Бэтман как олицетворение Америки
Подумалось тут после просмотра фильмов #DC. Об Америке лучше всего судить по образу Бэтмана.
В 90-х это был готический комикс-образ Бертона и Шумахера. Фантастические технологии, художественное решение и красивые актеры - Китон, Клуни, Килмер. Образ по сути всей Америки тех лет - хотим красиво, хотим сказочно, хотим стильно. Снято красочно, злодеи - лучшие актеры Голливуда, сценарии скорее литература, чем пьеса, но так еще лучше. Картинка яркая, сочная, костюмы азартные, актеры химичат в кадре так, что готов продать душу, музыка заслуживает отдельного концерта с симфоническим оркестром, лейтмотивы вспоминаются по щелчку пальцев.
Но тут случилось 9/11.
И пришел в 00-10 х годах Кристиан Бейл и его плоский, как монета, Бэтман, которого делали злодеи (читай, враги США). Тупо технологии, нагнетание того, чего нет, никакой красоты и одухотворенности. Музыка не запоминается. Если б не Нисон, Фримэн, Кейн и Леджер, вообще можно было не смотреть. Бейл с каменной мордочкой рубит направо и налево, потому что режиссер так велел.
Женщины однотипные, на одно лицо и в одном фильтре инсты. Цвета мрачные, локации скучные, кончается все плохо. Химии между актерами нет, искры нет. Старая актерская гвардия старается, но даже Майкл Кейн не способен оживить дохлую рыбу, то есть мышь.
Но Нолан, миллиарды сборов и нормально.
10-е года. Зак Снайдер и перезапуск. Ну, наконец-то! Единственный достойный и логически обоснованный урезанный перезапуск. Без размазывания сценария на предысторию и становление героя: вот вам Бэтман, вот Супермэн (кстати, великолепный перезапуск), вот оправданно депрессивный мир, художественное решение наконец-то совпадает с нравственными установками и ситуацией. Бэтман - Бен Аффлек, уже не сладкий юноша, но муж, с усталым небритым лицом и умными глазами, тут рядом Альфред (Джереми Айронс), достойный соперничества с Джоном Гилгудом по харизме и мастерству.
И все живое, химия между Чудо-женщиной, Суперменом, Флэшэм, Лоис, злодеями и другими. Музыка яркая, фанаты настолько озверели от несправедливости, что добились от студии "Версии Зака Снайдера", плюс им в ответ ввели Клуни и Китона, логически завершив петлю времени. Можно и снимать дальше, и развивать мир, и развивать героев. Надежда.
И вот настали 20-е года. Слюнявый Роберт Патиссон, который в кадре не то что играть, стоять неспособен, асексуален (он мальчик или девочка, я до сих пор не разберу). А снято на Гелиосы, наши совесткие объективы, о чем они сами писали и кричали. Они не в курсе, что на них и фотографии получаются плохо? Злодеи - прости, Госполи, кто это?
Бэтман в кадре разве что не плачет, а вот клиника по нему точно плачет. Он даже стоять не может в костюме, не то что драться. Погони в дождь снимают так, что мы теперь знаем, что такое дождь. Но не погоня.
И все это так отражает настроение самих Штатов, что диву даешься. Если 90-е были началом разгула внешней и внутренней политики всех способных на нее стран, обещанием изменений во всем мире, плюс Моника Левински, Стив Джобс, Гейтс и Макдональдс в Москве. Бэтманы были молоды, сексуальны, а злодеи еще сексуальнее, все горело и пыхало, все стояло и вставало, а женщины еще были женщинами, с естественными грудями, попами без орехов и талантом.
Нулевые года - это гот и эмо в одном флаконе. 9/11 прошел, страх остался, выводы - растим мощь, убираем демократию, пугаем, но ничего не делаем. Бэтман - как олицетворение этого испуганного взрослого, который не взрослый. Всех в цифровую базу данных, всех пересчитать, какой секс, какие женщины - у нас террористическая угроза каждый день и будет только хуже. Шизоиды в строй. Оттого и фильмы такие, и Бэтман картонный, и деньги уже не деньги. Сборы никому счастья не приносят, потому что деньги в таких количествах не воспринимаются человеком, они - цифровые нули и единицы, в таких количествах деньги перестают существовать, они лишаются физического восприятия. Все эти суммы потом компания слила в такие бездарные проекты с "повесткой", что полностью похерила их и погребла свою репутацию. В результате и компании не осталось, ее поглотил AT&T, типа нашего МГТС.
И тут Зак Снайдер, последний романтик с Желтой Кирпичной Дороги, создает последний шанс спасти это полицейско-маразматическое настоящее. Он приводит за ручку нового Супермена с человеческим лицом, душу Америки. И зовет фонариком нормального канонического Бэтмана - чуваки, ну, давайте хоть как-нибудь? Это же невозможно больше, это бред, куда мы катимся? И говорит в своей Вселенной ДС очень правильные, очень немодные слова, и говорит зрителю - эй, американцы, вы чего? Вы забыли что ли, что янки - это улыбка и дерзость, жилка и ухмылка, молодость и радость? Мы круче всех, мы Поль Баньян и директор Плейбоя, мы Оскар и Анджелина Джоли, мы просто клевые!
И женщины рядом с Бэтманом 10-х возвращаются к образу нормальной женщины - с грудью, попой, мозгами и обаянием, которое сильнее красоты. И злодеи здесь страшны, и мир здесь - клубок, и жизнь здесь - прекрасна, несмотря ни на что.
