Иканский бой. Сотня против 10 тысяч армии Алимкула

В степи широкой под Иканом
Нас окружил кокандец злой,
и трое суток с басурманом
У нас кипел кровавый бой

После покорения Казанского, Астраханского ханств и Большой Орды, продвижение России вглубь Средней Азии происходило медленно, но стабильно. Русские постепенно продвигались на восток, устанавливая новые границы путем строительства крепостей.

В середине XIX века русские уже достигли устья реки Сырдарьи, которая была главной водной трассой для Хивинского и Кокандского ханств. Это вызывало беспокойство у местных жителей и способствовало активности хивинцев и конкандцев против русских. Чтобы защитить русских переселенцев и покорителей от нападений азиатов, был разработан план, который предусматривал движение русских войск через Сибирскую и Оренбургскую линии.

В 1854 году была основана крепость Верный (Алма-Ата), которая стала отправной точкой для дальнейшего продвижения русских. Это привело к принятию кочевых киргизов под подданство Российской империи, что, в свою очередь, усугубило напряженность отношений с Кокандским ханством. Возобновившаяся война в 1860 году привела к тому, что Коканд потерял города Туркестан и Чимкент, однако они смогли отразить атаку на Ташкент и собирались восстановить контроль над городом Туркестаном со святыней - мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави.

Для этой цели правитель Кокандского ханства Алимкул собрал армию в 10 тысяч человек и тайно двинулся в направлении Туркестана. В то же время командующий русским гарнизоном, узнав о действиях разбойников в окрестностях города, отправил сотню уральских казаков под командованием Василия Родионовича Серова для их задержания. Вместе с собой казаки взяли «единорога», пушку с гладким стволом, и небольшое количество продовольствия.

От киргизов, которые встретились на пути, казаки узнали, что кишлак Икан уже был занят кокандцами, но точное число противника они не могли сообщить. Как только казаки подошли к селению поближе, было уже слишком поздно для отступления. Казаки быстро смонтировали верблюдов и заняли позицию. Отряд кокандцев предпринимал несколько атак на лагерь казаков, но все они были отражены. Заметно, что одну из атак азиатов возглавлял бывший участник сибирского казачьего войска, перешедший в ислам. Вероятно, он скрывался от российской юстиции в Коканде.
Три дня отважный отряд казаков удерживал оборону. Русские воины, в том числе участники обороны Севастополя, были опытными бойцами. Казаки ловко устраняли кокандцев, которые слишком близко подходили к их лагерю, уничтожали артиллеристов и военачальников, которых определяли по их богатой экипировке. Противник не понял сразу, что в лагере находится всего лишь небольшой отряд казаков, упорное и мастеровитое сопротивление свидетельствовало о присутствии большого отряда, что подтверждалась запиской Алимкула, в которой он предлагал есаулу сдаться.

"Куда будешь бежать от меня теперь? Отряд, отправленный из Азрета, разгромлен и отброшен обратно, из тысячи твоих солдат не останется ни одного, сдайся и прими нашу веру, никто не будет тебя обижать!"

На самом деле, небольшой отряд, посланный из Туркестана для помощи Серову, не смог оказать поддержку из-за своей недостаточной численности, поэтому казаки под командованием Икана вынуждены были полагаться только на свои собственные силы и помощь святого Николая Чудотворца, чей праздник приближался - 6 декабря.

В этот день бой продолжался с самого утра, противник нападал со всех сторон. В сражении погибло 37 казаков, а выжившие попытались отчаянно прорваться через линию врага. Им это удалось - группа из 42 казаков двинулась пешком в сторону крепости Туркестан, формируя три ряда. Часть азиатов преследовала казаков, но и здесь им предоставлялся ожесточенный сопротивление.

Как отмечает генерал-лейтенант Михаил Хорохошин, "иногда одиночные вражеские солдаты вторгались прямо в середину казаков, за что некоторые из них платили жизнью, однако другие благодаря своим доспехам смогли уйти, нанеся некоторое повреждение отступающим казакам. Некоторые менее решительные наносили казакам удары копьями и пиками, случайно раня некоторых из отступающих. К примеру, когда казак П. Мизинов наклонился, чтобы поднять упавший шомпол, пика пронзила его левое плечо и пригвоздила его к земле. Однако он все же вскочил и добежал до своих товарищей с этой пикой, которую друзья вытащили из его плеча".
Когда стемнело, казаки приблизились к городу, и именно в это время к ним пришла помощь из крепости. Военный историк Константин Абаза в своей работе "Завоевание Туркестана" отмечает, что подвиг уральцев остановил наступление кокандских полчищ и вернул славу русскому оружию в Средней Азии.

В ходе трехдневного боя сотня, состоящая из 2 офицеров, 5 урядников, 98 казаков, 4 присоединенных артиллеристов, фельдшера, обозного и 3 казахов, потеряла половину своего состава. Выжившие казаки были отмечены Знаком воинского отличия военного ордена, а есаул Василий Серов был награжден орденом Святого Георгия IV степени. На месте Иканской битвы был установлен памятник героям (позднее разрушен большевиками), и была создана песня "В степи широкой под Иканом", а также написана икона святителя Николая Чудотворца. Казаки считают, что такой исход боя был возможен, в том числе, благодаря помощи святого.


Рецензии