Письма Учителю. Жизнь или земля?

          "Даже последняя капля раба токсична для всего социума"
                Ван Ли-чжун, чеховед при дворе Фу Си.

 "                Извините, граф, что начинаю с эпиграфа моего китайского друга.

 Но такая глобальная для России тема требует и взгляда постороннего. Тем более, что судя по ситуации, наши ближние соседи эффективнее используют одно из главных богатств Земли.

 Вернемся, однако, к Вашим дневниковым записям от 1856 года. Кроме увлечения юной Арсеньевой, поматросил и бросил?, Вы пытаетесь одним махом разрубить гордиев узел отношения между рабовладельцами и рабами.

 Думаю, получись это, товарищ Толстой Л.Н. мог бы претендовать на Нобелевскую премию. Шучу, шучу, по сельскому хозяйству она не присуждается.

 Лучше по экономике. Так сказать, бытие определяет сознание. И пока сознание двух связанных социальных групп отравлено хоть каплей упомянутого моим другом яда, то кумулятивный эффект взаимной ненависти заканчивается взаимоуничтоженеим.

 Но в 1856 году в Ваших "земельных" записях лишь тезисы и некий смутный план передела отношений между помещиками и крепостными.

 Сначала немного конкретики, за июль. Вы проезжаете через Бабурино и Мясоедоево.

 "Они выморочные, вольные"

 Не Ваши, соседа, очевидно, умершего и не оставившего наследников на землю, которую прибрали дворовые.

 В целом деградация:

 "В кабак ходят больше. Фруктовые сады вырубили".

 Мой друг тут же вспоминает знаменитый чеховский. А мне- подобное поведение после распада колхозов. Реально, чтобы собрать вишню, рубили сами деревца.

 "Некоторые живут хуже, но говорят, как будто лесно,что слободные, на травке лежи, сколько хочешь"

 Не будут бывшие рабы, оставшись без кнута и пряника, работать. Причина понятна, средства производства.

 Вижу и Вы здесь на распутье. Выделяете в своих записях главу "Дневник помещика". Извините, граф, прямо про жаренного петуха и Вашу пятую точку.

 Понимаю, Вы не виноваты. Ситуация катастрофична. На неё, в своем мартовском послании к дворянам, указыает и "Освободитель"

 Вы же ведете репортаж с "полей сражений за общий урожай" 

 А потом пишите "черновое письмо гр. Блудову"

 К этому времени Дмитрий Николевич уже разменял восьмой десяток, но ещё на коне. С молодым задором подхватывает инициативы "Освободителя", в том числе и по отмене рабства.

 Господи, геронтофилия, в социально-политическом понимании, у нас в крови. Олицетворение стабильности и прогесса.

 А с землей, как прежде:

 "...вопрос помещикам уже поставлен так:жизнь или земля".

 Далее весьм туманно:

 "...я никогда не понимал,почему невозможно определение собственности земли за помещиком и особождение крестьянина без земли?"

 Граф, Разорвав позорные цепи рабства, Вы оставляете средства производства в руках своего класса?  По сути формируете сельский пролетариат.

 Соглашаетесь:

 "Пролетариат!Да разве теперь он не хуже, когда пролетарий спрятан и умирает с голоду на своей земле, которая его не прокормит, да и которую ему обрабатывать нечем, а не имеет возможности кричать и плакать на площади:дайте мне хлеба и работы"

 Успокойтесь, граф. Через полвека сельский пролетарий сделает попытку отнять у вас хлеб. Но очень быстро новые рабовледельцы загонят его, вновь беспаспорного, в чуть обновленные клетки.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Через пять лет после этих записей рабов "освободили". Но в отличие от "let my people go", нашим идти было некуда."

 



 
 


Рецензии
Необычно написано.

Игорь Леванов   23.03.2024 12:18     Заявить о нарушении
Владимир Ильич лихо использовал толстовскую фразу.

Он сделал из неё первый Декрет новой власти. Возможно, не смени НЭП приход Джугашвили и его потомков, все могло бы в России сложиться иначе...

Миру-мир, землю -крестьянам.

С признательностью,

ЕС.

Евгений Садков   24.03.2024 03:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.