Как сталин заводы строил 2

КАК СТАЛИН ЗАВОДЫ СТРОИЛ 2

Продолжение

Борис Ихлов

Чтобы строить качественные заводы, нужен приличный уровень обучения рабочих и инженеров. Как с этим обстояло в сталинском СССР?
Газета «Правда» 1936 года: по итогам работы комиссии установлен, что 14% рабочих и служащих МТС – не нужны.44
В 1927 году в СССР было 50 тыс. школ. А до революции - 60 тыс.
Указ правительства от февраля 1936 г.: «Полная ликвидация неграмотности в течение 1936-1937 гг. четыре миллионов рабочих, не умеющих читать и писать».

А сколько безграмотных среди служащих, в том числе госаппарата, сколько безграмотных крестьян?
«Правда» 26.12.1936: «В Горьковской области 5000 детей не посещает школу. Кроме них 5984 ученика бросили школу после 1-го класса, 2362 – после 2-го и 3012 – поле 3-го».

«Правда» 11.1.1937: «Государственные издательства Москвы и Ленинграда выпускают учебники. Которыми нельзя пользоваться. Педагогическое издательство напечатало карту Европы, на которой Ирландия омывается Аральским морем, а Шотландские острова перенесены на Каспий. Саратов с берегов Волги переместился на побережье Северного моря и т.п. 
«Правда» 17.9.1936: «На обложках школьных тетрадей печатается таблица умножения. Из нее мы узнаём. Что 8 х 3 = 18, 7 х 6 = 72, 8 х 6 = 78, 5 х 9 = 43 и т.д.»
Газета «Известия» 16.11.1938 года: «С первых дней нового учебного года из многих школ нам поступают сведения о поразительной неграмотности учеников. Особенно много их в новых школах, до 75%. Большое количество учащихся бросает школу…. Студенты педагогических вузов обнаруживают удручающую безграмотность.

Как же шло восстановление рабочей силы у тех, кто строил сталинские заводы?
«Известия» 3.6.1936: «В ряде районов Москвы 1 аптека на 65 тыс. жителей, в других – на 79 тыс.»
Что ж, так и строили.

В 1931 году «Правда» писала о Сталинградском тракторном заводе: «… очень неблагополучно у вас внутри цехов, нет порядка в работе, особенно в литейной мастерской. Где это видано, товарищи, чтобы вместо 3500 деталей по плану давали только 400? Где это видано, чтобы процент брака по отношению к годным деталям доходил до 250? Разве это большевистская работа, когда ваши литейщики по два раза деталь из формы в вагранку посылают. А ведь этакое положение находит место в вашей литейной. Непонятно все же нам, как могло случиться, что на таком прекрасном заводе, оборудованном по последнему слову техники, получилось такое отставание… Сорвалась программа в январе, вы дали вместо тысячи тракторов — 750. Сорвалась февральская программа, дали меньше, чем в январе. Сорвалась мартовская, дали опять меньше, чем в январе».
31 марта 1935 года начальник экономического управления Главного управления госбезопасности НКВД СССР Л. Г. Миронов сообщал Сталину: "Управление по Сталинградскому краю установило выпуск недоброкачественных тракторов Сталинградским тракторным заводом. Целый ряд ответственнейших деталей тракторов выпускается с производства на сборку с заведомым браком, не соответствуя техническим условиям и вопреки установленным правилам, при прямом попустительстве руководящего персонала завода, что приводит к быстрому выходу из строя тракторов во время работы в поле». Далее Мирон приводит конкретные факты

