Мученик князь Владимир Георгиевич

Вторым сыном великого князя владимирского мученика Георгия Всеволодовича и великой княгини мученицы Агафии Всеволодовны, внуком великого князя Всеволода Большое Гнездо был мученик князь Владимир Георгиевич.

Немногочисленные сведения о жизни Владимира Георгиевича можно найти в летописях и житии Георгия Всеволодовича. Предполагается, что он родился между летом 1214 и весной 1216 года. После возвращения Георгия Всеволодовича на великокняжеский стол во Владимир в феврале 1218 года, князь Владимир Георгиевич принимал участие в ряде церковных церемоний, оказывавших значительное влияние на религиозную жизнь Северо-Восточной Руси. Особенно стоит отметить его присутствие при посвящении священномученика Митрофана на кафедру во Владимире 14 марта 1227 года, а также его участие в перенесении мощей Авраамия Болгарского в Успенский собор Владимирского Княгинина 9 марта 1230 года.

В январе 1238 года Владимир Георгиевич вместе с воеводой Филиппом Нянькой защищал Москву от войск Чингисидов. В результате он был взят в плен ханом Батыем и 2 февраля монголы привели его к Золотым воротам Владимира. Он был представлен с унылым лицом, но не потерял мужества. После отказа жителей Владимира сдаться, князю Владимиру Георгиевичу была причинена мученическая смерть монголами недалеко от Золотых ворот. После ухода захватчиков оставшиеся в живых горожане нашли его тело и похоронили в Успенском соборе Владимира рядом с его братьями Мстиславом и Всеволодом, которые также погибли при защите города.

Во второй половине XVII века мощи Владимира Георгиевича были найдены вместе с останками его братьев и князя Феодора-Ярослава Всеволодовича в приделе великомученика Георгия. Во время реставрации Успенского собора в 1882 году гробница была исследована. В начале XX века мощи Владимира Георгиевича хранились в правом придельном алтаре в нише с надписью: "Мощи благоверного великого князя Владимира Георгиевича положены на этом месте в лето 6745 февраля 7 дня".

История о смерти Владимира Георгиевича была записана в летописях лаврентьевско-троицкой группы XIV-начала XV века. В начале 60-х годов XVI века это повествование было отредактировано для Степенной книги царского родословия. Рассказ о его мученической смерти был введен в уста выживших владимирцев, которые передали его великому князю Георгию Всеволодовичу на реке Сити. В рассказе содержатся элементы из летописей о смерти его братьев и об убийстве Василька Ростовского. В середине XVII века подробный рассказ о смерти Владимира Георгиевича вошел в житие его брата Георгия Всеволодовича. Рассказ об его кончине также был помещен над его гробницей в Успенском соборе. Во второй половине XVII-XVIII веков этот рассказ был включен в исторические сборники, а в 1670 году - в список Степенной книги царского родословия старшего извода пространной редакции, который находился в Успенском соборе.

Имя Владимира Георгиевича было включено в митрополичий синодик и поминалось не только во Владимире, но и в Москве. В синодике Успенского собора Московского Кремля было установлено пение "вечной памяти" "благоверному князю Васильку Константиновичу и благоверному князю Владимиру Юрьевичу, избиенным от Батыя". Имя Владимира Георгиевича было занесено в некоторые списки синодика Нижегородского Печерского мужского монастыря в честь Вознесения Господня.
Во время грамоты царя Иоанна Грозного, в конце 40-х - начале 50-х годов XVI века, был описан порядок поминания архиереев, великих князей, княгинь и их детей, чьи останки находились во Владимире. В грамоте было сказано о том, что великому князю Георгию и его сыновьям должна быть совершена одна панахида на их память в феврале в 7 день. По князьям также должны были быть совершены панахиды, чтобы предотвратить, то что происходит с удельными князьями в Москве. Служить панихиду должны были протопоп вместе с братией, протодьякон, игумены, священники и дьяконы.

Упоминание Владимира Георгиевича в "Описании о Российских святых" (XVII-XVIII вв.) свидетельствует о возможной канонизации этого святого во второй половине XVII века. Канонизация Владимира Георгиевича была подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которого было установлено в 1982 году.

Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 10; Т. 15. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1. СПб., 1908; Т. 23. М., 2000; Т. 24. М., 2000. Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 35. М., 1980; Т. 40. СПб., 2002 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 62, 64-65, 85-86, 112, 139-141, 146; Описание о российских святых. С. 218; Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. С. 52, 91 [Прил. С. 49, 66-67].
Лит.: Востоков А. [Х.] Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. [И.] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 62, 64; Филарет. РСв. С. 34, 35. Примеч. А; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 102-103; Леонид (Кавелин). Святая Русь. № 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; [Димитрий (Самбикин), архиеп.] Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Воронин Н. Н. Граффити 2 февр. 1238 г. // Славяне и Русь: Сб. ст. М., 1968. С. 401-405; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сб-ки XVIII-XX вв. / Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184.


Рецензии