9. Александр Матросов. Поиск истины

   Вклад в поиски истины военного   
                историка  Н. А.  Шкарлат.
  В 2021 году выходит книга воронежского военного историка Николая Александровича Шкарлат «Дорога в бессмертие. Александр Матросов». Очерк содержит описание жизни и подвига Александра Матвеевича Матросова, совершённого им в годы Великой Отечественной войны, и является продолжением работы, начатой автором в 2014 г.
    Шкарлат Николай Александрович – историк, краевед, потомственный военный в третьем поколении. Офицер мотострелковых войск.  Полковник в отставке. Преподаватель военной истории в Военном авиационном инженерном университете г. Воронежа, переименованном  в ВУНЦ ВВС «Военно- воздушная академия  им. проф. Н. Е Жуковского    им. Ю.А. Гагарина» ( г. Воронеж)
Автор трёх  монографий  военной истории: Военная история. История Воронежа в названиях улиц. Часть I: Монография. – Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015.- 100 с.; Военная история. История Воронежа в названиях улиц. Часть II: Монография. – Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2017.- 148 с.; Военная история. Воронеж – город Героев (история Воронежа в названиях улиц). Часть III: Монография. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018.- 154 с. Автор двух книг: «Дорога в бессмертие. Александр Матросов».– Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2021.– 84 с.; «Дорога в бессмертие. Герои Краснодона»: – Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2022.- 384 с.; 34 учебных пособия, а также более 40 научных статей по военной истории Российского государства, напечатанных в различных международных, всероссийских и межвузовских сборниках.
    Свою работу по исследованию жизни и подвига Александра Матросова Николай Александрович начал в 2014 году. Информации по данной теме было, можно сказать. предостаточно. Анализируя, разбирал пласт за пластом. И лишь через 7 лет учёный отобрал  на его взгляд то единственное рациональное зерно, которое он донёс в 2021 году до читателя в своём очерке «Дорога в бессмертие. Александр Матросов».
   Из предисловия:  « Дорогой читатель!
Кажется, что о подвиге и жизни Александра Матвеевича Матросова написано всё и белых пятен уже нет. Но это совсем не так, как до недавнего времени представляли себе и сам автор, да и многие его сверстники, прочитав в молодые годы книги о герое и посмотрев знаменитый фильм «Рядовой Александр Матросов» режиссера Л.Д. Лукова, снятый по сценарию Г.Д. Мдивани на киностудии «Союздетфильм» в 1947 г.
Впервые написать о героях нашей Великой страны я задумался еще лет десять назад, когда преподавал военную историю в Военном авиационном инженерном университете г Воронежа, переименованном потом в Военно-воздушную академию. Военный городок, в котором обучались будущие офицеры ВВС и других видов и родов войск, находится в историческом районе города. Рядом с ним пролегают улицы Чапаева, Матросова, Неделина. На одном из занятий в учебной группе я задал вопрос первокурсникам: «Знаете ли вы, что это за люди и какой подвиг они совершили?». И, к великому моему сожалению, никто не смог ответить на этот вопрос, более того, о Главном маршале артиллерии, Герое Советского Союза Митрофане Ивановиче Неделине не знали даже многие молодые офицеры, выпускники 1990 – 2000-х гг.
Я удивился, но не стал винить бывших школьников в этом невежестве, понимая, что не их это вина. В дальнейшем, наблюдая, с каким интересом большинство из них слушали мои лекции о героических событиях прошлого нашей Родины, я решил, что мой долг – ликвидировать этот пробел в их знаниях, ведь виной всему школьная программа, которая по планам наших заокеанских «партнеров» была направлена на осуществление знаменитого фашистского плана «Ост». Он предполагал, что в случае победы, не только территориальное расчленение Советского Союза, физическое уничтожение большей части нашего населения и порабощение оставшихся в живых, но и обучение примитивных рабов простому счету до 500, умению расписаться, повиновению немцам как хозяевам жизни. Особое внимание будущие колонизаторы обращали на то, что покоренные народы не должны знать свою историю. А для достижения этих целей все средства хороши, считали фашистские нелюди. Не зная истории, уже наши доморощенные чиновники сделали все, чтобы этот план воплотить в жизнь в угоду своим заокеанским хозяевам.