В начале 1930-х годов автомобильный завод АМО в Москве переоснащали с помощью иностранных специалистов, затратив на строительство и закупки станков и оборудования в Соединенных Штатах и Германии около 80 млн р. Один из американцев, помогавших перестраивать завод, названный после реконструкции ЗИС (завод имени Сталина), писал: "За два года вы построили оборудованный по последнему слову техники завод, который смело может стать в ряд с крупнейшими автомобильными заводами Америки".
Но качество продукции ЗИСа, если не считать правительственные лимузины, осталось крайне низким. Шофер с Украины Петров писал на завод в 1940 году: "В мае к нам пришел автобус "ЗИС-16". После того как я начал на нем работать, стали обнаруживаться досадные дефекты. Еще по дороге из Киева отскочила контргайка болта толкателя, упав в картер. Автобус прибыл в автобазу: снаружи и изнутри отстал дерматин. Машина прошла 1500 километров: рассыпалась клапанная пружина. После второй тысячи километров вышла из строя вторая всасывающая клапанная пружина, дерматин свисал с автобуса лохмотьями. Пройдено 2500 километров: вышли из строя часы, лопнули тяги от радиатора под капотом, стал пробивать провод от бобины к трамблеру. 3000 километров: лопнула стяжка, регулирующая педаль сцепления. Пройдено 4000 километров: на барабане обрезаны шпильки, посыпались два подшипника рулевого управления, вытеребились обоймы, начал "врать" указатель бензина". В том же году на ЗИСе провели проверку качества работы, и оказалось, что одни и те же жалобы на дефекты двигателей поступают уже несколько лет, но абсолютно ничего не делается. А бракованную продукцию выпускают буквально все цеха завода, начиная с литейного, где браковалась практически каждая пятая изготовленная деталь.
Похожая картина наблюдалась на подавляющем большинстве советских производств. В том же 1940 г. газеты, к примеру, писали об Ивановской ситцевой фабрике имени Федора Зиновьева, где основной брак происходил по вине раклистов — рабочих, управлявших печатными машинами, которые наносили рисунок на ткань: "В печатном цехе в отдельные дни брак достигает 40-50 процентов. Руководители цехов пытаются объяснить большой брак объективными причинами: плохая вода, плохая краска и т. д. Но дело не только в этом, а главным образом в плохой работе людей. В самом деле, вот печатная машина №12. Раклист Сорокин, работающий, на ней, допустил брак в 78 кусках ткани, а его сменщик Суров — в 130. Некоторые раклисты ухитряются ежемесячно портить по 150 кусков ткани (в каждом куске около 40 м)".

«Правда» от 12.11.1936: «Во втором квартале из общего количества автомобильных запчастей, выпущенных Ярославским заводом, 4000 шт. оказались бракованными, в третьем квартале 0 27 200 шт.
«Правда» от 14.12.1936 о выпуске стали: «В течение февраля – марта было изъято 4,6% бракованного металла, в сентябре – октябре – 16,2%».
 С апреля по август 1936 года Ижевский завод выпустил брак на 416 тыс. р., за ноябрь потери составили 176 тыс. р.
Правда от 8.8.1936: «Несчастные случаи на автомобильном транспорте обусловлены как переутомлением шоферов, так и плохим техническим состоянием автомобилей. Из 9992 автомобилей, проверенных в 1936 году, 1956 признаны неисправными. В одном из гаражей 23 машины из 24 признаны негодными для эксплуатации, в другом – 44 из 52».
«Правда» за 18.11.1936: «Из 50 млн граммофонных пластинок, предусмотренных программой 1935 года, Ногинский завод должен был выпустить 4 млн. Выпустил только 1 992 000, из них бракованных 309 800. В первом квартале 1936 года объем выпускаемой продукции составил 49,8% от предусмотренного планом на квартал, во втором квартале – 32,8%, в третьем – 26%.
За 1-й квартал 1936 года – 156 200 штук брака, за 2-й – 259 400, за 3-й – 614 000, за один октябрь – 607 600 шт.
«Известия» 4.11.1936: «Из 2 млн школьных тетрадей, выпушенных заводом «Герой труда», 90% бракованных, их нельзя использовать.
«Правда» 12.12.1936: «В Ростове были вынуждены выбросить 8 млн тетрадей».
«Правда» 23.9.1936: «из 150 стульев, проданных артелью мебельщиков, 46 ломаются при первой попытке на них сесть. Из 2345 поставленных в торговлю стульев 1300 нельзя использовать».
«Правда», 15.11.1936: профессор Бурденко особенно жалуется на низкое качество инструментов для тонких операций. Сшивные иглы, например, во время операций гнутся и ломаются».

Конечно, власти пытались бороться с браком путем осуждения на срок от 3 до 8 лет, напр., в 1940-м – дело оборонного Коломенского «патефонного» завода, дел завода «Автоприбор», дело завода «Карбоит», дел завода бетонных плит, дело завода N 55 Наркомата боеприпасов, ело Липецкого Мотороремонтного завода «Союзремтреста», дело завода «Красная Этна» Наркомата Среднего Машиностроения (г. Горький), дело шахты «Северная» Наркомчермета (Днепропетровская область) и т.д. Однако ничего не помогало, брак процветал и во всем ВПК.

