Для блага общества

Для блага общества (рассказ)

1.

— Вот в этом то и заключается настоящая сила подлинно демократического общества, — возвысил голос Антонов, — в умении каждого его члена пожертвовать частным для всеобщего блага! И более того, в готовности отдать свою жизнь ради счастья других!

Он перевел дух и добавил:

— Спасибо за внимание.

Аудитория взорвалась аплодисментами, а лектор тайком посмотрел на часы. До конца занятия еще пять минут. А потом домой, душ, чай и спать.

— Простите, профессор, можно вопрос? — выкрикнул откуда-то с заднего ряда чей-то юный восторженный голос.

— Разумеется, — Антонов натянул на физиономию добродушную улыбку, хоть и чертыхнулся про себя. Но время оставалось, поэтому деваться было некуда.

— Рассуждать насчет других легко и приятно, — заявил голос, чуть убавив свою наигранную восторженность. — А вот Вы сами, Сергей Иванович, конкретно Вы, смогли бы пожертвовать собой ради блага общества?

«Наивный дурачок», — подумал профессор, — «неужели ты серьезно надеешься загнать меня в угол таким простейшим вопросом?».

Он поправил галстук, снял очки и близоруким невидящим взглядом обвел аудиторию.

— Жизнь, это самое ценное, что есть у человека, — тихо сказал он, — и лично мне было бы очень нелегко с ней расстаться.

Студенты разочарованно загудели, но Антонов продолжил.

— Я люблю тосты по утрам, чай у телевизора по вечерам, запах родных университетских стен, еженедельные звонки маме… Мне будет очень сложно всего этого лишиться.

В аудитории воцарилась мертвая тишина.

— И главное, ради чего? Ради эфемерного блага общества? Нет! Конечно, нет!

Студенты взвыли и засвистели. Кто-то самый смелый даже швырнул в профессора огрызком от яблока, но Антонов молча смотрел на бушующий зал, не произнося ни слова. А потом резко воздел вверх руку, оборвав шум, и негромко сказал.

— Для блага общества — нет! Но для спасения тонущего на моих глазах человека, матери с ребенком, которых через секунду собьет машина, однополчанина, в чью грудь летит вражеская пуля… Для них — ДА! Тут не о чем и думать. Умереть за эфемерное государство? Нет, нет и еще раз нет! Отдать жизнь за своих сограждан, таких же простых людей как и я? Да, черт побери, конечно, да! И если каждый из нас будет готов не задумываясь совершить такой поступок, это и станет лучшим благом для общества!

Аудитория взорвалась дикими криками и аплодисментами. Антонов снова надел очки, прижал руки к груди и с теплотой посмотрел на студентов.

«Черт побери, а я ведь их искренне люблю», — подумал он, — «хоть они и конченые мудаки».

2.

Спустя полчаса профессор вышел из университета, завел машину и поехал домой, в пригород. Уже почти стемнело и Антонов издалека заметил моргающие аварийкой оранжевые фонари. Он сбросил скорость и при свете фар увидел фигуру высокой стройной девушки, отчаянно машущей рукой возле накренившейся на бок машины. Сергей Иванович резко затормозил и свернул на обочину.

— Слава богу, — прокричала запыхавшаяся девушка, подбегая к нему, — на железку какую-то напоролась, сразу два колеса пробила! А запаска только одна! Целый час голосую, но никто даже и не подумал остановиться! Вся надежда на Вас, мой спаситель!

Антонов улыбнулся и приоткрыл дверь, отметив, что девушка кроме высокого роста оказалась вдобавок обладательницей третьего размера груди и белозубой улыбки. Ну прям все, о чем он частенько мечтал в своей холостяцкой берлоге. Еще бы характер у новой знакомой оказался таким, на который он втайне рассчитывал… Но об этом профессор не смел даже и думать. Подобными подарками судьба не разбрасывается.

А девушка тем временем подошла к приоткрытой двери, чуть нагнулась к сидящему и повторила:

— Вы мой спаситель, Сергей Иванович!

— А откуда Вы знаете, как меня зовут? —удивился тот.

— От верблюда, — ответила она, — я ведь тут уже полчаса стою в темноте, жду, когда ты проедешь мимо.

