Истинный бакинец

   Этот рассказ основан на реальных событиях.  Я часто склонен приукрашать истории , называя это художественным вымыслом, но  эта история реальная на все 100%.
 Год точно не помню, да и это не важно в этой истории,  но в январе месяце мне понадобилось лететь на юг Китая. Маршрут был сложный,  впрочем как всегда,  но это нормальное явление,  так как страна огромная , а полёты тогда были из Баку только в Урумчи.
  Урумчи -это город на севере Поднебесной, столица Синьцзаньского Автономного Округа, а точнее страны Уйгуров. Полет длится 5 часов,  и вылетев поздно вечером и   подремав в самолёте,  ещё затемно мы оказались в самом удаленном от моря крупном городе в мире, с соответствующим резко континентальном климатом. Если не говорить слишком умно то стоял дубак. Из огромных окон аэропорта я увидел ледяные скульптуры - ничего хорошего это не обещало.
 Из международного аэропорта,  мне надо было перейти на локальный , откуда самолёты вылетели в разные области обширной страны. Второй аэропорт находился где-то 600-800 метра от первого, и как нетрудно догадаться идти туда необходимо было пешком и по улице.
 Наверное не я один выбрал бы тёплую постель в зимнюю ночь, особенно в ту,  которая ждала меня за стеклянными дверьми аэропорта автоматически распахнувшие перед о мной.  А ждала меня , одетого в пижонскую замшевую курточку,  начинающая метель при  температуре минус 24. Первое ,что я почувствовал,  это то что ледяная  статуя Дракона обняла меня мифическими крыльями, и мне не оставалось ничего , кроме как бежать в сторону манящего теплом и светом второго аэропорта. Последние 100 метров, я волок ноги как кенийский марафонец чисто автоматически.
  Озноб не покидал меня даже в здании аэропорта  и я не нашёл ничего лучшего,  чем встать под специальный поток горячего воздуха, так называемый тепловые занавеси, существующие в таких холодных странах  . Как бы там не было через пару часов я сидел в своём самолёте  летящий на юг. Время в полете было часов шесть   и благодаря усталости  , холоду  и бессонной  ночи сон не заставил себя ждать.
 Сплю я обычно очень чутко, меня может разбудить ветер, пение птиц, звук мотора и покупка новых туфель на  смартфоне моей супруги. Но если рядом со мной будут кричать,  то я проснусь точно, а если будут кричать одновременно 150 человек,  то проснётся  даже совесть у Главы Исполнительной Власти Имишлинского района.
 Мы падали. Самолет был  в самом эпицентре метели , и попал в воздушную яму, с которой не мог выбраться. Крики пассажиров никак не помогали пилоту выйти из этой ситуации,  и ваш покорный слуга не стал повторять ошибок своих попутчиков.  И дело не в том , что я безумно храбрый  герой вестернов. Я не стал как  Клин Иствуд курить глядя в глаза смерти. Быстро сообразив,  что будучи так близко к Небесной Канцелярии лучше обезопасить себя прочтя дежурную молитву. Несмотря на все усилия служителей духовенства  я знаю Kelmeyi Shahadet и слепо верю,  что
  La ;lahi ;l Allah спасёт меня в нужный момент. Или даже если попаду туда, то не с бессмысленным "Ааааааааа", а с куда более важной речью.
 Через несколько секунд,  показавшиеся всем вечностью, пилот смог спасти самолёт , а заодно 150 пассажиров,  за что ему низкий поклон. Мы экстренно сели где-то в Центральном Китае,  в городе с труднопроизносимым названием ( а других и не бывает), и стали ждать что нам готовит повороты судьбы.
  За многие годы путешествий я бывал в разных аэропортах. Аэропорт Дохи, столицы Катара, больше напоминает вестибюль роскошного отеля: премиальные бутики, произведения искусства,  икорный ресторан с настоящим шампанским,  сигарный клуб  и многое другое из-за чего  я бы с удовольствием пожил там пару дней. Аэропорт Дубая -это  добротный торговый центр ,  где оживление и вавилонское скопление круглые сутки , 365 дней в году. Шереметьево в Москве- суетливый , бесстрастный и слегка навеселе. В Гонконге взлетно- посадочная полоса врезается в Южно Китайское море, и при посадке впечатление того ,что ты падаешь в море заставляет мурашек бегать быстрее Бакихановских меньшинств.