Поражение СССР в первые годы войны с Германией объясняется не только стратегическими просчётами командования, но и качеством военной продукции. На примере проверок, проведённых НКВД в Наркомате боеприпасов в 1940-м, видно, что заводы гнали брак. Кроме того, специалисты были выбиты репрессиями в 1936-1938 гг. на 70-90%, из заменили не умеющими думать карьеристами и самоучками.
Состояние дел в Наркомате боеприпасов можно увидеть на примере проверки, осуществлённой Наркоматом Госконтроля и НКВД (отчёт от 5 ноября 1940 года, №3534, АП РФ Ф.3 Оп. 58. Д.343а, Л-155-164).
«Установлено, что промышленность боеприпасов находятся в тяжёлом положении. За 9 месяцев НКБ выполнил годовой план по товарной продукции всего на 61,3%. Остатки незавершённого производства составили 1 млрд. 20 млн. р. против 668 млн. по плану.
Работа НКБ ухудшается из квартала в квартал. План I квартала выполнен на 87,9%, II квартала на 85,1%, III квартала на 85,1%. За 9 месяцев наркомат недодал Красной Армии и флоту 4,2 млн. комплектов выстрелов сухопутной артиллерии, 3 млн. мин, 2 млн. авиабомб и 205 тыс. комплектов выстрелов морской артиллерии.
НКБ должен был выпустить в 1940 году вместо латунных артиллерийских гильз 5,7 млн. железных. Не отработав технологического процесса, НКБ изготовил за 9 месяцев 1 млн. 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс. пошли в брак (86,2% брака – БТ). За то же время пошло в брак большое количество взрывателей новых конструкций ГВМЗ и МГ-8. Взрывателей МП и Д-1 при плане 3 млн. не сдано ни одной штуки.
В целом убытки от брака за 9 месяцев составили 167 млн. р.
План по сдаче выстрелов по крупным калибрам сорван: ни сдано ни одного выстрела для 152-мм пушки БР-2, 210-мм БР-17 и 280-мм мортиры БР-5. План снаряжения 76-мм дистанционных гранат сорван, и на заводах скопилось 720,8 тыс. неснаряжённых корпусов гранат. За 9 месяцев брак по капсюлям «Шкасс» составил 159 млн. штук. Убытки составили 49,7 млн р. Процесс производства пороха марки А-19 и П-45 не отработан. На использование бракованной продукции только по 4 заводам было за 9 месяцев 1940 г. израсходовано 745 тыс. декалитров спирта (7,45 млн).
Нормы безопасности не соблюдаются. На заводе №9 имел место взрыв 175 т пороха, погибло 15 человек и тяжело ранено 18 человек».

Постановление СНК «Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии», выпущенный за 2 месяца начала войны, 9.4.1941: «ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что катастрофы и аварии в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но всё более увеличиваются из-за расхлябанности лётного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил лётной службы. Из-за расхлябанности ежедневно в среднем гибнет у нас при авариях и катастрофах 2-3 самолёта, т.е. 600-900 самолётов в год. К примеру, при перелёте 27.3.1941 12 самолётов ДБ-3Ф с аэродрома завода №18 в Воронеже в 53 авиаполк (Кречевицы), когда начальник отделения оперативных перелётов Штаба ВВС полковник Миронов, несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелёт. В результате этого распоряжения произошло 2 катастрофы и одна вынужденная посадка, при которых погибло 6 человек и 3 человека получили ранения. Из-за похожих причин произошла катастрофа 23.1.1941 при перелёте авиационного полка из Новосибирска в Ташкент: 3 самолёта разбились, 2 самолёта потерпели аварию, погибло 12 человек и 4 человека ранено». До чего дошёл развал нравов в ВВС, показывает небывалый для нашей авиации случай, когда в 29 авиадивизии пропал самолёт под управлением командира звена младшего лейтенанта т. Кошляк М.В., а командование не приняло мер к розыску пропавшего лётчика. Через 20 дней Кошляк был случайно обнаружен в кабине самолёта замёрзшим. Из оставленных писем видно, что лётчик после посадки был здоров, жил 8-9 дней, последнее письмо было написано им на 8-е сутки после посадки. В письме написано, что он пытался найти населённый пункт, но из-за глубокого снега был вынужден вернуться к самолёту».