Антонов удивленно уставился на девушку. А та очень быстро стерла с лица фальшивую улыбку, достала из открытой сумочки баллончик и чем-то прыснула из него в изумленную физиономию своей жертвы.

3.

Профессор очнулся от громкого монотонного гула и яркого света, слепящего даже сквозь сомкнутые веки. Он попробовал было открыть глаза, но тут же снова закрыл их. Антонов попытался встать, но понял, что его руки и ноги к чему-то привязаны.

— Я сейчас убавлю освещение, одну секундочку, — произнес где-то рядом очень приятный мужской голос.

Свет перестал слепить и Антонов смог, наконец, открыть глаза и оглядеться. Он лежал на кушетке, посреди небольшой, облицованной голубым пластиком комнаты, с полукруглым потолком, надежно привязанный к своему ложу кожаными ремнями.

— Что все это значит? — самым грозным голосом, на который он только был способен, спросил Сергей Иванович, пытаясь выдернуть руки и ноги из плена.

И тут в поле его зрения возник мужчина неопределенного возраста в сером плаще и такой-же шляпе.

— Здравствуйте, профессор! — улыбнулся он, — не пытайтесь освободиться, это бесполезно. Вы только сотрете себе кожу.

— Еще раз! Что все это значит? — выкрикнул Антонов, с трудом пытаясь не сорваться на визг.

— У меня великолепный слух, — улыбнулся мужчина, — пожалуйста, не надо так громко кричать.

Он расстегнул плащ, под которым оказался темный пиджак, белоснежная рубашка и строгий синий галстук.

— Где я? — спросил пленник.

— В самолете. Мы с Вами летим в одно интересное местечко, недалеко от Москвы.

— Какая к черту Москва? — невольно изумился Антонов, — я только что был в Новосибирске!

— Был да сплыл, — усмехнулся мужчина. — Кстати, а я сегодня слушал Вашу лекцию, Сергей Иванович, хоть и незаметно для Вас. Признаюсь, Вы умеете завести аудиторию. Но, честно говоря, я думаю, Вы немножко соврали своим студентам. Черта с два бы Вы пожертвовали собой для спасения утопающего. Вы и плавать то не умеете. А про однополчанина я вообще молчу. Я ведь знаю, сколько Вы заплатили за то, чтобы получить бронь.

— Кого это волнует? — возразил Антонов, слегка уязвленный такой неожиданной осведомленностью собеседника, и оставивший тщетные попытки освободиться, — мое дело вливать в уши студентам правильные установки. Но ради того быдла, которое мне приходится учить, я бы даже с грошом ломаным не расстался, не говоря уже о жизни.

— Полностью Вас поддерживаю, Сергей Иванович, — кивнул мужчина, — но позвольте спросить, а за что, в таком случае, Вы согласитесь умереть? За одного человека не хотите, это я уже понял. За аудиторию из сотни мудаков-студентов тоже. Вопросов нет. А за тысячу людей, или миллион? А десять миллионов?

— Моя жизнь столько не стоит, — отрезал Антонов, — поэтому развяжите меня и посадите самолет на землю. Причем, желательно не в Москве, а в Новосибирске. А я в свою очередь обещаю, что не стану заявлять на Вас в полицию за похищение!

— Ну почему же вы так дешево себя оцениваете? — оживился его собеседник, — Кстати, Вы не будете возражать, если я расскажу Вам одну сказку, пока мы еще не сели?

— А у меня есть выбор?

Мужчина улыбнулся, оценив шутку.

— Итак, — начал он, — в одной далекой и выдуманной стране правил король. Он был очень добрый, мудрый и искренне любил своих подданных. А в соседнем с ним государстве узурпировал власть какой-то отморозок. Тот ненавидел всех, за исключением своей собачки. Да и ее утопил, нанюхавшись кокса. И узнал наш король, что сосед хочет напасть на него, но побаивается. Ведь силы у стран были примерно равные, и решить исход войны могла любая случайность. И тогда король задумался — а может ему не ждать у моря погоды, а первым напасть на соседа? Собрал он кучу придворных магов и велел им дать ответ: кто победит в схватке — он или отморозок? Маги думали целую неделю, а потом вынесли свой мудрый вердикт. Они заявили, что вероятность победы составляет пятьдесят процентов, а вероятность поражения, как ни странно, ровно столько-же.