Пытаясь хоть как-то исправить это положение, я в 2014 г. подготовил и выпустил монографию, в которой постарался вкратце изложить суть подвигов красноармейцев и командиров нашей армии в годы Великой Отечественной войны, хотя надо мной и посмеивались бывшие выпускники академии с учеными степенями, руководившие нашей кафедрой. Но после выпуска первой части своей книги я с удивлением обнаружил, что она заинтересовала не только курсантов, для которых и писалась, но и моих сверстников, людей с огромным жизненным опытом, которые даже в пожилые свои годы не потеряли интерес к событиям истории. Их очень заинтересовала моя работа, и они с нетерпением ждали продолжения. Вскоре свет увидели еще две мои книги.
Работая с документами архивов, я находил новое, интересное, с моей точки зрения, поэтому стал дополнять и уточнять уже написанный материал».
Автором очерка были разобраны все  основные версии рождения Александра Матросова:
«Официальная версия гласит, что наш герой родом из крупного административного центра в центральной части Украины г. Днепр, который до 1926 г. назывался Екатеринослав, а до 2016 г.– Днепропетровск.
Творческие фантазии Павла Терентьевича Журбы поведали читателю, что маленький Саша из рассказов бабушки знал, что папа его был «уважаемый человек, работал горновым на металлургическом заводе, но партия послала его в самое трудное глухое степное село помогать крестьянам объединяться в колхозы, а куркули за это его убили. А через два года с горя умерла и мать. И прадедушка Саши был отчаянным днепровским лоцманом, который не боялся самых бурных речных порогов и царских жандармов. Тогда и захотелось мальчику стать матросом, смелым и сильным, как прадед. Эту версию подтверждали все журналисты и писатели Советского Союза, хотя уже в конце 1950-х гг. было известно, что доверия она не заслуживает, потому что как ни пытались краеведы, историки Днепропетровска  найти хоть какие-нибудь сведения, документы ЗАГС, записи в церковных книгах о проживающих в городе и даже области Матросовых, о рождении ребенка с таким именем и фамилией в 1924 г., но ничего не нашли».
И далее по «днепропетровской»: «Иван Иосифович Шкадаревич уже знал об ульяновских корнях героя, но, готовя книгу к печати в 1967 г., он письменно обратился в Ульяновский обком КПСС, где просил проверить корни рождения Саши в с. Александровка Мелекесского и в с. Александровка Новомалыклинского районов. Получив официальный отрицательный ответ, он с легким сердцем оставил Днепропетровск в своей книге «Бессмертный подвиг Матросова». (Хотя в его архиве должна храниться «Книга передвижения детей Ивановского детского дома» в середине 1940-х гг., которую ему отдала директор Раиса Алексеевна Иванова). Единственное, что он позволил себе дописать о детстве Саши –  это то, что его маму звали Анной.
  После выхода в свет книги всем остальным исследователям строжайше запретили даже вспоминать другие версии рождения Матросова, тем более, что «дорогой и любимый» Первый секретарь ЦК КПСС и руководитель государства Л.И. Брежнев долгое время до войны (с 1937 г.) и после (до 1950 г.) работал в Днепропетровском обкоме компартии Украины и у него остались об этом времени самые хорошие воспоминания (а тут еще и герой родом из этих мест).