 Говорят аэропорт Сингапура прекрасен, а аэропорта Европы и США более аскетичны.   Не знаю, ибо в них не был, но зато был в некоторых провинциальных аэропортах Китая, и они не то что скромны , а скорее напоминают евлахский автовокзал.
 Из всех развлечений там бывают газетные  ларьки с тоннами газет, журналов и книг исключительно на китайском языке. Сидеть можно в зале ожидания,  где места для отдыха произведены обществом садистов  .
 Во первых они изготовлены из неизвестного природе металла,  который вопреки свойству всех металлов обладать хорошей теплопроводностью и соответствовать температуре помещения ,выдавали температуру за окном, где бушевала метель. Во вторых между сиденьями были перегородки которые позволяли сидеть, причём сидеть исключительно в положении прямоугольного треугольгика.
  Метель усилилась,  рейс неоднократно отменяли....смеркалось. После слова смеркалось,  обычно ожидается что-то романтическое, мягкое , тёплое. Но меня ожидали усталось, бессонница и холод . И ужасно хотелось есть. Почему-то к слову холод , всегда идёт спутником неизменный голод- и в литературе,  и в жизни.  И в аэропорту города с непонятным названием где-то на краю Земли , это не стало исключением. Было там помещение отдалённо напоминающий Memish market, в нашем дворе в котором  Taxtagul Memmedova ,  хронически несчастная продавщица с двумя разводами, круглые сутки продавала  кексы с изюмом и кишечными палочками, которые она заботливо прикрывает марлей. Марля осталась от её троих детей от разных мужчин .Наверное боялась  простудить палочки. 
 Но ассортимент китайского магазинчика состоял исключительно из напитков кислотного цвета,  больше напоминавших самопальный антифриз  в гараже у Matarist ;leyd;r - вкус оправдал мои опасения. Из еды были пакеты с непонятными сухофруктами. Они были настолько морщинисты, что мысль о том что эти маленькие микиджаггеры выйдя из пакеты заорут "Satisfaction " я посчитал  слишком эмоциональными на сегодня и взял пакет с чем-то напоминающие крекеры. Напоминающие  здесь ключевое слово.    Открыв пакет я почувствовал запах чеснока, имбиря и Нардаранских водорослей. У меня был выбор: умереть от голода или съесть что есть... Надо было умереть...
 Ещё долго послевкусие чего-то непонятного, но очень гадкого не покидали меня. Его невозможно было смыть, запить  , заесть. Он даже снился мне несколько дней. Вот в таком невеселом настроении я подошёл к группе наших сограждан, волей судьбы оказавшихся в Богом забытом месте...
   В Китай народ  едет  исключительно за товаром. Выражаясь современным языком бизнесмены, а на деле просто челночники,  как в дремучие 90е. Прошли десятилетия , а бизнес как был  на уровне базара, так и остался. Может кто-то и приезжает как турист или на медицинские процедуры, но я особенно не замечал. Ну кто приедет в такую даль , чтобы поправить печень? По дороге остатки здоровья растерять можно. Восстановить потерянные волосы ,в отличии от потерянной потенции граждане могут и в той же Турции например.
 И здесь в аэропорту была группа наших сограждан с легендарной толкучки. Они практически все друг друга хорошо знали, ибо десятилетия совместной деятельности они  практически породнились. Мужчины  сгруппировались по землячествам. Оно и понятно: работали вместе, многие были земляками или родней, и в долгой дороге( а поездки длятся от пару недель до пару месяцев) лучше быть вместе.
