Учения

    Первую половину дня ребята проводили в межшкольном учебно-производственном комбинате (МУПК), размещённом по школам на месте первых жилых кварталах в старой части городка, а после перерыва на обед они перемещались в крайнюю школу ещё не достроенной новой части, где проходили начальную военную подготовку (НВП).
    Кто придумал такой аттракцион с посещением старшеклассниками спец дисциплин неизвестно, но ученикам, хочешь не хочешь, приходилось прокладывать маршрут через весь город на общественном транспорте. Перерыв между занятиями в двух школах, в случае большинства из них, себя не оправдывал, не удавалось пообедать дома. Троше логистика маршрута улыбалась: парень ходил пешком и всюду успевал, дом его хоть и стоял на отшибе - приходился на угол города, где стыковались его части, проектируемые разными архитекторами.
    Юноше нравилось совершать прогулки на большие расстояния. Парень как капитан корабля ходил под солнцем с наполненными парусами-настроениями. Представление Трофима было его воздухом. Вымысел обличался в яркие образы, с продуманными до мелочей деталями.
    И кто только подкрепил у юноши такие мысли? Троша решил про себя, что у них, мальчишек с выпускного класса, военруки сообща проведут учения. Соберут парней в назначенный день, до конца весны. Затем разобьют всех воспитанников на два лагеря, скорее всего по школам. Сколько нас будет? Сотня, две… представить заранее сложно. Шефы с учебки клич дадут – соберут. Потом каждому лагерю будет поставлена чёткая задача, выполнение которой будет означать победу в противостоянии. У каждой стороны, должно, будет свой штаб, полковое знамя, связисты. Форма будет у пацанов – учения же не каждый день происходят. Макеты оружия выдадут. Любопытно, а макеты гранат существуют? И вообще, как будет засчитываться уничтожение противника, кто это будет определять? Или будем выполнять задачу полным составом без выбывания. Ну, да ладно, военрукам виднее, до поры побудет загадкой. Ознакомят с правилами, установят красные флажки, за которые нельзя заходить. Плацдарм, где развернуться учения, искать не надо. Учебный класс окнами выходит на большущий пустырь, его очистили от леса для жилой застройки. Пустырь простирается от улицы до улицы. Если смотреть со школы: с левой стороны он в конце концов упирается в сосняк, а справа - в новострой. Всё пространство являет собой песчаные барханы, едва покрытые сухостойной травой. Верблюжьи бугры песчаной поверхности загораживают горизонты. Да, на таком плацдарме может затеряться не сотня – тысяча человек.
    И всё-таки какие могут быть поставлены задачи на учениях? Как их выполнить? По любому, надо оказаться ловчее ребят по другую сторону баррикад, смекалистее. Ведь задачи навряд ли будут отличаться, если поделят на два лагеря и вручат одно и то же вооружение, инвентарь. Провести манёвры первыми, раскрыть расположение штаба, захватить знамя, замаскировать в свою очередь свой командный пункт (то бишь штаб). Кто будет оценивать наши действия? Неужели, майор Александр Григорьевич будет наблюдать за нами в бинокль из окна высотного здания, заносить в блокнот только ему ведомые обозначения о проведенных тактических действиях на полигоне во время учений! А будет ли у нас карта местности? Планшетка называется. Потому что закреплена в жестком кожаной вставке, предусмотрена для любых полевых условий. Штабникам должны выдать – куда без неё. Должны же мы научиться ориентироваться на местности. Вот здесь-то знания выступят на первый план, учения покажут, кто на что способен. Здесь с кондачка не получится.
    В то же самое время Троша, не замечающий окрестностей вокруг себя, пересекал парк автовокзала. По тротуару шоссе Строителей вдоль разрисованного уличными художниками забора широкими шагами подходил к улице Космонавтов. На этой улице в доме, окнами, смотрящими на объездное шоссе, жил его приятель Сашка, по прозвищу Дональд. Троша не любил созваниваться с приятелем заранее, чтобы пойти дорогой вместе, но всегда был рад общению с ним. Сашка был веселый, общительный, современный, любил путешествовать, папа-дальнобойщик на время каникул крайние два лета брал сына с собой в помощники. Сашка видел много краев, о которых Троша и не слышал. Подойдя к девятиэтажке, Трофим специально замедлил свой шаг.
    Мысли снова овладели им. Он представлял себя вместе со своими сверстниками, совещающимися во время учений. На всех видимая им в фильмах форма, пацаны в фуражках с еле заметными околышами-козырьками. Лежа Скумбуров командир их класса, держит планшетку в руках. Мальчишек человек пять, все они собрались у подножья буруна, с подветренной стороны. У парней настолько серьёзные решающие физы, что их трудно узнать. Когда-то учитель истории отбирал ребят для участия в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» на городские межшкольные соревнования. Вот и сейчас у них костяк сохранился: веснушчатый Лежа, высокий Тёма, эрудированный и честолюбивый Дональд, умеющий разрулить любую ситуацию добряк Антон. Приглядишься, и можно увидеть портупеи на груди.
    «Трофим!» - кричит ему в след Сашка.
    Приятель догоняет его на небольшой узенькой просеке, проскальзывающей в ушко теплотрассы.
    - Ты что оглох, Троф? Я тебя увидел из дома. Окрикнул. Ты – ноль внимания.
    - Да так, Саш, интересная мысль в голову пришла.
    - Какая может быть мысль?  – Я тебе кричу - люди из дома слышат, – с досадой высказывает Сашка.
    - Как ты думаешь, у нас по НВП учения будут?
    - С какой радости?
    - А итоговые оценки ставить? Типа, как экзамены по предметам.
    - Я тебя умоляю, кто этим будет заморачиваться. Наш майор, он даже нас в тир не сводил, когда мы в старой школе занимались в 10 классе. Помнишь? Другие учителя договаривались со спортивными школами. Пацанов водили – а мы, как всегда, в пролёте.
    - А я бы заморочился, Сань.
    - Тебя никто слушать не станет.
    - Ну а я предложу.
    - Если бы Лежа предложил или Понин, майор бы возможно почухал репу, а тебя… дохлый номер. К тому же – учения в армии проводят.
    - Ты бы отказался, если бы проводили?
    - Круто, конечно, масштабное учение среди наших устроить. Но это – нереально, розовые мечты, Троф. Без обид. 

    Когда парни собирались в классе, Троша ещё раз подумал об учениях. В лучшем случае майор красноречиво покрутит у виска, изложи ему он свои мысли.


Рецензии