Адриан Константинович Гусельщиков. Генерал-лейтена
После окончания пятиклассного училища в Гундоровской станице, Адриан Константинович сдал экзамены на вольноопределяющегося и подал документы для поступления в Новочеркасское казачье юнкерское училище. Однако не удалось пройти вступительные экзамены. Вместо этого, с 1893 по 1895 годы, он служил в 10-м Донском казачьем полку генерала Луковкина, а затем поступил на обучение в Новочеркасское казачье юнкерское училище. После окончания училища он был выпущен с чином подхорунжего в 12-й Донской казачий полк генерал-фельдмаршала, князя Потемкина-Таврического. Затем служил в 5-м Донском казачьем полку атамана Власова.
Адриану Константиновичу были присвоены следующие звания: хорунжий по приказу Высочайшего от 5 сентября 1902 года, сотник - 5 сентября 1906 года, подъесаул - 5 сентября 1910 года, есаул - 26 августа 1914 года. За выдающиеся заслуги по службе он был награжден орденом Святого Станислава III степени по приказу Высочайшего от 13 июля 1908 года, а также орденом Святой Анны III степени по приказу Высочайшего от 10 мая 1912 года.
Примерно в это же время Адриан Константинович Гусельщиков вступил в брак с Александрой Ивановной Шевцовой, дочерью мещанина из Воронежской губернии.
Во время Первой мировой войны, есаул Гусельщиков вступил в ряды 42-го Донского казачьего полка, а позже был переведен в 52-й льготный Донский казачий полк. За его отличия на поле боя в 1915 году, он был награжден орденом Святой Анны VI степени с надписью "За храбрость", орденом Святого Равноапостольного князя Владимира IV степени с мечами и бантом, а также орденом Святой Анны II степени с мечами. В 1916 году, он был награжден орденом Святого Станислава II степени с мечами и добавлено мечи и бант к его уже имеющемуся ордену Святой Анны III степени. В том же году Гусельщиков был повышен в ранг войскового старшины за его заслуги.
Однако революционные события 1917 года и последующий крах дисциплины и морального облика в армии привели к тому, что Гусельщиков и другие казаки вынуждены были оставить свои боевые позиции и вернуться в свои станицы. Гусельщиков вернулся в станицу Гундоровскую, но из-за своей несогласованности с революционными настроениями в регионе, он был вынужден прятаться и скитаться по хуторам. Ситуация начала меняться в январе 1918 года, когда часть казаков противостояла красногвардейским отрядам Юрия Владимировича Саблина, которые наступали на Войсковой области Дона. Это привело к формированию партизанского полка в Гундорове, под командованием Ивана Коноводова. В марте полк вступил в бой с большевиками, и Гусельщиков возглавил станичную партизанскую дружину, сотрудничая с партизанским отрядом сотника Попова из Митякинской станицы. В апреле 1918 года Гусельщиков был назначен командующим Гундоровско-Митякинского района обороны по приказу Походного атамана Петра Харитоновича Попова. К 22 апреля Гундоровская станица была полностью очищена от большевиков казаками-партизанами Гусельщикова.
К началу мая 1918 года партизанские отряды стали организовываться в 23-й Гундоровский Георгиевский пеший полк, получивший это название по решению Круга спасения Дона. В качестве отличительного знака, казаки из этого полка начали носить георгиевские ленты на петлицах и на папахах. Атаман Петр Николаевич Краснов считал, что Гундоровский Георгиевский полк вместе с Марковским и Корниловским офицерскими полками Добровольческой армии - это "рыцарские полки, не боявшиеся противника и не интересовавшиеся своими потерями, а только стремившиеся к славе и победе". Гусельщиков был назначен командиром Гундоровского Георгиевского полка 25 мая 1918 года.
Повсюду в Области раздавалась слава о Гундоровском полку и его командире полковнике Гусельщикове. Полк успешно сражался против красногвардейцев, использовал разнообразные и эффективные тактические приемы, что позволяло одерживать победы над намного более мощными противниками. Гундоровский полк был окружен атмосферой героизма, победы и славы. По словам очевидцев, даже красные части сдавались в плен, услышав только название Гундоровского Георгиевского полка.