Плохие технико-тактические характеристики Т-34 заставили советское руководство в начале войны обратиться к США. В декабре 1941 г. танки Т-34 и КВ-1 были переданы американцам для всестороннего анализа и разработки рекомендаций и технологий устранения в них брака. Из американского отчета: «Советские танки показали на испытаниях крайне низкую надёжность ходовой части и двигателя. Т-34 вышел из строя и не подлежал ремонту после 343 км пробега.
Вследствие чрезвычайно плохого воздухоочистителя на дизеле в мотор набилось очень много грязи. В результате поршни и цилиндры разрушились до такой степени, что их невозможно отремонтировать. Танк с испытаний снят и намечено прострелять его пушкой КВ и своей «3» – с танка М-10, после чего он будет направлен в Абердин (Великобритания), где его разберут и оставят как экспонат.
Химический анализ брони показал, что на обоих танках броневые пластины имеют неглубокую закалку, а остальная часть брони представляет собой мягкую сталь. В связи с этим мы считаем, что изменив технологию закалки, можно уменьшить толщину её, оставив ту же стойкость на пробивание. Это позволит облегчить вес Т-34 на 8-10%.
Качество сварки оказалось никуда не годным. У Т-34 повышенная водопроницаемость как нижней части при преодолении водных преград, так и верхней во время дождя. В щели натекает много воды, что ведёт к выходу из строя электрооборудования и боеприпасов.
Пушка Ф-34 имеет начальную скорость 385 м/c по сравнению с 75-мм М-3 «Шермана» (560 м/с).
Очень неудачная конструкция башни. Основной недостаток – очень тесная. Мы не можем понять, каким образом танкисты могут поместиться в ней зимой, когда носят полушубки. Очень плохой электромеханизм поворота башни. Мотор слаб, перегружен и сильно искрит, в результате выгорают сопротивления и регулировки скоростей поворота, крошатся зубья шестерёнок.
Проверка гусениц. Идея стального трака очень понравилась. Но мы считаем, что пока не будут получены отзывы о сравнительных результатах применения стальных и резиновых гусениц на американских танках в Тунисе, нет оснований отказываться от нашей идеи – резиновых.
Пальцы на гусеницах Т-34 оказались плохо калены и сделаны из плохой стали, в результате чего быстро срабатываются и гусеница часто рвётся. Мы считаем, что следует утяжелить гусеницы.
Подвеска Т-34 заимствована у американского танка «Кристи». На нашем танке она, из-за плохой стали на пружинах, очень быстро проседает и оттого уменьшается клиренс.
Проверили воздухоочиститель. Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла.
Низкое качество стартёров – маломощные и ненадёжной конструкции.
Трансмиссия. Техник, работавший с ней, был поражён, что она очень похожа на те, с которым она работал 12-15 лет назад. Была запрошена фирма, которая прислала чертежи своей трансмиссии А-23. К удивлению, чертежи трансмиссии оказались точной копией присланных. Поразило нас не то, что она была скопирована с наших конструкций, а то, что мы отказались от неё 15 лет назад как устаревшей.
Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего её в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям (трудно работать).
Во время эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья на шестернях. Их химический анализ показал, что термическая обработка очень плохая и не отвечает никаким американским стандартам.
Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего её в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям (трудно работать). Во время эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья на шестернях. Их химический анализ показал, что термическая обработка очень плохая и не отвечает никаким американским стандартам.
Машины оказались очень тихоходными. И Т-34, и КВ-1 хуже преодолевали склоны, чем любой американский танк. Плохая работа коробки передач. Её можно переключать только 2 людям. Мы отправим русским конструкторам нашу коробку передач, на замену штатным на Т-34».

Американцы отправили в СССР множество собственных технологий для Т-34, которые заменили прежние, советские. В результате Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, собранных по всему миру: ходовая часть от американского танка «Кристи», мотор от немецких самолётов, многие агрегаты от австрийцев и итальянцев, и т.д. Более того, практически все эти узлы и агрегаты были от прототипов, конца 20-х – начала 30-х, как например двигатель BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х. Пробег – 1000 км, у немецких лёгкие танки PZ.II проходили в среднем 11.500, а средние Pz.IV – 11.000 км (Зефиров, Дегтев. «Всё для фронта. Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР. «Смерш». 1939 – март 1946». 2006.)

