Памяти лётчиков 8-й Воздушной армии. Часть 7
1 января 1943 года
БЛИНДИКОВ Степан Григорьевич, 1920 г. р., сержант, пилот, 2-й ИАП.
Погиб в результате несчастного случая.
2 января 1943 года
ДОВБЕНКО Филипп Калистратович, 1921 г. р., сержант, пилот, 2-й ИАП.
На самолёте Як-1 погиб при выполнении боевого задания.
4 января 1943 года
ЛУКЬЯНЕЦ Никандр (Никандор) Александрович, 1908 г. р., капитан, заместитель командира эскадрильи по политчасти, 25-й Гв. НБАП.
Умер от ран, полученных в воздушном бою 2 января. Похоронен в г. Ленинск Сталинградской области.
7 января 1943 года
БУРЛАКОВ Евгений Павлович, 1921 г. р., ст. сержант, пилот, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.
9 января 1943 года
КОМБОЛОВ (КОМБАЛОВ) Николай Иванович, 1917 г. р., ст. лейтенант, командир звена, 2-й ИАП.
Умер от ран.
ДОЛОБЕРИДЗЕ (ДОЛАБЕРИДЗЕ) Григорий Никифорович, 1921 г. р., сержант, пилот, 622-й ШАП.
На самолёте Ил-2 не вернулся с боевого задания (сбит огнём зенитной артиллерии и попал в плен) в районе г. Сальск Сальского района Ростовской области.
ДАВЫДОВ Борис Михайлович, 1922 г. р., сержант, пилот, 236-й ИАП
На самолёте Як-1 сбит огнём зенитной артиллерии и погиб в районе г. Сальск Сальского района Ростовской области.
КОЧЕТКОВ Григорий Дмитриевич 1923 г. р., сержант, пилот, 236-й ИАП
На самолёте Як-1 сбит огнём зенитной артиллерии и погиб в районе г. Сальск Сальского района Ростовской области.
10 января 1943 года
ШПАК Данил Савельевич, 1910 г. р., полковник, командир полка, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.
ШТАНУХИН Степан Тимофеевич, 1918 г. р., капитан, командир эскадрильи, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.
11 января 1943 года
МИНИН Алексей Николаевич, 1907 г. р., ст. сержант, пилот, штрафная эскадрилья 272-й НБАД.
Сбит в воздушном бою и попал в плен.
БОЛОТОВ Николай Иванович, сержант, пилот, 293-й ИАП.
На самолёте Як-1 погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в с. Александров-Гай Саратовской области.
КОРАБЛЁВ Александр Васильевич, 1922 г. р., ст. сержант, стрелок-бомбардир, 621-й НБАП.
На самолете У-2 сбит в воздушном бою, застрелился при вынужденной посадке на территории противника.
13 января 1943 года
ДМИТРИЕВ Андрей Викторович, 1921 г. р., лейтенант, стрелок-бомбардир, 10-й Гв. БАП.
На самолёте Пе-2 погиб в авиакатастрофе.
ЕЛИСЕЕВ Александр Гаврилович, 1903 г. р., майор, заместитель командира эскадрильи, 10-й Гв. БАП.
На самолёте Пе-2 погиб в авиакатастрофе.
СТЕПАНОВ Евгений Васильевич, 1916 г. р., ст. сержант, пилот, 232-й ШАП.
На самолёте Ил-2 сбит огнём зенитной артиллерии и погиб.
14 января 1943 года
ВАСИЛЬЕВ Евгений Иванович, 1922 г. р., ст. сержант, пилот, 86-й БАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.
ЗАМКОВОЙ Иван Петрович, сержант, стрелок-радист, 86-й БАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.
КОЛОМИЙЦЕВ Михаил Никифорович, 1918 г. р., ст. сержант, стрелок-бомбардир, 86-й БАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.
ЛИХУШИН Леонид Михайлович 1921 г. р., ст. сержант, пилот, 296-й ИАП.
На самолёте Як-1 погиб в авиакатастрофе.
16 января 1943 года
АЛЕКСЕЕВ Александр Васильевич 1921 г.р., сержант, пилот 10-й УТАП.
На Як-1 погиб в авиакатастрофе на аэродроме. Похоронен в с. Александров-Гай Саратовской области.
ГРЕБЕНЮК Дмитрий Петрович, сержант, пилот 10-й УТАП.
На Як-1 погиб в авиакатастрофе на аэродроме. Похоронен в с. Александров-Гай Саратовской области.
17 января 1943 года
БАРАНОВ Михаил Дмитриевич, 1921 г. р., капитан, штурман полка, 9-й Гв. ИАП.
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года).
На самолёте Як-1 погиб в авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета. Похоронен в г. Котельниково Сталинградской области.