В результате выдающихся боевых действий, полковнику Гусельщикову был присвоен чин генерал-майора Донской армии по приказу атамана Всевеликого Войска Донского № 969 от 15 сентября 1918 года. По приказу от 16 октября 1918 года, Адрияну Константиновичу была поручена должность начальника Северного отряда в составе войск Северо-Западного района Северного фронта.
Еще одной заслугой Гусельщикова стало руководство Борисоглебским наступлением в феврале 1919 года, благодаря которому большевики не смогли захватить Новочеркасск.
После разгрома красных у хутора Петровского и 11 февраля 1919 года назначения командующим Северо-Западным районом Северного фронта, Гусельщиков был повышен до генерал-лейтенанта по приказу атамана Всевеликого Войска Донского от 1 февраля 1919 года. Его прозвали «стопобедным генералом» и устроили чествование как национальному герою на заседании Войскового круга 24 февраля 1919 года.
В феврале-марте 1919 года Северо-Западный район был переформирован в 4-й Донской армейский корпус, которым генерал-лейтенант Гусельщиков командовал до мая. Затем он стал начальником 8-й Донской конной дивизии.
Во время наступления Вооруженных сил юга России на Москву генерал-лейтенанту Гусельщикову была нанесена тяжелая рана в бою под городом Лиски, и он вынужден был отсутствовать в строю в течение двух месяцев.
После выздоровления генерал-лейтенант Гусельщиков стал командующим 2-м Донским корпусом, затем 22 ноября 1919 года он был назначен командующим 3-м Донским корпусом. С декабря 1919 года Адриян Константинович был командующим 4-м Донским корпусом, а с февраля 1920 года он снова возглавил 3-й Донский корпус. В этот период он принимал участие в боях под Ростовом и пережил горечь отступления до Новороссийска и эвакуации в Крым.
Находясь в Крыму, генерал-лейтенант, барон Петр Николаевич Врангель, назначил генерал-лейтенанта Адриана Константиновича Гусельщикова начальником 3-й Донской казачьей дивизии 24 марта 1920 года. Эта дивизия была сформирована к 1 мая из остатков частей 1-го и 3-го Донских корпусов, преимущественно пехотной. С 4 сентября 1920 года 3-я Донская дивизия стала частью Донского корпуса. В ее состав входили Гундоровский Георгиевский полк, 7-й и 10-й полки 1-й бригады, 18-й и 8-й Донские конные полки 2-й бригады, а также 3-й Донской запасной батальон, 3-й Донской конный дивизион и 1-й Донской легкий артиллерийский дивизион.
Генерал-лейтенант Адриан Константинович Гусельщиков проявил исключительную доблесть во время боев в Таврии в 1920 году. Награда орденом Святого Николая Чудотворца II степени была ему присуждена по приказу Главнокомандующего № 93 от 14 марта 1921 года. В этом приказе отмечалось, что Гусельщиков успешно отразил атаки противника и уничтожил несколько дивизий и бригад противника, что позволило зафиксировать ситуацию на Мелитопольском направлении и способствовало победе над 13-й армией красных.
После того, как русская армия была эвакуирована из Крыма в ноябре 1920 года, генерал-лейтенант Адриан Константинович Гусельщиков продолжал командовать 3-й Донской казачьей дивизией. С 12 декабря 1920 года он также стал начальником 2-й Донской конной дивизии. В период с декабря 1920 по июнь 1928 года он оставался командиром Гундоровского Георгиевского полка во время нахождения в Турции и Болгарии.
В июне 1928 года генерал-лейтенант Гусельщиков переехал из Болгарии во Францию, где занимался сельским хозяйством. Он основал станицу, объединив около 30 Донских казаков, а сам стал ее атаманом. Генерал-лейтенант Адриан Константинович Гусельщиков умер 21 февраля 1936 года и был похоронен на русском участке городского кладбища в городе Виши.
Свидетельство о публикации №224031300921