Характерно, что в период Большого террора и после него вся статистика из газеты «Правда» улетучилось.
«Правда» 1937 года посвящена чему угодно, но не «самокритике», эта кампания свернута. В одном номере – крохотная заметка «Работа комбайнов не организована», в другом – опять же крохотный материал «В Главчае не благополучно», в третьем - один столбец «Плохо учатся коммунисты в Тамбове», в других номерах - вообще никакой критики.
Все номера посвящены исключительно восхвалению партии, трудовым подвигам, речам тов. Сталина («Вся страна слушала Сталина» и т.п.), загниванию капитализма, «голосуйте за блок коммунистов и беспартийных», «революционная бдительность», «газифицировать», «создать», «расширить», «углубить», «Причесать существующие заводы», «Начнем работать по-новому», «Письмо сталеваров и обращение тов. Орджоникидзе находит широкий отклик в стране» и т.п. Изредка мелькают статейки, посвященные культуре. Всё.
«Правда» 1938 года публиковала лишь панегирики Сталину такого рода:
По-иному светит солнце на земле,
Знать, оно у Сталина побыло в Кремле.
 
Построенные при Сталине заводы не могли выйти на проектные мощности, купленное на золотые рубли уникальное оборудование быстро переломали. Строительство Нижнетагильского металлургического завода началось в 1931-м и продолжалось 6 лет. За это время 4 раза меняли проектные задания, надо было каждый раз менять всю документацию, в итоге чертежей и проектов было аннулировано на 12 млн р., оборудования на лом списали на 0,9 млр р. Сотни тонн брака производил Уралмаш. На медеэлектролитном заводе в Верхней Пышме брак достигал 60% всей продукции. На Верх-Исетском заводе катали сталь при пониженной температуре, что ускоряло процесс и плодило число ударников и передовиков. В Надеждинске (г. Серов) сгорел только что отстроенный цех по производству шамотного кирпича. Строительство заводов: химического машиностроения, Нижнетагильского металлургического, Ревдинского медеплавильного, алюминиевого в Каменске-Уральском было заморожено из-за безграмотного руководства, распыления средств и бесхозяйственности.

Постоянные простои сборочной линии приводили к тому, что сдельная зарплата на конвейере падала в 2 раза. Работать на сборочной линии стало невыгодно и туда шли худшие, что еще больше усугубляло проблему качества. В 1938-м с ГАЗа уволилось 17581 рабочий, а было нанято 20247. В итоге в 1938-39 годах начались бессмысленные расстрелы руководства завода. Назначили новых директоров, но ситуацию это не изменило.

Мощности Кузнецкого металлургического (КМК) были запланированы в 1,74 млн. т чугуна, 2,15 млн. т стали и 1,7 млн. т проката в год. Магнитогорского меткомбината – 2,15 млн. т чугуна, 1,92 млн. т стали и 1,64 млн. т проката. На эти показатели комбинаты вышли только в конце 30-х, кроме того, по ним сильно ударили сталинские репрессии в промышленности, когда сотни инженеров, технологов и рабочих были либо уничтожены, либо отправлены в ГУЛАГ (на КМК пострадало более 430 человек). В 1940-м по официальной статистике выплавка стали в СССР составила 18 млн т, и КМК с Магниткой, ДВА предприятия, дали 4 млн т - т.е. почти четверть всей стали в стране.

В 1919-м с конвейеров американских заводов сошло более 7500 автомобилей, в 1932 году – более 24 000. В 1919 г. общее число легковых автомобилей составило 6,6 млн, грузовиков — 0,9 млн., в 1929-м общее число машин – 26,5 млн.
В 1938 году СССР выпустил 200 тыс. автомобилей. Но уже в 1940-м производство упало до 145 тыс. автомобилей.
В 1937 году ГАЗ произвел 135 000 автомобилей, в среднем по 3 автомобиля на одного работников. Это был большой рывок, в сравнении с 0.33 автомобиля на человека в 1932 году. Но Ford в депрессивный 1933 год имел производительность 8,7 автомобилей на сотрудника.

Март 2024


Рецензии