Антонов не выдержал и рассмеялся, несмотря на весь драматизм ситуации.

— Маги хреновы, — сказал он, — шарлатаны недоделанные.

Мужчина кивнул.

— Точно так же подумал и король. И тогда он развел большой костер, выстроил вокруг него всех магов и начал их сжигать по одному. Все равно от них нет никакого толка. А когда остался в живых только самый старый и опытный маг, последний в очереди, тот завизжал во весь голос, и признался, что может со стопроцентной точностью угадать исход войны. Тогда король велел не жечь пока старичка, и приказал ему озвучить свой прогноз. И добавил: если окажешься прав, я тебя озолочу. А если ошибешься, то распилю деревянной пилой на кусочки. Поэтому подумай хорошенько, может быть лучше в костер? Но старый маг от легкой смерти отказался, и они с королем отправились в глухую деревню, на самый край королевства. А там отыскали полуразвалившийся дом, в котором жил местный дурачок. Маг совершил некий обряд, а потом спросил у дурачка — кто победит в битве между королем и его соседом? И тот, пуская слюни, ответил, не раздумывая не секунды — конечно же наш родной и любимый монарх! Тогда король привязал мага к козлам для распиловки бревен, повесил рядом с ним для композиции деревянную пилу, перекрестился и напал на отморозка. И что Вы думаете, Сергей Иванович? Он без особых проблем захватил соседнее королевство! Ну а старый маг остался в живых! Да еще и разбогател в придачу.

— Простите, — очень вежливым голосом попросил Антонов, — Ваша сказка очень увлекательная, но нельзя ли посадить самолет, и отправить меня домой?

— Подождите минутку, Сергей Иванович, — махнул рукой мужчина, — я только закончу историю! Мудрый король очень скоро выяснил — его новый оракул совершенно точно предсказывает результат абсолютно любой битвы! И никогда не ошибается! Монарх как-то раз специально попробовал не послушаться дурачка, но очень быстро убедился, что так делать нельзя. Он ввязался в одну битву, против которой выступал его провидец, был наголову разгромлен, и чуть не лишился жизни и трона! И это навсегда отбило у короля охотку плевать против ветра…

— И какое отношение Ваша сказка имеет ко мне? — спросил Антонов, начиная догадываться, что услышанная им история каким-то образом скрывает в себе объяснение его теперешнего положения.

— Самое прямое, — усмехнулся его собеседник.

— Простите, а кто я в Вашей сказке? Маг или дурачок? А может быть король?

— Ни тот, ни другой, и не третий.

— А кто же тогда?

Вместо ответа мужчина снял шляпу, достал из кармана пачку, вытряхнул сигарету, закурил и глубоко затянулся.

— Эх, дорогой мой Сергей Иванович, — сказал он, — Вы ведь не понимаете, с каким трудом принимается на государственном уровне любое стратегическое решение. Надо учесть сотни разных факторов, оценить все, даже самые мельчайшие риски, проанализировать тысячи за и против. Ведь каждое неправильное решение обходится государству в миллиарды рублей и миллионы человеческих жизней. Вы хоть представляете себе, какая это огромная ответственность?

— Вот как стану президентом, тогда и представлю, — пожал плечами Антонов, которого вся эта патетика нисколько не впечатлила, — а сейчас, извините, это не мои проблемы.

— Ваши, Сергей Иванович, — улыбнулся мужчина, — в том то и дело, что Ваши. Ведь в моей сказке вы не маг, не дурачок и даже не король. А всего лишь несчастная девственница…

— Кто??? — спросил профессор, подумав, будто ослышался.

— А я Вам разве не сказал? Забыл, старею наверное. Перед тем, как дурачок оглашал правильное решение, нужно было совершить один не очень приятный обряд: принести в жертву девственницу из окрестных деревень. Поэтому старый маг и не решался поначалу говорить королю о своем оракуле. Но потом здраво рассудил, что лучше убить какую-нибудь постороннюю девку, чем самому сгореть на костре.

Антонов недоуменно уставился на собеседника, а тот продолжал, как ни в чем не бывало.

