бородкин   17.03.2024 19:52   Заявить о нарушении
Да 1942 - 2604, а 3130 это Ваши расчётные цифры и не факт, что точные. Интересно узнать разбивку по типам этих не менее 2550 самолётов в других ведомствах (какие ведомства - флот, что ли?) и источник.
По поводу характеристик Харрикейна, то в общем они были хуже Яков, ЛаГГов и тем более Ла-5. При этом учтите, что сравнивать ТТХ надо с учетом того, что и англичанин не показывал у нас на фронте своих справочных показателей: более низкая техническая культура обслуживания, неизвестная матчасть без руководства к эксплуатации, расходники не соответствующие - так что не только у наших надо циферки отнимать, у всех они были ниже.
Приводимые Вами цифры на 10.07.42 это пик (19 новых полков на ураганах поступило на фронт летом 42-го кажется) использования авиационного ленд-лиза в 42 м. Но потом был спад в связи с разрывом поставок на севере и еще не полностью развёрнутых иранским и транс-сибирским маршрутах. Вы бы лучше привели цифры на октябрь или ноябрь 42г. В основном ленд-лизовская техника была на северных более стабильных и менее напряженных участках фронта, а на направлении главного удара вермахта на юге советские авиаполки сгорали за считанные недели. Так что 10% от общего числа это в течении всего 1942 года, и я указывал про соотношение ВСЕХ боевых типов, а не только истребителей. Кстати боевые потери Харрикейнов составили 8% от всех потерь советских ВВС в 42-м, даже больше чем поступило в процентом соотношении.

Александр Новичок   18.03.2024 01:06   Заявить о нарушении
Что касается потерь, то к сожалению мы несли их больше чем противник. И технически и по образованию СССР уступал как Германии, так и союзникам, за что и расплачивался людскими жизнями. Но все таки стартовые условия Третьего рейха были значительно лучше, чем у Советского союза. Ну а то что промышленность не смогла за войну достичь уровня Германии и США, тут надо учитывать тяжелое начало ВОВ и что трудились там в тяжелейших условиях значительное количество женщин и подростков, просто удержать уже достигнутый уровень было сложной задачей.
П.С. А при расчетах соотношения потерь пилотов истребителей учитывались союзники люфтваффе?

Александр Новичок   18.03.2024 01:24   Заявить о нарушении
Данные расчётные и могут корректироваться в любую сторону. Источник « Советская авиация в ВОВ 41-45 в цифрах». Как минимум ВВС ВМФ, судя по отсутствию торпедоносца Хэмпден (23 шт.) и гидросамолёта PBN-1 Каталина (185 шт.). В товарных количествах: А-20 643, Харрикейн II 248, Р-40 291, Р-47 73, Р-39 626, Р-63 272.
Очковтирательство было характерной чертой в первую очередь СССР , а в авиации оно процветало ещё больше. В том же направлении движится историография РФ. И дураку понятно, чем легче вес самолёта, качественней отрегулирован мотор, выше октановое число топлива, а планер имеет меньшую сопротивляемость в полёте, тем выше скорость. Всё это присутствовало на экспериментальных образцах, но отсутсввовало на серийных. Поэтому отставание от заявленных ТТХ к реальным серийным образцам было значительным. По этому прводу советую ознакомиться с работой А. Смирнова «Боевая работа советской и немецкой авиации в ВОВ». Я согласен далеко не совсеми его выводами, но по сути работа является лучшей из тех с которыми я знакомился на данную тему.
По 1942 в работе есть данные только на 01.05 и 01.07.
Соотношение дано без учёта потерь пилотов союзников Германии. Но это практически не меняет соотношение в силу не доучёта советских потерь. По имеющимся у меня данным безвозвратные потери сотавили 34357 , вернулось 3406 или 30951 погибших пилотов. По встречающимся данным: по Кривошееву от 29000-29500; по Алексеенко 31594; последне данные интернета 34000; по белорусским авторам 35358 пилотов. По моему опыту работы с архивными докуметами АБД, я схожусь к цифре белорусских авторов что даёт недоучёт 12,5% потерь, компенсирующих отсутствие в расчётах погибших пилотов союзников.

Игорь Бородкин   18.03.2024 12:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.