Беньямино Джильи - сладкоголосый кудесник
Beniamino - в переводе с итальянского означает "любимец", "баловень".
Видимо, не зря было дано такое имя мальчику, родившемуся в маленьком городке Реканати, который с малых лет любил петь больше всего на свете - он пел соло на соборных мессах, пел дома и на улице, забирался на колокольню собора и там пел во весь голос, за что получил прозвище "соловей с колокольни".
При этом, Беньямино рос в бедной семье, где никому и в голову не приходило, что пение может быть профессией, и ему уже с восьми лет приходилось работать учеником или помощником то башмачника, то столяра, то аптекаря...
И всё же провидение довольно скоро привело его через все трудности к осуществлению заветной мечты и к той жизни, где его ожидали всемирная любовь и слава.
После ухода Карузо, место "короля теноров" практически безоговорочно было отдано Джильи, хотя его самого обижали и тяготили бесконечные сравнения с Карузо и желание "отдать" или "не отдать" ему место великого неаполитанца.
Джильи хотел занять место исключительно своё собственное, что ему, без сомнений, удалось.
В те годы была удивительная плеяда великих теноров, одни из которых поражали силой и красотой звучания, другие техникой и чувством стиля, третьи были "чемпионами" высоких нот.
И всё же, среди всех, именно Джильи был, пожалуй, самым главным чародеем и сладкоголосым кудесником итальянской оперы своего времени.
Интересно, что в эпоху торжества эстетики веризма, для многих он олицетворял собой "эталон бельканто", что, конечно, не совсем верно.
Но его эмиссия звука была так изумительна, дыхание совершенно, мецца-воче и пьяно так чарующи (они не имели ничего общего с тем, как многочисленные певцы более или менее удачно переходят на фальцет и думают, что поют пьяно и мецца-воче), легато было таким мягким и выразительным, что и впрямь казалось - этот художник пришёл из мира романтического бельканто.
При этом он мог окрашивать тон более тёмной краской и акцентами, соответствующей атакой звука и подачей слова достигать острой драматической экспрессии в пении, не теряя красоты своего неповторимого тембра.
Благодаря этому, его репертуар был почти безграничен: от Дона Оттавио, Неморино, Герцога и Де Гриё из оперы Массне до Радамеса и Альваро, Каварадосси и Канио... Всего он исполнил более 60 партий!
В его пении было и сладостное упоение, и печаль, и то неизъяснимое "уно сентименто", которое неизменно пленяло сердца слушателей.
Помимо выступлений на оперных сценах и концертных эстрадах, Джильи сделал много записей, снимался в кино, где главным героем был, конечно, его голос.
Понятно, что со сменой эпох происходят определённые изменения эстетических критериев. Сегодня некоторые черты исполнительства Джильи могут казаться несколько старомодными: эти "рыдания", "вздохи" и чрезмерные портаменто...
Но по-прежнему не могут не восхищать бесподобная красота этого голоса, наполняющее его подлинное чувство и великое владение искусством пения - то, что уводит нас в блаженный мир истинной гармонии, а потому не подвластно времени.
(Материал "QUI la VOCE" во ВК
от 19 мар 2020 - музыкальные фрагменты там)
Свидетельство о публикации №224031401608