Эргырон-рассвет. История ансамбля-1

В 1968 создан первый профессиональный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» (в переводе с чукотского — рассвет). По данным Чукотского окружного государственного архива, в 1968 года 14 августа издано решение Исполнительного комитета Чукотского окружного Совета депутатов трудящихся «Об организации профессионального чукотского-эскимосского ансамбля песни и танца» — во исполнении Постановления Совета Министров СССР № 394 от 21 апреля 1967 года «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера».
Итак, Окружной исполнительный комитет решил: «Организовать с 1 сентября 1968 на базе окружного Дома культуры профессиональный чукотско-эскимосский ансамбль песни и танца».
Рассказ первого художественного руководителя и главного балетмейстера чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» Михаила Шаповалова, лауреат VIII Всемирного фестиваля молодежи:
«С Чукоткой я знаком давно – благодаря книгам Тан-Богораза, Ю. Рытхэу, благодаря встречам с молодыми людьми сурового и загадочного края. Посланцев Чукотки мне пришлось видеть и на Всероссийском смотре в г. Москве. Летом 1968 года сам получил предложение Министерства культуры РСФСР поехать в Анадырь для создания нового профессионального чукотско-эскимосского ансамбля…
Я горжусь тем, что являюсь одним из участников этого славного трудового подвига молодежи. Артистам ансамбля от 17 до 20 лет. Раньше они учились в школах, работали в хозяйствах и различных учреждениях, теперь они артисты – первые профессиональные артисты чукчи и эскимосы. Вот они: Екатерина Рультынеут, Надежда Тагрыт и Виктор Геманкау из Хатырки, Яков Тагъек и Михаил Етнеун из Лаврентия, Ирина и Жорж Хульхугъе из Нунямо, Юлия Тевлянто и Нина Еленны из Алькатваама, Спартак Теплилек из Уэлена, Татьяна Тынерультыне с мыса Биллингса, Людмила Келенны из Усть-Чауна, Александра Тывлялькот, Василий Тынетыркиет и Николай Выквылькот из Ванкарема, Анатолий Мани из Уэькаля, Константин Гемавье из Илирнея.
Вся Чукотка представлена в ансамбле. Этот коллектив дополняют русские музыканты: Александр Егоров, Юрий Сулима, Владимир Демин и Александр Тарасов, а также нанайка Лидия Ажар из города Комсомольска-на-Амуре… Но есть и старшее поколение, которое учило эту молодежь, напевало мелодии, показывало движения и целые танцы, из которых потом создавались песни, музыка для танцев и сами танцы. Это – заслуженный работник культуры Нутетеин из Уэлена (наш дедушка), Лейте-Таю из Уэлькаля (наша бабушка), Евгения Тинескина из Билибино (наша сестра). Много на первых порах помог коллективу в подборе музыкального материала методист окружного Дома народного творчества Евгений Григорьевич Шебетов…
Объективно оценивая всю совокупность создания духовных и материальных ценностей в коллективе, необходимо отметить заслуги главного дирижера ансамбля, члена Союза композиторов СССР Н.Н. Менцера, художника А.Д. Зайцевой из Москвы, режиссера В.Н. Плахова, хормейстера Л.Н. Ажар, педагога по вокалу С.И. Сквирского и концертмейстера А.И. Мильман». ( «Советская Чукотка» 1969.- 7 авг. С.3 «Как создавался ансамбль»)
Первые руководители ансамбля: директор – Яков Сергеевич Тагъек; художественный руководитель и главный балетмейстер – лауреат 8-го Международного фестиваля молодежи Михаил Федорович Шаповалов; музыкальный руководитель, главный дирижер оркестра, член Союза композиторов СССР – Николай Николаевич Менцер; хормейстер Л.Н. Ажар; концертмейстер – А.И. Мильман; главный консультант – заслуженный работник культуры РСФСР Нутетеин.
Подбор артистов продолжался в течении четырех месяцев, и с 1 ноября первые 14 «эргыронцев» приступили к репетициям. Уже 14 апреля 1969 года коллектив успешно сдал художественному совету округа свою первую программу в двух отделениях.
Сценические костюмы для первой программы шили по эскизам лауреата Всероссийской выставки сценического народного театра, московской художницы А.Д. Зайцевой. После одобрения художественным советом эскизов предстояло сшить около 140 различных костюмов, которые в последствии прослужили много лет.