22 января 1943 года
ТОМАШЕНКО Николай Михайлович 1917 г. р., старшина, пилот, 3-й Гв. ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета в район Ростовской области.
СТЕПАНОВ Николай Сергеевич, 1922 г. р., ст. сержант, пилот, ШАП.
На самолёте Ил-2 не вернулся с боевого задания.
25 января 1943 года
ЗАНОЗИН Иван Иванович, 1918 г. р., лейтенант, командир звена, 8-й ДРАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.
МАРТЫНЕНКО Георгий Иванович, 1918 г. р., ст. сержант, стрелок-радист, 8-й ДРАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.
СВЕЧКОВ Александр Павлович, 1914 г. р., ст. лейтенант, штурман звена, 8-й ДРАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания.
28 января 1943 года
ХАНДОНКИН Иван Иванович, 1917 г. р., старшина, пилот, 388-я ОАЭС.
Погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в с/з М. Егорлыцкое Мечетинского района Ростовской области.
30 января 1943 года
КАБАНОВ Арсений Иванович, ст. сержант, пилот, 437-и ИАП.
На самолёте Ла-5 погиб в воздушном бою. Похоронен на хуторе Золотаревский Семикаракорского района Ростовской области.
МИХАЙЛОВ Иван Васильевич, ст. сержант, пилот, 437-й ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета (сбит зенитным огнем и погиб) в районе реки Маныч Ростовской области.
ФИЛИППОВ Сергей Иванович, мл. лейтенант, пилот, 437-й ИАП.
На самолёте Ла-5 погиб в воздушном бою. Похоронен на хуторе Золотаревский Семикаракорского района Ростовской области.
31 января 1943 года
БАРАНОВ Борис Михайлович, 1917 г. р., лейтенант, пилот, 10-й Гв. БАП.
На самолёте СБ не вернулся с боевого задания в ночь с 30 на 31 января из района ст. Нижне-Чирская Суровикинского района Сталинградской области.
КОНОВАЛОВ Виталий Романович, 1919 г. р., ст. сержант, стрелок-радист, 10-й Гв. БАП.
На самолёте СБ не вернулся с боевого задания в ночь с 30 на 31 января из района ст. Нижне-Чирская Суровикинского района Сталинградской области.
РОВНЫЙ Иван Кузьмич, 1914 г. р., ст. лейтенант, штурман звена, 10-й Гв. БАП.
На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания в ночь с 30 на 31 января из района ст. Нижне-Чирская Суровикинского района Сталинградской области.
ТРУНЯКОВ Павел Андреевич 1923 г. р., ст. сержант, ст. пилот, 239-й ИАП.
На самолёте Ла-5 не вернулся из боевого вылета.
На этом заканчивается список безвозвратных потерь лётчиков 8-й Воздушной армии в боях за Сталинград. Точное количество потерь пока не установлено, есть только приблизительные подсчёты, согласно которым погибло, пропало без вести и попало в плен около 800 наших лётчиков.
Да, велики были жертвы. Однако в результате самоотверженных действий лётчиков и воинов других родов советских войск под Сталинградом была достигнута великая историческая победа, а войска немецко-фашистского блока потерпели жестокое поражение.
Вечная память героям-лётчикам 8-й Воздушной армии, павшим в боях за советскую Родину!
Примечание: Выражаю сердечную благодарность Игорю Бородкину, оказавшему большую помощь в составлении и уточнении списка безвозвратных потерь лётчиков 8-й Воздушной армии.
Свидетельство о публикации №224031300617
Александр Новичок 14.03.2024 23:50 Заявить о нарушении
Игорь Бородкин 15.03.2024 08:37 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 15.03.2024 18:47 Заявить о нарушении
То что на северных участках фронта в 42-м было много Ленд-лизовских машин не отменяет того факта, что это были второстепенные и стабильные участки фронта. А в основных стратегических операциях 42-го года где решалась судьба СССР наши летчики воевали на отечественных машинах, не говоря уже про 41-й, там влияние импортной техники было остаточным явлением.
Александр Новичок 16.03.2024 01:29 Заявить о нарушении
Олег Каминский 16.03.2024 09:25 Заявить о нарушении
Александр Новичок 16.03.2024 09:53 Заявить о нарушении
Игорь Бородкин 16.03.2024 13:23 Заявить о нарушении
Насчет харрикейнов, то уже в начале ВОВ 2/3 мессов были модификации Ф и дальше было только хуже (с июля 42-го уже пошли Густавы), особенно радуют 1200 ураганов поставленных в 43-44-х годах. благо их от греха подальше убрали в ПВО. Ну а что касается спитов: без сомнения 9-ка замечательная машина, вот только на фронт она не попала, а в ПВО и боевых эпизодов с ее участием можно пересчитать по пальцам одной руки, ну может двух.