— Ну да бог с ней, со сказкой. Забудьте про нее. Послушайте лучше быль. Вернемся к нашему государству. Итак, президент должен принять ответственное решение. Но вот незадача: оценить последствия реализации этого решения никто не способен.  Матрица событий дает множество диаметрально противоположных вариантов, которые записывают на карточках специально обученные аналитики. На любой вкус — от самых прекрасных до самых ужасных. А вероятности всех этих событий весьма велики. И как в таких условиях прикажете принимать решение? Никто не знает. И вот, совершенно случайно мы обнаружили одного человека. Он умалишенный, но обладает невероятной и фантастической способностью! Мы приносим ему эти самые карточки с вариантами. А он раскладывает их перед собой и выбирает одну — ту самую, по которой и будут в реальности развиваться события!

— Да ну, бред какой-то! — заявил Антонов.

— Мы тоже сначала думали, что бред, — кивнул мужчина, затягиваясь, — один раз, второй, третий, но на сегодняшний день наш дурачок помог принять уже два десятка решений. И ни разу не ошибся. Представляете? Как он это делает, одному богу известно, но он угадал уже двадцать раз подряд! И сэкономил своей стране просто бешеное количество денежных и людских ресурсов. Обычный дурачок, сидящий в тюрьме, в одиночной камере, хоть и весьма комфортабельной.

— А почему в тюрьме? — спросил профессор, почувствовав вдруг, как по его спине течет холодный пот.

— Потому, что он маньяк. Таких людей нельзя держать на свободе.

Антонов выпучил глаза на собеседника, а тот невозмутимо продолжал.

— Должен признаться, я сейчас немного слукавил. Два раза из двадцати дурачок все же ошибся. Именно тогда, когда мы ради эксперимента переставали снабжать его игрушками.

— Чем снабжать? — промямлил Антонов.

— Игрушками. Мужчинами, средних лет, вашего типа и телосложения. Наш маньяк их очень любит. А когда его лишают игрушек, он мгновенно теряет все свои сверхспособности. Поэтому мы больше не рискуем экспериментировать. Подобные ошибки обходятся стране слишком дорого.

— Господи, — прошептал Сергей Иванович.

— Всего-то одна человеческая жизнь, — пожал плечами мужчина, — это ведь такая мелочь. Когда на другой чаше весов лежит несоизмеримо больше людей и денег. Вы сегодня сказали, что ради своих сограждан без раздумий пойдете на смерть. Я Вас поздравляю — очень скоро Вам представится возможность претворить свои слова в жизнь.

Антонов от ужаса потерял дар речи, а его собеседник продолжал.

— Ну а моя работа как раз и заключается в отборе подходящих по внешнему виду и телосложению кандидатов. Вы же сами понимаете — если забирать похожих друг на друга людей в одном и том же месте, это быстро вызовет ненужные подозрения. Вот и приходится колесить по всей стране. Зато между делом можно узнать много нового и интересного. Да что греха таить, даже ради одной Вашей лекции стоило сгонять в Новосибирск.

Громкий гул неожиданно стих, и находящийся в полуобморочном состоянии Антонов почувствовал, как пол вместе с кушеткой начал проваливаться куда-то вниз.

— Почти прилетели, — сказал мужчина, — снижаемся. Я Вас, наверное, утомил своими историями. Но я считаю, что Вы имеете полное право знать свою дальнейшую судьбу. Я и сам не приемлю обмана, и других стараюсь без нужды не обманывать.

— Ишь ты, какой честный нашелся, — скривился Антонов, — да Вы самый настоящий маньяк, такой-же, как и этот Ваш псих предсказатель!

 — Вовсе нет, — горячо возразил мужчина, — Вы глубоко заблуждаетесь на мой счет. Никакой я не маньяк, а обычный рядовой служащий. Такой же, как и Вы. Жена, дети, старенькая мама. Вот только вижу я их очень редко — из командировок практически не вылажу! Признаюсь Вам по секрету, я не люблю свою работу. Я ведь раньше даже и представить себе не мог, что стану когда-нибудь заниматься подобными вещами.

Он с силой вдавил недокуренную сигарету в пепельницу, помолчал немного и добавил:

— Но чего только не сделаешь для блага общества…

14.03.2024


Рецензии