Немало замечательных костюмеров трудилось в «Эргыроне» за 50 лет его творческого пути – Людмила Рожкова, Валентина Менцер, Вера Гаврилова, Людмила Лысова, которые вместе с певцами и танцорами служили прекрасному искусству, пропаганде культуры и традиций аборигенов Чукотки.
Гастрольная жизнь началась уже в августе 1969 года с концерта перед горняками прииска «Отрожный».
От программы к программе росло и совершенствовалось мастерство, определялось творческое лицо ансамбля. Большинство номеров составляют своеобразные картинки из традиционных занятий чукчей и эскимосов: рыбаков, оленеводов, охотников, швей.
Первый год активной концертной деятельности ансамбля принес хороший результата (60 концертов, на которых присутствовало более 16 тысяч зрителей).
В 1970 году Дальневосточная студия кинохроники г. Хабаровск снимает об «Эргыроне» специальный выпуск документального киножурнала «Дальний Восток».
В результате долгой творческой и плодотворной работы ансамбль в 1974 году становится Государственным. В период с 1974 по 1980 гг «Эргырон» много путешествует по всему СССР: Кавказ, Крым, Чехословакия, Москва, Санкт-Петербург, Магадан.
В 1976 году в ансамбль принят Николай Татато, дипломированный танцовщик и режиссер, выпускник Кемеровского института культуры. Примерно через год Николая Николаевича назначают педагогам-репетитором. В 1988 году ему Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание заслуженный артист РСФСР.
В 1977 г состоялись первые зарубежные гастроли – в Венгрию и Польшу.
В 1981 году в ансамбль на должность педагога-репетитора приняли Георгия Анатольевича Ковтуна, лауреата Всесоюзного конкурса балетмейстеров. Позже он был назначен главным балетмейстером и художественным руководителем «Эргырона».
В марте 1982-го года в Москве состоялась презентация новой программы «Северная песня» в постановке Георгия Ковтуна, а в декабре ее увидели и жители Чукотки. Некоторые зрители, по их же признаниям, испытали шок – концерт шел в быстром темпе, знакомые большинству из фольклорных произведений движения были непривычно стремительными, в основу многих танцев легли чисто бытовые сценки, реальные жизненные сюжеты. Со сцены в зал потоками шла такая энергия, что зрители поняли: этот ковтунский стиль нужно либо абсолютно отвергать, либо принять новую программу целиком, без каких-либо условий, согласившись с новыми хореографическими формами. В программе были представлены: эвенский хороводный танец «Хэдже» и «Семейные разговоры» (постановка Г. Ковтуна на основе танца, созданного в энмеленском ансамбле «Ракушка»), «Праздничные игры», «Эскимосская сюита», а также первые танцы Е. Рультынеут – «Брачные игры», «Говоруньи», «Море».
Семь плодотворных лет возглавлял Георгий Ковтун «Эргырон», успел поставить первый подлинно национальный балет «Легенда о вороне» — главные партии в нем исполняли Наталья Ленхоева и Николай Татато.
Произведения, задуманные и созданные Георгием Анатольевичем Ковтуном, стали классикой национальных профессиональных ансамблей России.
Одним из единомышленников Ковтуна являлся Вячеслав Брусник, выпускник Ленинградской консерватории, назначенный музыкальным руководителем «Эргырона», который внес значительный вклад в искусство исполнительства вокальной группы ансамбля.
Весной 1981 года ансамбль в составе 30 человек выезжает в г. Ленинград (Санкт-Петербург) на один год в творческие мастерские Ленконцерта (творческие мастерские эстрадного искусства Министерства культуры РСФСР) для повышения квалификации артистического персонала и подготовки новой концертной программы.
В 1982 году с 16 октября по 1 ноября в Сочи выехали вокальная и оркестровая группы, им предстояло участвовать в конкурсе советской песни «Сочи-82»
В 1985 году произошли знаменательные события: ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола, гастроли в Одессу – фестивали «Дунайская весна», «Белая акация», гастроли по городам центра России, участие в традиционном празднике «Русская зима». А 21 июня ансамбль вылетел в Москву для участия в 12-м Всемирном фестивале молодежи и студентов.
В мае 1986 года в Москве проходил II Всесоюзный смотр профессиональных ансамблей песни и танца, где «Эргырон» был награжден дипломом III степени и вручал его сам Игорь Моисеев — председатель жюри. (И. Моисеев — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры. Организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца).
В 1987 году ансамбль отправляется на гастроли в Индию. В 1988 году Тевлялькоту Александру Егоровичу Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».


Рецензии