Но началась перестройка, Советский Союз как государство прекратил свое существование. Все героические события Великой Отечественной войны стали опровергаться и подвергаться искажениям.  Националистам разных мастей и республик понадобились свои герои и в Башкирии вспомнили о версии писателя Рауфа Хаевича Насырова, по которой «настоящий» Матросов – это Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, который родился в башкирской деревне Кунакбаево. Нашлись даже живые свидетели, видевшие Александра прямо перед войной, когда он приезжал (из колонии – авт.) к друзьям в родную деревню (не рассказал только писатель, что этим свидетелям в то время было по 5-6 лет и они до сих пор говорить по-русски не умеют). Провели даже фотоэкспертизу и нашли немалые средства на создание документального фильма. (Одно только успокаивает, что сам подвиг Матросова под сомнение автор не поставил.) Но возникло немало вопросов к Р.Х. Насырову:  Как и почему малолетнего ребенка из неблагополучной семьи, который постоянно недоедал и мерз в неотапливаемой землянке, добрые соседи отвезли в Мелекесский детский дом за 1000 км от деревни Кунакбаево через две области и мимо Уфы, без наличия железных дорог поблизости, хоть в Башкирии в то время работали  36 детских домов и ближайший был в 10 км в соседнем большом селе Учалы – административном центре Учалинского района Башкирской АССР? Почему свидетели вспоминают о его темных глазах, когда у реального Матросова они голубые? Да и разговаривал он без всякого акцента и только на русском языке, пел русские песни и среди его друзей были воины разных национальностей, кроме башкир».
Далее автор очерка пишет: « После длительных поисков и исследовательских работ людей, занимавшихся изучением биографии А. М. Матросова, очевидным стало только то, что доверия заслуживают дата рождения героя, его нахождение в детских домах и воинских частях, а также место гибели. Вся остальная информация была и остаётся достаточно противоречивой, а потому требует более пристального рассмотрения. Автор придерживается следующей версии, по его мнению самой правдоподобной. Версию Нины Александровны Дубовик, рассмотренную в книге «Все равно я буду человеком» (2016), автор изложил, надеюсь, доступно в этом очерке».
     Дальше  идёт  рассмотрение и обоснование «зиновражской» версии рождения.
     Кроме этого, Николай Александрович коснулся  «пространных» и ни на чём не основанных суждениях, связанных с двумя судимостями Александра Матросова: «На волне вседозволенности 1990-х гг. любители исторических сенсаций доказывали читателю, что Матросов был вором, пьяницей, уголовником и штрафником .
Эти утверждения очень сильно оскорбляли не только память о герое, но и тех людей, которые лично знали Александра по Ивановскому детскому дому, Уфимской детской трудовой колонии № 2, по службе в Краснохолмском военно-пехотном училище и 2 осб 91 осбр.
Ни один из авторов серьезных исследований жизни и подвига Александра Матросова в своих книгах не подтвердил этого. Наоборот, все, опираясь на многочисленные рассказы его товарищей, написали, что он ни разу не был замечен в воровстве, был честным человеком и сам боролся с этим явлением. И уголовником он не был, хотя и имел судимости.
Много усилий и времени понадобилось, чтобы восстановить честное имя Героя Советского Союза Александра Матросова. Долгие месяцы лишения свободы из жизни не выбросишь, тем более что она у него оказалась такой короткой».
      Но нужно отметить эту работу Николая Александровича Шкарлат, как единственную и выверенную в плане изучения подлинных архивных документов Великой Отечественной войны, выложенных на сайтах Министерства обороны Российской Федерации. Будучи сам пехотным командиром, он просчитал по маршрутам и выполняемым задачам на рабочей карте того времени по дням, прекрасно зная  все нормативы и возможности пехоты.
События прохождения бригады и в том числе второго батальона, а также два боя 26 и 27 февраля 1943 за деревню Чернушка (Чернушки),  описаны впервые исторически подтверждёнными, и поэтому они уникальны!   
          Закончил Н. Шкарлат так:
Автор не претендует на роль летописца жизни и подвига А.М. Матросова, но каждую строчку в этом повествовании может подтвердить источниками исследований других авторов и подлинными документами периода Великой Отечественной войны, которые изучил, работая в архивном фонде России. Поиски истины продолжаются, и давно пора собрать научную конференцию, на которой и уточнить все события столь короткой, но яркой жизни героя и издать библиографию, опираясь на которую, будущие исследователи, писатели и журналисты продолжат свои изыскания и работу по восстановлению   истины.
   На сегодняшний день  работа Николая Александровича Шкарлат является самой серьёзной и  исторически грамотной.    

  Подготовила   Н. Дубовик


Рецензии