И с молодежью Зак Снайдер говорит искренне - в "Лиге справедливости. Режиссерской версии" есть в эпилоге волшебная речь ученого, отца Виктора. Ее студия вышвырнула, а фанаты словно поняли, что там говорится самое главное и потребовали, и вытребовали, чтобы режиссерская версия состоялась. Чтобы эта речь прозвучала. И она звучит, эта речь, что может спасти не только Америку, но любую страну мира. Зак Снайдер говорил всему миру. И это - несмотря на то, что жизнь с ним к тому моменту сделала. Он говорит это всем нам, несмотря на огромное свое горе - эта речь в его фильме - подвиг человека. Настоящий подвиг человека. Почитайте о том что произошло в период постпродакшена, и вы поймете, особенно послушав ту речь. И это FOR AUTUMN в конце...
И уходит Бэтман в многоточие. Сильный Бэтман 10-х годов, честный с собой, взрослый мужчина, не мальчик, не гот, а нормальный человек-герой.
И вот с большого передоза сиропом от кашля создают Бэтмана- Патиссона...в разгар заканчивающегося ковида и начинающейся мировой напряженности.
Это антиваксер и представитель непонятного меньшинства, а не Бэтман. Глядя на него, я жалею Харви Ванштейна. Он хоть разбирался в том, кого сделать звездой, а кого продать в гарем. Плюс он еще расист, фашист и фетишист, одно другому тут не мешает. Молчу про то, что женщины у него быть не может, он импотент по природе.
То есть национальный герой, народный образ сводится к интернет-картинке без подписи. Это как мем, живет для узкого круга, популяризуется психически неполноценными членами общества, требующими, чтобы перед гробом бандита преклонил колени заслуженный офицер полиции. И знаете, что самое главное - офицера заставили встать на колени! Так и с Бэтманом Патиссоном.
Он - олицетворение Америки, как каждый из Бэтманов нашего времени. Это - самоуничтожающаяся система, ошибка программы, генетический критический сбой. В голове страны.
В нем настолько неправильно все, что он не может существовать. Помните фразу - так умирает демократия?
Это и есть смерть жизнеспособной системы, это не депрессия, это самоубийство.
И если задуматься, то Америка - это действительно Бэтман. Ее символ и ее проявление. Что же у вас там такое творится, если вы докатились до Патиссона? Почему вы так настойчиво не хотели слышать Зака Снайдера, который знал, как спасти Америку?
А про Marvel? Это не про Америку. Это про весь мир. Про Россию (Наташа Романов и ее душа, ее подвиг и ее жизнестойкость), про Восток (милая Мисс Марвел), про Европу (Баки Барнс), про Африку (Черная пантера). Про весь мир рассказывает Марвел, не преклоняясь перед гробом черного преступника и не устраивая апокалипсис из-за старого маразматика в Белом Доме. Марвел говорит об идеалах, которые Америка вынесла из Старого Света и развивает философию всего мира, а не отдельно взятого звездно-полосатого флага. Марвел пытается спасти наш мир, спасая отдельных людей, а не город, организацию или систему.
Если уж совсем круто, то #Marvel, господа, это Интернационал в его лучшем сбывшемся варианте. Когда мир - одна огромная комунна, но без культа личности, Гулага и мумии в сердце города. Это идея, дающая импульс нашему миру, удерживающая нас от конца света и самоубийства. Она меняется вместе с нами, она растет и развивается, поглощая негатив и формируя позитивные изменения. Марвел не калечит личность, он помогает развиваться любой личности.
Дело не в том, чтобы не смотреть DC. Дело в том, чтобы при всем многообразии выбора понимать, что скрывается за глобальными мировыми переменами в таких, казалось бы, незначительных элементах культуры, как образ Бэтмана или Железного человека. Читать символы времени. Понимать тонкие механизмы, когда пророческие "Мстители" и щелчок Таноса были прямым указанием о том, что нас ждет и как нам быть. Эту пятилетку Щелчка Таноса мы еще проживаем, спасение еще далеко. Но мы знаем, что делать, нам рассказали.
Огромная сила искусства в том, что оно говорит о нас - о каждом и с каждым, но именно то, что мы должны услышать в свой час, в свое время.
И неважно, кто говорит с тобой - Бэтман или Капитан Америка, Супермен или Ник Фьюри. Они всегда говорят о тебе самом от лица той силы, что они олицетворяют.
Бэтман - это показатель Америки, ее олицетворение. Но Патиссоном ее сделали люди, до сегодняшнего состояния ее довели люди. Разве можно слушать героя, который даже не мужчина или женщина? Который не сложился ни как личность, ни как гражданин? Который не герой? Бэтман сегодняшний похож на того ганимеда, которого престарелый развратник выбрал себе в фавориты. Но развратник скоро отойдет в мир иной, а ганимед растворится в толпе, презираемое существо.
Каким ты будешь, новый Бэтман? И нужен ли ты, когда так много сказано?
Кстати, проблема Бэтмана - это проблема осиротевшего ребенка, который не справился со своей травмой, не умеет сублимировать агрессию и гнев, потому и дает волю кулакам. Америка тоже переживает эту проблему всю свою историю. У нее нет родителей и она тоже не умеет сублимировать свою детскую агрессию в что-то полезное. Эта страна слишком молода, чтобы понимать, как устроен мир, поэтому и пытается переделать его под себя. Как Бэтман плохого режиссера и очень поганого сценариста.
Свидетельство о публикации №224031401363
Игорь Иванович Бахтин 29.05.2024 21:12 Заявить о нарушении
Диана Галли 30.05.2024 00:04 Заявить о нарушении