 Было группа из Западного Азербайджана,  из Борчалы, многочисленная с Юга и поменьше уроженцев с Нахичевани. Мой бизнес был в городе и особо близко никого не знал. Даже проживание в одном отеле не сближало нас: днем у каждого свои заботы, а по вечерам ни игрой в нарды, ни алкоголем, ни походом по злачным местам  я особо не интересовался . До сих пор удивляюсь как над головой нимб не светит.  Но у этих ребят было большое преимущество.  Переводчики -китайцы были в основном  англо и русскоязычные, а так как ребята практически не знали ни тот ни другой, то они довольно быстро усвоили китайский, и многие из них довольно свободно могли общаться.
 У меня созрел план, но для его осуществления мне нужен был переводчик. Дело в том ,что по международным правилам авиации, при задержки рейса на 6 или 8 часов авиакомпании должны обеспечить горячее питание, а при задержке  12 или более часов отелем. Я рассказал о своём плане и попросил помочь мне в этом. Надежда была на  ребят с Нахичевани. Они в основном хорошо образованны и правдолюбы-правдорубы в одном флаконе. У них есть  врождённые лидерские качества и в дороге бывают надёжными попутчиками, в чем ни раз убеждался лично. Я не ошибся, моя идея вызвало одобрения среди них, и один мужчина моего возраста вышел вперёд.
   Мы быстро нашли офис авиакомпании и  Иса, таково было библейское имя моего нового товарища, разбудил дремлющего клерка кавалерийским голосом. Клерк был  не в курсе международных правил и существование других стран для него было новостью. Но мой уверенный вид, и грозный взгляд моего напарника с голосом главнокомандующего парадом , окончательно ввели его в ступор. Он сказал ,что позовёт главного и убежал в неизвестном направлении,  оставив нас в теплом офисе.
 Мы стали его ждать и невольно завязалась наша беседа.
- Откуда ты? - спросил он меня скучным голосом
-Из  Баку.- ответил буднично я.
-Ясное дело, мы все бакинцы- ответил оживившись он, язвительно и с  плохо скрываемым раздражением. -откуда корни?- продолжил он.
 Мне было странно слышать недовольный тон собеседника, и тем же тоном ответил ему:
-Родился в Баку, и  родители , дедушки и бабушки тоже, могу назвать селения. А дальше не знаю, и архива нет, к сожалению.
 И уже собирался покинуть офис , как он широко улыбаясь, сказал что давно не слышал бакинский говор и рассказал история своей жизни.
 Родился и вырос в Нахичевани,  в 17 лет отправился в Баку и поступил в Консерваторию. Там познакомился с группой ребят , который изменили его мир.
 - Я познакомился совсем другими людьми. Они говорили по другому,  одевались по другому,  шутили, гуляли, отдыхали совсем не так как я видел до сих пор. Они не стали отчуждать меня от себя, приняли в свою компанию. -рассказывал мне он.
 На одной из девушек в их компании он женился,  обретя семейное счастье. Оставшись в городе , купил квартиру, занялся бизнесом. Родились двое дочерей...
  Город менялся, менялись люди.  В один день, гуляя с семьёй он услышал матерные слова от двух парней. Сделав им замечания он услышал грубый ответ. Завязалась драка, наряд полиции,  задержание. Но даже не это стало последней каплей , а то что все негативные изменения стали нормой.
 Продав бизнес, сдав квартиру, он вернулся в Нахичевань , но тоска по  любимому городу и его жителям не покидали его все эти годы.
- Хороший был город - сказал он, и после небольшой паузы добавил...- у вас...
-Ты не прав- сказал наконец я- у нас...
- Это наш с тобой город. Тот кто любит и болеет за Баку как ты есть истинный бакинец. И не важно где он родился, где живёт и где умрёт.
 Он встал и что то хотел сказать,  но слова были лишними...
 В этот момент зашёл клерк с туповатым начальником, и нас  отправили в другой конец города в помещение которое при всем оптимизме нельзя было назвать отелем.
 На следующий день мы разлетелись а разные города огромной страны.  Истинные Бакинцы есть везде....
Автор:#Mahir Taghiyev


Рецензии