Свастика в Нагор. Дагъестане и Ичкерии

Иллюстрация: Символ свастики в Нагорном Дагъестане. Из монографии Дебирова "Резьба по камню в Дагестане"*. Из культурно-исторического наследия носителей ауарских диалектов (Союз Ауарских Конфедератов). Ни одно из этих изображений не было обнаружено на территории Хунзаха, Анди или Закавказья.

У монголов ( без привлечения буддизма) свастика ХАС означает "минус" при ав. ХАСАЛИХЪЛЪИ "осень", ХАСАЛО "зимой".




Свастика в Нагорном Дагъестане и Ичкерии


Яп. KUMO (кор. GEOMI) "паук", KUMONOSU "паутина"


Семантический разбор в предыдущей статье полностью подтверждает наши догадки, что знак свастики в Нагорном Дагъестан не связан напрямую с тем, что принято называть "солнцеворот", "Ярило", "Хорс" и т.п.

Вопреки дагъестанскому археологу М. Гаджиеву мы неоднократно обращали внимание читателя на возможную связь знака свастики с культом паука.

Мы не исключаем того, что свастика у других племён и  народов привязанна к солнцу. Да, но только не в Дагъестане и не в Ичкерии.

Совершенно ошибочно был истолкован знак свастики и на древнем наскальном календаре под открытым небом в Кегере. Он означает "поворот времени к минусу", "смена сезона".

Археолог М. Гаджиев ошибался когда писал, что это заурядная символика, присущая многим народам. "Заурядный- незаурядный", но только дагестано-вайнахская свастика - не солярный знак, как это видется сотрудникам ДНЦ РАН. Простите, но когда просят грома, молний с ливнями- солнце совсем не нужно. И тотемный паук тоже особо в солнце не нуждается и от него не "фанатеет". Паук и паутина указывают на влагу и сгущение сумерек. Шерстистось в мифах часто иносказание о ночи, сумерках и даже возможности встретить первопредка.

Ряд изображений свастики на камнях можно охарактеризовать как БИТI "знак на удачу, пожелание блага, исполнения желаний". Но, по сути,- это просьба о том, чтобы всё плохое, всякая нечисть ушла в минус, а с ними вместе опасность засухи, которая неизбежно приведёт к неурожаю, бескормице и гибели скота.

Символика свастика в вышупомянутом регионе, естественно, имеет отношение к паучьей теме,удручающе малоизвестной в научном мире. В японских мифах "гумоносу/кумоносу" в образе прелестной девушки со струнным инструментом появляется всякий раз у водоёмов.Здесь паук в образе девушки поджидает самураев, очаровывает их своей игрой, а затем пытается задушить их струннами. Музыка играет, самурая тянет ко сну, в это время струны подползают к нему и обвиваются вокруг шеи. Этот демонический образ - переосмыление, возможно, даже не собсвенно японских, а каких-то чужих мифологических представлений. Совпадение с аварской лексикой просто идеальное: ав. диал. ГЬУМ (hum) "паук", НУСИ "паутина" (НУС "невестка"). В халха-монг. ав. НУС имеет отношение к "шерсти, всему шерстянному", а ГЬУМ к "человеку". Позитивное дополнение даёт нам и армянское HUM, KHONAV "сырой, влажный". Более того, в ав. диалектном HUMAR-AB " заплесневелый", "тянущийся как сыр или творог", что указывает опять-таки на "сырость, влагу". Демоница из японской мифологии явно пытается зачем-то очаровать и "минусовать" самурая. Получается так, что японская демоница рассмотрела в них что-то от мира мух и прочей нечисти, которую необходимо "загасить". И добивается она этого, заметьте, без пролития крови- путём удушения. Возможно, что она намерена забрать его видимую самость (монг. БИЕ), а самурай получит возможность переродиться, так как он не погибает от кровоизлияния (что особо важно - "на землю").

Мы ни коем случае не оспариваем, что где-то символ свастики означал солярный знак, но в Нагорном Дагъестане и Ичкерии - это обращение к высшим небесным силам с просьбой увлажнения земли, пролития влаги и очищения от всего вредоносного, отжившего, ненужного. Причём у ауарского народа, например, змея (уж) не считалась вредоносным созданием. Она тоже зачислялась в категорию созданий "у водоёмов", т.е. не несущих "засуху" и "голод", "падёж скота".

В общем, ауаров, вандалов, возможно, и кельтов в символе спиралевидной свастики присутствует одна и та же, казалось бы, малозначительная деталь - изображение водоёма. И он всегда на периферии, центральное же место занимает спираль в центре которой свастика. Хорошо известно, что в северокавказских степях неоднократно свирепствовала засуха, которая несла мучительную смерть всему живому. Одни из ранних насельников Нагорного Дагъестана облюбовали эти места как раз таки спасаясь от засухи у себя на родине.

Мы не специалисты по историческому прошлому вайнахов, но предпологаем, что у них должно быть то же самое.

Связь с огнём у этого символа, на наш взгляд, имеется, но скорее опосредственная- это гром и молнии, призыв к стихии дождя и с ними - к обновлению мира.



Внимание! Автор статьи не даёт права каким-либо т.н. " аварским культурно-просветительским обществам", "Обществу "ЦIор"(цIогьор?) и им подобным самозванным "просветителям" использовать настоящую  статью в каких бы то ни было целях. Все остальные могут использовать со ссылкой на автора.



* Избражение свастики не преследует цель разжигания расовой и национальной ненависти, пропаганды национал-социализма и фашизма. Оно иллюстрирует статью и извлечено из научного издания советской эпохи.


Рецензии