Про танки не буду, хотя хотелось, но и так много написал...
Александр Новичок 17.03.2024 01:51 Заявить о нарушении
Олег Каминский 17.03.2024 11:00 Заявить о нарушении
Для того, чтобы понять качества импортного истребителя его нужно сравнивать не с мессерами и фокерами, а советскими машинами аналогичного периода. Так характеристики Харрикейн II в 1942 были близки к ЛаГГ-3 и Як-1, показатели которых в литературе которых даны по экспериментальным образцам, превышающих серийные на 5-10%.
Что касается использования, на 10.07.1942: в истребительных частях ВВС КА состояло: Р-39 41(2,6%), Р-40 99(6,5%), Харрикейн 202(13,2%) или 22,4% от общего количества. На тот момент И-16 156(10,2%), И-15/153 87(5,7%) или 15,9%. В ПВО: Р-39 20(1,1%), Р-40 68(3,8%), Харрикейн 313(17,4%) или 22,3% от общего количества. На тот момент И-5/15 39(2,1%), И-16 348(19,4%), И-153 184(10,2%) или 31,8 %. Какие 10%? Процент близок к % поставок Запада и даже превышает его по отношению к поступлению, если учесть наличие устаревшей техники.
Игорь Бородкин 17.03.2024 13:52 Заявить о нарушении
Игорь Бородкин 17.03.2024 14:07 Заявить о нарушении
Как сказал Н. Якубович в работе «истребитель Ла-5» «Отечественная же промышленность по причине отсталости технологии и низкой культуры производства при всём желании не могла достигнуть немецкого и американского уровня. В итоге Советскому Союзу пришлось расплачиваться жизнями своих бойцов».
С дружеским приветом
Игорь
Игорь Бородкин 17.03.2024 19:52 Заявить о нарушении
По поводу характеристик Харрикейна, то в общем они были хуже Яков, ЛаГГов и тем более Ла-5. При этом учтите, что сравнивать ТТХ надо с учетом того, что и англичанин не показывал у нас на фронте своих справочных показателей: более низкая техническая культура обслуживания, неизвестная матчасть без руководства к эксплуатации, расходники не соответствующие - так что не только у наших надо циферки отнимать, у всех они были ниже.
Приводимые Вами цифры на 10.07.42 это пик (19 новых полков на ураганах поступило на фронт летом 42-го кажется) использования авиационного ленд-лиза в 42 м. Но потом был спад в связи с разрывом поставок на севере и еще не полностью развёрнутых иранским и транс-сибирским маршрутах. Вы бы лучше привели цифры на октябрь или ноябрь 42г. В основном ленд-лизовская техника была на северных более стабильных и менее напряженных участках фронта, а на направлении главного удара вермахта на юге советские авиаполки сгорали за считанные недели. Так что 10% от общего числа это в течении всего 1942 года, и я указывал про соотношение ВСЕХ боевых типов, а не только истребителей. Кстати боевые потери Харрикейнов составили 8% от всех потерь советских ВВС в 42-м, даже больше чем поступило в процентом соотношении.
Александр Новичок 18.03.2024 01:06 Заявить о нарушении
П.С. А при расчетах соотношения потерь пилотов истребителей учитывались союзники люфтваффе?
Александр Новичок 18.03.2024 01:24 Заявить о нарушении
Очковтирательство было характерной чертой в первую очередь СССР , а в авиации оно процветало ещё больше. В том же направлении движится историография РФ. И дураку понятно, чем легче вес самолёта, качественней отрегулирован мотор, выше октановое число топлива, а планер имеет меньшую сопротивляемость в полёте, тем выше скорость. Всё это присутствовало на экспериментальных образцах, но отсутсввовало на серийных. Поэтому отставание от заявленных ТТХ к реальным серийным образцам было значительным. По этому прводу советую ознакомиться с работой А. Смирнова «Боевая работа советской и немецкой авиации в ВОВ». Я согласен далеко не совсеми его выводами, но по сути работа является лучшей из тех с которыми я знакомился на данную тему.
По 1942 в работе есть данные только на 01.05 и 01.07.
Соотношение дано без учёта потерь пилотов союзников Германии. Но это практически не меняет соотношение в силу не доучёта советских потерь. По имеющимся у меня данным безвозвратные потери сотавили 34357 , вернулось 3406 или 30951 погибших пилотов. По встречающимся данным: по Кривошееву от 29000-29500; по Алексеенко 31594; последне данные интернета 34000; по белорусским авторам 35358 пилотов. По моему опыту работы с архивными докуметами АБД, я схожусь к цифре белорусских авторов что даёт недоучёт 12,5% потерь, компенсирующих отсутствие в расчётах погибших пилотов союзников.
Игорь Бородкин 18.03.2024 12:50 Заявить о нарушении